Урок – проект по чтению в 4 классе.
Тема урока: «Творчество Сергея Александровича Есенина».
Учитель: Штомпель Ольга Георгиевна.
- Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: литературное чтение.
- Класс: 4.
- Тип проекта:
- По доминирующей деятельности учащихся: исследовательский, творческий
- По предметному содержанию: моно -проект
Задачи: обобщить полученные знания, применять их на практике, формировать устойчивый познавательный интерес к предмету
4. Цели урока :
1. Образовательные : познакомить учащихся с биографией С.А. Есенина,
продолжить знакомство с творчеством С.А. Есенина,
учить работать с текстом и дополнительной литературой
2. Развивающие: развивать навыки работы с дополнительной литературой, энциклопедией, интернетом,
развивать творческие способности учащихся,
развивать память, мышление, внимание,
способствовать расширению кругозора детей
3.Воспитательные : воспитывать любовь к литературному чтению,
воспитывать любовь к природе, чуткое и бережное отношение
ко всему живому
- Вопросы проекта:
- Где и когда родился С.А. Есенин?
- Какие интересные факты из жизни поэта нам известны?
- Какие стихи написал поэт?
- Отрывок из моего любимого стихотворения
6. Оборудование: учебник, энциклопедия, интернет - ресурсы
7. Аннотация: идеей создания проекта послужило желание творчески подойти к изучению творчества Сергея Александровича Есенина.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Постановка целей. Актуализация знаний.
- Сегодня мы начнём создавать мини – плакат о жизни и творчестве русского поэта. Вы догадаетесь, какому поэту посвящён наш урок из следующих строк: «Душа поэта – тонкая струна,
Дотронешься – и зазвучит она.
И мир Есенина
Нам предстоит постигнуть
В секреты слова красоты проникнуть».
- Работа в группах.
- Дома каждая группа готовила задание.
1 группа– краткая биография поэта Сергея Александровича Есенина.
2 группа – выписывала эпитеты из стихов, которые мы изучали.
3 группа – выписывала олицетворения.
1 группа: «Сергей Александрович родился в 1985 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской области, Рязанской губернии и Рязанского уезда. Детство прошло среди полей и степей… Рос под присмотром бабки и деда. Стихи начал слагать рано, лет с девяти. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки, Некоторые с плохим концом ему не нравились, и он переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам… Среди мальчишек был всегда коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Вместе с дядей ездили поить лошадей. Вспоминая это, Есенин писал: «Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот- вот выпьют луну, и радовался, когда она с кругами отплывала от их ртов… В 1912 году переехал в Москву, где служил у купца его отец. Работал в типографии, вступил в литературный кружок, посещал лек- ции в народном университете. В девятнадцать лет попал в Петербург… Зашёл к Александру Блоку, Блок познакомил Сергея Есенина с Клюевым. Стихи Сергея Есенина произвели большое впечатление. Все лучшие жур- налы того времени стали печатать его стихи, а осенью 1915 года появилась первая книга «Раду- ница». Все в один голос говорили, что Есенин – талант. Лучшие строки Есенина ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Волшебник рус- ского пейзажа, удивительно чуткий к земным краскам, звукам и запахам, Сергей Есенин был мастером стиха.»
2 группа – вихрастый гамаюн, эхо резвое, звёзды золотые, сонные берёзки, шёлковые косы, серебряные росы.
3 группа –задремали звёзды, задрожало зеркало затона, улыбнулись берёзки, растрепали косы, крапива обрядилась… и шепчет шаловливо.
Каждая группа получает карточки, на которых напечатаны отрывки из стихов Сергея Есенина Задание: Выразительно прочитать, вспомнить название, может кто- то из детей прочитает стихотворение наизусть.
1 группа – «Белая берёза под моим окном принакрылась снегом точно серебром» «Поёт зима – аукает, мохнатый снег баюкает стозвоном сосняка» 2 группа – «Нивы сжаты, рощи голы, от воды туман и сырость. Колесом за сини горы солнце тихое скатилось» «Задремали звёзды золотые, задрожало зеркало затона. Брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклон»
3 группа - «Черёмуха душистая с весною расцвела и ветки золотистые, что кудри завила» «Тихо дремлет река. Тёмный бор не шумит. Соловей не поёт и дергач не кричит»
Работа над новым материалом.
- Чтение «Лебёдушки» учителем. Анализ произведения. – Прочитайте название стихотворения. Предположите, о ком будет идти речь?
- Какое настроение вызвало это стихотворение?
- Взволновало ли оно вас?
- Попробуем увидеть краски, услышать звуки природы.
2. Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.
- Что вы почувствовали?
- Давайте попробуем превратить наши чувства в краски.
3. Задания группам.
1 группа – Описание природы.
2 группа – Прогулка лебёдушки с лебежатушками.
3 группа – Появление орла и гибель Лебёдушки.
- А сейчас я предлагаю поразмыслить. Как называют людей, размышляющих о жизни?(фило- софами). Вам нужно подумать и написать такие вопросы к стихотворению, которые затронули какие- то чувства в вашей душе. (Звучит спокойная музыка, дети в группах форму- лируют вопросы и записывают на карточках)( Например, вопросы были такие: «Почему мама готова отдать жизнь за своих детей?» «Меняется ли настроение, когда читаешь это стихотво- рение?»
Итог урока.
Итогом нашего урока могут послужить слова А. де Сент-Экзюпепи: « Мы в ответе за все живое на нашей планете.»
- Какие открытия вы сделали на уроке?
Дома вы создадите мини-плакат и подготовите выразительное чтение стихотворения.
|
На: Урок-проект "Творчество С.Есенина"
Спасибо за урок. Мне кажется, что творчество Есенина вызвало у учащихся интерес, потому что каждый из них готовил информацию, работал над нею. В знакомом тексте дети открывали что - то новое, ранее не замеченное. Таким образом они ощутили те чувства и настроения, которые испытывал поэт.
Валентина Ивановна Долгих
На: Урок-проект "Творчество С.Есенина"
Уважаемая Ольга Георгиевна, спасибо за Ваш проект. Может, я и ошибаюсь, но на мой взгляд, интерес к настоящей поэзии падает. Учась в школе, мы много учили наизусть. А уж творчество С.Есенина было нам близко, мы заучивали его стихотворения сверх программы. Думаю, своим проектом Вы привлекли внимание к поэзии С.Есенина и заронили в души своих учеников зернышко, которое в свое время непременно принесет плод. Успехов!
На: Урок-проект "Творчество С.Есенина"
Ольга Георгиевна, я обожаю проводить уроки литературного чтения. Ищу новые формы и приемы, чтобы сделать урок интересным и обучающим. Ваш урок пополнит мою копилку . Вы молодец!
На: Урок-проект "Творчество С.Есенина"
Большое спасибо за представленный материал. Видно, что учащиеся проделали большую подготовительную работу, собрали много интересной информации, подробно изучили биографиию и творчество поэта.
На: Урок-проект "Творчество С.Есенина"
Ольга Георгиевна, спасибо за данный проект. Я сама очень люблю творчесво Есенина, поэтому с особым интересом знакомилась с Вашей работой.
На: Урок-проект "Творчество С.Есенина"
Уважаемая, Ольга Георгиевна! Проект интересный,он знакомит учащихся с творчеством С.А.Есенина, учит работать над текстом и дополнительной литературой, воспитывает любовь к литературному чтению.Успехов Вам в вашей работе.
Жарова
На: Урок-проект "Творчество С.Есенина"
Ольга Георгиевна, спасибо за работу!
С уважением, Антонина Александровна