Ян Амос Каменский писал: «… напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют книги, полные благих наставлений, примеров, законов и благочестивых правил».
1.Учебник как средство организации учебной деятельности учащихся.
В настоящее время актуальным являются обучение детей навыкам работы с различными источниками знаний и умению извлекать из них нужную информацию.
Приходится констатировать факт, что работа с учебником, учебным текстом не является формой учебной деятельности часто используемой на уроке, тогда как учебник – это средство обучения имеющееся у каждого ученика.
В условиях массовой общеобразовательной школы учебник, несмотря на появления такого конкурента, как компьютер, еще надолго останется основным средством реализации содержания образования. От того, насколько хорошо школьники умеют работать с учебной книгой во многом зависит эффективность обучения по предмету.
Для активизации процесса учебного познания необходим поиск эффективных приемов работы с текстом учебника географии, организация деятельности с ним на уроке, а не только при выполнении домашних заданий.
Выделяют на три основных аспекта при организации работы с текстом учебника географии:
гуманитарный аспект – понимание текста ;
дидактический аспект –формирование умений работать с информацией; развивающий аспект – развитие мыслительных операций на основе осмысленного восприятия и манипуляций с текстом.
2.Характеристика учебников географии.
Современные учебники географии отличает высокий научный уровень и педагогически обоснованный методический аппарат, построение которого направлено на решение важной задачи – научить ученика учиться .
Основу учебника географии составляеттекст, органически связанный с вне текстовыми компонентами:
Основной:
Объяснение и изложение основ науки (понятия, законы, теории и т.п.)
Пояснительный:
Описание географических фактов, процессов, явлений, словарь терминов и т. п.
Дополнительный:
пояснения
Аппарат организации усвоения знаний и умений:
Система вопросов и ответов занимает центральное место
Иллюстративный аппарат:
Карты, схемы, рисунки, таблицы, приложения- служат основой для выполнения практических работ, справочным материалом для составления географических характеристик и описаний и т. п.
Аппарат ориентировки:
Оглавление, сигналы, указатели, рубрики, шрифты.
Построения учебников географии дают возможность широко использовать их в составе различныхметодов обучения:
объяснительно-иллюстративный метод, т. е. передача учащимся готовой информации, имеет место в тех случаях, когда учащиеся читают и пересказывают текст, составляют описание по рисункам, считывают данные с текстовых карт и т. д.;
репродуктивный методосуществляется с помощью заданий, способ выполнения которых учащимся известен, например составление описание реки по плану;
частично-поисковый и исследовательский методыприменяются при анализе текста с целью выявления какой-либо закономерности, правила для установления новых для учащихся прямых и обратных связей.
3.Приемы работы с учебником.
Направлены на развитие учащихся, на подготовку их к самостоятельному приобретению знаний.
А) Самостоятельная работа с учебником.
Самостоятельное чтение– один из наиболее действенных методов приобретения знаний. Оно воспитывает инициативу, пытливость ума, стремление находить в книге наиболее важное, видеть связь рассматриваемых в ней проблем, понимать их практическое значение. Навыки работы с книгой приобретаются в самом процессе самостоятельного чтения.
Учащиеся получают карточку с заданием или вопросы записываются на доске, а ребята находят на них ответы в соответствующем параграфе учебника.
Например,
8 класс. Тема: “История исследования и освоения территории России”
Учебник – И.И. Баринова “География России. Природа.”М.: Дрофа,2009.
Задание: Прочитайте параграф№4 ,с.25-31 учебника и выпишите фамилии известных путешественников.
1.Его имя вошло в историю государства Российского и русских географических открытий. Именно с его похода началось быстрое освоение и заселение русскими Сибири. ( Ермак)
2.Он с группой служивых людей достиг берега Охотского моря. Его люди осмотрели берега моря от устья р. Уды на юге и почти до современного Магадана на севере и основали Охотское зимовье, на месте которого возник позднее г. Охотск. Он стал окном России в Тихий океан и Северную Америку. ( Иван Москвитин)
3.Казак, землепроходец, первым совершивший плавание из Ледовитого океана в Тихий, открывший пролив между Азией и Америкой, названый не его именем. ( Семен Дежнев)
4.Тобольский воевода в 1667 г. составивший первую сводную карту всей Сибири - “Чертеж Сибирской земли”. ( Петр Годунов)
5.Русский полярный мореплаватель, участник Великой Северной экспедиции, достигший самой северной точки Азии. (С.Челюскин)
6.Моряк, родом из Дании, ставший известным мореплавателем в России, возглавивший Камчатские экспедиции и погибший в одном из них. Его имя трижды запечатлено на карте нашей страны. ( Витус Беринг)
7.Кто и когда в России составил первый географический атлас? Как он назывался. ( С.Ремизов)
8.Русский мореплаватель, доказавший, что Сахалин отделен от материка проливом (названным впоследствии его именем), а река Амур доступна для судов с моря. ( Г.И. Невельский)
9.“Памятник этому исследователю Сибири имеет 1000 км длины, 300 км ширины и до 3000 м высоты, по площади больше Кавказа и выше всех гор Северной Сибири”. О ком и о чем идет речь в высказывании С.В. Обручева? ( И.Д. Черский) Можно этот материал как итог своей работы записать в виде таблицы:
«Краткие сведения о путешественниках и их открытиях»
Ф.И.О. путешественника
|
Время открытия географических объектов
|
Территории открытые и исследованные путешественниками
|
Б) Работа с текстом, иллюстрациями, картами учебника.
В учебниках географии стало уже традиционным использование различных иллюстраций: карт, схем, рисунков. Задания к иллюстрациям рассчитаны на получение новой информации, ее применение, углубление и дополнение, на самостоятельную работу.
9 класс. Тема: “ Население Поволжья”
Учебник – В.П.Дронов, В.Я.Ром “География России. Население и хозяйство.”М.: Дрофа,2009.
Задание: с помощью параграфа №56,с.279 -282 используя текст, иллюстрации, карты учебника ответить на вопросы:
1.Какие государства существовали на территории Поволжья в историческом прошлом?
2.Какие опорные оборонительные пункты возникли в Поволжье в XVI веке?
3.Сравните среднюю плотность населения России и Поволжья.
4.Назовите города-миллионеры Поволжья.
5.Как размещены крупные города Поволжья?
При организации работы с картами, определяют связи карты с текстом. Школьники должны знать, текстовые карты не только поясняют текст, но и носят новую информацию, дополняют его.
В) Работа с таблицами учебника.
При самостоятельном изучении материала или при повторении большие возможности дают таблицы. Применение таблиц на уроках географии позволяет развивать у учащихся способность к классификации и типологии, умение анализировать различные явления и делать выводы, обобщения.
9 класс. Тема: «Население и трудовые ресурсы Центральной России».
Учебник - Дронов В.П. “География России. Население и хозяйство”. М.Дрофа,2009.
Задание:
1.По табл. 50, с.226 определите, в каком районе Центральной России наибольшая доля городского населения, а в каком наименьшая?
2.Используя табл.13, с.48, назовите города-миллионеры Центральной России, запишите их в тетрадь.
3.Вокруг этих городов сформировались агломерации. Вспомните, что называется агломерацией? Найдите на карте древние города центральной России. (с .218 рисунок 67)
4.Как изменилась численность в областях и городах Центральной России (табл.51, с.226)?
5.Почему численность населения крупных городов уменьшалась?
6.Как изменяется численность населения в сельских населенных пунктах?
Г) Чтение дополнительной литературы.
8 класс. Тема: « Байкал – жемчужина Сибири».
Учебник – И.И. Баринова “География России. Природа” М.: Дрофа,2009.
Учащимся предлагается дома самостоятельно изучить параграф №39, с.227 «История освоения Байкала» и подобрать к нему дополнительную информацию из научно-популярных журналов, художественной литературы и т.д. По результатам выполнения задания проводится круглый стол, где ребята обмениваются информацией, обсуждают работы.
Задания:
1. Выпишите фамилии русских ученых-исследователей Байкала, и сделайте сообщение в классе по одному из них.
2.Назовите фамилии современных исследователей озера Байкал, известных вам.
3.Дайте краткую характеристику деятельности одного из них.
Из опыта работы с учебником на уроках.
Работа с книгой – один из древних наиболее часто применяемых методов обучения, в том числе географии.Тем не менее его нужно непрерывно совершенствовать: этого требует жизнь.
Рассмотрим некоторыеприемы работы с книгой-учебником прочному усвоению материала и вооружению умениями самостоятельно приобретать знания.
Для того чтобы учить школьников внимательно и вдумчиво (без пропусков) читать текст учебника географии, систематически предлагаю задания, подобные следующему: «Найдите в параграфе… описание ».
Для убеждения учеников в том, что выделенные в учебнике жирным шрифтом определения нужно заучивать дословно, применяю такой прием. Читаю какое-либо определение, например (8 класс .Учебник – И.И. Баринова “География России. Природа.”М.: Дрофа,2009), тема «Реки России.»
Сначала полностью определение ( Устье- конец реки, место впадения реки в море, озеро, другую реку), а затем опустив словосочетание «конец реки» ; разбираю, как изменилось содержание текста. Попутно разъясняю, почему в учебнике применены разные шрифты, в частности для записи определений.
Для обучения работес иллюстративным материалом – рисунками, схемами, чертежами, графиками – даю задания такого типа:
- рассмотрите в учебнике рисунок 91 на с.99( 6 класс. В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География. Землеведение. М.Дрофа,2010) и выясните, какое природное явление вы наблюдали сегодня идя на учёбу в школу ;
- найдите в тексте учебника 6 класса, параграфа №39 описание равниной и горной рек и сопоставьте его с изображением на рисунке;
- рассмотрите в учебнике 7класса ( И.В.Душина,В.А.Коринская, В.А.Щенев. География. Материки, океаны, народы и страны. М. Дрофа,2010)на с. 186 рисунок 102 график: что он изображает? Определите, какие параметры отложены на осях координат. Охарактеризуйте ход процесса и показанную на нем зависимость.
Работа с учебником при решении задач.
Задание:« Рассчитайте падение и уклон рек Печора, Дон, Волга» 8 класс тема: « Реки России» .
1. Найдите и прочитайте в учебнике параграф №12 «Разнообразие внутренних вод России», где описаны следующие характеристики, о которых идет речь в задаче;
2.Найдите в учебнике обозначения этих величин, о которых говорится в условии, или нужных для решения; (Падение-превышение истока реки над устьем вметрах. Уклон-отношение падения реки (см) к ее длине (км)).
3.Выберите из текста параграфа№12,с.80 учебника формулы, которые понадобятся в процессе работы над задачей;
4.Найдите в учебнике нужную вам справочную таблицу и определите по ней недостающее в условии числовое значение характеристик величины, необходимых для решения задачи.
Для выработки умений пользоваться таблицами предлагаю школьникам задания:
1.Объясните смысл приведенных в таблице 3 , с.78, параграфа№12 учебника 8 класса значения величин;
2.Найдите в таблице №3 , с. 78 учебника 8 класса наибольшее значение (длина и площадь рек России). Сделайте вывод.
Ученикам полезно дать и общие советы по работе с учебником дома. Выглядят они примерно так.
При изучении нового материала:
1) Прочитайте заданный параграф;
2) Выделите определения и материал, который не был рассказан учителем на уроке;
3) Проследите за логикой вывода формулы;
4) Рассмотрите рисунки;
5) Дополните примеры, приведенные в параграфе, своими;
6) Составьте вопросы по изложенному материалу (если это возможно);
7) Перескажите содержание изученного .
Практика показала, что перенесение центра тяжести в усвоении новых знаний на домашнюю работу не оправдывает, либо приводит к перегрузке.
Для закрепления знанийиспользую такой прием: после объяснения запланированной дозы материала даю задание для работы с учебником. Применение задания и непременно оцениваю его.
Например, при изучении в 6 классе темы: “Ветер” вводим такой прием, как составление схем. На первом этапе строим простую схему.
На следующем этапе учимся определять направление и силу ветра. Выполняя более сложную схему .
На третьем уроке, продолжая, знакомится с ветром, предлагается закончить схему: “Типы ветров” используя учебник .
Например в 9-м классе при изучении темы “ТЭК – топливно – энергетический комплекс” учащимся предлагаю свернуть текст в схему. А при проверке знаний на следующем уроке предлагаю учащимся заполнить “немую” схему .
К параграфам учебников наиболее распространены вопросы, требующие простого воспроизведения знаний: Как называется? Где находится? Что такое? Это вопросы, формирующие мыслительные навыки низкого уровня: знание, понимание, применение. При формировании мыслительных операций высокого уровня (анализ, синтез, сравнение) предлагаю учащимся синонимический ряд вопросительных слов.
Синонимический ряд вопросительных слов:
Чем объяснить, что...
Как доказать, что...
Вследствие чего...
Каким образом...
В каком случае...
Почему..., когда...
В 7-м классе изучение нового материалабольшинства тем идёт на опережающей основе. Учащиеся самостоятельно знакомились с новым материалом по учебникам или рекомендованной мною научно – популярной литературе. Заполняли таблицу, состоящую из трех граф:
Кроме этого, ребята по своему усмотрению составляли в тетради план -конспект, делали схемы, составляли вопросы, что способствовало более успешному осмыслению нового материала.
При организации работы с картами, определяют связи карты с текстом. Школьники должны знать, текстовые карты не только поясняют текст, но и носят новую информацию, дополняют его.
Например, проанализировав климатические графики и диаграммы в учебнике 7 класса, учащиеся сопоставляют свои выводы с описанием климата и погодных условий в тексте или же, наоборот, подбирают соответствующие графики и диаграммы к тексту.
Предлагаемые формы не новы, но они имеют огромные потенциальные возможности и преимущества, позволяют учащимся проникнуть в суть изучаемых вещей и запоминать, усваивать материал, минуя такую непродуктивную форму, как механическое заучивание.
С помощью учебника школьник становится «учителем для самого себя», приобретает умения и навыки самообразования. Качество обучения находится в прямой зависимости от желания и умения учащихся активно работать с учебником. Научить учащихся пользоваться учебником и вообще книгой – великая, благодарная и самая необходимая задача.
|