Официальный сайт tali-sk 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Вокалотерапия – лечение голосом

Выберите действие:

 

Вокалотерапия – лечение голосом

 

Просвирнина Ольга Сергеевна, учитель музыки МБОУ СОШ №13 г. Балаково Саратовской области

В представленной статье говорится о важной роли здоровьесберегающих технологиях на уроках музыки в школе. Подробно рассматривается один из приемов данной технологии – вокалотерапия.

Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно-нравственного состояния и  развития, сохранение и укрепление здоровья. Возможно ли на уроках музыки с помощью здоровьесберегающих технологий созранять и укреплять здоровье учащихся?

В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» в 12-летней школе определена одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся. Поэтому наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках использую  логоритмику, ритмотерапию, фольклорную арт-терапию, вокалотерапию и др.

Одним из приемов здоровьесберегающих технологий, используемых мною на уроках музыки является вокалотерапия – лечение голосом. После занятий вокалотерапией дыхание становиться более экономным, а, по утверждению ученых, от этого зависит работоспособность человека.

Методика проведения заключается в правильном подборе учителем дыхательных и голосовых упражнений, которые обеспечивают  более качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов, а также обучении правильному дыханию и саморегуляции.

Вокалотерапия – это метод, основанный на звуковых вибрациях, доступной каждому и не требующей специальной подготовки.

Занятия вокалотерапией рекомендуются взрослым и детям для:

·   повышения иммунитета и жизненных сил, преодоления хронической усталости и повышения работоспособности организма;

·   профессиональной вокальной и речевой постановки голоса;

·   исправления ошибок при постановке голоса (для вокалистов), специалистов речевых профессий;

·   лечения, профилактики и реабилитации частых простудных и хронических заболеваний органов дыхания (аденоидит (без операции), отит, хронические и аллергические бронхиты, нарушение носового дыхания, бронхиальная астма, невротические состояния и т.д.).

Занятия включают:

·   обучение естественной дыхательной и звуковой гимнастике;

·   обучение правильному дыханию;

·   релаксацию;

·   вокализацию «лечебное пение»;

·   обучение вокальной технике;

·   саморегуляцию;

·   психологическую поддержку.

        О  лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.

Использую на своих занятиях пропевание гласных звуков:

А – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

И – лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, “прочищает” нос;

О – оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует устранению проблем с сердцем;

У – улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);

Ы – лечит уши, улучшает дыхание;

Э – улучшает работу головного мозга.

        Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных согласных звуков:

В, Н, М – улучшают работу головного мозга;

К, Щ – лечат уши;

Х – освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии, улучшает дыхание;

Ч – улучшает дыхание;

С – лечит кишечник, сердце, легкие;

М – лечит сердечные заболевания;

Ш – лечит печень.

        Очень важным при использовании вокалотерапии является правильная постановка голоса.Если горло и мышцы зажаты, блокируются не только звукоизвлечение и дыхание, но и выражение чувств поющего.

        Результатами использования данного приема можно считать:

·   восстановление физиологических ритмов;

·   повышение иммунитета и жизненных сил человека;

·   восстановление функций дыхания и укрепление мышц дыхательной системы;

·   устранение мышечных зажимов и спазмов;

·   предупреждение и лечение хронических заболеваний дыхательной системы;

·   устранение состояния тревожности, хронической усталости;

·   достижение эмоционального комфорта и уверенности в себе;

·   правильная постановка голоса;

·   стойкое улучшение общего состояния всего организма.

Для диагностики результативности     применения данного приема на уроке музыки использовался метод цветовых выборов МЦВ — модифицированный восьмицветный тест Люшера (Л.Н.Собчик).С её помощью диагностировалось психоэмоциональное состояние испытуемых после применения здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках музыки. Результаты исследования представлены представлены в рис.1

Рис. 1 Данные распределения испытуемых по тесту Люшера

На гистограмме видно, что явное предпочтение отдается сине-зеленому, темно-синему и оранжево-красному цвету, что означает позитивное состояние, стремление к признанию, к деятельности, обеспечивающей успех и соответственно, оранжево-красный выбор - активное стремление к успеху, к самостоятельным решениям, преодолению преград в деятельности, активная позиция, высокая мотивация достижения.

Антипатия (неприятие) черного цвета говорит об отрицании каких-либо ограничений своей личности, активное стремление к деятельности.

Безразличие к желтому и фиолетовому цвету интерпретируется как потребность в одобрении и поощрении для сохранения надежды на улучшение ситуации в будущем.     

Современная школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решать вопросы, связанных с здоровым образом жизни. Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще и сохранения здоровья школьников


 

 

 

 

 


Литеретура

1.Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

2. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

3.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М., «ВАКО», 2004 г.

4.Лобанова Е.А. Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий. Журнал «Музыка в школе», 2005 г. №3.

5. «Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 – 2008г., №№1-5 – 2009 г.

6.«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
7.Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

8.Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М.: Владос, 2000г.

9.«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

10.«Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

11.Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 19993.

12.http://www.smsobor.ru/milk/2184.htmlВокалотерапия

Прикрепленный файл Size
Просвирнина О.С._конференция .docx 67.86 KB

»  Tags for document:

На: Вокалотерапия – лечение голосом


Интересно! Спасибо!

Татьяна



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн