Официальный сайт yerka 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



рро

Submitted by Ксения Андреевна Баева on пн, 14/05/2012 - 08:24

 

 

Телекоммуникационные технологии в системе общего образования.
      Современная образовательная политика России определяет цели и основные задачи модернизации образования, среди которых главной является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. При этом основная роль отводится общеобразовательной школе, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Обновление образовательной деятельности, достижение нового качества образования связывают с информатизацией образования, оптимизацией методов обучения, активным использованием технологий открытого образования.
Однако решение задач в этом направлении сталкивается с определенными трудностями, связанными с множеством причин. Современные информационные технологии не всегда органично вписываются в традиционный учебный процесс школы и даже в процесс обучения информатике.


Информационные ресурсы в образовательном процессе. 
   Жизнь в условиях информационного общества меняет представления людей об информации. Чем полнее информация, которой человек сможет овладеть, тем в более выгодном положении по сравнению со своими коллегами по работе или учебе он окажется.
Расширить разные способы общения людей позволяют дистанционные технологии.
Перед системой образования встает глобальная проблема - своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде обитания. Она должна обеспечить формирование у людей новых знаний, умений, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, а также нового, целостного миропонимания и информационного мировоззрения.
В настоящее время в России, как и во многих других странах, осуществляется процесс модернизации образования, смещаются акценты в целях образования, начался практический переход от образования в условиях ограниченного доступа к информации к образованию в условиях неограниченного доступа к информации. Образование становится «открытым» или приобретает «открытую учебную архитектуру»
Проблемам формирования и развития системы открытого образования посвящены многие работы. Главное стратегическое направление развития системы школьного образования в разных странах лежит на пути личностно-ориентированного образования - такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, психолога, а познавательная деятельность была бы ведущей в системе учитель-ученик, чтобы традиционная парадигма учитель - учебник - ученик была заменена на новую: ученик - учебник - учитель. Такая система отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике. Главной отличительной чертой этого направления является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.
В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования национальных систем образования с тем, чтобы ученик и студент действительно стали центральными фигурами учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков образовательных программ и средств обучения, административных работников.
Однако в условиях классно-урочной системы, господства авторитарного стиля в педагогике это реализовать практически невозможно.
Совершенно новые возможности для учащихся и преподавателей открыли телекоммуникационные технологии. Наблюдения специалистов показали, что работа в компьютерных сетях актуализирует потребность учащихся быть членами социальной общности. Отмечаются улучшение грамотности и развитие речи детей через телекоммуникационное общение, повышение интереса к учебе и, как следствие, общий рост успеваемости. Получают все большее распространение международные
телекоммуникационные проекты .
УТП способствуют поиску нового содержания образования, изменению организационных методов и форм обучения.


Учебные проекты и проектная деятельность.
Теоретический анализ педагогической и научно-методической литературы показывает, что научно-педагогический и методический потенциал учебных телекоммуникационных проектов задействован далеко не полностью. В настоящее время они, как правило, применяются к изучению гуманитарных дисциплин, подразумевая достаточно высокий уровень сформированности знаний, умений и навыков в области компьютерных коммуникаций.
Появление компьютерных сетей, Интернета и все возрастающее внимание самой школы к использованию в учебном процессе средств новых информационных технологий (в том числе, компьютерных коммуникаций) стало причиной большой популярности учебных телекоммуникационных проектов.
   Учебные телекоммуникационные проекты - это направление, которое является развитием метода проектов в условиях глобальной информатизации и телекоммуникации, а сам метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.
Метод проектов, осмысленный в ретроспективе его использования в педагогической практике, при его современном переосмыслении и принятии как компонента системы образования, имеет богатые дидактические возможности далеко не полностью исследованные и используемые, как для внутрипредметного, так и межпредметного обучения. Поиски средств активизации познавательной деятельности учащихся, развития самостоятельности, обучения приемам мышления и деятельности приводят к пересмотру дидактических возможностей метода проектов, форм его реализации, поиску методики использования учебных проектов в преподавании различных школьных предметов и, в первую очередь, предмета информатики.

 

Что мы называем телекоммуникациями?
   Под телекоммуникацией в международной практике понимается «передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств (телефона, телеграфа, радио, телевидения и т.п.)».
В школьной практике, говоря о телекоммуникациях, чаше имеют в виду передачу, прием, обработку и хра нение информации компьютерными средствами (с помощью модема), либо по традиционным телефонным линиям, либо с помощью спутниковой связи. Это ком пьютерные телекоммуникации (КТК). Передача и при ем информации в КТК могут быть прямыми — с ком пьютера на компьютер (синхронная связь) и через промежуточную ЭВМ (асинхронная связь), которая позволяет накапливать сообщения и передавать ее на персональные компьютеры по мере запроса пользова телями.
Синхронная телекоммуникационная связь.
В этом слу чае партнеры должны предварительно договориться между собой о времени связи и некоторых процедурных вопросах. Такая связь не всегда удобна, особенно если речь идет о партнерах, находящихся в разных времен ных поясах.
Асинхронная телекоммуникационная связь. Существует возможность пересылать информацию точно такими же средствами, но не сразу на компьютер партнера, а на промежуточную ЭВМ, специально предназначенную для приема, хранения и пересылки адресатам электронной почты.
Электронная почта (e-mail, сокращ. от англ. electronic mail) — наиболее быстрый способ доставки писем и других видов сообщений. Время доставки состоит из двух периодов: времени, которое требуется для пересылки со общения с вашего компьютера на компьютер получателя сообщения, и времени, через которое ваш коллега обра тится к своему «почтовому ящику» и прочтет пришед шую ему почту. Если первый период времени зависит от технических особенностей сети (а обычно письмо пере сылается от нескольких секунд до одного дня в любую точку планеты), то второй период времени полностью зависит от получателя.
В настоящее время электронная почта завоевала большую популярность в мире и стала так же широко использоваться, как и телефон, радио, факс или пери одическая печать. Общаться между собой по электрон ной почте могут пользователи, находящиеся в пределах одного учреждения или находящиеся в различных угол ках планеты.
Электронная почта используется для пересылки тек стовых сообщении или файлов (содержащих компьютер ную программу,  графическое изображение, обработанные с помощью текстового редактора документы, элект ронную таблицу иди даже аудио- и видеоинформацию) одному иди нескольким адресатам; распространения «электронного журнала», «электронной газеты» или «электронной рекламы».
КТК также используется как средство доступа к про граммам удаленных компьютеров и сетевым службам, например, для получения файлов определенных доку ментов или ответов на запросы из сетевых баз данных.
Разновидностью почтовых услуг Интернет, сохранив шей значение и в современных условиях внедрения более совершенных информационных сетевых программных средств, являются конференции.
Существует два вида электронных конференций, про водимых в Интернет: «реальные» конференции, когда пользователи общаются друг с другом непосредственно, возможно даже с использованием звука и видеоизобра жения (это — дорогой и организационно относительно сложный вид услуг), и отсроченные во времени дискус сии, которые чаще всего и называются электронными конференциями или телеконференциями.
Электронные конференции обычно разбиты на не сколько «сюжетных линий», объединенных одной темой.
Конференции бываю! «открытыми» — доступными для любого пользователя сети или «закрытыми», дос туп к которым осуществляется только под строгим контролем ведущего конференции («модератора») и лишь для избранного контингента участников, пригла шенных ведущим. Прежде электронные конференции были основным информационным средством в сети, они использовались и для учебных целей, и для орга низации электронных газет и журналов, а также для проведения совместных проектов группой ученых или учащихся.
Уже сейчас КТК активно внедряются в различные сферы человеческой деятельности: в науку, производ ство, банковское дело, образование и здравоохранение. Умение правильно и быстро пользоваться различными источниками информации и средствами доступа к ней, включая и КТК, очень важно для людей XXI века (т.е. наших и ваших будущих учеников).
Компьютерные телекоммуникации сейчас не только самый новый, но и самый перспективный вид телекоммуникаций. Они обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными средствами общения - телефон, обычная почта (теперь ее на Западе называют snail-mail - почта-улитка) и передачи информации (телефакс). Во - первых, они дешевле многих других средств передачи текста (стоит отметить, что появля ются даже специальные программы, позволяющие с помощью Интернет вести междугородные разговоры по телефону (это гораздо дешевле обычных услуг теле фонных компаний). Во-вторых, допускают удобный асинхронный режим работы с почтой, в-третьих, по зволяют не только получать и хранить, но и обрабаты вать информацию.


    Особенности применения компьютер ных телекоммуникаций в образовании.

     Передаваемый по сети текст становится автономным объектом, с которым может работать сам учащийся, вносить изменения непосредственно в полученный мате риал. Таким образом, учебный текст становится одновре менно рабочей тетрадью.
Современные средства представления информации на экране компьютера позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к распрост раняемым в сетях учебным материалам: можно выб рать размер и тип шрифта, разместить в тексте не только рисунки, но и звуковые фрагменты или кино клипы. Особенно важно, что эти средства являются стандартными, входят в базовый пакет программ ин форматизации офиса, распространяемый фирмой «Майкрософт», так что, приобретая такой пакет, школа обеспечивает не только учебный процесс по предмету «Основы информатики», но и потребности работы в сети Интернет.
Возникает новая с точки зрения эргономики ситуа ция; учащийся сам подбирает наиболее эргономичные лично для него характеристики изучаемого материала. Поэтому важно, чтобы обучающиеся с использованием КТК овладели всеми необходимыми пользовательскими навыками как можно раньше, а не в 10 — 11-м классе, как предлагалось раньше. Современный ученик может по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, сделав его более личностным. Он может самостоятельно пересоздавать любой текст, полученный из сети, иллюст рируя его по своему усмотрению, отбирая нужные аргу менты, выстраивая их в определенную логику доказа тельности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мысли.
Мультимедийные учебники позволяют поставить вопрос о соотношении дистанционного и традиционно го обучения. Часто дистанционное обучение рассматри вается как автономный вид обучения, противопоставля емый традиционному. Информационная технология на данном этапе предполагает унификацию способов рабо ты с разнообразными программами, программы для ра боты в сетях тесно увязываются с остальными стандарт ными прикладными программами (офисными приложе ниями) в плане унификации (графического) интер фейса пользователя. В результате учебные курсы, со зданные для автоматизации традиционного обучения, относительно легко переносятся на дистанционное обу чение.
Мультимедийность создает психологические мо менты, способствующие восприятию и запоминанию материала с использованием подсознательных реак ций учащегося: например, подведение итогов или вы дача задания могут в каждой лекции дистанционного курса предваряться определенным звуком или мело дией, настраивающей ученика на определенный вид работы. Это обеспечивается заранее, в процессе под готовки курса и не требует сосредоточения внимания учителя.
Вместе с тем важно иметь в виду и определенные ог раничения для мультимедийньгх КТК, вытекающие из технической природы используемых для передачи ин формации средств. Скорость передачи текста превосходит скорость чтения текста человеком. Передача же звучащей речи и музыки сталкивается с ограничениями. Средние по качеству модемы, реальные для школ в ближайшем будущем, не позволяют поддерживать естевтвеиныи темп речи и музыки. Картина среднего размера воспринимает ся человеком за считанные секунды, а передача ее по сети занимает несколько минут. Впрочем, технический прогресс в этой области идет такими быстрыми темпа ми, что не следует считать эти ограничения непреодоли мыми в ближайшие 5 лет.


Перспективы развития компьютерных телеком муникаций.
     В ближайшей перспективе нас ждет совершенствова ние средств передачи информации, повышение скорости передачи, делающее реальным применение мультиме дийной Интернет в школе.
С точки зрения применяемых программных средств наблюдается тенденция к повышению «агрессивности» и адресности подачи информации, переход от разроз ненных информационных серверов к информационным каналам, сосредоточивающим в едином потоке разно образную и чрезвычайно богатую содержательно ин формацию по широко определенным тематическим рубрикам, таким, как «спорт», «дом и развлечения», «образование». Такой подход в какой-то мере объясня ется тем, что поисковые системы, имеющиеся в Интер нет, недостаточно эффективны, выдают много доку ментов, не имеющих отношения к тому, что требуется абоненту. Поэтому происходит откат к старым, но на дежным системам иерархической классификации доку ментов, имеющихся в громадных информационных за лежах Интернет.
С точки зрения применяемых ПЭВМ идет повышение сложности программ, работающих на ПЭВМ абонента, что допускается современными мощными машинами. В результате многие функции «обогащения содержания» и мультимедийное™ перекладываются на машину абонен та, что сокращает объемы передаваемой по сети инфор мации и позволяет создавать очень богатые изобрази тельными элементами и структурно сложные мультиме дийные информационные каналы.
В нашей стране развитие сети Интернет идет стреми тельно и сдерживается в основном плохим качеством те лефонных линий.
Что касается присутствующих в Интернет запасов программного обеспечения, способного повлиять на эффективность преподавания школьных предметов, следует отметить, что многие достаточно сложные па кеты программ распространяются условно бесплатно (FREE), их можно просто загрузить на свой компьютер из сети, заплатив только провайдеру Интернет за время подключения к сети, необходимое для этой операции.
Загрузка крупных пакетов программ может занять не сколько часов, однако плата провайдеру в этом слу чае, конечно, несравнимо мала в сравнении с реаль ной стоимостью программ. Правовой режим shareware предполагает возможность загрузить программу и ис пользовать ее в течение некоторого времени (как пра вило, не более 30 дней), после чего предполагается, что абонент должен либо заплатить сравнительно не большой регистрационный взнос и получить програм му в полную собственность, либо стереть программу со всех своих дисков. Наконец, в Интернет имеется боль шое количество так называемых демо-версий про грамм, представляющих собой программы, в которых не реализованы некоторые важные функции, без кото рых программа не представляет для абонента реально го интереса, одна демо-версия позволяет получить полное представление о возможностях программы. Демо-версии, как правило, можно свободно распрост ранять и использовать, они рассматриваются как рек лама продукции.
Эти три основных направления распространения про грамм в Интернет, по-видимому, будут интенсивно раз виваться в будущем, поэтому будущему педагогу нужно сформировать свое отношение к таким продуктам. Отме тим, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Конечно, условно бесплатное распространение про грамм в Интернет приносит фирмам миллионные дохо ды за счет других источников прибыли, росту которых способствуют эти программы. Но не нужно «запирать на ключ» свою ПЭВМ от Интернет по этой причине. Совре менный бизнес устроен так, что он приносит выгоду и покупателю, и продавцу.


  Организация проектной деятельности учащихся в сетях.

Отечественные и зарубежные школы имеют уже почти 20-летний опыт проведения телекоммуникационных про ектов. За это время ученые и педагоги-практики разрабо тали, провели и проанализировали эффективность не скольких тысяч различных по тематике, срокам проведе ния, количеству учащихся и используемым учебным ма териалам проектов. На основе этих данных учеными были выделены некоторые типы наиболее часто проводимых телекоммуникационных проектов, знание которых может оказать существенную помощь педагогам при разработке новых проектов и координации деятельности учащихся в группах. К ним относятся прежде всего исследовательские проекты, чаще в сочетании с типическими особенностя ми практико-ориентированных проектов. Большой попу лярностью у учащихся пользуются творческие проекты. Однако и такие проекты, равно как и приключенческие, предусматривают в качестве обязательного компонента проектной деятельности исследования в той или иной об ласти. Ребятам нравится видеть практический результат своей совместной деятельности: будь то газета, альбом, видеофильм, компьютерная программа, реферат, сцена рий фильма или драматизации, аналитический материал или еще что-либо, но обязательно оформленное в конеч ный продукт, представляющий собой материальное воп лощение их совместной творческой, исследовательской, аналитической деятельности.

 

Координация работы в сети Интернет. 
С каждым годом все больше российских школ под ключается к действующим на территории нашей страны телекоммуникационным сетям. Как правило, подобное «подключение» означает на практике рабо ту в сети одного-двух учителей информатики (по скольку модем чаще всего оказывается там, где есть компьютеры, — в кабинете информатики) и некоторых учащихся, которым просто интересно все новое, что связано с современными средствами вычислитель ной техники. Большой проблемой до сих пор остается такая организация работы в школе, при которой теле коммуникации стали бы доступны всем желающим — и учителям, и учащимся школы, и превратились в ре альный инструмент для работы с разнообразной ин формацией в специфике организации работы с теле коммуникациями в школе. Для того чтобы компьютерные телекоммуникации стали привычным учебным инструментом для учителей и учащихся школы, нужно тщательно спланировать весь комплекс работ по его внедрению и определить, кто будет отвечать за это направление в школе. Будущее компьютерных телекоммуникаций в вашей школе на прямую будет зависеть от того, насколько вы продумае те начальный период их внедрения в учебный процесс и правильно сформулируете задачи.

   Первый шаг на этом пути — определить, кто из учи телей или других сотрудников школы (а возможно, и учащихся) будет заниматься телекоммуникациями. Сле дует иметь в виду, что вся работа по внедрению и даль нейшему использованию телекоммуникаций распадается на техническую и педагогическую составляющие. И, как правило, очень сложно найти человека, который бы од новременно хорошо разбирался и в технических вопросах работы с модемом, телефонным каналом связи, и сете вым программным обеспечением, а также был асом в методике организации и проведения телекоммуникаци онных проектов. Поэтому речь может идти о выборе не скольких лиц, ответственных за телекоммуникации в школе.

 

      Учителя школы должны иметь четкое представление о возможностях электронной почты, информационных ре сурсах Интернет.
Ведь только в этом случае они смогут определить на правление использования телекоммуникаций в своем предмете. Интересы учителей различны: кто-то заинтере сован в организации переписки со своими коллегами из других школ, а кто-то хочет вместо традиционных школьных программ работать по оригинальным учебным исследовательским проектам, основой которых будет со вместное решение научных проблем, а инструментом об мена — электронная почта, телеконференции.
На семинаре учителей целесообразно будет провести те лекоммуникационный сеанс, показав «вживую» все услуги, предоставляемые абонентам Интернет. Для успешного про ведения такого сеанса связи не забудьте следующее.
В процессе демонстрации обратите внимание учителей на потенциальные возможности использования телеком муникаций в школе, причем постарайтесь сделать это на конкретных примерах.
Не используйте при демонстрации незнакомые для большинства учителей команды и технические термины. Постарайтесь пробудить у учителей желание познако миться с опытом работы учителей в тех школах, где те лекоммуникации используются уже как минимум 2—3 года, и посетить их уроки.
Организуйте серию «встреч» в сети с пользователями из других школ и дайте учителям возможность свободно «побеседовать» в режиме «chat» (а это всегда производит очень сильное впечатление на новичков).
На сеанс можно пригласить учителей, технических специалистов, представителей родительской обществен ности и учащихся старших классов, которые смогут стать вашими надежными помощниками в будущей работе по внедрению в школьный процесс  телекоммуникационных технологий.


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн