Вы не зарегистрированы

Авторизация



Эукариотическое ядро. Строение и функции

Фото пользователя Маргарита Александровна Гайнутдинова
Submitted by Маргарита Александровна Гайнутдинова on Fri, 03/04/2009 - 15:47
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гайнутдинова маргарита Александровна
Место работы, должность: 
МОУ "Средняя общеобразовательная школа №23 г. Йошкар-Олы", учитель биологии.
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 
Продолжить изучение клеточного уровня организации жизни. Рассмотреть особенности строения и выполняемые функции ядра клетки.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник: Общая Биология. 10- 11 классы. Авторы Н.И Сонин, В.Б.Захаров и др.  

Используемая методическая литература: 

Петунин О.В "Уроки биологии"  Ярославль Академия Развития  2003 год

И.В Пименова, А.В Пименов "Лекции по общей биологии" Саратов ОАО Издательство "Лицей" "003 год

 

Краткое описание: 
Урок проводится при изучении раздела " Учение о клетке". При изучении строения эукариотической клетки, данный урок занимает последовательное положение и предусматривает повторение изученного материала.Материал урока сопровождается презентацией.

План - конспект урока
по теме «Ядро. Строение и функции.»

 

Задачи:
  1.Продолжить изучение клеточного уровня организации жизни. Рассмотреть особенности строения и выполняемые функции ядра клетки. Продолжить формирование эволюционных представлений о развитии органического мира и его делении на прокариотические и эукариотические организмы. Повторить материал по теме «Органоиды клетки»
  2.Развивать абстрактного мышления, умения сравнивать и анализировать и сопоставлять, применять полученную информацию при выполнении учебного задания. Развивать потребности в творческой самореализации, самообразовании; организации рабочего времени на уроке; продолжить формирование умений быстро работать с текстом учебника, слушать товарищей, оценивать себя и других
  3.Формировать научное мировоззрение, воспитание восприятия живого, как уникального творения природы. Формирование умения видеть прекрасное в малом. 

Планируемые результаты: учащиеся должны знать основные структуры ядра, и уметь охарактеризовать его функции .  
Тип урока: изучение нового материала
 Методы обучения: информационный, частично-поисковый. 
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в парах, фронтальная.
Оборудование: учебная программа PowerPoint, инструктивные карточки  

 

 Тема урока. План урока. Слайд №1 
1.Проверка знаний:
Фронтальная проверка. Мы изучили органоиды клетки. Вспомним. 
1)Что называется органоидами клетки? И какие органоиды мы изучили. Слайд №2
2)О каком органоиде идет речь?( первая  подсказка) 
а)место образования лизосом
б)накопление белков, липидов , углеводов.
в)модификация поступивших органических веществ
( если не ответили,  вторая подсказка)
 г) « упаковка» в мембранные пузырьки
д)секреция белков, липидов, углеводов
е)синтез углеводов и липидов ( Аппарат Гольджи Слайд №3)
  3)Модели каких органоидов здесь изображены?
  4)Назови общие черты строения этих органоидов.( митохондрии и хлоропласт; Имеют двумембранное стороение, меют кольцевую ДНК,и способны к воспроизведению себе подобных ( Слайд №4)
5)Какой органоид изображен на слайде? ( слайд №5 ЭПС)
7)Какая клеточная структура изображена на следующем слайде и какую функцию она выполняет? ( слайд №6- 9)
8)Какой биологический объект изображен, и какой процесс происходит? ( слайд №10Амеба питается путем фагоцитоза)
9)Установите соответствие между строением и функцией органоида и его видом. (Слайд№11)
Строение и функции органоида                                                                                                Вид органоида
А)состоит из полостей с пузырьками на концах                                                   1)Эндоплазматическая сеть
Б)состоит из системы связанных собой каналов                                                 2)Комплекс Гольджи
В) участвует в биосинтезе белка
Г) участвует в образовании лизосом
Д) участвует в обновлении и росте плазматической мембране
Е)осуществляет транспорт органических веществ в разные части клетки

Ответ: Взаимопрверка в парах за партой
А Б В Г Д Е
2 1 1 2 2 1

2.Изучение нового материала
Актуализация знаний
 темаурока «Ядро клетки . Строение и функции»
У вас ребята на партах карточка « Инструктивные карточки:Паспорт ядра», задания под номерами 1,2,...ит.д
Часть работы вы должны выполнять по ходу урока. Примеры приведенные на сегоднешнем уроке вам потребуются при ответе на следующем уроке. На часть заданий я целенаправленно буду обращать внимание. Карточки в конце урока будем проверять.
• А) Эукариотическое ядро( особенности) Слайд №14 и №15
• Форма ядра Сферическая
• Эллипсовидная

• Размеры ядра
• Диаметр ядра обычно 3-10 мкм
Встречаются клетки двуядерные ( инфузории) и многоядерные (опалины)

• Некоторые высокоспециализированые клетки вторично утрачивают ядро
  Эритроциты млекопитающих .Ситовидные трубочки покрытосеменных
• .

  Б) Слайд №16
Обратитесь к учебнику к параграфу 5.2.2 и просмотрев его быстро сориентируйтесь, какие структурные элементы входят в состав ядра. Ответ занесите в карточку.
• 1мин и проверка .
• Ядерная оболочка 
• Ядерный сок
• Ядрышко
• Хроматин

Ядерная оболочка слайд №17
• Часть мембранной системы клетки
• Состоит из двух мембран
• Наружная мембрана покрыта рибосомами
• Внутренняя мембрана гладкая
• Функции:
• Обмен веществ между ядром и цитоплазмой
• Вопрос: каким путем происходит обмен веществ между ядром и цитоплазмой? ( через поры)
• Ядерный сок Слайд №18
• (кариоплазма,
• нуклеоплазма) -внутреннее содержимое ядра
• Состав: ферменты ,белки, нуклеотиды. Аминокислоты, АТФ
• Ядрышко- плотное округлое тельце. Погруженное в ядерный сок
• Образуется на определенных участках хромосом, несущих информацию о структуре РНК 
• Состоит из скопления рРНК и субъедениц рибосом
• Обнаруживается только в неделящемся ядре
Задание№ 5 карточек -Что формируется в ядрышке ядра? Стр 16

Слайд №19 Сравните показания двух по разному звучащих структур
Это одна и тоже структура. Соответствуют разным фазам жизни клетки


  Хроматин ( Интерфаза)
 Хромосомы ( Деление клетки)

• Вещество клеточного ядра имеющий вид глыбок , гранул и нитей; (хорошо окрашивается основными красителями).
• Химический состав:
• ДНК 30 -45%
• Гистоновые белки 30-50%
• Негистоновые белки 4-33%
 • Структурные элементы клеточного ядра палочковидной формы

• Химический состав:
• ДНК 30 -45%
• Гистоновые белки 30-50%
• Негистоновые белки 4-33%


Рассмотрим строение хромомом ( слайд №20) на слайде не все части хромосом подписаны, найдите не достающие надписи в учебнике на рис5.15
• 5 — центромера;
• 6 — вторичная перетяжка; 
• 7 — спутник; 
• 8 — хроматиды; 
  9 — теломеры.
• В)Слайд №№22-23 Кариотип- характерные для вида особенности хромосом (то есть их количество, размеры, форма, наличие спутников и т.д.) называют
• Особенности кариотипа:
• В кариотипе разных видов чаще всего четное число хромосом
• Парные хромосомы- гомологичные( одна хромосома из отцовского организма другая из материнского)

 Г) Слайд №24
Функции ядра ( слайд 24)
• 1.Хранение наследственной информации и передача ее дочерним клеткам в процессе деления
• 2. Регуляция жизнедеятельности клетки путем регуляции синтеза различных белков.
• 3. Место образования субъедениц рибосом
• 
 3.Закрепление изученного материала. Проверка правильного заполнения карточки карточек . 2-3 мин
4. Особенности кариотипа. Сообщения учеников. ( Приложение1) 5-6 мин
4.Проведение рефлексии урока 1мин
Объявляется итог урока: На уроке мы познакомились со строением ядра ,изучили компоненты ядра и их функции. 
5.Домашнее задание.
-Изучить параграф 5.2.2 
- записи в тетради, карточки
Подготовка к проверочной работе







 

Прикрепленный файлSize
Тема Ядро клетки 10 класс.ppt2.01 MB
инструктивная карточка.doc231 KB

»  Размещено в сообществах: