Вы не зарегистрированы

Авторизация



Презентация по литературе (Проект)

Размещено: Юлия Владимировна Иванова - вт, 03/04/2012 - 14:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Иванова Ю.В., учитель руского языка и литературы МБОУ СОШ №11 г.Коломны
Место работы, должность: 

г.Коломна Московская область. МБОУ СОШ №11

Регион: 
Город Москва
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
проект
Краткое описание ресурса: 
<p> Презентация создана силами учеников 5 класса на основе проекта: изучение героев славянской мифологии, и их образы в произведениях русских писателей.</p>

 

Как сказка - мир.
 Сказания народа,
 Их мудрость темная, но милая вдвойне,
 Как эта древняя могучая природа,
 С младенчества запали в душу мне.
 
Особенности славянской мифологии нашли отражение не только в общественной жизни, но и в художественной литературе. Отсюда в творчестве русских писателей широко используются представители низшей мифологии, различные духи природы (домовые, полевые, водяные, лесные и т. д.).
Находясь у истоков словесного искусства, мифологические сюжеты и образы занимают значительное место не только в устной народной традиции, но и в произведениях русских писателей и поэтов на разных исторических этапах развития литературы. Заимствование славянских образов и сюжетов происходит в двух направлениях. В одних случаях сохраняется адекватность древним прототипам, в других - наблюдается переосмысление и наполнение новым содержательным смыслом.
 
 
Баба-Яга - древнейший персонаж славянской мифологии.
Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом,
которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых.
 Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга  играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице - это бесспорные следы матриархата.
 
Я - фольклорный элемент,
 У меня есть документ.
 Я вообще могу отседа
 Улететь в любой момент!
 За жару ли, за пургу
 Все бранят меня, каргу,
 А во мне вреда не больше,
 Чем в ромашке на лугу!
 Ну, случайно, ну, шутя,
 Сбилась с верного путя!
 Дак ведь я - дитя природы,
 Пусть дурное, но - дитя!
 Коль судить - дак тех двоих,
 Соучастников моих.
 Энто я по виду нечисть,
 А по сути чище их!..
(Л.Филатов « Сказка про Федота –стрельца…»)
 
По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.
Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога»
 
Название „курьи ножки“ скорее всего произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов,
 на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху — „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)».
 
Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-Яге.  После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А, «требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он „настоящий“. То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от  самозванца-антагониста»
 
К образу Бабы Яги в своём творчестве неоднократно обращались русские писатели и поэты А. С. Пушкин, В. А. Жуковский («Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке»), Алексей Толстой, Владимир Нарбут и др. Живописные интерпретации её образа получили широкое распространение среди художников серебряного века: Ивана Билибина, Виктора Васнецова, Александра Бенуа, Елены Поленовой, Ивана Малютина и др.
 
Образ Бабы-Яги широко использовался авторами современных литературных сказок —
например, Эдуардом Успенским в повести
 «Вниз по волшебной реке».
Баба-Яга стала одним из основных источников образа Наины Киевны Горыныч, персонажа
 повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».
Роман «Возвращение к Бабе-Яге» Наталии Малаховской, где три героини
и три стиля письма проходят испытания и трансформации (хождения к Бабе-Яге), видоизменяют сюжеты своих биографий.
 
 
Сказки
 
§Баба-Яга;
§Гуси-лебеди;
§Царевна-лягушка;
§Василиса Прекрасная;
§Марья Моревна;
§Иван-царевич и Белый Полянин;
§Избушка на курьих ножках;
§Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что (обработка А. Н. Афанасьева);
§Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что (обработка А. Н. Толстого);
§Василий Шукшин: До третьих петухов;
§Леонид Филатов: Про Федота-стрельца, удалого молодца;
§А. С. Рославлев: Сказка о трёх царских дивах и об Ивашке, поповском сыне;
§Сказка о Маше и Ване;
§Сынко-Филипко;
§Перышко Финиста я
Прикрепленный файлРазмер
Презентация1 сказочные персонажи в литературе.ppt4.21 Мбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading