Деятельность учителя
|
Деятельность учащегося
|
1.Организационный момент Проверка готовности к уроку.
|
-Какой предмет мы изучаем? Что изучает предмет окружающий мир?
|
-Окружающий мир.
-Всё, что нас окружает, природу, растения, рукотворные объекты.
|
2.Актуализация опорных знаний
|
Как вы думаете, на каком уровне ваши знания о планете Земля? Покажите на линейке.
-Ребята, чтобы пополнить свои знания о нашей планете
предлагаю отправиться в путешествие вокруг Земного шара.
|
Один уч-ся показывает на линейке у доски.
|
А на чём будем путешествовать, должны отгадать.
Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,
Только выпустит хвост -
Понесется до звезд.
Слайд 2
|
-Ракета.
|
Чтобы отправиться в путешествие, надо иметь знания об объекте. Проверим, что знаете о Земле. Для этого мы разобьёмся на три экипажа, каждому экипажу (ряду) будут задаваться отдельные вопросы (вопросы задаю по очереди, каждому ряду отдельно)
- Сколько материков на планете Земля? (6)
- Сколько мировых океанов на планете Земля? (5)
- Благодаря какой звезде на планете Земля есть жизнь?
Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы.
Для полёта нам нужны силы, поэтому надо немного размяться.
|
Отвечают на вопросы.
Остальные ряды показывают, согласны или нет.
|
3.Физминутка
|
4. Изучение новой темы
|
-Что нам поможет узнать ещё больше о планете Земля?
Слайд 3
Датская пословица:
Никто не знает так много, как все мы вместе.
|
-Умение слушать друг друга. Дружба. Внимание.
|
Наш мишка заблудился. Давайте поможем ему попасть домой. Покажите на карте, где живёт белый медведь.
-Покажите на глобусе.
-Хорошо ли белому медведю здесь жить? Почему?
-А что ты сейчас делал?
На что это похоже?
А что такое пояс?
Оказывается пояса есть и у планеты Земля.
_ О чём мы будем сегодня говорить?
|
Один уч-ся опоясывает глобус.
ПОЯС (от поять, обнять, опоясать), обвязка, полоса вкруг чего-либо;
|
Все ли слова на доске вам понятны?
Земля, Солнце, умеренный пояс, холодный пояс, жаркий пояс, зима, лето
Какие непонятны?
|
Нет
|
Наша ракета пролетает над территорией и если бы мы приземлились, то увидели бы следующую картину:
Опишите, что вы видите.
Слайд 4
|
Эта часть планеты покрыта ледниками. Очень низкая температура, минусовая. Снежный покров держится почти круглый год. В местах, где из-подо льда на поверхность выходят скалы, существует собственный растительный мир: мхи, лишайники. Из животных в этом месте больше всего птиц. На скалистых местах собираются чайки, кайры, гагарки. Здесь можно встретить белого медведя и тюленя.
|
-Кто догадался, где мы пролетаем?
-Покажите это место на карте и глобусе
-Как называется полюс?
-Какой океан находится на северном полюсе?
-Как вы думаете, какое название подойдёт для этого пояса? Выберите табличку.
А почему здесь две таблички?
Посмотрите на глобус и ответьте, почему этот пояс назвали холодный?
Что необходимо для жизни на планете?
( тепло и свет)
Опыт со свечой
Слайд 5
|
над крайним севером
северный
у доски 2 ученика: один показывает по карте, другой на глобусе
дети выбирают название из предложенных названий, которые развешены по классу по 4 экземпляра, названия крепятся на карту полушарийи на глобус
Вывод
Лучи солнца плохо обогревают это место, они лишь скользят по поверхности земли, давая очень мало тепла
|
Итак, наш полёт продолжается. Мы с холодного пояса летим в другой тепловой пояс, а в какой вы узнаете позже.
Слайд 6
|
|
Природа этого пояса разнообразна, происходит смена времён года, лето- жаркое, зима- холодная, весна и осень- прохладные, разнообразная и богатая растительность, разнообразен животный мир. Следовательно, какой это тепловой пояс? Выберите название для этого пояса. (умеренный)То есть всё в меру
|
Умеренный
Название вывешивается на карту на глобус
|
- Кто догадался, почему это происходит? Помощник вам сейчас будет глобус.
Слайд7
|
в эту зону солнечных лучей поступает больше, земля успевает нагреваться
|
Продолжаем наш полёт. Куда летим на этот раз догадайтесь сами, отгадав ребус
Слайд 8
|
Экватор
|
Посмотрите на глобус со свечой и скажите, хорошо ли солнечные лучи прогревают данный пояс?
|
Больше всего солнечных лучей попадают на экватор, здесь Земля больше всего получает солнечного тепла
|
Попробуйте описать природу данного пояса, какая здесь всегда температура воздуха?
Какое название подойдёт для этого пояса?
Полёт у нас сегодня очень длительный, нам приходится много наблюдать, анализировать и конечно же вы устали.
Сделаем физминутку
|
жаркий
|
Физминутка
|
-Какой вывод мы сделаем?
Отчего зависит деление Земного шара на тепловые пояса?
В учебнике стр.41
|
|
-А сейчас вам предстоит поработать в группах. Вам нужно определить в каких тепловых поясах живут и растут те или иные растения и животные.
Проверка.
|
Работают в группах.
|
В какой тепловой пояс мы должны с вами вернуться, чтобы оказаться дома?
|
В умеренный
|
Игра «Крестики –– нолики»
Мы сейчас поиграем в крестики и нолики. Я буду задавать вопрос, вы его внимательно слушать, если ответ да, то ставите крестик, если нет, то ставите нолик.
– Лучи солнца обогревают Землю неравномерно, поэтому Землю делят на тепловые пояса. (Крестик)
– Пояс, где вечная мерзлота- умеренный. (Нолик)
– Карелия находится в умеренном поясе. (+)
Проверка.
|
|
5. Рефлексия
|
_Как вы думаете, на каком уровне сейчас ваши знания о планете Земля?
|
-Показывают на линейке.
|
– Что нового вы сегодня узнали на уроке во время путешествия?
– Мы с вами увидели, что наша Земля делится на тепловые пояса. И это происходит благодаря солнцу.
Самооценка (на доске заготовка солнца).
Мы знаем, что без солнца жизнь невозможна. Я хочу, чтобы солнце нам светило повсюду. Если вы работали активно, выберите длинный лучик, а если что-то не получалось, то короткий. (На доске получается – солнышко)
|
|