Официальный сайт netfuncards 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Самопознание и развитие личности»

Submitted by Наталия Александровна Митряева on пн, 30/04/2012 - 17:48
Данные об авторе
Автор(ы): 
Митряева Наталия Александровна
Место работы, должность: 
учитель
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Обществознание
Цель урока: 

 

Цель:показать технологию проведения урока  со  слушателями  мастер- класса.

Краткое описание: 
Мастер-класс

 

«Самопознание и развитие личности»

(мастер-класс)

 

Цель:показать технологию проведения урока  со  слушателями  мастер- класса.

План проведения:

  1. Теория проведения мастер-класса (презентация).
  2. Практическое занятие со слушателями.
  3. Рефлексия

Мастер – класс проводит: Митряева Н.А.,учитель истории и обществознания МОУ «Зашижемская средняя (полная)  общеобразовательная школа».

 Тема «Самопознание и развитие личности» рассматривается в 10 классе на уроке обществознания. Предлагаю план проведения такого урока.

1.Самосознание и самопознание.

2.Роль самооценки в формировании личности.

3.Развитие самопознания и формирование личности.

Очень хорошие слова для урока Франсуа Вийон (15 век) и Е.Евтушенко (20 век).

«Я знаю смерть, что рыщет, все губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, но только не себя».

 «Человек – это знание, которое познает самого себя».

Почему нам трудно обозначить окончательный взгляд на самого себя? Надо ли   это   делать  и  каким  образом?

 1. Самопознание и самосознание. Сложность проблемы состоит в том, что объект и субъект познания совпадают, поэтому сложно установить степень достоверности знаний человека о самом себе.

 Самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать определенные отношения с другими людьми и природой.

Важный признак самосознания - готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия. Самознание происходит на индивидуальном уровне в течение всей жизни. Личность проявляет себя не только через самосознание, но и  процессе самореализации - это процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности. Для того чтобы реализовать себя, человек должен знать свои особенности.

Проведем эксперимент.Ученые утверждают, что первый шаг к узнаванию самого себя – самодиагностика. Как вы думаете, знаете ли вы себя? Что означает для вас «знать себя? Легко ли вам ответить на  этот вопрос? Для того чтобы лучше разобраться в этом, выполните следующее  задание.  Его разработали  американские  психологи Кун и Марк-Портленд. Называется оно «Кто я? 20 предложений» (Самодиагностика).

В течение 15 мин. должны ответить на вопрос «Кто я?»,   использовав    для этой цели 20 слов или предложений. Не старайтесь отобрать правильные  или неправильные, важные или неважные ответы. Пишите их так, как они приходят в голову.

Перейдем к интерпретации. Что означают ваши ответы?

Прежде  всего  посмотрите, сколько слов и предложений вы успели написать за 15 минут. Этот показатель носит название «уровень  самопрезентации». Чем больше количество слов и предложений вы успели написать за отведенное время, тем выше  у вас уровень самопрезентации. Если вы прекратили работу где- то  в середине, решив, что о себе все возможное вы уже сказали? Последнее чаще всего свидетельствует о том, что у человека есть ограниченный жесткий круг представлений и он никогда не пользуется возможностью заглянуть за эту границу, посмотреть, нет ли  там чего- нибудь интересного или нужного(а может, и того  и другого).

       Ответов  мало -  не более 8, это означает, что вы или не  хотите предъявлять  себя  даже  самому себе (Почему? Что такого неприятного или страшного вы можете сами от себя скрывать? Подумайте об этом), или - это встречается чаще - просто не думаете о себе и пользуетесь в повседневной жизни лишь некоторыми, возможно, наиболее важными, а чаще наиболее простыми и очевидными характеристиками. Но, возможно, вам это достаточно? От 9 до 17 ответов – это средний, умеренный уровень самопрезентации. Как почти о всяком среднем уровне, здесь трудно сказать что- либо определенное. Вроде бы  человек и  знает себя, да как-то не очень хорошо, может быть думает о себе, да как-то не очень много.

        Те,   у кого низкий и средний уровень самопрезентации, подумайте, что вам помешало ответить? Что вам не хватило? Умение сделать над собой усилие -  вам просто надоело отвечать? Не смогли сразу включиться в работу? А может быть, вы слишком жестоко контролировали себя, подвергали свои ответы строгой цензуре? Или вам не хватило слов, чтобы выразить то, что вы чувствуете? Решите для себя и запишите свой ответ. Он очень важен, потому что показывает, над  чем именно надо работать. Ответов 18 и более - высокий уровень самопрезентации. Обычно он свидетельствует, что человек смотрит на себя с разных сторон, так или иначе думает о себе, не стесняется сам себя. Но внимание! Те, у кого высокий уровень самопрезентации, посмотрите, не ли у вас повторяющихся ответов. Повторяющиеся ответы свидетельствуют о том, что человека волнует какая-то  одна тема, одна проблема. Это очень важно. Но для определения уровня самопрезентации посчитайте все эти высказывания  за   одно.  Подумайте, почему вы «застряли» именно на этой характеристике. О чем она говорит? И учтите, это никогда не бывает случайным. Ответов больше 22. Не перехитрили ли вы самого себя? Может быть решили - задача в том, чтобы написать как можно больше, и  стали   писать что попало, лишь бы набрать желаемое число. Вы не попали в ловушку «Кто больше»?  Не решили ли  что здесь соревнование, и вы обязательно должны  выиграть? Вы всегда стремитесь к выигрышу? Часто видите ситуацию соревнования там, где (как, например, в данном случае) ее вовсе не предполагалось? Перечитайте свои  ответы, сколько в них действительно как- то характеризует вас, а сколько написано случайно, просто так? Подумайте, что вы выигрываете,  а что проигрываете, стремясь  угадать,  чего от вас ждут, и добиться «первого места»?

           Я думаю, вы убедились в том, что процессы самопознания и самосознания далеко не простые.

2.Роль самооценки и развитие личности. Самооценка – представление о своих способностях, отношении к себе других людей. Проверим с помощью теста уровень самооценки и вашу успешность.

Уровень  самооценки и ваш успех. Тестирование.

Ответы: «очень часто», «часто», «редко», «никогда».

1). Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали  меня.

2). Постоянно чувствую свою ответственность в учебе.

3). Я беспокоюсь о своем будущем.

4). Многие меня ненавидят.

5). Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.

6)Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7). Я боюсь выглядеть глупым.

8). Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9). Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10). Я часто допускаю ошибки.

11). Как жаль, что я не умею  говорить   как следуют с другими людьми.

12). Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13). Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими людьми.

14). Моя жизнь бесполезна.

15)Многие неправильного мнения обо мне.

16). Мне не с кем поделиться своими мыслями.

17). Люди ждут от меня очень многого.

18)Люди не особенно интересуются моими достижениями.

19). Я слегка смущаюсь.

20). Я чувствую, что  многие  люди  не  понимают  меня.

21). Я не чувствую себя в безопасности.

22). Я часто волнуюсь понапрасну.

23). Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят  люди.

24). Я чувствую себя скованным.

25). Я чувствую, что люди говорят  обо мне за моей спиной.

26). Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

27). Мне кажется, что со мной  должна   случиться какая - нибудь  неприятность.

28). Меня волнует, как  люди относятся ко мне.

29). Как жаль, что я не общителен.

30). В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

31). Я думаю о том, чего ждут от меня одноклассники.

Подсчет баллов производится по схеме: «очень часто»- 4 балла; «часто»- 3 балла; «редко»- 2 балла; «никогда»- 0 баллов.

0-25 баллов: высокий уровень самооценки. Уверенность в себе, правильное реагирование на замечания других и нет сомнений в необходимости в своих действий.

26-45 баллов: показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает «комплексом неполноценности», лишь время от времени старается подстроиться под мнение других людей.

46-128баллов: уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе.

Проанализируем уровни самооценки. Высокая  самооценка:  какие у нее сильные и слабые стороны? Каковы перспективы формирования личности, которая имеет высокую самооценку? Как будут складываться у человека с высокой самооценкой отношения в семье, на работе, с друзьями?

Низкая  самооценка:какие у  нее сильные и слабые стороны? Каковы перспективы формирования личности, которая имеет низкую самооценку? Как будут складываться у человека с низкой самооценкой отношения в семье, на работе, с друзьями?

Какой уровень самооценки является самым оптимальным? Почему?

Если выявился высокий уровень самооценки, будут определенные сложности. При среднем уровне самооценки шансов на успех значительно больше. Если низкая самооценка, то необходимо объяснить самому себе, что, в отличие от других качеств личности, самооценка весьма изменчива и во многом зависит от ситуации, периода жизни, событий. Поэтому важно помнить о трех основных моментах, которые важны для понимания самооценки:

1.Сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, к которому мы стремимся. Выражается формулой: Самооценка = Успех: Притязание.

2.Оценка себя на основе оценки других. Пример: «Ты самый умный», «Какой же ты дурак».

3. На отношении к собственным успехам и неудачам.

 3. Развитие самопознания и формирование личности. Образ «Я» не остается неизменным на протяжении жизни. Меняется не только внешность, но и отношение к ней, более оправданной становится самооценка, принимаются меры к ее повышению. Стремление завоевать  уважение заставляет человека менять отношение к себе и других. Правильнее сказать, что у человека не один образ «Я», а множество таких образов, попеременно выступающих на авансцену самосознания или уходящих  в тень. В результате развития самосознания у человека складывается Я - концепция, являющая собой совокупность всех представлений о различных  сторонах своей личности организма. Я - концепция состоит из многочисленных образов - Я, которые служат более частыми характеристиками.  Я - концепция, в которую  входит образ «Я», представляет собой  относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.   Я - концепция—это итог познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.

 Рефлексия. Дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн