Вы не зарегистрированы

Авторизация



Игра на уроках физической культуры

Submitted by Николай Васильевич Кислов on чт, 05/04/2012 - 21:47
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кислов Николай Васильевич
Место работы, должность: 

МБОУ "Образцовская СОШ" Фроловского муниципального района Волгоградской области, учитель физической культуры

Регион: 
Волгоградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Физическая культура
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p style="margin-left:36.0pt;"> Основная задача учителя физической культуры &ndash; укрепление здоровья ребенка в процессе выработки определенных двигательных навыков. Но кроме этого учитель не должен забывать о воспитательном значении уроков. Использование различных игр на уроках разнообразит деятельность учащихся, приводит к повышению интереса к предмету, положительно сказывается на конечном результате, совмещает решение поставленных задач. Вот поэтому в своей работе я уделяю много внимания подвижным играм на уроках и во внеурочное время.</p>

 

 

 

МОУ «Образцовская средняя общеобразовательная школа»

Фроловского муниципального района

 

 

 

 

Игра на уроках 
физической культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Из опыта работы

учителя физической культуры

Кислова Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

Тема опыта: «Игра на уроках физической культуры»

 

Автор опыта: Кислов Николай Васильевич – учитель физической культуры

 

Адрес опыта: Волгоградская область

                      Фроловский район

                      п. Образцы

                      МОУ «Образцовская СОШ»

 

Степень новизны: репродуктивно-рационализаторский

 

Опыт представлен:

·       описание опыта

·       раздаточный материал

-         карточки-задания

-         игровая картотека

·       конспекты уроков

·       конспекты внеклассных мероприятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологический
раздел

 

 

 

1.    Основная задача учителя физической культуры – укрепление здоровья ребенка в процессе выработки определенных двигательных навыков. Но кроме этого учитель не должен забывать о воспитательном значении уроков. Использование различных игр на уроках разнообразит деятельность учащихся, приводит к повышению интереса к предмету, положительно сказывается на конечном результате, совмещает решение поставленных задач. Вот поэтому в своей работе я уделяю много внимания подвижным играм на уроках и во внеурочное время.

2.    Педагогические средства:

·       разнообразные виды уроков-игр (урок–ролевая игра, урок-сюжетная игра, урок-путешествие, урок-детектив и т.д.)

·       карточки-задания разного вида

·       подбор игр по возрастным особенностям, по задачам урока

·       разработки внеклассных мероприятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый человек – кузнец своего здоровья. И от него зависит, какое здоровье он выкует себе молотом, именуемым «физическая нагрузка». Но для этого нужны самостоятельность,  плюс сознательность, плюс грамотность в вопросах физической культуры. Поэтому в процессе обучения, мы учителя физической культуры, должны не только развивать у учащихся такие двигательные качества как быстрота, сила, выносливость, гибкость, координация движений, но и решать воспитательные задачи. В решении этих задач помогает игровая ситуация. Именно в игровой ситуации дети показывают оптимальное внимание, мышечное напряжение, умение приспосабливаться к изменяющимся условиям, находить выход из трудных положений, быстро принимать решения и исполнять их, брать инициативу на себя. Значит, школьники приобретают качества, необходимые для самостоятельной жизни.

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастит», - говорил А.С.Макаренко. На первый взгляд может показаться, что играть с детьми просто, а между тем это трудное дело.

Игра – это относительно свободная деятельность, ограниченная правилами. Игра возникла в далеком прошлом, она отражала действительность, жизненные стороны труда и быта человека.

В школьной практике используют два вида игр:

- спортивные (футбол, волейбол, баскетбол и др.)

- подвижные игры.

         Школьников часто утомляет непрерывная монотонная работа, то есть ежеурочное повторение каких-либо упражнений. Отвлечь учащихся от напряженной работы, повысить эмоциональность занятий, внести в них разнообразие, сохранив тренирующее воздействие нагрузки, помогают игры и игровые упражнения. Практика показывает, что при правильном использовании игрового метода дети всегда увлечены, внутренне подтянуты. А соревновательный элемент в игре заставляет каждого выступить с позиции успеха своей команды. Именно в силу данной привлекательности эта позиция может изменить к лучшему складывающееся   у школьников безразличное, а порой и отрицательное отношение к развитию силовых качеств. Результативная сторона спортивно-игрового метода (кто впереди, кто лучше, кто сильнее) увлекает учащихся, заставляет их максимально проявлять свои физические и психические силы в состязании за первенство, за достижение победы.

         Подвижные игры способствуют выполнению следующих задач:

·       развивают ОФП

·       совершенствуют координацию движений

·       развивают силу, ловкость, выносливость

·       моделировать соревновательные условия

·       развивать чувство товарищества

·       формировать психологическую устойчивость к успехам и неудачам.

Кроме того, в играх учащиеся самым активным образом проявляют свои личностные качества, лучше мобилизуются на выполнение поставленных учителем задач.

В своей работе я уделяю большое внимание подвижным играм.

В отличии от спортивных игр подвижные игры не требуют специальной подготовки, проводятся в разнообразных условиях, не ограничивается число участников, могут играть смешанные группы. Но использование подвижных игр принесет желаемый результат только при соблюдении определенных требований:

·       правильно подбирать игры по структуре изучаемого двигательного действия

·       по правильно подбирать игры по уровню развития и силам учащихся

·       четко формулировать содержание игры, её задачи и правила

·       определяя результат игры, учитывать не только быстроту, но и качество выполнения заданий

·       постепенно переходить от знакомых игр к незнакомым, от простых к сложным

·       систематическое проведение игр

В практике использую много подвижных игр. В основном классифицирую их по двум группам.

1.    Индивидуальные игры. Это продукт самостоятельного творчества детей, которые сами организуют такие игры. Каждый ребенок, играя в такую игру, строит свой план, наиболее интересные для себя условия и правила игры, по личному желанию подбирает средства. Такие игры использую при разминке, подготовке к основным упражнениям.

2.    Коллективные игры. Это основная группа игр, которые я использую в своей практике. В таких играх может участвовать весь класс.

К О Л  Л Е К Т И В Н Ы Е

 

Без разделения                                              Командные

на команды

 

Без водящего

При подготовке к подвижной игре учитывают основные педагогические требования:

1.               Выбор игры зависит от возрастных особенностей учащихся.

        Для ребят 1-4 класса интересны игры с речитативом, песней,      

        бегом в рассыпную, убегать-догонять.

Для детей 10-12лет необходимо подбирать игры, в которых упражнения оказывают действия на весь организм, так как организм в этом возрасте более устойчив, в нем костно-связочный аппарат пластичен, силовые данные невелики. Организм недостаточно подготовлен к физическим нагрузкам. Широко распространены упражнения для развития двигательного аппарата.

Дети 13-14 лет: организм этого возраста характеризуется особенным ростом, сердце подростка отличается особенной возбудимостью. В этом возрасте учащиеся успешно овладевают техническими упражнениями. Подвижные игры включают в себя элементы спорта. Широко используются эстафеты.

Дети 15-17 лет: рост и развитие организма продолжается, в деятельности нервной и сердечно-сосудистой системы наблюдается возбудимость. Подвижные игры используются в начале урока. В этом возрасте каждый подросток занимается определенным видом спорта. Используются все игры.

Выбор игры зависит от задачи урока. Каждая игра заставляет применять определенные качества:

·                  Ловкость – игры с переходом от одних действий к другим по внезапному сигналу, игры требуют сосредоточения внимания.

·                  Быстрота – игры, которые требуют своеобразный двигательный ответ на зрительные и знаковые сигналы, игры с бегом  на скорость.

·                  Сила – игры с кратковременными мышечными напряжениями.

·                  Выносливость – игры с неоднократным повторением одних и тех же действий, игры с непрерывными интенсивными действиями.

 

2.    Подготовка места для игр: убрать посторонние предметы, разметить площадку, определить место для отдыхающих.

3.    Подготовка инвентаря: инвентарь должен быть легким, удобным, соответствовать занимающимся, лишний инвентарь должен быть убран.

4.    Начало игры: разместить играющих, распределить роли, объяснить цель и правила игры.

И еще необходимо помнить об одном условии при проведении подвижных игр: точной дозировки в подвижных играх нет. Можно увеличить или уменьшить количество играющих, повторов заданий, изменить правила игры. Но очень важно своевременно закончить игру с первыми признаками утомляемости (рассеянное внимание, частое нарушение правил, неточное выполнение заданий). За 1-3 минуты нужно предупредить об окончании игры. Обязательно подвести итог.

Согласно всем требованиям я использую в своей работе

    А) отдельные игровые моменты на уроке. Игры с использованием межпредметных связей.

Например, игра «По алфавиту». Цель: развитие сообразительности. Школьники делятся на группы, по сигналу каждая команда должна образовать шеренгу, построившись по алфавиту.

Игра «Составь число». Цель: совершенствование математических способностей. Ученики делятся на две команды, каждому дается число. Учитель задает вопрос, связанный с цифровым ответом. Ученики должны построится на линии ответа в правильном цифровом порядке.

Игры с мячом. Подвижные игры с мячом можно разнообразить до бесконечности. Предполагаемые игры способствуют развитию подвижности опорно-двигательного аппарата, координации движений, ловкости, быстроты, выносливости. Кроме того они отличаются большой эмоциональностью.

Игра «Пограничный мяч». Цель: развитие быстроты и ловкости. Учащиеся делятся на две команды, позади каждой команды проводится пограничная линия, за которую игрокам заступать запрещено.игрок одной команды подбрасывает мяч как можно выше и дальше над головами игроков противоположной команды,  стараясь забросить его за пограничную линию. Игроки команды соперников могут подпрыгивать, поднимать руки вверх, стараясь поймать мяч на лету. Если мяч упал на площадку его можно остановить ногой и взять в руки. В ходе ловли мяча нельзя заступать за пограничную линию. Игроки команд, овладев мячом и передавая его друг другу, стараются выявить место, где находится наименьшее число соперников, и затем перебросить мяч через них. Количество передач мяча оговаривается. Игроки противоположной команды внимательно следят за передвижением мяча и, перемещаясь, стараются защитить свою пограничную линию. Если игроки не сумели поймать мяч или оказались за пограничной линией, команда получает штрафное очко.

Игра «Фишка». 1 вариант: класс делится на команды, каждый игрок, выполняя упражнение, получает за него определенное количество баллов. Подсчитывается сумма баллов, разработанных командой за каждый вид упражнений, фишка команды передвигается на соответствующее число. 2 вариант: игру можно проводить индивидуально или командно. Каждый игрок или команда поочередно делает ход, бросая кубик. Сколько точек окажется на обращенной вверх стороне кубика, на столько клеток передвигается фишка. Поставив фишку на клетку, игрок выполняет изображенное на рисунке упражнение в соответствующей зоне столько раз, сколько указано на таблице.

Хочется несколько слов сказать о лапте (хотя это и спортивная игра). Всем известно, что лапта по своему игровому содержанию, беговым и метательным действиям хорошо вписывается в уроки физической культуры и особенно в их легкоатлетический цикл. Лапта является прекрасным средством подготовки к метанию и бегу. Метание выполняем на дальность и в цель – вертикальную, горизонтальную и движущуюся. При этом в игровых условиях метание имеет значительно большую эмоциональную окраску в сравнении с обычным программным метанием, что очень важно для детей. Упражнения, используемые при обучении лапте, позволяют выполнять большое количество бросков, ловли и подбора мяча с площадки, все это развивает координационные способности учащегося, чувство мяча. Перебежки в лапте аналогичны повторному методу тренировки в беге на средние дистанции.

Б)урок – игра.

В)внеклассные игровые мероприятия.

Подвижные игры и игровые задания позволяют решать и учебно-воспитательные, и оздоровительные задачи. Особую ценность они приобретают в сочетании с занятиями легкой атлетикой, гимнастикой. Игра способствует и учит мобилизации и максимальному проявлению физических и психических сил. Она помогает не только эффективнее решать задачи развития двигательных качеств и способностей, но и в большей степени реализовывать свой двигательный потенциал.

Прикрепленный файлSize
игра на уроке физкультуры.doc103 KB


Фото пользователя Наталия Анатольевна Никитина

На: Игра на уроках физической культуры


Спасибо, очень интересно!