Официальный сайт mixzona 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



элективный курс

Фото пользователя Ольга Валерьевна Мусенко
Submitted by Ольга Валерьевна Мусенко on чт, 26/04/2012 - 18:14
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мусенко Ольга Валерьевна
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
образовательная программа
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p align="center"> <strong>Элективный курс &laquo; Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России 20 века&raquo; для 11 класса. ( 34 часа, 1 час в неделю).</strong></p> <p> <em><u>Пояснительная записка</u></em><em>:&nbsp; </em>изучение данного курса предполагает более высокий уровень обобщения&nbsp; исторического материла, знакомство с различными точками зрения и подходами &nbsp;для того, чтобы сформировать целостную и всестороннюю картину исторического развития России в 20 веке. Данный элективный курс&nbsp; предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. А это, прежде всего, поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию.</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p>

 

 

Цель курса:содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально-активной, творческой личности; как гражданина и патриота, т.к. обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.

 

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:

- обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического развития России в 20 веке;

- повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;

- способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории;

- воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.

 

Основные умения  и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

- находить, систематизировать и анализировать историческую  информацию;

- рассматривать историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;

- рассматривать  события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности  к конкретной исторической эпохе;

- определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам  истории.

Методы  преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами.

 

Учебно – тематический план

№п\п.

Содержание обучения. Тема

кол-во часов

формы проведения

1.

Тема1. Проблемы модернизации в развитии России начала 20 века.

2 часа

Практикум(1ч.)

Дискуссия(1ч)

2.

Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?

6 часов

Практикум(2ч)

«Круглый стол»(2ч)

Лекция, документы (2ч)

3.

Тема 3. Гражданская война: новые подходы.

4 часа

Пресс-конференция(2ч)

Дискуссия (2ч)

4.

Тема 4. Индустриализация и командно-административная система.

4 часа

Практикум(2ч)

Деловая игра-обсуждение(2ч)

5.

Тема 5. Коллективизация – трагедия  крестьянина-труженика?

4 часа

Практикум(2ч)

Урок-версия(1ч)

Урок – суд(1ч)

6.

Тема 6. Триумфальное поражение? (размышления о советско-финской войне)

2 часа

Практикум(1ч)

Урок-альтернатива(1ч)

7.

Тема 7. Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии.

3 часа

Практикум(1ч)

Семинар с использованием видеоматериалов.(2ч)

8.

Тема 8. Страх или свобода?

2 часа

Урок-исследование(2ч)

9.

Тема 9. От «горячей» войны к «холодной» или мир, расколотый надвое.

4 часа

Практикум(2ч)

Деловая игра-обсуждение.

10.

Тема 10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года…

3 часа

Практикум (1ч)

Проблемно-проектная дискуссия (2ч)

 

ИТОГО: 34 часа; из них – практикумы – 12 часов;                                                                                                   семинары -  1 час; лекции – 8 часов;                                                                                дискуссии – 3 часа;  нетрадиционные уроки – 10час.                                                                                                                

 

                                                                               СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала 20 века (2часа).

Россия – «развивающееся общество» на рубеже веков. «Зависимое развитие.» Анализ возможностей быстрого экономического развития страны. Три группы стран и их роль в мировом экономическом процессе. «Германский путь» Бунге, Вышнеградского, Витте. Попытки внедрения «британской модели» Витте и причины неудачи.

Второй вариант модернизации, предложенный «народниками», его анализ. Процесс модернизации в советский период и его последствия.

Тема 2.  Был ли неизбежен Октябрь 1917 года? (6 часов).

1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября 1917 г. в СССР. Взгляды  на Октябрь современных историков.

Выявление  и анализ альтернатив: Керенский, Корнилов, Ленин.

Причины краха послефевральской демократии и победы большевиков.

Тема 3. Гражданская война: новые подходы ( 4 часа).

Гражданская война – трагедия русского народа.

Проблема периодизации Гражданской войны. Три похода Антанты: миф или реальность? Две армии одного народа. Причины победы «красных» и поражения «белых».

Тема 4. Индустриализация и командно-административная система (4часа).

Необходимость, цели, средства и источники накопления. Индустриальное развитие СССР в годы первой и второй пятилетки. Главные итоги индустриализации.

Кадры. Анализ планов и реальных сроков их выполнения.

Проблемы стахановского движения и рабочего самоуправления.

«Незначительные жертвы» индустриализации.

Тема 5. Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика? ( 4часа).

Начало коллективизации. Этапы проведения. Категории кулачества. Антикулацкие меры. «Успехи» коллективизации. Альтернативный план преобразования сельского хозяйства Чаянова.

Тема 6. Триумфальное поражение? ( О советско- финской войне 1939-1940) ( 2 часа).

Причины. Повод и ход войны. Соотношение сил. Линия Маннергейма – серьезное препятствие для продвижения советских войск. Упорное сопротивление финнов. Планы Сталина. Итоги и значение войны.

Кто проиграл «зимнюю войну»?

Тема 7. Споры вокруг версии о превентивном ударе СССР во время войны (3часа).

Анализ знаменитого ТАСС от 14 июня 1941 года. Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии.

Тема 8. Страх или Свобода ? ( О причинах победы под Сталинградом )    (2 часа).

Приказ № 227»Ни шагу назад!» сыграл решающую роль в холе Сталинградской битвы и помог остановить врага. Разные оценки Приказа.

Цена победы – большая кровь.

Боевая мощь советского военного искусства. Не страх, а свобода – главная причина  успеха.

Тема 9. От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое. (4часа).

Анализ ситуации после войны. Кто развязал «холодную» войну? Взгляд современных отечественных историков на проблему «холодной» войны.

Истоки «холодной» войны. Театры военных  действий. Гонка вооружений, борьба за влияние в странах третьего мира. Горячие точки «холодной» войны. Сегодня мир, а дальше? Размышления о предотвращении трагических последствий войны.

 

Тема 10. Если бы ГКЧП пришел  к власти в августе 1991 года…( 3 часа).

Хроника августовских событий. Версия Горбачева о причинах и начале путча. Что произошло а августе 1991 года на самом деле: взгляд черед годы…

«Проигрывание» неосуществленных сценариев августа 1991 года.

Формы организации учебной деятельности на занятиях по элективному курсу «Дискуссионные вопросы изучения истории России 20 века.»

Работа в малых группах.

Одной из самых распространенных активных форм работы на занятиях по элективному курсу «Дискуссионные вопросы изучения истории 20 века» должна  быть работа в малых группах: «мозговой штурм» или «мозговая атака». Суть работы состоит в том, чтобы создать условия для умственного напряжения при решении той или иной проблемы у всех участников работы.

Каждый участник понимает, что на него надеются в общем продвижении к решению и именно эти ожидания выступают мощным психологическим фактором активизации мыслительной деятельности каждого члена группы.

Что дает работа в малых группах? Она позволяет каждому  высказать свое мнение в достаточно комфортных условиях. Такая работа помогает и учит договариваться, согласовывать разные мнения, почувствовать себя в роли лидера или по крайней мере в роли ответственного представителя группы при проведении исследования, презентации ответа или мнения группы.

Использование игровых моментов.

Сюжетно-ролевая игра является одной из активных форм обучения.  В данном элективном курсе она основывается на реальных жизненных событиях, смоделированных в образовательных целях. Игра должна иметь сюжет, связанный с решением какого-либо дискуссионного вопроса.

В каждой конкретной игровой ситуации участники игры получают свои роли, которые отличаются по точкам зрения.

Играющие получают опыт общения, опыт поиска информации и нахождения компромисса на основе полученных знаний. Они могут услышать иное мнение и попытаться найти верное решение.

 

Список литературы для организации занятий курса.

 

  1. Безыменский  А.Л., Фалин  В.М. Кто развязал  «холодную войну?» Страницы истории советского общества. Люди, проблемы, факты.-М.,1989.
  2. Бетлов А.Ю. Россия в начале века. –М., 1999.
  3. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991.М., 1992.
  4. Головатенко А. История России: спорные проблемы. – М.-Л.,1994.
  5. Историки спорят. Тринадцать бесед. – М., 1989.
  6. История России 20 века. Пособие для учителя. Под ред. Чубарьяна А.О. М., «Просвещение», 2003.
  7. История Отечества в современном осмыслении. 20 век. Под ред. Полнера Е.Д. С.-П., 1995.
  8. Киселев А.Ф. Хрестоматия по отечественной истории (1914-1939). – М.,:Издательство  «ИЛБИ», 1984.
  9. Колосков А.Г. Задания для самостоятельной работы по истории Отечества 20 века. – М.,: Просвещение, 1996.
  10. Суворов В.  Ледокол. День. Новое время. – 1992.
  11. Хрестоматия по истории СССР 1917-1945 ( под ред. Шагина Э.М. – М., 1991.

 

 

 

 

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн