- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
- Здравствуйте!
Всем! Всем! Добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться!
Не мешай учиться!
- А сейчас сядет тот, кто первый исправит предложение.
Бабочка ловит Верочку.
Девочка прилетела к птичке.
Яичко снесло курочку.
Окно вылетело в синичку.
II. Повторение ранее пройденного.
- Молодцы! Вы очень хорошо справились с этим заданием. Какой согласный звук в этих
предложениях чаще всего повторялся?
- В этих предложениях чаще всего встречался звук [ч].
- Дайте характеристику звука [ч].
- Звук [ч] согласный, глухой, всегда мягкий.
- Как мы произносим звук [ч]?
- Звук [ч] мы произносим отрывисто, как будто взрывается.
- Назовите по одному слову со звуком [ч].
- ……
Молодцы, вы хорошо усвоили эту тему.
III. Введение в тему.
- Сегодня к нам в гости пришёл ещё кто-то. А кто это, вы узнаете, ответив на вопрос. Этот
герой свалился с Луны.
- Лунтик!(слайд 1)
- Правильно! Давайте все вместе поздороваемся с Лунтиком.
- Ребята, вы, наверно, знаете, что Лунтик ещё очень мало знает о нашей планете, природе,
так же он мало понимает о звуках и буквах. Мы ему поможем, ведь если кто-то нуждается в
нашей помощи, то мы им должны помогать?
- Да!
- Лунтик пришёл с корзиной. Сюда он будет складывать свои знания. Сегодня мы с вами
продолжим изучение звуков и букв. А чтобы узнать тему нашего урока мы поиграем в игру
«Доскажи словечко».
Я сегодня сбилась с ног –
У меня пропал… (щенок) – слайд 2
Как у нашей дочки
Розовые… (щёчки) – слайд
Ты нас, мама, не ищи –
Щиплем мы щавель на… (щи) – слайд
- Ребята, Что такое щи?
Это суп с капустой.
(слайд3)
IV. Новая тема.
- Какой звук чаще всего встречается в отгаданных словах?
- Чаще всего встречается звук [щ].
- Молодец! Какую тему мы будем изучать?
- Звук [щ]. Буква ща. (слайд 4)
- Что мы будем делать на уроке?
- ...
IV.I. Артикуляционная гимнастика.
- Посмотрите в зеркало и произнесите звук [щ]. На что похожи наши губы?
- На бублик.
- Давайте вместе сделаем «бублик». Держим губы в этом положении 5 секунд.
- Делаем «грибок». Считаю до 5. (слайд 5)
- Чтобы чётко проговаривать звук [щ] можно ещё выполнить упражнение «маляр» (слайд 6)
- Давайте ещё раз проговорим звук щ.
Губы выдвинуты вперёд и округлены.
Зубы сближены.
Широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель.
Посередине языка идёт воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки,
поднесённой ко рту.
Воздушная струя идёт через рот.
Голосовые связки раскрыты, голос не звучит.
- Ребята, Лунтик не знал как произносить звук щ. Мы ему объяснили. Это новое знание мы ему дадим в виде яблока. Илья, ещё раз повтори артикуляцию звука [щ]. (1 яблоко)
- ….
Дайте характеристику звуку [щ]? Какой звук [щ]? (слайд 7)
Согласный.
- Почему он согласный? Мы же можем его тянуть как гласную.
Воздух, выходящий из горла, встречает преграду в виде зубов и языка. А когда
гласный звук произносим, преграды нет.
Давайте проверим. (слайд - 2 раза)
Глухой (слайд — 2 раза)
Мягкий (слайд — 2 раза)
- Звук щ согласный, глухой, всегда мягкий.
- Лунтик это тоже не знал. Это для него новые знания. Данил, скажи, какой звук [щ]. (2
яблоко)
IV.II. Упражнение на развитие фонематического слуха.
- Сейчас я буду произносить различные звуки, а вы, когда услышите звук щ хлопните 1 раз в
ладоши.
щ, р, ш, щ, щ, м, щ, м, м, н, щ, ш, х, щ, щ, щ.
IV.III. Автоматизация звука щ в слогах.
- Замечательно. А теперь Лунтик хочет услышать этот звук в слогах. Вам надо громко повторить слоги, чётко проговаривая звук [щ].
1). Ща-щу-щё, ащ-ощ-ущ, щта-щка-ущт.
2). Щу-щё-щи, ящ-ёщ-ющ, щпы-щки-ощп.
3). Щё-щу-щи, ощ-ущ-ыщ, щты-щки-ащп.
4). Щи-ще-ща, ущ-ющ-ищ, щту-щпи-ущп.
IV.IV. Упражнение на развитее звукового анализа и синтеза.
- Садитесь. Давайте поиграем в игру «Замени первый звук на [щ]».
Кит – щит.(слайд 8)
Мель – щель.(показ)
Река – щека.(слайд 9)
Рука – щука.(слайд 10)
Тётка – щётка.(слайд 11)
Венок – щенок.(слайд 12)
Кепка – щепка.(показ)
Тучка - щучка
IV.V. Работа в тетрадях.
- Давайте посмотрим на написание буквы ща. Из каких элементов она состоит? (слайд 13)
- Три крючка и петелька.
- Лунтик очень рад. Теперь он знает как писать буква ща. (3 яблоко)
- На какую букву похожа буква ща?
- Буква ща похожа на букву ша, и, цэ.
- Вот вам и следующее задание. Подчеркнуть только букву ща.
Щ И Ш Щ П И Ц Щ Щ И Ш П Ц Ц Ш Щ Ш Щ Ц Ц Щ Ц Ш Щ Ц Щ Ш Ц И Щ Ш Щ Ц Ц Щ Ш И Ц Щ И Ц Щ Ш Щ Щ
- Давайте откроем тетради. Запишем число «12 апреля» и напишите с красной строки заглавную букву ща, рядом прописную букву ща. И так до конца строки. (слайд 14)
- Ребята, а какое правило вы знаете с буквой ща?
- Ща – пиши с буквой а, щу – пиши с буквой у.
- Лунтик это правило не знал. Ещё раз повторите для Лунтика. (4 яблоко)
-…
- Давайте мы тоже напишем несколько слов на это правило.
Роща, щука, щель.
А сейчас давайте возьмём карандаш и напишем сверху каждого слова сколько букв в каждом слове и сколько звуков мы слышим в словах. Выполняем самостоятельно.
Найдите лишнее слово. Подумайте, почему это слово лишнее.
Проверка.
IV.VI.Физ. минутка.(слайд 15)
Упражнение на координацию речи и движения по стихотворению М.Ю.Картушиной «У моря».
К берегу бежит волна,
Дети делают волнообразные движения одной рукой и произносят «щ-щ-щ».
Вслед за ней – ещё одна.
То же другой рукой с произнесением «щ-щ-щ».
Эта – выше,
Поднимают руки и произносят громко «щ-щ-щ».
Эта – ниже,
Отпускают руки ниже и произносят «щ-щ-щ» несколько тише.
Эта – вовсе не видна.
Касаются ладонями пола и произносят «щ-щ-щ» беззвучно.
А на берегу морском
Будем мы играть с песком,
«Пересыпают» невидимый песок из одной руки в другую «щ-щ-щ».
Будет башня из песка
Поочерёдно ставят один кулак на другой, постепенно поднимая руки и произносят «щ-щ-щ».
Как до неба – высока.
Встают на носки и поднимают руки.
IV.VII. Упражнение на развитие фонематического слуха.
- Вы хотите ещё поиграть. Для будущей игры у нас есть специальные сигналы. Как вы думаете, в какую игру мы будем играть?
- Когда услышишь звук [щ] – подними сигнал.
- Правильно. Сейчас я прочту стихотворение «Повар». Вы, когда услышите слово со звуком щ, поднимете сигнал, где нарисована соответствующая буква ща. Все поняли? Итак, начинаем.
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берёт
И опускает в компот.
В котёл бросает плащ,
На пол кладёт хрящ,
Из ящика овощ берёт
И тоже бросает в компот.
Клещами мешает бульон
И очень доволен он!
IV.VIII. Упражнение на развитие зрительного восприятия.
Хорошо. Ещё одна игра от Лунтика. Называется «Сломалась печатная машинка». (слайд 16). Дано слово «выдумщик» и «щиколотка». Но в задании многие буквы потерялись. Вам надо нужные буквы правильно поставить на свои места. Понятно?
ВЫДУМЩИК
ВЫ__У__Щ__К
__ __ ДУ __ __ И__
В__ __ __ __ __ __К
ЩИКОЛОТКА
Щ__К__Л__Т__А
__ __ КО__ __ __К__
Щ__ __ __ __ __ __ __А
- А сейчас мы с вами отдохнём. По порядку каждый из вас будет учителем, будете проводить игру «Наоборот», будете показывать картинки и оценивать ответы друзей.
Широкий –
Пустой –
Толстый –
Горячий –
Старый –
Яркий –
Сильный –
Быстрый –
IV.IX. Упражнение на развитие грамматического строя предложения.
- Молодцы! Лунтик тоже придумал для вас задание. Внимательно прослушайте предложение «Добрый милый щенок дружит с шустрой ящерицей». Сколько слов в этом предложении?
- В этом предложении 7 слов.
Сократите предложение до 6 слов, до 5, 4.
IV.X. Упражнение на чтение.
Перед вами лежат листы со стихотворениями. Прочитайте. Кто будет готов, поднимите руку. Вам надо будет выразительно прочитать своё стихотворение, чётко проговаривая звук щ.
1. Ищут Катя с Таней вещи.
Ищут щётки, ищут клещи,
Плащ, ботинки, ящик, лейку.
Папа купит им ищейку.
О ком говорится в этом стихотворении? Почему папа купит им ищейку?
2. Щётка в ящике лежит,
Щенок к ящику бежит.
Он ищет её тщательно
И стащит обязательно.
О ком говорится в этом стихотворении? Как вы думаете, найдёт щенок щётку?
3. Щука в речке жила,
Щёткой воду мела,
Щи варила для гостей,
Угощала пескарей.
О ком говорится в этом стихотворении? Хорошая ли хозяйка щука?
4. Этой щёткой чищу зубы,
Этой щёткой - башмаки,
Этой щёткой чищу брюки.
Все три щётки мне нужны.
Почему нам нужны различные щётки?
V.Рефлексия.
- Молодцы! Как вы думаете, вы сегодня хорошо поработали? Что вам понравилось больше всего? Что не понравилось? Что нового вы узнали? Что новое узнал Лунтик?
Давайте посмотрим в корзине.
1 яблоко – Губы выдвинуты вперёд и округлены.
Зубы сближены.
Широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель.
Посередине языка идёт воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки,
поднесённой ко рту.
Воздушная струя идёт через рот.
Голосовые связки раскрыты, голос не звучит.
2 яблоко - Звук[щ]согласный, глухой, всегда мягкий.
3 яблоко – Буква щ состоит изтрёх крючков и петельки.
4 яблоко - Ща – пиши с буквой а, щу – пиши с буквой у.
- Умницы. Вы очень хорошо поработали! Все встали. Можете отдыхать.