5. Воспитывать гражданско-патриотические чувства: гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше.
6. Прививать уважение и любовь к традициям и обычаям своей малой и большой Родины.
Словарная работа:Родина, Россия, малая Родина, большая Родина.
Предварительная работа:беседы о родном городе Балаково, рассматривание фотографий достопримечательностей города Балаково, чтение и заучивание стихотворений о городе, рисование на тему «Наш любимый город Балаково», беседы о Балаково, экскурсии по городу,
словесные игры и сюжетно-ролевые игры детей, рассматривание альбомов о Балаково и о людях, прославивших город.
Материал: карта России, флажок красного цвета, мяч, презентация «Достопримечательности нашего города Балаково», изображение герба и флага России, города Балаково и Саратова, игра-лабиринт «Дорога в детский сад», магнитофон, компьютер, красный карандаш, игрушка-сердечко, фонограмма «Автобус», карта России и Саратовской области.
О чем, ребята, говорится в стихотворении? (о Родине)
У каждого человека на земле есть Родина.
Упражнение «Что такое Родина?»
Дети говорят и передают флажок.
— Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
—Родина - это земля, на которой жили, трудились наши дедушки и бабушки.
— Родина – это наш город Балаково.
— Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, брат, сестра.
— Это место, где стоит наш детский сад.
— Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.
Вопросы:
- Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).
- Да, наша Родина – Россия.
- А как называется главный город в нашей стране? (Москва).
- Как зовут президента нашей Родины? (Дмитрий Анатольевич)
- А сейчас посмотрите на карту, как огромна наша страна, как обширны её пределы. Все это наша большая Родина.
- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина.
- У каждого из нас есть малая Родина. Как же называется город, в котором, мы все с вами живем? (Балаково) Город Балаково – это наш родной край, наша малая Родина. ( показать на карте город Балаково)
- У каждой страны есть свой флаг и герб. Давайте вспомним и найдём герб, флаг России и города Балаково.
Игра «Будь внимателен»
Выберите из предложенных вам флагов и гербов:
1. Флаг и герб нашей страны.
2. Флаг и герб нашего города Балаково.
Дети рассказывают, что изображено на гербе и флаге.
Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать и предлагаю совершить экскурсию на автобусе по нашему любимому городу Балаково. Вы готовы? (Да!) Поехали! (звучит фонограмма «Автобус»)
Музыка заканчивается, и учитель-дефектолог объявляет остановку.
Первая остановка - «Старый город»
Дети стоят вокруг учителя-дефектолога.
Учитель-дефектолог читает отрывок из стихотворения Балаковского поэта
С. Менкова «Горожанин»
Родник становится рекою,
К другим стекая родникам.
Я в многолюдье городское
Вливаюсь тоже по утрам.
Названье улиц Балаковских
Звучат знакомо с давних пор,
Моргает мне на перекрёстках
Мой друг трёхглазый – светофор.
И все мне кажется обычным
И ГЭС, и судоремзавод,
И в ряд с автобусом привычным,
В Москву плывущий теплоход…
Вопросы:
- О каком городе стихотворение? (Балаково)
- Где расположен наш город? (на реке Волге)
Игра с мячом «Какой наш город Балаково?»
Учитель-дефектолог бросает мяч, а дети ловят мяч и отвечают на вопрос «Какой наш город Балаково?» (большой, красивый, зелёный, чистый, с широкими улицами, высокими зданиями и.д.)
Звучит фонограмма «Автобус» музыка и слова Железнова, дети продолжают «путешествие» ( двигаются по кругу).
Вторая остановка - «Дзержинский»
Дети садятся на стульчики.
Показ презентации «Достопримечательности города Балаково»
1 слайд – предприятия нашего города: завод им. Дзержинского, РТИ, химзавод, АЭС, ГЭС. (дети узнают и называют)
2 слайд – музеи в Балаково: исторический музей нашего города, музей им. Радищева, дом-музей В.И. Чапаева. (дети узнают и называют)
3 слайд – памятники города: памятник Ленина, Лебедева, памятник (обелиск) участников ВОВ, памятник Чернобыльцам (называет учитель-дефектолог)
4 слайд - Герои Великой Отечественной Войны. (называет учитель- дефектолог)
5 слайд – парки отдыха: детский парк, аллея героев города Балаково, набережная. (дети узнают и называют)
6 слайд – театры и кинотеатры: драматический театр им. Лебедева, кинотеатры: «Космос», «Россия», «Мир», «Октябрь»
7 слайд – железнодорожный вокзал и атовокзал. (учитель-дефектолог говорит: вот на эти вокзалы приезжают горожане и гости нашего города)
8 слайд – школы и детские сады (дети узнают и называют свой детский сад, участок на котором гуляют в детском саду и себя)
Физминутка:
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.
Звучит фонограмма, дети продолжают поездку (двигаются по кругу), по окончании фонограммы учитель-дефектолог объявляет остановку.
Третья остановка - «Русь»
Игра с флажком «Назови свой домашний адрес»
Дети называют свой домашний адрес и передают флажок.
Учитель-дефектолог:
- Какие разные у всех нас улицы и дома, но все вместе они составляют нашу малую Родину, наш родной город Балаково.
- А какая главная улица в нашем городе? (улица Ленина)
- Что есть на этой улице? ( кинотеатр «Космос», драматический театр им. Лебедева магазины и др.)
Ребенок:
Мы живем,
Мы растем
В нашем городе родном.
Для кого-то он большой,
А для нас - огромный!
Пусть живет!
Пусть растет!
Городок наш скромный!
Звучит музыка, дети продолжаю «поездку». (двигаются по кругу)
Четвёртая остановка - «Детский мир»
Игра с мячом «Назови ласково»
Учитель-дефектолог бросает мяч детям, они называют существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и бросают мяч обратно.
Дом – домик
Двор – дворик
Улица – улочка
Мост – мостик
Сквер – скверик
Город – городок
Дорога – дорожка
Газон - газончик
Звучит музыка, дети продолжают двигаться по кругу.
Пятая остановка - «Октябрь»
Дети садятся за столы. На столах лежат лабиринты и красный карандаш.
Игра – лабиринт «Найди дорогу к нашему детскому саду»
По какой дороге нужно ехать автобусу, чтобы довезти детей до детского сада? (дети рисуют дорогу автобусу на лабиринте красным карандашом)
Учитель-дефектолог даёт оценку детям.
Ребенок читает стихотворение:
-Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
-Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
-Лучше нет родного края!
Звучит фонограмма, дети продолжают двигаться.
Шестая остановка - «Детский сад»
Учитель – дефектолог читает:
Рано утром детский сад
Малышей встречает.
Там игрушки без ребят
В уголке скучают.
Красный мяч, синий мяч,
Куклы, медвежата.
Детский сад!
Родной наш сад!
Любят все ребята.
Ребенок читает стихотворение:
-Малая родина-
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая Родина малая моя!
Учитель-дефектолог:
-В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок- город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая, малая Родина - наш город Балаково. Наш город красивый, зелёный, уютный. А вы любите свой город? Давайте же вспомним, за что мы так любим свою малую Родину – город Балаково.
Игра «Передай сердечко и скажи словечко».
Дети говорят, за что они любят свой город и передают игрушку-сердечко.
- Я люблю свой город, потому что он красивый.
- Я люблю свой город, потому что он зелёный.
- Я люблю свой город, потому что уютный и т.д.
Учитель-дефектолог: Молодцы, ребята! Как вы думаете, что надо делать, чтобы и дальше наша малая Родина – город Балаково оставался таким же прекрасным и только хорошел год от года?
Ответы детей:
-Любить свой город, заботиться о нем, не мусорить, не ломать, благоустраивать его, сажать цветы, деревья.
Учитель-дефектолог:
- Дорогие ребята! Любите свою Родину - большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции, живите и трудитесь ради ее блага!
А нашу игрушку-сердечко мы передадим детям, которые придут в следующем году в нашу группу, и расскажем, как заботиться о нашем городе, благоустраивать его, беречь природу, хранить обычаи и традиции нашей малой и большой Родины