Официальный сайт zakonoproekt2010 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Звук щ. Буква Щщ.

Данные об авторе
Автор(ы): 
Никифорова О.Н.
Место работы, должность: 

Место работы:

Республика Марий Эл, Куженерский район, п.Куженер,

Куженерская муниципальная бюджетная общеобразовательная школа №2.

Должность:

учитель-логопед.

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Целевая аудитория: 
Иная категория
Класс(ы): 
1 класс
Предмет(ы): 
Логопедия
Цель урока: 

Цель: добиться правильного произношения звука [щ] и умения правильно находить его в слогах, словах, предложениях и во фразовой речи.

Задачи:- упражнять в правильном произношении звука щ изолированно, в слогах, словах и во фразовой речи;

              - развивать слуховое внимание и фонематический слух, умение выполнять звуковой анализ;

              - обогащать и активизировать словарь;

            - формировать коммуникативные умения; воспитывать активность на занятии; воспитывть трудолюбие.

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учеников в классе: 
4
Используемое оборудование: 

Оборудование для логопеда: презентация, щепка, щель, игрушка Лунтик, корзина, яблоки.

Оборудование для учеников: конверты 12 шт. с заданиями внутри, рабочие тетради, ручки, карандаши простые, 4 зеркала, упражнение «Сломалась печатная машинка».

Краткое описание: 
<p align="JUSTIFY"> <font size="3"><font face="Times New Roman, serif">Учимся правильно произносить звук </font><font face="Times New Roman, serif"><span lang="en-US">[</span></font><font face="Times New Roman, serif">щ</font><font face="Times New Roman, serif"><span lang="en-US">]</span></font><font face="Times New Roman, serif"> и&nbsp; правильно находить его в слогах, словах, предложениях и во фразовой речи.</font></font></p>

Ход занятия:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

- Здравствуйте!

Всем! Всем! Добрый день!

 

 Прочь с дороги, наша лень!

 

 Не мешай трудиться!

 

 Не мешай учиться!

 

- А сейчас сядет тот, кто первый исправит предложение.

 

  • Бабочка ловит Верочку.

 

  • Девочка прилетела к птичке.

 

  • Яичко снесло курочку.

 

  • Окно вылетело в синичку.

 

II. Повторение ранее пройденного.

 

- Молодцы! Вы очень хорошо справились с этим заданием. Какой согласный звук в этих

 

предложениях чаще всего повторялся?

 

- В этих предложениях чаще всего встречался звук [ч].

 

- Дайте характеристику звука [ч].

 

- Звук [ч] согласный, глухой, всегда мягкий.

 

- Как мы произносим звук [ч]?

 

- Звук [ч] мы произносим отрывисто, как будто взрывается.

 

- Назовите по одному слову со звуком [ч].

 

- ……

 

  • Молодцы, вы хорошо усвоили эту тему.

 

III. Введение в тему.

 

- Сегодня к нам в гости пришёл ещё кто-то. А кто это, вы узнаете, ответив на вопрос. Этот

 

герой свалился с Луны.

 

- Лунтик! (слайд 1)

 

- Правильно! Давайте все вместе поздороваемся с Лунтиком.

 

- Ребята, вы, наверно, знаете, что Лунтик ещё очень мало знает о нашей планете, природе,

так же он мало понимает о звуках и буквах. Мы ему поможем, ведь если кто-то нуждается в

нашей помощи, то мы им должны помогать?

- Да!

- Лунтик пришёл с корзиной. Сюда он будет складывать свои знания. Сегодня мы с вами

продолжим изучение звуков и букв. А чтобы узнать тему нашего урока мы поиграем в игру

«Доскажи словечко».

 

Я сегодня сбилась с ног –

 

У меня пропал… (щенок) – слайд 2

 

Как у нашей дочки

 

Розовые… (щёчки) – слайд

 

Ты нас, мама, не ищи –

 

Щиплем мы щавель на… (щи) – слайд

 

- Ребята, Что такое щи?

 

  • Это суп с капустой.

 

(слайд3)

 

IV. Новая тема.

 

- Какой звук чаще всего встречается в отгаданных словах?

 

- Чаще всего встречается звук [щ].

 

- Молодец! Какую тему мы будем изучать?

 

- Звук [щ]. Буква ща. (слайд 4)

 

- Что мы будем делать на уроке?

 

- ...

 

IV.I. Артикуляционная гимнастика.

 

- Посмотрите в зеркало и произнесите звук [щ]. На что похожи наши губы?

 

- На бублик.

 

- Давайте вместе сделаем «бублик». Держим губы в этом положении 5 секунд.

 

- Делаем «грибок». Считаю до 5. (слайд 5)

 

- Чтобы чётко проговаривать звук [щ] можно ещё выполнить упражнение «маляр» (слайд 6)

 

- Давайте ещё раз проговорим звук щ.

 

  • Губы выдвинуты вперёд и округлены.

 

  • Зубы сближены.

 

  • Широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель.

 

  • Посередине языка идёт воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки,

        поднесённой ко рту.

 

  • Воздушная струя идёт через рот.

 

  • Голосовые связки раскрыты, голос не звучит.

 

- Ребята, Лунтик не знал как произносить звук щ. Мы ему объяснили. Это новое знание мы ему дадим в виде яблока. Илья, ещё раз повтори артикуляцию звука [щ]. (1 яблоко)

- ….

  • Дайте характеристику звуку [щ]? Какой звук [щ]? (слайд 7)

  • Согласный.

 

- Почему он согласный? Мы же можем его тянуть как гласную.

 

  • Воздух, выходящий из горла, встречает преграду в виде зубов и языка. А когда

 

гласный звук произносим, преграды нет.

 

  • Давайте проверим. (слайд - 2 раза)

 

  • Глухой (слайд — 2 раза)

 

  • Мягкий (слайд — 2 раза)

 

- Звук щ согласный, глухой, всегда мягкий.

 

- Лунтик это тоже не знал. Это для него новые знания. Данил, скажи, какой звук [щ]. (2

 

яблоко)

 

IV.II. Упражнение на развитие фонематического слуха.

 

- Сейчас я буду произносить различные звуки, а вы, когда услышите звук щ хлопните 1 раз в

 

ладоши.

 

щ, р, ш, щ, щ, м, щ, м, м, н, щ, ш, х, щ, щ, щ.

 

IV.III. Автоматизация звука щ в слогах.

- Замечательно. А теперь Лунтик хочет услышать этот звук в слогах. Вам надо громко повторить слоги, чётко проговаривая звук [щ].

1). Ща-щу-щё, ащ-ощ-ущ, щта-щка-ущт.

2). Щу-щё-щи, ящ-ёщ-ющ, щпы-щки-ощп.

3). Щё-щу-щи, ощ-ущ-ыщ, щты-щки-ащп.

4). Щи-ще-ща, ущ-ющ-ищ, щту-щпи-ущп.

IV.IV. Упражнение на развитее звукового анализа и синтеза.

- Садитесь. Давайте поиграем в игру «Замени первый звук на [щ]».

Кит – щит.(слайд 8)

Мель – щель.(показ)

Река – щека.(слайд 9)

Рука – щука.(слайд 10)

Тётка – щётка.(слайд 11)

Венок – щенок.(слайд 12)

Кепка – щепка.(показ)

Тучка - щучка

 

IV.V. Работа в тетрадях.

- Давайте посмотрим на написание буквы ща. Из каких элементов она состоит? (слайд 13)

- Три крючка и петелька.

- Лунтик очень рад. Теперь он знает как писать буква ща. (3 яблоко)

- На какую букву похожа буква ща?

- Буква ща похожа на букву ша, и, цэ.

- Вот вам и следующее задание. Подчеркнуть только букву ща.

Щ И Ш Щ П И Ц Щ Щ И Ш П Ц Ц Ш Щ Ш Щ Ц Ц Щ Ц Ш Щ Ц Щ Ш Ц И Щ Ш Щ Ц Ц Щ Ш И Ц Щ И Ц Щ Ш Щ Щ

- Давайте откроем тетради. Запишем число «12 апреля» и напишите с красной строки заглавную букву ща, рядом прописную букву ща. И так до конца строки. (слайд 14)

- Ребята, а какое правило вы знаете с буквой ща?

- Ща – пиши с буквой а, щу – пиши с буквой у.

- Лунтик это правило не знал. Ещё раз повторите для Лунтика. (4 яблоко)

-…

- Давайте мы тоже напишем несколько слов на это правило.

Роща, щука, щель.

  • А сейчас давайте возьмём карандаш и напишем сверху каждого слова сколько букв в каждом слове и сколько звуков мы слышим в словах. Выполняем самостоятельно.

  • Найдите лишнее слово. Подумайте, почему это слово лишнее.

Проверка.

IV.VI.Физ. минутка. (слайд 15)

Упражнение на координацию речи и движения по стихотворению М.Ю.Картушиной «У моря».

К берегу бежит волна,

Дети делают волнообразные движения одной рукой и произносят «щ-щ-щ».

Вслед за ней – ещё одна.

То же другой рукой с произнесением «щ-щ-щ».

Эта – выше,

Поднимают руки и произносят громко «щ-щ-щ».

Эта – ниже,

Отпускают руки ниже и произносят «щ-щ-щ» несколько тише.

Эта – вовсе не видна.

Касаются ладонями пола и произносят «щ-щ-щ» беззвучно.

А на берегу морском

Будем мы играть с песком,

«Пересыпают» невидимый песок из одной руки в другую «щ-щ-щ».

Будет башня из песка

Поочерёдно ставят один кулак на другой, постепенно поднимая руки и произносят «щ-щ-щ».

Как до неба – высока.

Встают на носки и поднимают руки.

 

IV.VII. Упражнение на развитие фонематического слуха.

- Вы хотите ещё поиграть. Для будущей игры у нас есть специальные сигналы. Как вы думаете, в какую игру мы будем играть?

- Когда услышишь звук [щ] – подними сигнал.

- Правильно. Сейчас я прочту стихотворение «Повар». Вы, когда услышите слово со звуком щ, поднимете сигнал, где нарисована соответствующая буква ща. Все поняли? Итак, начинаем.

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берёт

И опускает в компот.

В котёл бросает плащ,

На пол кладёт хрящ,

Из ящика овощ берёт

И тоже бросает в компот.

Клещами мешает бульон

И очень доволен он!

 

IV.VIII. Упражнение на развитие зрительного восприятия.

  • Хорошо. Ещё одна игра от Лунтика. Называется «Сломалась печатная машинка». (слайд 16). Дано слово «выдумщик» и «щиколотка». Но в задании многие буквы потерялись. Вам надо нужные буквы правильно поставить на свои места. Понятно?

 

 

ВЫДУМЩИК

 

ВЫ__У__Щ__К

 

__ __ ДУ __ __ И__

 

В__ __ __ __ __ __К

 

ЩИКОЛОТКА

 

Щ__К__Л__Т__А

 

__ __ КО__ __ __К__

 

Щ__ __ __ __ __ __ __А

 

 

- А сейчас мы с вами отдохнём. По порядку каждый из вас будет учителем, будете проводить игру «Наоборот», будете показывать картинки и оценивать ответы друзей.

 

Широкий –

Пустой –

Толстый –

Горячий –

Старый –

Яркий –

Сильный –

Быстрый –

 

IV.IX. Упражнение на развитие грамматического строя предложения.

- Молодцы! Лунтик тоже придумал для вас задание. Внимательно прослушайте предложение «Добрый милый щенок дружит с шустрой ящерицей». Сколько слов в этом предложении?

- В этом предложении 7 слов.

  • Сократите предложение до 6 слов, до 5, 4.

 

IV.X. Упражнение на чтение.

  • Перед вами лежат листы со стихотворениями. Прочитайте. Кто будет готов, поднимите руку. Вам надо будет выразительно прочитать своё стихотворение, чётко проговаривая звук щ.

1. Ищут Катя с Таней вещи.

Ищут щётки, ищут клещи,

Плащ, ботинки, ящик, лейку.

Папа купит им ищейку.

  • О ком говорится в этом стихотворении? Почему папа купит им ищейку?

2. Щётка в ящике лежит,

Щенок к ящику бежит.

Он ищет её тщательно

И стащит обязательно.

  • О ком говорится в этом стихотворении? Как вы думаете, найдёт щенок щётку?

3. Щука в речке жила,

Щёткой воду мела,

Щи варила для гостей,

Угощала пескарей.

  • О ком говорится в этом стихотворении? Хорошая ли хозяйка щука?

4. Этой щёткой чищу зубы,

Этой щёткой - башмаки,

Этой щёткой чищу брюки.

Все три щётки мне нужны.

  • Почему нам нужны различные щётки?

 

V.Рефлексия.

- Молодцы! Как вы думаете, вы сегодня хорошо поработали? Что вам понравилось больше всего? Что не понравилось? Что нового вы узнали? Что новое узнал Лунтик?

Давайте посмотрим в корзине.

 

1 яблоко – Губы выдвинуты вперёд и округлены.

  • Зубы сближены.

  • Широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель.

  • Посередине языка идёт воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки,

        поднесённой ко рту.

  • Воздушная струя идёт через рот.

  • Голосовые связки раскрыты, голос не звучит.

2 яблоко - Звук [щ] согласный, глухой, всегда мягкий.

3 яблоко – Буква щ состоит из трёх крючков и петельки.

4 яблоко - Ща – пиши с буквой а, щу – пиши с буквой у.

- Умницы. Вы очень хорошо поработали! Все встали. Можете отдыхать.

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Щёки.ppt 5.49 MB

»  Tags for document:

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн