Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа эколого-краеведческого клуба "Природа вокруг нас"

Нет ответов
Любовь Николаевна Большенко
На сайте с: 30/01/2011
Баллы: 85
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 34 weeks 4 days назад.

МОУ СОШ № 63

 

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

для учащихся 6-9 классов (для детей от 11 до 14 лет)

Эколого-краеведческий клуб

                               «ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»

3 года обучения

Образовательная область: экология

Учебная дисциплина: экология

Тип: дополнительного образования

Направленность программы: эколого-краеведческое

Форма организации программы: студийная

Ступень образования: для I, II, III ступени образования

 
 
Пояснительная записка

Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно, чего еще не видел свет.

М.В. Ломоносов

В основе разработки программы развитие и совершенствование системы непрерывного и всестороннего экологического просвещения, признанного приоритетным направлением современного образования. Она призвана обогатить учащихся жизненно необходимыми знаниями о принципах разумного взаимодействия человека, общества и окружающей их среды, внести вклад в воспитание у школьников чувства ответственности за судьбы своего края, Родины и всей планеты Земля.

Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия, а также организацию и проведение творческих мероприятий.

Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 70 учебных часов на учебный год (по 2 часа в неделю).

Направленность программы

Программа направлена на познание окружающей среды, способствующего успеху современного человека. Это достигается путем наблюдения за природой и активных мероприятий по ее защите; немаловажную роль в освоении навыков защиты природы является работа с широкой общественностью, а также вовлечению учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности - очистка территории, пропаганда экологических знаний - листовки, блиц-опросы, газеты, видеоролики, спектакли).

Актуальность программы

Равнодушие, эгоизм, агрессивность свойственны «отдельной» части нашей молодежи. И только через осознание полезности и нужности, ребенок обретает социально-значимую жизненную позицию, при этом обретая лучшее человеческое качество – ЛЮБОВЬ:

E     Любовь к Родине;                Любовь к малой родине;

E     Любовь к народу;                Любовь к улице и дому;

E     Любовь к человеку;             Любовь ко всему живому.

Поэтому в нашей школе реализуется данная программа, которая способствует повышению культурного уровня подростка и дает возможность «примерить» себя к реальной жизни.

Цель программы

        Комплексное внедрение экологических знаний с целью воспитания высоконравственной личности с активной гражданской позицией, способной к инициативе и сотрудничеству; создание системы взаимодействия учащихся 1 и 2 ступени обучения.

 

Задачи программы

1.    Формирование стремления учащихся к познанию современных реалий экологии;

2.    Развитие экологического мышления у детей.

3.    Формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности, эффективному методу воспитания экологической культуры;

4.    Обеспечение выработки у учащихся приемов и навыков самостоятельной и познавательной деятельности;

5.    Привитию интереса у учащихся к проблемам окружающей среды;

6.    Воспитание чувства уважения, любви и гордости за природу своего города и страны;

7.    Повышение эрудиции учащихся по экологическим проблемам;

8.    Вовлечение уч-ся в практическую деятельность по охране окружающей среды;

9.    Развитие ответственности, значимости и важности в экологическом движении школы, города, страны.

Отличительные особенности программы Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и учителем, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности.то многоуровневая система разнообразных видов совместной деятельности учащихся и взрослых. Отличительными признаками деятельности клуба являются:

v активное взаимодействие с окружающим миром;

v высокая степень самостоятельности и познавательной активности членов клуба;

v сочетание умственного и физического труда, развитие навыков исследовательской деятельности.

 

Возраст детей. Программа рассчитана на учащихся 11-15лет при трехгодичном цикле обучения.

Сроки реализации программы - 3 года.

Основные формы жизнедеятельности клуба:

Øдискуссии;

Øдиспуты и дебаты;

Øэкскурсии,

Øэкспедиции;

Øпрактикумы;

Øтренинги;

Øролевые игры;

Øконцерты;

Øагитбригады;

Øиндивидуальные занятия (подготовка докладов, индивидуальных проектов, исследовательской деятельности);

Øротационные (сменные) тройки.

Методы освоения программы:

1.   ситуативный и коммуникативный

2.   творческое деловое общение (использование разных уровней интересов подростка)

3.   профессиональное самоопределение

 

Ожидаемые результаты

Изучив данную программу, учащиеся значительно повысят свои знания в области экологии и краеведения. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды округа, в котором они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений, любить, ценить и оберегать окружающую их природу.

После первого года обучения:

•      базовые знания по географии и биологии;

•      навыки самостоятельной работы с литературой;

•      базовые навыки лабораторно-практических работ;

После второго года обучения:

•      навыки работы с программами Роwег РоintРhоtoShopWord

•      навыки компоновки материала;

•      основы экологии; мировая природоохранная практика;

После третьего года обучения:

•      углубленные знания по географии и биологии;

•      составление экскурсионных маршрутов;

•      навыки работы с международными программами;

•      навыки аналитической работы с литературой;

•      индивидуальная работа над проектом;

•      умение оформлять и представлять собственный проект и презентацию;

Учащиеся должны владеть умениями и навыками:

•      применять полученные знания в ходе проведения самостоятельных работ;

•      использовать инструменты, оборудование, измерительные приборы;

•      устанавливать систематическую принадлежность животных и растений по определителям;

•      создавать и представлять индивидуальные исследовательские проекты;

•      работы со справочной и дополнительной литературой;

•      ответственное отношение к окружающей среде.

 

Механизм оценки образовательных результатов:

Оценка знаний учащихся проводится в процессе обучения при собеседовании с педагогом, во время практикумов, работы в полевых условиях. При этом учитываются:

•      правильность и осознанность изложения материала;

•      точность употребления понятий и требований;

•      умение применять полученные знания при работе в полевых условиях, на лабораторных занятиях, при работе с оборудованием;

•      умение применять полученные знания на практике и в жизни.

 

Учебно-тематическое планирование

 

темы

Тема

Основное содержание

1.

Природа вокруг нас

В данном разделе предполагается изучение природных комплексов недалеко от школы и изучение характерных представителей живой природы для данной местности. Основная работа по данной теме - создание школьных уголков

2.

Экология - наука о нашем доме

Экология - наука о нашем доме. В связи с возрастающей важностью знаний об экологии в данном разделе освещены основные принципы данной науки, ее значимость в повседневной жизни людей. Большое внимание в данной теме уделено проблемам экологии мегаполиса. Учащиеся познакомятся с важнейшими экологическими терминами, словарями и справочниками о природе.

3.

Человек и природа

Данный раздел рассматривает теоретическое и практическое знакомство с воздействием на окружающую среду. Занятия включают яркие примеры из жизни, природоохранные акции и мероприятия. День птиц - время возвращения птиц на гнездование из мест зимовок. Для привлечения пернатых в зеленые массивы города в этот день сколачиваются скворечники и искусственные гнездовья. Проводятся викторины и конкурсы. На природных территориях города устанавливаются кормушки для птиц, информационные щиты о птицах.

4.

Экомониторинг

Занятия по данной теме включают в себя практическое применение знаний о мониторинге окружающей среды, наблюдения за динамикой природных явлений, что способствует повышению интереса детей к изучению природы города, получить информацию о состоянии природных территорий Москвы. Результат школьного мониторинга - это выставки, посвященные природе, школьные проекты, изготовление эколого - информационных стендов.

5.

Охранять и защищать

Данный раздел включает в себя природоохранные акции, направленные на осознание и понимание важности охраны и преобразования окружающей среды, знакомство ребят с основными законами РФ «Об охране окружающей среды», что поможет им повысить уровеньэкологически-правовых знаний. Данная тема познакомит учащихся с деятельностью общественных экологических организаций, с работой экологической милицией.

 

  6

 

Театр экологических знаний

Данный творческий раздел поможет учащимся в наглядной форме запомнить необыкновенное разнообразие экологических терминов и понятий, раскрыть свой творческий потенциал.

 

7

 

Календарь экологических дат

 

 

Занятия по данной теме помогут учащимся быть в курсе основных событий и знаменательных дат, связанных с экологическими дат проблемами страны и мира в целом. Данная тема познакомит учащихся с историей образования ведущих экологических дат. К основным датам данного календаря будет организован кинолекторий - это демонстрация видеосюжета с познавательными комментариями по данной дате календаря.

8

 Экология и жизнь

Это занятия- практикумы. С помощью конкретных примеров учащиеся рассмотрят примеры из жизни, важность и значимость которых для

окружающей среды очень важны. Учащиеся познакомятся с целым рядом профессий, которые стоят на страже охраны и преобразования природы.

 

 

Учебно-тематическое планирование

   дата

Темы занятий

Сентябрь

 

1

 

05.09

Экология: цели, задачи и проблемы обсуждения и планирования

Вводная беседа

 

 

1

2

05.09

Экостар. Рекламно-агитационная компания.

1

3

12.09

Важность и значимость экологического движения в школе

1

4

12.09

Экологическое движение в школе

1

5

19.09

Работа с календарем экологических дат. Первый осенний месяц – «Вересень»

1

6

19.09

Работа с календарем экологических дат. Листопадник и полузимник

1

7

26.09

Экологические организации. Изучение опыта работы.

1

8

26.09

Организация мастерской в начальной школе «Уголок природы»

1

Октябрь

9

03.10

Смотр-конкурс «Уникальные природные уголки природы»

1

10

03.10

Подведение итогов конкурса «Уголок природы»

1

11

10.10

Экскурсия в музей им.Крылова.

Выставка «Экзотические бабочки»

1

12

10.10

Экскурсия в музей им. Крылова.

Выставка «Дом художника»

1

13

17.10

Фотоконкурс «Наша слобода- крупным планом»

1

14

17.10

Подготовка саженцев к проведению акции «Зеленый мир»

Практикум «Степень озеленения пришкольного участка»

1

15

24.10

Проведение акции «Зеленый мир»

1

16

24.10

Подведение итогов Iчетверти. Награждение победителей.

1

Ноябрь

17

07.11

Подготовка отчета о проведенной работе в октябре месяце и его оформление. Размещение информации на школьном сайте

1

18

07.11

Основные принципы охраны окружающей среды

1

19

14.11

Основные принципы экомониторинга

1

20

14.11

Кинолекторий для учащихся начальной школы «Загадки леса»

1

21

21.11

Создание информационного вестника «Книги о природе»

1

22

21.11

Подготовка и выступление на линейке «Осенний народный календарь»

1

23

28.11

 Конкурс журналистов. Съемка видеосюжета «Экология и жизнь

1

24

28.11

Подбор информации и помощь в обновлении материала «Уголок природы» в начальной школе

1

Декабрь

25

05.12

Кинолектории «Чудеса живой природы» Календарь экологических дат

1

26

05.12

Кинолектории «Чудеса живой природы»

1

27

12.12

Описание экосистем района

1

28

12.12

Описание экосистем района

1

29

19.12

Подбор материала и подготовка к проведению театра экологических знаний

1

30

19.12

Подбор материала и подготовка к проведению театра экологических знаний

1

31

26.12

Театр экологических знаний «Все цвета мира» Краски из растений

1

32

26.12

Проведение акции «Покорми птиц зимой»

1

Январь

33

16.01

Проведение акции «Покорми птиц зимой»

1

34

16.01

Кинолектории «Самые самые в мире животных». Календарь экологических дат

1

35

23.01

Изготовление наглядных пособий из природного материала для уроков окружающего мира.

1

36

23.01

Подготовка и участие на линейках в начальной школе  «Выгодная дружба». Сосуществование животных разных видов

1

37

30.01

Составление и оформление листовок «Экология слободы в опасности»

1

38

30.01

Внимание, акция! Составление и оформление листовок «Экология слободы в опасности»

1

Февраль

39

06.02

Кинолекторий «Удивительный мир растений». «Календарь экологических дат».

1

40

06.02

Основные принципы экомониторинга

1

41

13.02

Подбор материала и подготовка к проведению Театра экологических знаний.

1

42

13.02

Подбор материала и подготовка к проведению Театра экологических знаний.

1

43

20.02

Разработка «Экологической тропы». Антропогенное воздействие на местный ландшафт: защитные лесонасаждения.

1

44

20.02

Разработка «Экологической тропы». Составление маршрутного листа

1

45

27.02

Правила поведения учащихся в природе. Разработка памятки туристу «Правила хорошего поведения»

1

46

27.02

Проведение Театра экологических знаний «На тихом, на вольном, на славном Дону…».

1

 

 

Март

47

5.03

Оформление отчета о проделанной работе. Ведение фотодневника

1

48

5.03

Кинолекторий «история образования экологических дат весной»

 

 

 

1

49

12.03

Направления современной экологии.

1

50

12.03

Заметка в газету «Разнообразие растений вокруг нас».

1

51

19.03

Мониторинг состояния окружающих улиц. Практикум «Загрязнение атмосферы пылевыми частицами»

1

52

19.03

Работа с гербариями и чучелами кабинета биологии. Составление гербария и поделок из природного материала

1

Апрель

53

2.04

Трудовой десант

1

54

2.04

Экология и экономика. Экономическая игра «Богатства России»

1

55

9.04

Подбор материала и подготовка к Театру экологических знаний.

1

56

9.04

Проведение Театра экологических знаний «Мир полон опасностей»

1

57

16.04

Проведение акции «Озеленение школы»

1

58

16.04

Защита проекта «Лекарственные растения родного края»

1

59

23.04

Категории охраны растений. Реликтовые растения родного края, их нахождение на его территории.

1

60

23.04

Посещение экологической тропы Муравейник и его обитатели

1

61

30.04

Посещение экологической тропы. Птицы родного края

1

62

30.04

Посещение экологической тропы. Экологические проблемы своей местности

Аттестационный лист «Экологическое состояние сл. Красюковской»

1

Май

63

7.05

Кинолекторий «Календарь экологических дат».

1

64

7.05

Спортивная эстафета «Природа вокруг нас»

1

65

14.05

Методы изучения видимой флоры и фауны

1

66

14.05

Охрана окружающей среды: воздуха, почв, воды , богатств животного и растительного мира своей местности

1

67

21.05

Фенологические наблюдения за жизненными процессами растений и животных

1

68

21.05

Памятники природы родного края, их краткая характеристика (историческое, научное, культурное значение, их охрана)

1

69

28.05

Круглый стол «Наши достижения»

1

70

28.05

 Подведение итогов работы учащихся. Награждение.  Оформление и сдача отчета о проделанной работе

1

 

 


 

 

ЛИТЕРАТУРА.

1.      Ашихмина Т. Я., Школьный экологический мониторинг. М.: Агар. 1991.

2.      Бухвалов В. Методы экологических исследований. – М.: "Варяг". 1995.

3.      Винокурова Н. Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник для 10–11 классов профильных школ – М.: Просвещение. 1998.

4.      Вронский В. А., Экология: Словарь-справочник, Ростов-на-Дону.: Феникс. 1997.

5.      Дажо, Основы экологии, М.: Прогресс. 1975.

6.      Демьяненко Е. Н. Биология в вопросах и ответах, М.: Просвещение. 1996.

7.      Израэль Ю. Экология и контроль состояния природной среды. – М.: Гидрометеоиздат. 1984.

 

СТОИК в openclass.ru