Конспект урока по естествознанию в 9 классе.
Тема: «Пищеварение в ротовой полости».
Цель: Формирование знаний у учащихся 9 класса об органах пищеварения, процессе пищеварения, пищеварения в ротовой полости.
Задачи:
1.Образовательная: Закрепить названия и функции систем органов, названий и функций органов пищеварительной системы, функции пищеварительной системы. Закрепить знания о строении зубов, их значении для пищеварения. Познакомить с процессом пищеварения в ротовой полости.
2.Коррекционная: Развитие пространственных представлений. Развитие объема внимания, долговременной памяти, зрительного восприятия, мыслительных процессов на основе выполнения упражнений на закрепление материала, развитие связной устной речи в процессе ответов на вопросы, работы по таблицам, составления рассказа о процессе пищеварения в ротовой полости.
3.Воспитательная: Воспитание интереса к предмету, самостоятельности, дисциплинированности.
Словарная работа: Ротовая полость, слюнные железы, слюна, глотание.
Оборудование: Таблицы «Органы пищеварения», «Строение зубов, ротовая полость», карточки с заданиями, рабочие тетради на печатной основе, кусочки хлеба, зеркало.
Ход урока:
I. Организационный момент.
-Рапорт дежурного.
-Упр. На развитие пространственных представлений.
Разминка:Выходит один человек и называет органы, остальные должны показать их у себя.
Учитель называет систему органов, дети по цепочки называют органы этой системы:
-Опорно-двигательная
-Дыхательная
-Пищеварительная.
II.Повторение изученного материала.
-Какую систему органов мы изучаем?
-Работа в рабочих тетрадях: Алеша А, Андрей Х., Варя С, Валера З.
Настя, Валера Л, Катя С. Работают с учителем.
У доски Валера Л. Рассказывает о строении зуба. Во сколько лет появляются первые зубы? Зубы мудрости?
Настя рассказывает о типах зубов, значении зубов. Сколько всего зубов у взрослого человека?
Катя рассказывает о Правилах ухода за зубами.Почему не всем можно пользоваться жевательными резинками? (некоторые их сорта разрушают пломбы, поэтому нужна консультация специалиста) Как ухаживать за зубами?
Опыт с ватой и расческой: взять расчёску, начесать на неё вату и предложить эту вату счистить. Ясно, что движения от основания к краям зубов могут это сделать. Обратные движения не желательны, т. к. «грязь» забивается под дёсны, что может привести к заболеванию дёсен и зубов.
III.Подготовка учащихся к изучению нового материала урока.
Работа с таблицами на партах.
-Питание - процесс поступления в организм питательных веществ.
-Пищевые продукты – это продукты животного и растительного происхождения, используемые человеком в пищу как в обработанном, так и в необработанном виде.
-Пищеварение - процесс, в ходе которого пища, поступающая в организм, подвергается химическому и физическому изменению и всасывается в кровь или лимфу.
-Питательные вещества – это жизненно необходимые составные части пищи, используемые организмом как пластический материал для построения клеток и служащие источником энергии, необходимые для его жизнедеятельности.
-Функции пищеварительной системы:
- моторная (механическая)
- измельчение пищи
- продвижение пищи по пищеварительному тракту
- выделение
- химическая
- выработка ферментов, пищеварительных соков, слюны, желчи
- всасывающая
- всасывание белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей, воды
Назвать отделы пищеварительного канала: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник.
IV.Изучение нового материала.
Сообщение темы и цели урока: Сегодня мы узнаем, что происходит с пищей в ротовой полости. Почему нельзя разговаривать во время еды.
Проблемные вопрос на доске: Что происходит с пищей в ротовой полости?
Словарные слова на доске: Ротовая полость, слюнные железы, слюна, глотание.
1.Изменение пищи в ротовой полости.
Над кусочками пищи: хлебе, мяса, яблока трудятся зубы, язык, слюнные железы.
ЗУБЫ- откусывают пищу (какие зубы?)
-измельчают и перетирают (какие?)
ЯЗЫК - помогает пережевыванию пищи: удерживает пищу, переворачивает ее, распознают вкус пищи, благодаря вкусовым рецепторам на языке, проталкивает пищу.
СЛЮННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ- показ на таблице, где находятся. Их 3 пары:
Околоушные и подъязычные. Опыт:
1)Сделайте подряд несколько глотательных движений. Почему наступает момент, когда вы не можете это сделать? Изучим на себе расположение слюнных желез.
2)Сожмите пальцами щеки впереди ушей – что происходит?
Рот заполняется слюной - это работа парных околоушных желез.
3)Слегка сожмите кожу под нижней челюстью – слюна выделяется из под нижнечелюстной железы. Подъязычная железа находится глубоко, но можно увидеть ее работу. Для этого возьмите зеркало, откройте рот и поднимите язык кверху, зацепите его зубами, а губу оттяните.Что видите?
Видно выделение слюны, т.к. выход протока железы находится в мягком небе, под языком.
Слюнные железы выделяют за 1 день 1 литр слюны. В слюне находятся вещества, убивающие бактерии.
Слюна– слизистая, клейкая жидкость.
Функции слюны: - склеивает частицы пищи, - нерастворимый крахмал превращает в растворимый сахар, - смачивает и облегчает проглатывание пищевого комка.
Опыт: Ребята жуют черный хлеб до сладкого вкуса.
Закрепление этапа урока:работа с таблицей: Мы отвечаем на вопрос: Что происходит с пищей во рту?
Отдел пищеварительного тракта
|
Необходимые условия для переваривания пищи
|
Функции отдела пищеварительного тракта
|
Какие питательные вещества расщепляются
|
Ротовая полость
|
Слабощелочная среда при температуре 37-38 град.
|
-Откусывание, перетирание, пережевывание пищи
-Начальная стадия переваривания пищи.
|
Расщепление углеводов(крахмала) до сладкого сахара.
|
Желудок.
|
Кислая среда: желудочный сок= соляная кислота+слизь+ферменты
|
Под действием соляной кислоты гибнут микробы,
Слизь-защищает слизистую оболочку желудка от повреждений
-дальнейшее переваривыние пищи, всасывание алкоголя, минеральных солей, воды.
|
Расщепление белков
|
Тонкий кишечник.
|
Сок поджелудочной железы, желчь, кишечный сок.
|
Окончательное переваривание пищи и всасывание в кровь питательных веществ.
|
Расщепляют жиры, белки и углеводы
|
Толстый кишечник.
|
Наличие бактерий.
|
Скапливаются остатки непереваренной пищи, которые могут здесь находится 12 -20 часов.
-Под действие бактерий происходит расщепление клетчатки
-Вода всасывается в кровь.
|
Расщепление клетчатки
|
-Вопрос: Что означает выражение: Когда я ем, я глух и нем?
2.Глотание, с/м. чтение стр. в учебнике 104.
Если успеем, работа в раб. Тетрадях,
Отгадывание загадок:
Красные двери в пещере моей «32 молотят, один переворачивает?»
(Зубы и язык)
Злые звери сидят у дверей
И мясо и хлеб-всю добычу мою
Я с радостью всем зверям отдаю. (рот и зубы)
Отдел пищеварительного тракта
|
Необходимые условия для переваривания пищи
|
Функции отдела пищеварительного тракта
|
Какие питательные вещества расщепляются
|
Ротовая полость
|
Слабощелочная среда при температуре 37-38 град.
|
-Откусывание, перетирание, пережевывание пищи
-Начальная стадия переваривания пищи.
|
Расщепление углеводов(крахмала) до сладкого сахара.
|
Желудок.
|
Кислая среда: желудочный сок= соляная кислота+слизь+ферменты
|
Под действием соляной кислоты гибнут микробы,
Слизь-защищает слизистую оболочку желудка от повреждений
-дальнейшее переваривыние пищи, всасывание алкоголя, минеральных солей, воды.
|
Расщепление белков
|
Тонкий кишечник.
|
Сок поджелудочной железы, желчь, кишечный сок.
|
Окончательное переваривание пищи и всасывание в кровь питательных веществ.
|
Расщепляют жиры, белки и углеводы
|
Толстый кишечник.
|
Наличие бактерий.
|
Скапливаются остатки непереваренной пищи, которые могут здесь находится 12 -20 часов.
-Под действие бактерий происходит расщепление клетчатки
-Вода всасывается в кровь.
|
Расщепление клетчатки
|
Питание- процесс поступления в организм питательных веществ.
Пищевые продукты– это продукты животного и растительного происхождения, используемые человеком в пищу как в обработанном, так и в необработанном виде.
Пищеварение- процесс, в ходе которого пища, поступающая в организм, подвергается химическому и физическому изменению и всасывается в кровь или лимфу.
Питательные вещества– это жизненно необходимые составные части пищи, используемые организмом как пластический материал для построения клеток и служащие источником энергии, необходимые для его жизнедеятельности.
Функции пищеварительной системы:
1.Моторная (механическая)
- измельчение пищи
- продвижение пищи по пищеварительному тракту
- выделение
2.Химическая
- выработка ферментов, пищеварительных соков, слюны, желчи
3.Всасывающая
- всасывание белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей, воды