Вы не зарегистрированы

Авторизация



Чудная власть прошлого в рассказе И.А.Бунина "Антоновские яблоки"

Submitted by Галина Викторовна Ионова on Sat, 26/05/2012 - 18:35
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ионова Галина Викторовна
Место работы, должность: 
МОУ Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1 учитель русского языка и литературы
Регион: 
Московская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Раскрыть духовный мир И.А. Бунина, дать комплексный анализ рассказа "Антоновские яблоки", воспитывать у учащихся важнейшие нравственные понятия: верность, преданность, патриотизм.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
23
Используемое оборудование: 

презентация к уроку

Краткое описание: 
На уроке раскрывается секрет личности И.А.Бунина, его отношение к историческому прошлому России, дается подробный анализ рассказа "Антоновские яблоки"

 

Разве не печально наблюдать, как все, дорогое тебе с детства, безвозвратно уходит в прошлое? Для наследника дворянской литературы И.А.Бунина, гордящегося своей родословной,  такова была усадебная Россия, весь уклад помещичьей жизни, тесно связанный с природой, земледелием, родовыми обычаями, жизнью крестьян.

Человек, далекий от политики, противник всяческого насилия, он трагически переживал события, последовавшие за 1917 годом, эмигрировал из большевистской России, сохранив в эмиграции в глубинах своей памяти прежнюю Россию, ностальгически окрашенную в теплые тона.

Память  художника оживляет картины прошлого, он словно видит красочные сны о былом, силой воображения стремится остановить. Увядание дворянских гнезд ассоциируется у Бунина с осенним пейзажем. Очарованный осенью и поэзией старины, Бунин написал один из лучших рассказов начала века «Антоновские яблоки» (1900 год) Слайд 1 запись в тетрадях темы урока

«Антоновские яблоки» необычайно важны  для понимания бунинского творчества.

 

o   С огромной  художественной  силой в  рассказе  запечатлен образ родной земли , её богатства и непритязательная красота.

o   Писатель зовет  не  потерять  того , что  достойно памяти, что прекрасно и вечно.

o   Бунин в своём  « осеннем рассказе»  уловил  и передал  неповторимую атмосферу  прошлого. Слайд 2 запись в тетрадях

 

Писатель признавался: «Хорошо было осенью чувствовать себя именно в деревне, в дедовской усадьбе… Право, я желал бы пожить прежним помещиком». Слайд 3

Не так – то просто разобраться с этим бунинским шедевром. Рассказ вызывает определенные затруднения. Он вызвал недоумения у современников Бунина: «Описывает всё, что попадается под  руку». А критики были единодушны в своем восхищении изумительным художественным мастерством «Антоновских яблок», их непередаваемой эстетической прелестью.

Попробуем убедиться в справедливости оценки критиков.

Работа с текстом

o   Можно ли четко определить сюжет рассказа? Слайд 4 (Привычной определенной сюжетной линии рассказ не имеет. Это рассказ об осени, о антоновских яблоках. Рассказ построен как череда воспоминаний автора, разнородных отступлений, лирических откровений и философских раздумий. - запись в тетрадях.

 

o   Что является предметом воспоминаний, какие картины  изображаются  особенно ярко и живо? Слайд 5 (суета в саду ранним погожим утром, голоса, скрип телег, мужик, сочно, хрустно евший яблоко, дорога, усыпанная соломой, земляная печка.Слайд 6

 

Обратимся к воспоминаниям Бунина о праздничных днях.

o   На кого  автор обращает  наше внимание?

o   Какие эпитеты, сравнения, метафоры использует,  описывая молодую  старостиху? Слайд 7

 

В праздничные  же дни  коло  шалаша  -  целая  ярмарка,  и за деревьями поминутно мелькают красные  уборы.  Толпятся  бойкие  девки-однодворки  в сарафанах,  сильно пахнущих краской, приходят "барские" в своих

красивых и  грубых,  дикарских  костюмах,  молодая  старостиха, беременная,  с  широким сонным лицом и важная, как холмогорская корова. На голове ее "рога", косы положены по бокам  макушки и   покрыты   несколькими  платками,  так  что  голова  кажется огромной; ноги, в  полусапожках  с  подковками,  стоят  тупо  и крепко;  безрукавка -- плисовая, занавеска длинная, а понева черно-лиловая с  полосами  кирпичного  цвета  и  обложенная  на подоле широким золотым "прозументом"...

     - Хозяйственная   бабочка!  -  говорит  о  ней  мещанин,покачивая головою. - Переводятся теперь и такие...

 

Следующий эпизод – воспоминания об «урожайном годе» Слайд 8

o   Найдем, как об этом говорится во второй части рассказа

 

"Ядреная антоновка - к веселому году".  Деревенские  дела хороши,  если  антоновка  уродилась: значит" и хлеб уродился... Вспоминается мне урожайный год.      На ранней заре,  когда  еще  кричат  петухи  и  по-черному дымятся  избы,  распахнешь,  бывало,  окно  в  прохладный  сад, наполненный лиловатым  туманом,  сквозь  который  ярко  блестит кое-где  утреннее  солнце,  и  не  утерпишь  -- велишь поскорее заседлывать лошадь, а сам побежишь умываться на  пруд.

 

Далее Бунин обращает наше внимание на завтрак барчука в людской вместе с рабочими. Слайд 9

o   Каковы настроения , ощущения главного героя?

умывшись  и  позавтракав  в  людской  с  работниками   горячими картошками   и   черным   хлебом   с  крупной  сырой  солью,  с наслаждением  чувствуешь  под  собой  скользкую   кожу   седла, проезжая  по  Выселкам  на  охоту.   Для Бунина на редкость заманчиво чувствовать себя мужиком.

 

Перенесемся вместе с автором в родовое имение тетки Анны Герасимовны. Родовая усадьба предстает в неповторимом человеческом облике, испытываешь ощущение невероятной нежности.

o   Найдите описание фасада дома Анны Герасимовны.

Сад у  тетки  славился  своею запущенностью,  соловьями,  горлинками  и  яблоками,  а  дом - крышей. Стоял он во главе двора, у самого сада,  -  ветви  лип обнимали  его, - был невелик и приземист, но казалось, что ему и веку не будет, - так основательно  глядел  он  из-под  своей необыкноно высокой и толстой соломенной крыши, почерневшей и затвердевшей  от  времени. Мне его передний фасад представлялся всегда живым: точно старое лицо глядит  из-под  огромной  шапки впадинами  глаз,  - окнами с перламутровыми от дождя и солнца стеклами. А по бокам этих глаз  были  крыльца,  -  два  старых больших крыльца с колоннами. На фронтоне их всегда сидели сытые голуби,  между  тем  как  тысячи воробьев дождем пересыпались с крыши на крышу... И уютно чувствовал себя гость в  этом  гнезде под бирюзовым осенним небом!                 

Уходят в прошлое старые помещичьи усадьбы. Но именно охота ещё способна поддержать угасающий дух помещиков.

o   Как описывает автор участников  охоты?  Слайд 10

o   Что рассказывает о своих чувствах, ощущениях?

Народу много - все люди загорелые, с обветренными лицами, в поддевках и   длинных   сапогах.   Только   что  очень  сытно  пообедали, раскраснелись и возбуждены шумными  разговорами  о  предстоящей охоте Арсений Семеныч, вышедший  из  кабинета  с  арапником  и револьвером,  внезапно  оглушает залу выстрелом. Зала еще более наполняется дымом, а Арсений Семеныч стоит и смеется.      - Жалко, что промахнулся! - говорит он, играя глазами.      Он высок ростом, худощав, но широкоплеч и строен, а  лицом - красавец цыган. Глаза у него блестят дико, он очень ловок, в шелковой   малиновой  рубахе,  бархатных  шароварах  и  длинных сапогах. Напугав и собаку и гостей выстрелом, он  шутливо-важно декламирует баритоном:        Пора, пора седлать проворного донца      И звонкий рог за плечи перекинуть! -      и громко говорит:      - Ну, однако, нечего терять золотое время!   Я  сейчас  еще  чувствую,  как жадно и емко дышала молодая грудь холодом ясного и сырого дня  под  вечер,  когда,  бывало, едешь   с   шумной   ватагой   Арсения  Семеныча,  возбужденный музыкальным гамом собак, брошенных в чернолесье, в какой-нибудь Красный Бугор или Гремячий Остров, уже  одним  своим  названием волнующий  охотника.   В начале повествования мы смотрим на мир глазами мальчика - барчука. Чистота и непосредственность так свойственны детской душе Настроение радости и бодрости вместе с автором переполняет и нас. Но уже в 3 и 4 главках убывают светлые тона, на смену им приходят темные, мрачные, тоскливые.   Посмотрите, как мастерски рисует Бунин картину бури в саду, как  передает свои чувства. Слайд 11 Но ветер не  унимался.  Он  волновал  сад, рвал  непрерывно  бегущую  из  трубы людской струю дыма и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. Они  бежали  низко и быстро и скоро, точно дым, затуманивали солнце. Погасал его блеск,  закрывалось  окошечко  в  голубое  небо,   а   в   саду становилось  пустынно  и скучно, и снова начинал сеять дождь...сперва тихо, осторожно, потом все гуще и, наконец,  превращался в  ливень  с  бурей  и  темнотою.  Наступала  долгая, тревожная ночь... Стоишь  у  окна  и думаешь : "Авось,  бог  даст, распогодится".   «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. Вот  я  вижу  себя  снова  в деревне, глубокой осенью.» - завершает Бунин свои воспоминания.   o   Что является предметом его воспоминаний ? o   Какие  эпитеты «рисуют» картину глубокой осени? Целый день я скитаюсь по пустым равнинам... Голодный  и прозябший,  возвращаюсь  я  к  сумеркам  в  усадьбу,  и на душе становится  так  тепло  и  отрадно,  когда  замелькают  огоньки Выселок  и потянет из усадьбы запахом дыма, жилья. Помню, у нас в доме любили в эту пору  "сумерничать",  не  зажигать  огня  и вести  в  полутемноте беседы. Войдя в дом, я нахожу зимние рамы уже вставленными, и это еще более настраивает  меня  на  мирный зимний  лад.  В  лакейской  работник  топит  печку,  и я, как в детстве, сажусь на корточки около вороха соломы, резко пахнущей уже зимней свежестью, и гляжу то в пылающую печку, то на  окна, за  которыми,  синея,  грустно  умирают  сумерки.  Потом  иду в людскую. Там светло и  людно:  девки  рубят  капусту, мелькают сечки,   я   слушаю   их   дробный,  дружный  стук  и  дружные, печально-веселые    деревенские  песни...    Иногда    заедет какой-нибудь  мелкопоместный  сосед  и  надолго  увезет  меня к себе... Хороша и мелкопомествая жизнь!   Слайд 12 oКак достигается эффект присутствия  читателя  в  описываемых  картинах?   (Поскольку перед нами воспоминания, следовательно, речь идет о прошлом. Но у Бунина применительно к прошлому употребляются глаголы настоящего времени. Для лирического героя описываемое происходит не в прошлом, в настоящем, сейчас. Глаголы настоящего времени позволяют нам, читателям, почувствовать себя непосредственными участниками событий, создают эффект присутствия. Найдите их в тексте.)            А.Т.Твардовский назвал рассказ И.А.Бунина «исключительно душистым» Слайд 13                Автор умеет показать вещь через её запах с такой яркостью и силой, что образ её как бы вонзается в душу. Бунин вдыхает мир, он нюхает его и дарит его запахи нам, читателям. o    Какие  запахи, помимо  запаха  антоновских  яблок, присутствуют в рассказе? ( запах осени, опавшей листвы, соломы, запах сада)   В прозе Бунина сад – ключевой образ. Слайд 14 В доме с запущенным садом прошли его детство и юность. О нем художник художественного слова  мечтал  в эмиграции. Не случайно сад – постоянный фон, на котором разворачивается действие рассказа.   oСад  у  Бунина  -  это  зеркало, отражающее  то, что  происходит  с поместьями и  их обитателями. В рассказе он предстает живым существом со своим настроением и характером. Он всякий раз разный, показан через призму настроений автора   o   Каким  мы  видим сад в благодатную  пору бабьего  лета?   (золотой, подсохший, поредевший, ранним утром – прохладный, наполненный лиловым туманом)   o   Каков  сад, когда  наступает  прощальный праздник  осени?  Назовите  эпитеты.   (обнаженный, притихший, смирившийся, черный, покорно ждет зимы, опустевший, унылый – в последней главе)   Вот так на фоне личных ощущений и переживаний героя Бунин  изображает процесс вырождения дворянства, несущий с собой невосполнимые потери в духовном и культурном наследии.   Поэтизируя прошлое, автор  не может не думать  о будущем. – записать. Этот мотив появляется в конце рассказа в виде глаголов будущего времени. Найти. (Скоро-скоро забелеют поля, скоро покроет их зазимок...)   Прочитаем пейзажную зарисовку в конце рассказа:  Слайд 15   Зазимок,  первый снег! Борзых нет, охотиться в ноябре не с чем; но наступает зима, начинается "работа" с  гончими.  И  вот опять,  как в прежние времена, съезжаются мелкопоместные друг к другу, пьют на последние деньги,  по  целым  дням  пропадают  в снежных  полях.  А вечером на каком-нибудь глухом хуторе далеко светятся в темноте  зимней  ночи  окна  флигеля.  Там,  в  этом маленьком  флигеле,  плавают  клубы  дыма, тускло горят сальные свечи, настраивается гитара...   o   Какие  у вас возникают  ассоциации? Почему  в  конце  рассказа, написанного в  1900 году,  возникает   образ  первого снега?   Символичен образ первого снега, покрывшего поля. Он ассоциируется с чистым листом бумаги. Рассказ написан в 1900 году. Если обратиться к этой дате, то невольно возникает вопрос: « Что напишет новый век на этом на этом новом незапятнанном листе бумаги, какие следы оставит на нем?»  Эти вопросы, конечно же, волновали И.Бунина, который любил Россию, переживал за её судьбу, окончательно и бесповоротно отверг большевистский режим и вынужден был покинуть Родину.   o   Почему именно  антоновские  яблоки стали символом уходящего  родного  быта  для  эмигранта Бунина? Слайд 16   Выходец из Орловской губернии, Бунин прекрасно знал, что антоновские яблоки – одна из примет осени, её чудный дар. Антоновка – это старинный, зимний, исконно русский, распространенный сорт яблок.  Для эмигранта Бунина они стали символом России. Любя Россию, он и поэтизировал их.              

 

Прикрепленный файлSize
Бунин Антоновские яблоки.rar2.84 MB


На: Чудная власть прошлого в рассказе И.А.Бунина "Антоновские яб


Очень хороший урок.Спасибо