Вы не зарегистрированы

Авторизация



Имя числительное в предложении и тексте

Фото пользователя Елена Михайловна Сидорова
Размещено: Елена Михайловна Сидорова - чт, 10/05/2012 - 22:08
Данные об авторе
Автор(ы): 
Е.М.Сидорова
Место работы, должность: 
МБОУ г. Астрахани "СОШ № 74". Учитель русского языка и литературы.Зам. директора по УВР
Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Познавательные действия (интеллектуальные умения) – обработка информации.

Регулятивные действия (организационные умения) – организация своих дел, решение проблем.

Коммуникативные действия (коммуникативные умения) – общение с людьми: проблема 6 «Б» класса – отсутствует понимание коллективизма.

    Личностные результаты (нравственно-оценочные умения) – оценка своих и чужих поступков.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
28
Используемые учебники и учебные пособия: 

1. Учебник для 6-го класса. Русский язык. (Серия "Свободный ум", Школа-2100)

2. С.Ю.Иванова. Экзаменационные ловушки. - Самара, 2005

Используемое оборудование: 

Оборудование  урока:

1.     зачётные листы для команд

2.     столы для групповой работы

3.     конверты с вопросами

Краткое описание: 
Открытый урок-обобщение в 6 классе «Б», 22.12.2011г. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ И ТЕКСТЕ игровая технология, технология проблемного диалога

Открытый урок-обобщение в 6 классе «Б», 22.12.2011г.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ И ТЕКСТЕ

Игровая технология,

технология проблемного диалога.

Познавательные действия (интеллектуальные умения) – обработка информации.

Регулятивные действия (организационные умения) – организация своих дел, решение проблем.

Коммуникативные действия (коммуникативные умения) – общение с людьми: проблема 6 «Б» класса – отсутствует понимание коллективизма.

    Личностные результаты (нравственно-оценочные умения) – оценка своих и чужих поступков.

Оборудование  урока:

1.     зачётные листы для команд

2.     столы для групповой работы

3.     конверты с вопросами

 

ПЛАН УРОКА

1.     Вступительное слово учителя. Актуализация изученного материала.

2.     Оргмомент (Деление на группы по жребию. Выборы капитанов команд. Выдача зачётных листов)

3.     Работа в группах.

4.     Подведение итогов

5.     Рефлексия

 

 

ХОД УРОКА

Учитель Сегодня у нас обобщающий урок по теме? …

(Предполагаемый ответ детей: -… по теме «Количественные числительные»)

Учитель   Имена числительные– сравнительно молодая часть речи. 

До сих пор имена числительные – трудная для определения часть речи.

Это связано с тем, что еще не совсем ясно, какие именно слова относятся к ней, а какие не относятся, а причисляемые к ней слова не имеют достаточно четкого формально-грамматического единства и отграниченности от слов других частей речи.

 Но в целом у числительных есть особенности, характерные только для них и отличающие от других в чем-то подобных им слов.

Наша задача сегодня на уроке – выяснить,

·         как отличать имя числительное…

 Предполагаемый ответ детей-… от других частей речи с числовым значением

·         и как склонять  имена числительные, для того чтобы…

Предполагаемый ответ детей -…  правильно использовать их в предложении и тексте

Разминка перед игрой

Учитель  Давайте попробуем правильно прочитать предложение «К 2012 году библиотека

будет владеть 856 790 книгами.»

 

(Предполагаемый ответ

-

К две тысячи двенадцатому году библиотека будет владеть восемьюстами тысячами пятьюдесятью шестью семьюстами девяноста книгами)

 

Против знатоков играет ученик 6 класса Руслан Сидорюк. Внимание – вопрос!

Как в русском языке появилось числительное «полтора»? Какова его этимология?

(Информация для учителя.

В дробных числительных полтора и полтораста в Р., Д., Т. и П. падежах после пол_ возникает [у], который чередуется с [∅] (нулем звука) в корнеполтор_ и не может быть признанокончанием, поскольку корня _тор_без пол_ или полу_ в других словах всовременном языке нет ни в чистом, нив связанном виде и семантика этогофонемного отрезка восстанавливаетсятолько при этимологическом анализе(генетически восходит к втор_ой). Фонема <а> в конце слова может считаться окончанием только в полтор_а (в соотношении с формой ж. родаполтор_ы); в числительном полтор_а_ ст_а конечная морфема при изменении слова по падежам (форм рода ичисла оно не имеет) остается неизменной, т.е. является суффиксом.)

 

 

Против знатоков играет ученик 6 класса Максим Евстигнеев. Внимание – вопрос! 

У каких имён числительных есть орфограмма « Правописание «Ь»»? Приведите примеры.

(Информация для учителя.

Мягкость согласного, на который оканчивается первый корень сложных числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 в И. и В. п., на письме обозначается при помощи Ь.

Восемьдесят домов.

Опознавательный признак орфограммы – наличие мягких согласных при стечении согласных.)

 

Против знатоков играет ученик 6 класса Роман Лайков. Внимание – вопрос! 

Как склоняется число 50 по падежам?

И.п. – пятьдесят.

Р.п. – пятидесяти.

Д.п. – пятидесяти.

В.п. – пятьдесят.

Т.п. – пятьюдесятью.

П.п. – о пятидесяти.

 

Против знатоков играет ученик 6 класса Максим Киватцев. Внимание – вопрос! 

На какие три разряда делятся количественные числительные? Приведите примеры.

1)Целые (обозначают целые числа) – два, сто, десять

2)Дробные (обозначают дробные числа) – две пятых, три четвертых.

3)Собирательные ( обозначают несколько предлогов как один) – двое, трое.

 

Против знатоков играет ученица 6 класса Кулакова Алина. Внимание- - вопрос!

Летела стая, совсем не большая. Сколько птиц и каких?

(Семь сов)

 

Против знатоков играет ученица 6 класса Хайсарова Линара. Внимание -  вопрос!

Какое числительное пишется через дефис с пол (половина)?

Пол – одиннадцатого, потому что перед пол стоит гласная.

 

Против знатоков играет ученик 6 класса Ситников Максим. Внимание - вопрос!

Объясните, почему количественные и порядковые числительные объединяются в одну часть речи?

Количественные и порядковые числительные в сочетании с существительными являются одним членом предложения.

 

Против знатоков играет скромная учительница из Астрахани Сидорова Е.М. . Внимание -  вопрос!

Назовите максимальное количество художественных произведений, в названии которых есть количественное числительное.

  1. «Али-баба и сорок разбойников».
  2. «Три мушкетера».
  3. «Волк и семеро козлят».
  4. «Трое в лодке, не считая собаки».
  5. «80 дней вокруг света».
  6. «Семеро смелых».
  7. «Три толстяка».
  8.  «Двадцать тысяч лье подводой».
  9. «Десять негритят».
  10. «Три поросенка».
  11. «Два капитана»,
  12. «Любовь к трем апельсинам».

 

Против знатоков играет ученица 6 класса Архипова Татьяна. Внимание -  вопрос!

С какими существительными согласуется, а с какими не согласуется собирательное числительное?  Приведите примеры.

Употребляется с:

1)      Лицами мужского пола.

2)      Единичных предметов имеющих только множественное число : пятеро ножниц.

3)      При личных местоимениях мы, вы, они.

Не употребляется:

1)      С лицами женского пола.

2)      С названиями взрослых животных.

 

Против знатоков играют создатели учебника «Русского языка» Бунеев Рустем Николаевич и Бунеева Екатерина Валерьевна. Внимание  - вопрос!

В устной речи часто можно услышать ошибки в употреблении сложных и составных количественных числительных в формах косвенных падежей. Умение изменять числительные по падежам – один из признаков правильной речи. Проверь себя : прочитай сначала про себя, а затем вслух данные предложения и словосочетания.

 С (триста) солдатами; с (восемьсот сорок) рублями; к (пятьсот девяносто девять) прибавить одиннадцать; (шестьдесят восемь) днями раньше; за (сорок восемь) участниками; к (четыреста девяносто три) студентам; (две тысячи семьсот семьдесят три) экспонатами; от (сто сорок девять) отнять (тридцать два).

Против знатоков играют создатели учебника «Русского языка» Бунеев Рустем Николаевич и Бунеева Екатерина Валерьевна. Внимание - вопрос!

Прочитайте предложения. Найдите и исправьте ошибки в употреблении количественных числительных. В каком предложении ошибок нет?

  1.Четверо суток двое сестер шили не покладая рук. 2.Отряд из триста солдат вышел на рассвете. 3.За годы работы с хирургом он встретился со стами трудными случаями и сорока очень трудными. 4.В одном классе со мной учится четверо моих друзей. 5.В январе фирма получила восемь и восемь десятых процентов прибыли. 6.Я могу, пожалуй, съесть за день около полутора килограмма яблока.

 

Против знатоков играет скромная учительница из Астрахани Сидорова Е.М. . Внимание - вопрос!

Вопрос 12

Найдите в каждой группе слова которые являются другими частями речи с числовыми значениями.

1

2

3

4

5

1)два

2)двоечник

3)вдвоём

4)второй

5)двойка

6)во-вторых

7)дважды

8)удвоить

9)двое

10)две седьмых

 

1)удесятерить

2)десятеро

3)вдесятером

4)в-десятых

5)десять

6)в десятерых

7)десятник

8)десятина

9)десятью

10)десятка

 

1)пятерка

2)впятером

3)пять

4)пятачки

5)пятеро

6)пятерня

7)пяток

8)пятый

9)пятнашки

10)в-пятых

 

1)троиться

2)тройка

3) в-третьих

4) утроил

5) троих

6) трижды

7) тройник

8) трёх

9) троица

10) троечник

1) столетний

2) сотня

3) тысяча

4) сто

5) четырежды

6) шесть седьмых

7) полтора

8) оба

9) полтораста

10) двенадцатый

 

1

2

3

4

5

1)два

2)двоечник

3)вдвоём

4)второй

5)двойка

6)во-вторых

7)дважды

8)удвоить

9)двое

10)две седьмых

 

1)удесятерить

2)десятеро

3)вдесятером

4)в-десятых

5)десять

6)в десятерых

7)десятник

8)десятина

9)десятью

10)десятка

 

1)пятерка

2)впятером

3)пять

4)пятачки

5)пятеро

6)пятерня

7)пяток

8)пятый

9)пятнашки

10)в-пятых

 

1)троиться

2)тройка

3) в-третьих

4) утроил

5) троих

6) трижды

7) тройник

8) трёх

9) троица

10) троечник

1) столетний

2) сотня

3) тысяча

4) сто

5) четырежды

6) шесть седьмых

7) полтора

8) оба

9) полтораста

10) двенадцатый

 

Суперзадание.

Попробуйте отличить от других частей речи и найти в предложениях числительное один.

Теперь вокруг было одно чистое небо.

Я, признаюсь, рад, что вы одного мнения со мной.

Однастаруха гадал про меня матери.

Увидев пирожки, я не мог удержаться, чтобы не взять один или два.

 

Супервопрос.

Какое число является ответом на вопрос, в чем смысл жизни, в книге «Автостопом по галактике».

(42)

Черный ящик.

Здесь лежит вещь, которая дала название одному из числительных. В неё, в эту вещь помещалось ровно столько пушнины (мягкой рухляди), что хватало на одну шубу.

(МЕШОК-сорок)

Домашнее задание

Ознакомиться с информацией, представленной в упражнении 245, и напишите сочинение-миниатюру, рассуждение на тему «Почему слова ТРОЙКА, ПЯТЁРКА, МИЛЛИОН – это имена существительные, а не числительные». Это упр. 246.

 

Психологическая атмосфера в группе

(опросник для учеников)

Задание: на основе приведенных противоположных по смыслу пар слов постарайтесь

определить психологическую атмосферу в вашей группе. Для этого в каждом ряду

зачеркните крестиком соответствующую цифру.

Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поместите знак «Х», тем больше выражен этот признак в вашей группе.

Дружелюбие

1 2 3 4 5 6 7 8

Враждебность

Согласие

1 2 3 4 5 6 7 8

Несогласие

Удовлетворенность

1 2 3 4 5 6 7 8

Неудовлетворенность

Увлеченность

1 2 3 4 5 6 7 8

Равнодушие

Продуктивность

1 2 3 4 5 6 7 8

Непродуктивность

Теплота

1 2 3 4 5 6 7 8

Холодность

Сотрудничество

1 2 3 4 5 6 7 8

Отсутствие сотрудничества

Взаимная поддержка

1 2 3 4 5 6 7 8

Недоброжелательность

Занимательность

1 2 3 4 5 6 7 8

Скука

Успешность

1 2 3 4 5 6 7 8

Неуспешность

 

Команда №1, зачетный лист

Капитан Терновец Диана

Кравченко Вова

Архипова Татьяна

Чехомов Андрей

Тухфатуллин Артур

 

 

Команда №2, зачетный лист

Капитан Куликова Алина

Кузьмин Саша

Колесов Слава

Искаков Рамазан

Сотников Максим

 

 

Команда №3, зачетный лист

Капитан Евстигнеев Максим

Сунцов Алексей

Лайков Роман

Куприянец Илья

Подколзин Матвей

Баканова Анастасия

 

 

 

 

Команда №4, зачетный лист

Капитан Сидорюк Руслан

Сулинова Марина

Гильдеева Аделя

Афиногенова Елизавета

Поперечнюк Настя

Киватцев Максим

 

Команда №5, зачетный лист

Капитан Докукина Анна

Рахметова Альбина

Хайсарова Линара

Земляков Сергей

Коваленко Николай

Рупасов Данил

 


Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория