Официальный сайт e-rus 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Техническое и музыкально-теоретическое воспитание баяниста"

Размещено: Людмила Анатольевна Зинченко - чт, 12/04/2012 - 15:54
Данные об авторе
Автор(ы): 
Зинченко Людмила Анатольевна
Место работы, должность: 

Учитель музыки МОУ "Репяховская ООШ" Краснояружского района

Регион: 
Белгородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> Данная методическая разработка рассчитана на учащихся-баянистов ДМШ, овладевающих выборным баяном</p>

Данная методическая разработка рассчитана на учащихся-баянистов ДМШ, овладевающих выборным баяном. Причиной к написанию работы явились следующие факторы:

- необходимость технического развития учащихся;

- стремление повысить их интерес к техническому репертуару вообще и к гаммам и арпеджио в частности;

- заострить внимание учащихся на ладовых особенностях и их взаимосвязях в рамках звукоряда до мажора;

- воспитание у учащихся чувства формы, так как гаммы и арпеджио изложены в форме предложений и периодов.

Не секрет, что учащиеся без особого интереса, за редким исключением, относятся к техническому репертуару. Из своего опыта работы я пришла к убеждению, что назрела необходимость в перестройке технического воспитания учащихся-баянистов. На технических зачетах учащиеся играют предложенную комиссией гамму в заданной тональности. Исполняется гамма четвертными нотами, восьмыми, шестнадцатыми, триолями, в полиритмии, различными штрихами. И все это учащийся играет безучастно, автоматически. Отсутствие какой-либо художественной ценности технического материала и устаревшие методы обучения приводят к пассивности ученика, к отсутствию творческого начала и инициативы, к притуплению слуха, рассеиванию внимания не только играющего, но и слушающей его комиссии. Технический зачет превращается в формальное мероприятие.

В данной работе делается попытка пробудить живой интерес у учащихся к техническому материалу, предельно активизировать его слуховой аппарат, мышление и творческое начало; развить художественный вкус и гармоническое чутье.

За основу в работе взят до мажорный звукоряд с его многочисленными скрытыми потенциальными возможностями.

Известно, что звукоряд до мажора содержит в себе три мажорных и три минорных тональности: до мажор, соль мажор, фа мажор, ля минор, ре минор и ми минор.

Кроме этого, звукоряд до мажора содержит в себе семь натуральных диатонических ладов (ионийский - до мажор, дорийский - ре минор, фригийский - ми минор, лидийский - фа мажор, миксолидийский - соль мажор, эолийский - ля минор и локрийский лад, находящийся на седьмой ступени до мажора). Вышеперечисленные лады и положены в основу данной работы.

Играя последовательно все эти лады в терцовом соотношении, мы получаем целую цепь ладовых взаимосвязей. Например:

Т.е до мажору параллелен ля минор, фа мажору - ре минор, соль мажору -ми минор. Играя последовательно эти гаммы, мы получаем непрерывную смену тональностей и ладов, что активизирует слух исполнителя. Кроме того, параллельно изучаются народные лады, что обеспечивает связь теории с практикой.

Для более рельефного показа каждого лада, его следует играть дважды с обрамлением вводными тонами, чтобы дифференцировать каждую тональность. Например

 и т.д.

 

Но прежде, чем приступить к изучению ладов, на начальном этапе изучения следует расчленить гамму на составные элементы: дихорды, трихорды, тетрахорды, пентахорды и гексахорды.

Дихорды.

Дихорды состоят из двух звуков: тоники и вводного звука

Таким образом, каждый раз утверждается тоника лада за счет обыгрывания ее вводными тонами. Дихорды, как и все составные элементы гаммы следует для более прочного усвоения повторять несколько раз различными длительностями и штрихами.

Трихорды.

Трихорд состоит из трех различных звуков, находящихся на любых ступенях звукоряда.

Тетрахорды.

Тетрахорд состоит из четырех различных звуков и включает в себя половину гаммы.

 

Пентахорды.

Пентахорд состоит из пяти различных звуков гаммы. Исполнение его представляет определенную сложность в ритмическом отношении. Поэтому пентахорды рекомендуется изучать после гексахордов.

Гексахорды.

Гексахорд состоит из шести различных звуков гаммы. Октавное изложение:

Септахорды.

Септахорд состоит из семи различных звуков гаммы.

Изложение октавных гамм занимает большой по объему раздел работы, поэтому целесообразно перейти к арпеджио дихордов, трихордов.

Дихордные арпеджио.

Октавное изложение:

 

 

Трихордные арпеджио.

Октавное изложение:

 

Однооктавные гаммы.

Ионийский лад представляет собой натуральный мажор, эолийский - натуральный минор; характерной особенностью лидийского лада является повышенная четвертая ступень; минорный дорийский лад характерен повышенной шестой ступенью. Локрийский лад имеет две ладовые особенности: пониженную вторую и повышенную четвертую ступень, в его основе лежит уменьшенное трезвучие, что подчеркивает его неустойчивость. Миксолидийский мажорный лад имеет седьмую пониженную ступень; особенность фригийского минорного лада - вторая пониженная ступень. Здесь не случайно обращается внимание на особенности того или иного лада, ибо играя в терцовом соотношении натуральные мажорные и минорные гаммы, мы выходим из сферы влияния до мажорного звукоряда и попадаем в замкнутый круг, охватывающий все мажорные и минорные тональности.

Двухоктавные гаммы

 

Двухоктавные трихордные короткие арпеджио

 

Тетрахордные арпеджио

Трихордные длинные арпеджио

Тетрахордные длинные арпеджио

Доминантсептаккорд

Доминантсептаккорд и его обращение


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн