Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Слова с непроизносимыми согласными»

Размещено: Наталья Понамарёва - пн, 16/04/2012 - 17:44
Данные об авторе
Автор(ы): 
Понамарёва Наталья Алексеевна
Место работы, должность: 
МБОУ "СОШ №6 с углубленным изучением отдельных предметов", учитель начальных классов
Регион: 
Алтайский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

- создать условия для наблюдения над словами с непроизносимыми  согласными и для выявления способа проверки этих слов;

 - учить видеть данную орфограмму в словах;

 - формировать у учащихся учебно-организационные умения: определять  цель, планировать, контролировать свою

    деятельность;

  - воспитывать внимательное отношение к слову.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

Иванов  Русский язык 3 класс

Используемое оборудование: 

 

карточки со словами для наблюдения, карточки с текстом и тестом, алгоритм проверки непроизносимых согласных 

Краткое описание: 
План-конспект урока русского языка по теме "Непроизносимые согласные в корне слова"

 

Ход урока:

  1. Психологический настрой.

Дети садятся и закрывают глаза, слушают учителя, и последнее слово каждой фразы говорят хором.

 У: На уроке ваши глаза внимательно смотрят и всё…

 Д: видят.

 У: Уши внимательно слушают и всё…

 Д: слышат.

 У: Голова хорошо…

 Д: думает.

 

- Итак, начинаем урок русского языка. Какие основные учебные умения помогут на уроке? (умение слушать, слышать, думать).

вывешиваю условные знаки

 

  1. Каллиграфическая минутка.

  - Откройте тетради, запишите число, классная работа.

  - С чего начнём работу? (с каллиграфической минутки)

  - С какой целью мы её проводим? (чтобы учиться писать красиво, учить себя)

на доске в четыре столбика записаны буквы

      б       к       х       у

     в       д       т       д

     з       с       и       в

     л       п       л       з

  - Рассмотрите внимательно буквы и в каждом столбике найдите «лишнюю» по написанию.        (1ст. – л, 2ст. – д, 3ст. – т, 4ст. – в)

  - Почему именно эти буквы в каллиграфической минутке? (с ними как-то связана тема сегодняшнего урока)

     тл                                                    дв

  - Что общего? (это буквы согласных звуков)

  1. Ввод в тему.

  - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (о согласных)

 

 

  - Какую единицу речи образуют согласные вместе с гласными? (слово)

на доске пишу: «Слова с … согласными»

  - Что ещё необходимо уточнить в теме? (с какими согласными)

      - Правописание каких согласных мы уже рассматривали? (парных, двойных)

 

Проблема!

Выяснить, какие это согласные

      

- Когда вы утром заходите в класс, вы приветствуете всех словом…

                                                   ЗДРАВСТВУЙТЕ

-Я надеюсь, что сегодня будет ярко светить осеннее…

                                                   СОЛНЦЕ

- И у вас на…                            СЕРДЦЕ

   никогда не будет…               ГРУСТНО.

выделенные слова на карточках на доске

 

- Произнесите эти слова по очереди. Что вы заметили? (не все согласные в середине слова произносятся). 

- Какие согласные не произносятся, а буквы пишутся? ( В, Л, Д, Т)

записываю на доске

 

- Почему же тогда пишем эти буквы? (есть родственные слова, в которых эти согласные звуки произносятся, а мы знаем, что корни родственных слов пишутся одинаково; например, сердечко, грусть и т.д.)

- В какой части слова находятся согласные? (в корне, выделяем корень)

- О каких же согласных идёт речь сегодня на уроке? (о непроизносимых)

 

  1. Тема и целеполагание.

 

- Какова тема урока? (слова с непроизносимыми согласными)

- Какие вопросы зададим к теме? (что я знаю, что я не знаю)

             Я ЗНАЮ                                Я НЕ ЗНАЮ

     Непроизносимые согласные          Можно ли их проверить?

               В, Д, Л, Т                                 Если можно, то как? (алгоритм)

 

  1. Выявление способа проверки.

 

- Как вы думаете, можно ли проверить непроизносимые согласные?

- Как? (надо поставить в сильную позицию)

- Какая позиция будет сильной для слов с непроизносимыми согласными? (та, где все звуки произносятся чётко)

- Давайте проверим наш вывод. Подберите к данным словам проверочные слова.

Дети записывают в тетради и на доске

 

    здоровье - здравствуйте

    сердечко – сердце

    солнышко – солнце

    грусть – грустно

 

- А теперь давайте сравним наш вывод с выводом учебника. Откройте учебник на странице 116 и прочитайте вывод.

- Мнения совпали?

  1. Составление алгоритма проверки непроизносимых согласных.

- А теперь поработаем в группах. Вы попробуете составить и записать алгоритм проверки непроизносимых согласных. Какие правила работы в группе вам понадобятся?

Работают в группах, обсуждаем алгоритмы и приходим к единому.

 

  1. Произношу слово.
  2. Есть ли опасное место?
  3. Если есть, то подбираю однокоренное слово, в котором все звуки произносятся чётко.
  4. Сравниваю слова.
  5. Пишу слово.
  6. Контролирую.

 

- Зачем нужен этот алгоритм? (чтобы правильно писать слова)

 

  1. Закрепление.

1. Работа с текстом.

- У вас на партах лежат карточки. Прочитайте задание.

Прочитай текст. Спиши только те предложения, в которых встречаются слова с непроизносимыми согласными.

Наступил весёлый праздник. Стоит хорошая  погода. Счастливые и радостные люди улыбаются друг другу. Всем весело.

выполняют задание самостоятельно

 

- Какие предложения вы выписали?

- Найдите слова с непроизносимыми согласными (праздник, счастливые, радостные). Подчеркните эти слова.

- Что можете сказать об этих словах? (в них одинаковая орфограмма)

 

2. Работа со словарным словом.

- Какое слово «лишнее»? Почему?

   (праздник – сущ., непроверяемая орфограмма)

- Написание этого слова надо запомнить. Запишите его.

учащиеся записывают слово, обозначают ударение, безударную гласную, выделяют корень, зачитывают из этимологического словаря статью

- Слово «праздник» заимствовано из старо-славянского языка. Праздник буквально – «день, не занятый делами, свободный от работы».

- Подберите и запишите родственные слова, выделите корень (праздничный, отпраздновать).  Я записываю на доске.

- Что можно сказать о написании корня в этих словах? (одинаково)

 

     3. Работа в парах с остальными словами.

- А теперь поработаем с остальными словами в парах. Какое задание вы можете предложить? (среди слов, записанных на карточке, найти проверочные, доказать свой выбор)

 

 

- Что вам поможет? (алгоритм, мнение товарища)

 

 

                                 счастливо                                                               радоваться

счастливые             счастье                            радостные                радость

                                 осчастливить                                                         радостно

                                                                       работа в парах

- Проверяем. Назовите проверочное слово к слову «счастливые», «радостные».

- Почему вы решили, что эти слова являются проверочными?

- Что вам помогло при выполнении этого задания?

 

  1. Итог урока.

- Подведём итог урока. Вернёмся к целям. Какое открытие мы сегодня сделали?

- Можем ли сегодня поставить цель на следующий урок? Какую?

- Спасибо за урок. Я довольна вашей работой, вашими оригинальными ответами.

- Кто может сказать, что его глаза внимательно смотрели и всё видели, уши всё слышали, а голова хорошо думала?

 

самооценка учащихся

 


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн