Официальный сайт e-rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Чтобы ребенок любил читать.

Выберите действие:

 

 
       Проблема грамотности школьников стоит сегодня особенно остро. Все большему количеству детей ставится печальный диагноз «дисграфия», а банальные ошибки в орфографии и пунктуации допускает большинство молодых людей. Между тем. доказано, что так называемая «врожденная грамотность» иногда результат начитанности человека. В процессе чтения зрительная память фиксирует визуальные образы слов. При письме эти образы «всплывают в голове» автоматически, и человек, не задумываясь, пишет грамотно, и сразу замечает орфографические ошибки на, бумаге. Необходимо лишь приложить усилия и выработать привычку. А ещё - чаще читать. Во время чтения ребенок незаметно для себя усваивает законы красивого, литературного языка, учится не только говорить и писать, но думать грамотно. Ошибки в словоупотреблении и в управлении режут слух начитанного человека. Во-вторых, все знают, что каждая прочитанная книга увеличивает словарный запас даже взрослого человека, не говоря уже о детях и подростках. В современном мире умение красиво говорить может повлиять на карьеру и судьбу человека в целом.
 
      Сегодня больше половины школьников читают (да и то вскользь) лишь литературу из обязательной программы. Очень жаль, что дети и родители читают разное и их читательские интересы не пересекаются. А ведь главное в развитии детского интереса к литературе — возможность обсуждения прочитанного со взрослым человеком. Но сегодняшние родители нечасто способны быть для подрастающих чад авторитетными собеседниками: большинство взрослых, как показывают социологические опросы, читают еще меньше, чем дети.
 
      Задавая вопрос «Как заставить ребенка читать?» мы совершаем ошибку. Заставить читать с интересом не возможно, как невозможно заставить ребенка играть в скучную игру. Многие взрослые изначально внушают детям, что читать «тяжело, но надо», вместо того, чтобы увлечь ребенка интересной книгой. Дети, которые в начальной школе читают «из-под палки», с радостью забудут о книгах, как только закончится родительский и школьный контроль. Да и информация, которую человек постигает «через силу», не оставляет следа в его душе. Поэтому необходимо научить ребенка любви к чтению, а это практически полностью в руках мам и пап.
 
Сегодняшний «кризис чтения» невольно подготовлен самими педагогами и родителями.
 
Огромную роль здесь играет совместное чтение. Читать ребенку необходимо с самого раннего возраста. Но не стоит думать, что читать вслух надо только до тех пор, пока ребенок не научится читать самостоятельно. Совместное чтение в семье - это увлекательнейшее занятие, которое необычайно сближает всех ее членов. Читать ребенку - эго не просто обязанность родителей, это уникальный способ общения, который практически не имеет замены.
 
Совместное чтение развивает эмоции, учит сопереживать и размышлять. В одиночку ребенку этому не научиться. Родители и для себя открывают много нового, перечитывая детские книги. Это прекрасное общение.
 
«Родителей, не видящих смысла в хороших книжках, осуждать не надо, поскольку они осудят себя сами. Это произойдет тогда, когда их дети станут взрослыми и не смогут выдержать конкуренции с теми, кто приобщался к чтению с младых ногтей,» - так считает детский писатель Юрий Лигун , автор книг «Тузики не сдаются!», «Железный Булкин». «Карасенки-Поросенки», «Очень подводная сказка», «Чудо-войско букваря», романа «Илья Муромец и Сила Небесная».
 
Книги, которые предлагаются подросшим детям для самостоятельного изучения, должны быть тщательно подобранны в соответствии с интересами и уровнем развития юного читателя. Это отнюдь не означает, что книга должна быть простой. В идеале уровень сложности должен чуть-чуть превышать познания ребенка. Тогда книга стимулирует дальнейшее развитие человека, заставляет его повышать планку и расти нал собой.
 
Педагоги советуют: если ребенок не хочет обсуждать прочитанное, ни в коем случае не заставлять его это делать, чтобы навсегда не отбить у человека охоту к чтению. Но если он жаждет пересказать поразившую его книгу, обязательно найти время и силы для того, чтобы с неподдельным интересом выслушать его, задать несколько вопросов, предложить ему поделиться своим мнением...
 
Советы от специалистов
 
1. Каждому возрасту своя литература! Даже разница в два года это целая пропасть в развитии. Советуем каждый год приобретать или брать в библиотеке хрестоматию для соответствующего возраста.
 
2. Предлагайте ребенку книги разных авторов и жанров. Это будет формировать задатки литературного вкуса.
 
3. Формируйте привычку. Читайте каждый день! Читайте просто так, чтение ради чтения. Очень плохо, когда активное знакомство с литературой начинается с обязаловки в школе. Нет времени на длинную сказку? Тогда читайте стихотворение!
 
4. Введите новую традицию - День любимой книги. Выберите день, когда вы будете перечитывать ребенку его любимую книгу. Это приучит возвращаться к прочитанному, смотреть по-новому на знакомое произведение.
 
5. Учите чтению с продолжением. Читайте большие книги, разбитые на главы, в день но главе.
 
6. Не заставляйте ребенка читать самостоятельно, даже если он уже умеет складывать буквы в слоги. Помните, первую книгу для самостоятельного прочтения ребенок должен взять сам. Принуждение убивает читательский интерес.
 
7. Лучший подарок - игрушка, а не книга! Говорят книга - хороший подарок, только не для школьника. Хороша она только для того, кто любит читать. Книгу нужно дарить, но не на праздник. Дарите просто так.
 
8. Семейная книга - это здорово! Старенькая, потрепанная, с пожелтевшими страницами... «Бабушка читала её мне. я читаю тебе, а ты, когда подрастешь, будешь читать своему малыш)... Совет. Запишитесь с ребенком в библиотеку! Там особенная атмосфера. К тому же там проводятся праздники и занятия. У ребенка начнет формироваться читательская культура. Читайте сами! Ваш пример - лучший! Это самый лучший способ привить чаду любовь к книге.
 
Президент Русской Ассоциации Чтения и Московского отделения Международной Ассоциации Чтения, руководителем текущего Европейского проекта «Школа, где процветает грамотность», профессор Наталья Николаевна Сметанникова приводит интересный пример отношения к проблеме чтения в Европе.
 
«Европа вслед за Великобританией пошла таким путем. Они подготовили специалиста. Они по-разному называются: учитель чтения, специалист в области чтения, методист чтения и так дальше. Небольшое количество людей, которые пришли в школу во времена Маргарет Тэтчер. Всего у специалиста 4 функции. Первое — это собственно уроки в 5-6-м классе. Второе — это, конечно, занятия со всеми учителями с тем, чтобы они грамотно сами строили свой урок. Именно с этой точки зрения. Мы же не собираемся учить учителя его специальности, но мы хотим показать ему, как грамотно организовать работу с текстом. Дальше, помощь слабо читающим детям, и четвертое — мониторинг, отслеживание качества чтения.
 
На сегодняшний день у нас так выстроена система, что учителя никогда не поощрят за то, что его дети стали читать. У классного руководителя нет никакой строчечки, связанной с чтением. Нигде вообще нет, ни в каком документе, нет ни слова о том, что нужно каким-то образом поощрять читателя.
 
А вот австрийские ученые, которые проводили огромное исследование для всей Европы, показали, что если ребенок не становится читателем к 12-ти годам, то тогда он не станет читателем никогда. Восполнить это невозможно. А под активным читателем имеется в виду человек, который сам умеет выбирать книги; который сам идет в библиотеку, выбирает их. Который сам читает в свободное время — имеет привычку к т.наз. досуговому чтению.
 
Кроме сказанного, в школах Европы учащиеся приходят или после обеда, или во второй половине дня, сами выбирают книжку. Вот они также выставлены, как у вас здесь, в свободном доступе. Садятся, находят свое место, читают, делают какие-то записи. И потом, в конце месяца проходит так называемая читательская конференция, где они делятся своими впечатлениями о тех книгах, которые они прочли. Опять же, это не обязательно, это если ты захочешь. Это уважение к ребёнку, что он имеет право почитать в этот час то, что он хочет, в той позе, в которой он хочет. У нас один мальчик читал на стремянке, один читал в уголочке лёжа. Это не в классе, а в специальном уголке, где есть кресла и диванчик, и стульчики и, в общем, специально организованное такое пространство библиотеки.
 
В 5-м классе некоторые дети говорят: «Почитайте нам, пожалуйста». Т.е. это говорит о том, что детям не дочитали, им еще хочется слушать интересную книгу, слушать и сопереживать. Это говорит о том, что их умения не так хорошо сформированы, что им еще трудновато читать самостоятельно. Поэтому вот этот весь комплекс проблем недоученных, недовоспитанных, недополучивших любви к чтению, он вот вылезает. Всё вот здесь. Но самое-то страшное потом, в старшей школе, когда бросают читать, когда они уже получаются несостоявшимися читателями. Они приходят в старшую школу, где дикие объемы информации. И вот они остаются беспомощными. И сразу возникает отвращение. Если ты не справляешься с задачей, она уже вызывает у тебя негативные эмоции.
 
Есть дети, которые пришли в среднюю школу со слабыми умениями или им читать трудно. Трудно, значит, уже не хочется.
 
И есть группа — дети, которым не интересно, и которые бросают- читать в очень маленьком возрасте, в юном возрасте.
 
И получается, что по всем группам детей показатели идут вниз. Причем в очень многих случаях дети больших городов читают меньше, чем дети маленьких городов. У них здесь слишком много искушений. Они могут одним, другим, третьим заняться, а там мало, чем можно, там еще более или менее дети читают.
 
Методическая литература
 
Московская. М. Интерес: чтение, М. Московская Семейное чтение. - 2009 г. -№ 2-3. С. 13-17. Эта статья подскажет родителям, как заинтересовать своего ребенка книгами и чтением.
 
Штейн. А. В. Раннее развитие. Как приучить ребенка читать Ася Штейн. — М.: Айрис-пресс. 2006.- 144 с: ил. - (Внимание: дети!).
 
Что такое «быть читателем»? Как научить детей не просто получать из книги необходимую информацию, а растворяться в Книге, сопереживать героям и радоваться вместе с ними? Как сделать так. чтобы чтение стаю любимым занятием малыша? В этой книге автор попыталась дать ответы на эти вопросы, обобщив свой родительский и педагогический опыт, а также опыт других родителей и педагогов, мнение которых, заслуживает того, чтобы к нему прислушаться.
 
Гобова, Е. С. Чтение, словесность, письменность / Е. С. Гобова - М.: Аграф, 1997 - 160с. Предлагаемая читателю книга представляет собой игровой курс составленный на основе сказок Р.Толкиена "Хоббит". Книга поможет учителям и родителям создать в классе и дома сказочную атмосферу, она подскажет, как сформировать у ребенка навыки чтения, развить воображение, внимание и многие другие качества, которые позволят ему легко и хорошо учиться, учиться играя...
 

»  Размещено в сообществах:   
Сообщество учителей Гатчинского муниципального района

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн