Официальный сайт avufa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Диагностика в работе классного руководителя

Фото пользователя Марина Валентиновна Зайчикова
Submitted by Марина Валентиновна Зайчикова on вс, 27/05/2012 - 17:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Зайчикова М.В.
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ № 1 г. Покров, педагог-психолог

Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p> Виды диагностики, примеры анкет, опросников,правила проведения и применения диагностики.</p>

Диагностика в работе классного руководителя

Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беcпроблемной.

Д.Добсон

Огромную роль  в работе классного руководителя играет диагностика. Она   может быть использована как в работе с учащимися, так и с коллективом родителей.

Любая информация, которую классный руководитель может получить  от родителей в результате диагностики, может оказать и семье, и ребенку неоценимую услугу.

Однако проведение диагностических исследований среди учащихся и их родителей накладывает на классного руководителя определенные обязанности. Во-первых, это соблюдение строгой конфиденциальности и нравственных обязательств, связанных с полученной информацией. Во-вторых, не всегда полученные в ходе  диагностики материалы носят объективный характер. Это значит, что диагностический материал, вызывающий сомнение, нуждается в дополнительной проверке. В-третьих,  любой диагностический материал, используемый в работе с родителями, должен быть составлен таким образом,  чтобы в нем не было некорректных фраз, которые бы могли прямо или косвенно  задеть достоинство человека.

Использование педагогом  психолого-педагогической диагностики представляет четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь психолого-педагогической  диагностикой, классный руководитель должен задавать себе следующие вопросы: что я хочу получить в результате диагностики, как я буду работать с полученным материалом, что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?

Предварительная диагностика  необходима классному руководителю при подготовке:

  • родительских собраний;
  • тематических и индивидуальных консультаций;
  • внеклассных мероприятий;
  • организации поездок и экскурсий;
  • при планировании внеклассной работы с коллективом учащихся;
  • при анализе работы с классом.

Предварительная диагностика проводится с начальных классов и продолжается во всех последующих годах обучения  в школе (Приложение №1). Она может заключаться  не только в анкетировании родителей. Достаточно  информативной является методика неоконченных предложений, которая поможет   определить отношение родителей к школе, учителям и приходу собственного ребенка в учебное заведение (Приложение №2). Если  родители, отвечая на предложенные вопросы, больше вспоминает  негативные моменты  из школьной жизни, можно с уверенностью сказать, что невольно они уже будут искать  подобный негатив в школьной жизни  своего ребенка и даже иногда провоцировать его, чтобы сказать  фразу следующего содержания: «Я так и знал, так было и со мной…». Поэтому классный руководитель во многом может избежать проблемных ситуаций, если изучит уже сформированные стереотипы отношения к школе отдельных родителей, обусловленные их собственным  школьным опытом. Полученные результаты помогут классному руководителю  снять  напряженность конфликтных ситуаций уже в самом  начале  работы с классным коллективом. Подобная предварительная диагностика  поможет  классному руководителю с первых дней своей работы  увидеть родителей, которые будут поддержкой и опорой  в работе с классом, а также  определить семьи, которым трудно  будет пережить  период своей  собственной адаптации и адаптации своего  ребенка в школе.

Оперативная диагностиканеобходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимодействиях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся. Например, к родительскому собранию можно провести анкетирование самих учащихся, на основе которого можно  провести родительское собрание, которое  позволит классному руководителю определить отношение детей к своей семье, к взрослым (Приложение №3). Для того чтобы  определить, насколько хорошо родители знают  своего ребенка, можно провести анкетирование, вопросы которого нужно предложить и детям, и родителям (Приложение №4). Можно провести  исследование, которое позволит родителям открыть в своем ребенке для себя и окружающих его людей что-то новое (Приложение №5).Анкета поможет   родителям самостоятельно определить уровень  проявления способностей ребенка. 

Данные исследования  помогут организовать сотрудничество с родителями и сделать его полезным и направленным  на развитие их педагогической культуры, интереса к развитию и становлению своего ребенка.

Итоговую диагностикууместно проводить в конце учебного года по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных  конкурсах и фестивалях. Это необходимо не только для того, чтобы родители отметили работу классного руководителя и сказали ему «спасибо»  (хотя и этому надо учить), но и для того, чтобы увидеть проводимое мероприятие через призму восприятия всеми присутствующими.

Итоговая  диагностика проводится в классе для изучения результатов взаимодействия учащихся, классного руководителя и    родителей по  проблеме, которая была трудноразрешимой  в классном коллективе в течение длительного времени. К примеру, в коллективе  стояла проблема  общения ребят друг к другу: можно провести  рисуночный тест «Вечер встречи». Учащимся класса предлагается отправиться  на океанском лайнере в кругосветное путешествие спустя  какое-то количество времени  после окончания школы. Для  этого необходимо  нарисовать  корабль и расположить весь класс в каютах, где может быть жит не более двух человек. Необходимо расселить весь класс по принципу психологической совместимости и обосновать  свое мнение.     

Приведенные выше  диагностические методики – лишь малая часть  того, что  может использовать классный руководитель  при подготовке родительских собраний в классе. Используя диагностику, классный руководитель должен помнить о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствоваться  определенными правилами.

Правило 1.Если родители поделились информацией со своим классным руководителем, она не должна стать доступной всем.

Правило 2.Диагностика проблемы предполагает  коррекционные  действия классного руководителя  по изученной проблеме.

Правило 3.Диагностическое исследование не должно   ставить своей целью навешивание ярлыков.

Правило 4.Диагностическое исследование должно  проводиться корректно и располагать  к дальнейшему общению с классным руководителем.

Правило 5.Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо  использовать различные виды  диагностик, чтобы получить достоверный  материал.

 

                                                                                                                           Приложение №1

Анкета «Экспресс-прогноз состава родительского коллектива»

  1. Фамилия, имя и отчество родителей учащегося.
  2. Профессии обоих родителей.
  3. Образование родителей.
  4. Возраст обоих родителей.
  5. Возраст существования семьи.
  6. С кем чаще ребёнок проводит время.
  7. Полная или неполная семья.
  8. Как складываются отношения, если семья не полная.
  9. Количественный состав  членов семьи.
  10. Адрес семьи, телефон, телефон экстренной  связи, рабочий телефон родителей.
  11. Материальные возможности семьи (нуждается ли ребенок  в материальной помощи).
  12.  Интересы, увлечения семьи.
  13. Хобби членов семьи.

 

 

Приложение №2.

Анкета «Школьные годы родителей»

  1. Мои школьные воспоминания _______________________________­­­­­­­­­­___________________
  2. В классе я всегда чувствовал себя _______________________________________________
  3. Мой классный руководитель относился ко мне ____________________________________
  4. Мои школьные результаты были________________________________________________
  5. Мне нравилось, когда учитель __________________________________________________
  6. Мне не нравилось, когда учитель _______________________________________________
  7. Я обижался, если _____________________________________________________________
  8. Я радовался, если ____________________________________________________________
  9. Самой яркое событие школьной жизни – это _____________________________________
  10.  Из школьной жизни мне больно вспоминать о ___________________________________
  11.  Я хочу, чтобы мой ребенок в классе чувствовал себя  в классе______________________
  12. Я не хочу, чтобы мой ребенок пережил в свои школьные годы то, что ____________________________________________________________________________

 

Приложение №3.

Анкета «Близкие ребенку люди»

1. Вы отправляетесь со своим классом в поход. Без взрослых вы не имеете права идти. Кого из взрослых вы бы пригласили в поход?

  • классного руководителя;
  • своих родителей;
  • старших друзей;
  • учителя физической культуры;
  • взрослого вне школы.

2. Кого из взрослых вы считаете для себя примером нравственного поведения?

  • учителей;
  • родителей;
  • героев книг;
  • никого.

3. Кто для вас является образцом для подражания?

  • родители;
  • друзья;
  • одноклассники;
  • выдающиеся люди;
  • никто.

4. Если у меня возникают в жизни проблемы, требующие помощи или подсказки, я всегда обращусь:

  • к родителям;
  • учителям;
  • своим друзьям;
  • одноклассникам;
  • никому.

5. Если я добиваюсь определенных успехов, то мне сразу хочется сообщить об этом:

  • моим родителям;
  • друзьям;
  • родственникам;
  • учителям;
  • одноклассникам;
  • никому.

6. Если со мной случится неприятность, я могу, не боясь, сообщить об этом:

  • моим родителям;
  • моим друзьям;
  • родственникам;
  • учителям;
  • одноклассникам;
  • никому.

7. Место, где меня понимают, это:

  • мой дом;
  • дом моих родственников;
  • дом моих друзей;
  • школа;
  • такого места нет.

8. Чей номер телефона самый  важный в моей жизни? Это номер:

  • моих родителей;
  • моих родственников;
  • моих одноклассников;
  • моих учителей;
  • моих друзей;
  • ничей.

9. Если бы у меня была возможность , то самый дорогой подарок я подарил(а) бы:

  • своим родителям;
  • своим учителям;
  • родственникам;
  • знакомым;
  • одноклассникам;
  • друзьям;
  • никому.

10. Мне хотелось бы сделать  более теплыми и добрыми отношения:

  • с родителями;
  • друзьями;
  • учителями;
  • одноклассниками;
  • приятелями;
  • родственниками;
  • ни с кем. 

 

Приложение №4.

Анкета «Мой ребенок: какой он?»

1. Представьте себе, что на пути вашего сына или дочери стоит человек, а ему или ей нужно  пройти. Как он поступит, по вашему мнению?

  • Обойдет человека, не потревожив его.
  • Отодвинет и пройдет.
  • Все зависит от  настроения.

2. Представьте себе, что ваш ребенок находится в кампании, в которой видит человека, чувствующего себя очень неуютно и одиноко. Как он поступит?

  • Это проблема человека, а не моего ребенка.
  • Трудно сказать,  в зависимости от обстоятельств.
  • Подойдет и непременно заговорит.

3. Ваш ребенок опаздывает в школу. Но вдруг он замечает, что человеку стало плохо:

  • он должен спешить на уроки;
  • он подойдет в том случае, если еще люди окажутся рядом;
  • он непременно постарается помочь.

4. Вашим соседям, которые  переехали в другую квартиру, принесли письмо, но позвонили в вашу квартиру. Как поступит ваш ребенок?

  • Возьмет письмо с обязательством его передать.
  • Откажет в передаче письма.
  • Объяснит, что люди здесь больше не живут.

5. Ваш сын или дочь покупают продукты. Подходит старушка, которая просит купить булочку, так как у нее нет денег. Как поступит ваш ребенок?

  • Откажет в покупке.
  • Купит бабушке булочку.
  • Не обратит на ее просьбу внимание.

6. С вашим ребенком разговаривают оскорбительным тоном. Как он на это отреагирует?

  • Ответит тем же.
  • Сделает вид, что не замечает этого.
  • Ответит спокойным тоном.

7. К вашему ребенку приходят друзья. Как он будет их принимать?

  • Сам приготовит угощение.
  • Попросит родителей помочь ему.
  • Попросит денег для того, чтобы что-нибудь купить.

 

Приложение №5.

Анкета «Ребенок: способный или одаренный?»

Уважаемые родители, подойдите к оценке способностей своего ребенка беспристрастно и объективно. Отвечайте на вопросы словами «да» и «нет».

Ваш ребенок:

  1. Скорее способный, чем одаренный.
  2. Творческий, инициативный, деятельный.
  3. Живо откликается на все новое.
  4. Интересующийся непонятными и загадочными явлениями, ищущий ответы на непонятные вопросы.
  5. Отвлекающийся и не всегда доводящий дело до конца.
  6. Нуждающийся в поддержке и помощи старших в начатом интересном деле.
  7. Для него характерно проявление агрессивности, если что-то не получится.

Если на 7 вопросов вы дали положительный ответ, есть некоторые основания считать вашего ребенка способным.

Если на четвертый и пятый вопрос вы ответили отрицательно, переходите к следующим вопросам.

Ваш ребенок:

  1. Скорее одаренный, чем просто способный.
  2. Его интересы достаточно стабильны и устойчивы.
  3. Он очень любезен, его интересы неограниченны.
  4. Он любит задавать каверзные  вопросы и решать трудные задачи, ставить людей в тупик своими суждениями и определениями.
  5. Часто  не соглашается  с мнением взрослых.
  6. Любит решать каверзные вопросы и  задачи.
  7. Всегда доводит начатое дело до конца.
  8. Имеет особую склонность к определенному  виду занятий или предмету.
  9. Настойчив  в достижении поставленной  цели.
  10. Имеет много друзей среди сверстников, может с каждым найти  общий интерес.
  11. Сверстники тянутся к нему, ценят его ум и многообразие интересов.
  12. Часто бывает эгоистичен и требователен к окружающим людям.

Положительные ответы на все эти вопросы дают основание предполагать, что ваш ребенок одарен. Переходите к ответам на следующие вопросы.

Ваш ребенок:

  1. Во многих сферах знаний проявляет разностороннюю одаренность.
  2. Имеет одного или двух друзей, более старших по возрасту.
  3. Его речь очень развита, отличается большим лексическим запасом, глубоким пониманием языковых нюансов.
  4. Во всех  вопросах  ищет самостоятельные решения.
  5. Не любит общепризнанных мнений, во всем опирается на собственное мнение, делает свои выводы.
  6. В трудной ситуации отвечает за себя сам, не прибегая ни к чьей помощи.
  7. В общении с людьми разного возраста ведет себя не по годам взросло.
  8. Рано определяет свое призвание, реально оценивает свои возможности, особенности характера.
  9. Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях знаний.
  10. Критичен по отношению к себя и другим.
  11. Не всегда уживчив в коллективе, категоричен в суждениях.

Положительные ответы родителей на все вопросы дают серьезные основания отнестись к такому ребенку как к одаренному. Это должно радовать родителей, и в тоже время они должны понимать, что для того, чтобы ребенок, имея такой природный потенциал, состоялся, они должны приложить к этому немало усилий.

Признаки высоких умственных и творческих способностей:

  • ранняя мотивированность в выборе цели;
  • проявление упорства в достижении поставленной цели, несмотря на неудачу;
  • легкость слухового и зрительного запоминания, устойчивость запоминания;
  • способность к творческому воображению;
  • способность к абстрагированию, умение устанавливать ассоциативные связи межу различными предметами и явлениями; 
  • способность длительное время увлекаться какой-либо трудноразрешимой идеей;
  • склонность к одиночеству и работе вне коллектива;
  • потребность в мечтании и фантазировании;
  • способность заражать своими  идеями других людей.

 

Анкета «Воспитательная работа в классе глазами родителей»

1. Какие мероприятия класса и школы этого года понравились ва­шему ребенку?

2. Какие мероприятия класса и школы понравились вам?

3. Какие мероприятия класса и школы вам не понравились?

4. Какие мероприятия класса и школы не понравились вашему ре­бенку и почему?

5. В каких мероприятиях класса и школы в будущем году мог бы участвовать ваш сын (или дочь)?

6. В каких мероприятиях класса и школы могли бы вы принять участие в будущем году?

7. Какие мероприятия вы хотели бы предложить в будущий план воспитательной работы?

8. На что необходимо обратить внимание классного руководителя в воспитательной работе в будущем году?

9. Какие традиции, на ваш взгляд, необходимо развивать в коллек­тиве учащихся в будущем учебном году?

10. Какие совместные мероприятия детей и родителей в будущем учебном году вы хотели бы предложить?

 

 

                           Анкета «Жизнь класса глазами учеников»

1. Какие мероприятия этого года в классе тебе понравились?

2. Какие мероприятия этого года в школе тебе понравились?

3. Какие мероприятия этого года в классе тебе не понравились?

4. Какие мероприятия в школе тебе не понравились?

5. В каких мероприятиях ты принимал участие?

6. В каких мероприятиях не принимал участие, но хотел бы это сделать?

 

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

Учащимся предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием, используя следующие баллы:

0 - совершенно не согласен;

1 - не согласен;

2 - трудно сказать;

3 - почти согласен;

4 - совершенно  согласен.

 

1. Я иду в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и по­мощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я всегда могу высказать свободно свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоя­тельности.

10. На летних каникулах я скучаю по школе.

(Подсчитывается общее количество баллов: 40-30 –позитивное отношение к школе, удовлетворённость школьной жизнью; 20-29 – частичная удовлетворённость; 10-19 – отрицательное отношение к школьной жизни; менее 10 –полное неприятие школы)

 

Роль диагностики в работе классного руководителя

Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для более оптимальной организации педагогического процесса. Наука выделяет следующие еефункции: 1) контрольно-корректировочную – это получение данных и корректировка процесса воспитания 2) прогностическую – предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем  и 3) воспитывающую – оказание учителем воспитательных воздействий на учеников.

Диагностика в работе классного руководителя сегодня

1.     Понятие о диагностике

Если обратиться к этимологии этого слова, то диагностика от греч. diagnostikos – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. В нашем случае – изучение процесса и результатов обучения и воспитания. В результате   через диагностику я могу установить, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения. Опыт показал, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. В соответствии с этим  существуют 3 типа диагностики в работе классного руководителя: 1) начальная; 2) корректирующая            (текущая);   3) обобщающая (итоговая)

         1) Начальная  диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед тем, как определить воспитательные задачи, которые будут реализованы в данной учебной четверти или  году  классному руководителю необходимо  изучить уровень воспитанности ученика. Выделяют 3 основных варианта начальной диагностики: а) когда коллектив сформирован впервые и классный руководитель тоже незнаком учащимся; б) когда коллектив не новый, а классный руководитель впервые начинает работу с классом; в) когда коллектив и классный руководитель уже работали вместе.

         При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников. При втором – классный руководитель изучает не только учеников, но и сам коллектив, как сложную, динамическую систему. Третий вариант предоставляет возможность классному руководителю провести выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, которая была получена ранее.

         Полнота и объективность информации при начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса и соответствует оптимальному развитию детей.

         2) Корректирующая (текущая) диагностика проводится в самом процессе организации деятельности ученического  коллектива, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация,  полученная в результате текущей диагностики помогает  быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать  работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику  воспитательной работы. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.

         3) в конце каждого учебного года в системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая  диагностика. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.

Итак, педагогическая диагностика имеет в качестве своего предмета три области:

1.     результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся);

2.     результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся;

3.     результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой)

         Другими словами, диагностированию, т.е. периодическому изучению, подлежат:

- уровень знаний учеников

- степень социального и психологического развития,

 что как раз соответствует трем функциям учебно-воспитательного процесса: обучающей, воспитывающей и развивающей.

2. Предмет и методы диагностики

В технологическом цикле работы классного руководителя предметом анализа является, главным образом, социально-нравственные качества учеников класса. Чтобы вести воспитательную работу необходимо хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Многие учителя считают, что они и так знают детей, «на глазок», без особых методик, но для оптимизации работы требуется все же более профессиональный подход.

         Таким образом, содержание диагностики обучающихся можно свести к следующему:

¯    демографические данные об ученике и его семье;

¯    данные о здоровье и физическом развитии ребенка;

¯    познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения, мышления);

¯    эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера;

¯     направленность личности (интересы, отношения, ценности, я-концепция);

¯    поведение, поступки учащихся;

¯    изучение класса  в целом, как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и другое.

         Как изучать учеников и класс как группу? Наука предлагает большой арсенал методов диагностик  классному руководителю  простых, нетрудоемких, интересных для учеников и одновременно надежных.

         Приведу примеры методов начальной диагностики при планировании воспитательной работы в классе.

Метод  опроса. Он широко представлен в педагогической литературе, с его помощью выявляются  ценностные ориентации учеников, знания, установки, позиции, отношения к сверстникам, окружающему миру и себе. В качестве примера предлагаю некоторые вопросы, диагностирующие ценностную ориентацию учеников: 1) Что тебе нравится в школе, что не нравится? 2) Кто побуждает тебя учиться лучше (мать, отец, бабушка, сам (а) хочу учиться) 3) Какое время дня для тебя приятнее (утро, день, вечер)? 4) По каким учебным предметам тебе не хочется заниматься? Почему?

Метод наблюдения. Это наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует определения цели и объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать), а так же длительности и способов фиксации результатов. Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях.

Метод беседы- более гибкий способ изучения учащихся, чем опрос. Беседа может быть стандартизированной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности, чтобы было легче обрабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка. Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развернутые ответы. Например: как обычно проходит твой вечер вместо того, чтобы спросить:Любишь ли ты смотреть телевизор?) Не следует путать диагностическую беседу с воспитательной. Следует избегать грубых поучений, нужно внимательно, уважительно относиться к ученику, ученик же должен чувствовать, что им искренне интересуются и хотят помочь. Результаты беседы  в краткой форме лучше записать.

Метод анкетирования и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать подходящий вариант среди предложенных ответов). Анкетирование позволяет быстро собрать много легко обрабатываемых сведений. Возможные недостатки анкетирования - ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние. Вот пример анкеты «Общение» ученикам предлагается отметить те ответы, которые отражают их общение. 1. Есть ли у тебя трудности в общении? а) со сверстниками б) с учителями в) с родителями г) с другими членами семьи д) с друзьями во дворе е) для свободного ответа 2. Если есть, то в чем они заключаются? а) мало или нет друзей б) обижают, дразнят; в) воруют вещи г) бьют д) не понимают моего внутреннего мира е) нет общих интересов ж) заставляют что-либо делать з) держат в страхе и) мне неинтересно с ними к) требуют только хороших оценок л) не видят моих хороших качеств м? 3. К кому обращаешься за помощью в трудную минуту? а) к товарищу по классу б) к товарищу вне класса в) к маме г) к отцу д) к др.родственнику е) к учителю? После обработки результатов  следует анализ данных: выделение типичного и особенного, объяснение причин.

Метод столкновения взглядов, позиций – позволяет обращаться к ученикам, с просьбой высказать свое мнение, дать совет как относиться к определенному явлению, поведению проблеме. Например, «Как поступить?» Цель: изучить отношение к гуманным категориям «честность», «принципиальность» 1. Описываются школьные ситуации: а) Идет контрольная работа «Ты выполнил работу правильно. Твой товарищ не знает решения и просит дать ему списать. Как ты поступишь?» б) ты получил «2» по литературе и знаешь, что за это родители тебя накажут. Сообщишь ли ты родителям об этой отметке? И т.д. 2. Обсуждаются возможные варианты. А потом устанавливается правильность ответов. Обработка: по результатам решений задач каждого ученика можно отнести к одной из четырех групп: 1 группа – с неустойчивым отношением (выбранные детьми основы поведения противоречат моральным нормам) 2 группа – недостаточно устойчивое отношение (школьники готовы оказаться от своего мнения при малейшем давлении) 3 группа – активно отстаивают свое мнение (в исключительных случаях склонны к компромиссу) 4 группа – активное, устойчивое отношение к нравственным нормам (учащиеся правильно делают выбор)

Следующий

 Метод  незаконченного предложения, рассказа, рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации. В качестве примера приведу незаконченные предложения из теста (Ж.Нюттен – А.Б.Орлов) для учеников 5 классов, цель которого выявить, как ученики воспринимают школу, учителя, себя в новых условиях. Полученные данные можно обработать свести в таблицу, выделив характерные и единичные ответы. Материал использовать для корректировки  собственной работы,  внесение изменений в учебно-воспитательный процесс. Можно использовать этот материал для выпуска стенгазеты на тему «Зачем нам учиться?». 1. Я думаю, что хороший ученик – это тот, кто… 2. Я думаю, что плохой ученик – это тот, кто… 3. Больше всего я люблю, когда учитель… 4. Больше всего я не люблю, когда учитель… 5. Больше всего мне нравится школа за то, что… 6. Я не люблю школу за то, что … 7. Мне радостно, когда в школе… 8. Я боюсь, когда в школе… 9. Я не хотел бы, чтобы в школе… 10. Когда я был маленьким, я думал, что в школе… 11. Если я невнимателен на уроке, я … 12. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я… 13. Если мне что-то непонятно при выполнении домашнего задания, я … 14. Я всегда могу проверить, правильно ли я… 15. Я никогда не могу определить, правильно ли я… 16. Если мне что-нибудь нужно запомнить, я … 17. Мне всегда интересно, когда на уроке… 18. Мне всегда неинтересно, когда на уроках… 19. Я хотел бы, чтобы в школе всегда…

В практике широко известен

 Метод социометрического выбора- метод, позволяющий выразить количественно, графически, структуру межличностных отношений в коллективе. Социограмма – это графическое изображение отношений респондентов друг к другу с помощью этого метода можно решить 2 задачи: 1) выявить лидеров и изолированных детей; 2) выявить взаимные симпатии и сплоченность коллектива.

3. Организация диагностики, оформление и использование результатов

Проведение диагностических процедур в школе должно осуществляться систематически. Классный руководитель может делать это самостоятельно, сотрудничая с психологом. Рекомендуется производить как общую педагогическую диагностику класса, так и направленную на частные аспекты развития учеников. Результатом диагностики могут быть характеристики отдельных учащихся и всего класса или диагностическая карта класса. Такую карту можно заполнить к концу года в качестве обобщающей диагностики. Она представляет собой таблицу, в которую заносят данные о каждом ученике в сокращенном или кодированном виде. Это делает ее содержательной, информативной, удобной для обозрения и анализа: по горизонтали – все об одном ученике; по вертикали - состояние класса по одному показателю. Последняя колонка предназначена для формулирования главных индивидуальных воспитательных задач. В таблице отражены демографические, медицинские, психологические и педагогические данные.

¯      К демографическим данным относится: - ФИО  - дата рождения  - данные о родителях

¯       К медицинским данным отнесем: - сведения о заболевании детей - степень физического развития

¯       Психологические сведения: - способности - доминирующие черты характера - увлечения - специальные умения - интересы

¯      Педагогические данные: - успеваемость - поведение - отношение к учению, труду - положение в классе - отношения с товарищами - социальная активность - внешкольные занятия - профессиональные умения

Для получения данных используется комплекс методов:

1.       разовый письменный опрос

2.        беседы

3.       анализ документов и работ учеников

4.       наблюдение

5.       социометрические и проективные (тесты) методики

6.       анкеты.

 Большую часть данных следует сообщать ученикам, обсуждать и вести с ними работу по саморазвитию, самовоспитанию, что благотворно скажется на отношении ученика к самому себе, к другим людям. Итак, последовательно опишу порядок заполнения карты характеристики с указанием возможных вариантов использования данных.

 № 1. -ФИО – писать отдельно мальчиков и девочек для возможной дифференциации воспитательной работы с ними.

№ 2 -возраст – записывается для учета отклонений в развитии и работы, связанной с поступлением правовой ответственности, получением паспорта, проведением праздников дня рождения и т.д.

 № 3 –возраст и образование матери и отца – для привлечения родителей к работе с детьми

№ 4 -тип воспитания (демократический, авторитарный, попустительский) - получаем в процессе беседы, наблюдения, посещая семью. Используется для работы с родителями и детьми.

№ 5 -состояние здоровья – о нем сообщают родители и врач; записывать шифром: БО – без отклонений, ЗР – зрение, СК – сколиоз. Используются данные для регулирования нагрузок, организации, направленной на сохранение здоровья, проведение лечения.

№ 6 -успеваемость - можно фиксировать произвольно, указывая преобладающие оценки ученика и оценки по отдельным предметам. Данные используются для поддержки индивидуального роста ученика, оказания ему необходимой помощи.

№ 7 -черты характера – их можно выяснить в процессе наблюдения, беседуя с детьми, с родителями, учителями. Негативные черты лучше шифровать. Данные используются при организации воспитания, самовоспитания школьников, индивидуальной работы формирования положительной самооценки.

№ 8 –информация об увлечениях, интересах, специальных умениях - дополнить данными бесед с родителями, учителями. Данные можно использовать для развития интересов, индивидуальной работы при организации досуга.

№ 9 -одаренных детей помогают выявить олимпиады, оценки и наблюдения учителей

№ 10 -отношение к учению, мотивы учения - выявлять методом наблюдения, беседы. Фиксировать произвольно: - познавательная активность, - интерес - чувство долга … нужно для развития интереса к учебе, способностей.

 № 11 -общая культура, эрудиция – выявлять методом наблюдения в процессе беседы с учителями, самими учениками. Записываем так: высокий, достаточный, средний, низкий уровень. Данные используются для формирования познавательных интересов, культуры умственного труда, поведения, эстетической культуры.

 № 12 -положение в группе, отношения с товарищами, межличностные, эмоциональные отношения в классе – выявляются лидеры, предпочитаемые и отвергаемые, т.е. социально активные и признаваемые члены класса и социально-пассивные, непризнаваемые. Данные можно получить с помощью наблюдения и социометрической методики. Использовать для развития сплоченности класса, формирования индивидуальных личностных качеств, навыков общения.

№ 13 -постоянные или временные поручения – их важно учитывать при организации дел в классе, для развития контактов, различных умений, качеств учеников

№ 14 -профессиональные намерения – выяснять с помощью бесед и специальных методик. Использовать в профориентационной групповой и индивидуальной работы,

№ 15 -сведения о постоянных внешкольных занятиях учеников - учитываются при ориентации групповой и индивидуальной воспитательной работы

Графы  можно добавлять самим.

         Родительским собраниям принадлежит особая роль в установлении контактов между семьей и школой. Каждое родительское собрание – это своеобразный публичный экзамен для классного руководителя. От того, как оно пройдет, зависит успех всей дальнейшей работы с родителями.

  В начале учебного года я провожу анкетирование среди  родителей, где помимо

стандартных вопросов

1.      ФИО мамы, место работы, должность, рабочий телефон

2.      ФИО папы, место работы, должность, рабочий телефон

3.      домашний телефон бабушки, дедушки, их ФИО.

На тот случай, если данные изменились. Также спрашиваю

1.      кого из учителей хотели пригласить бы на  родительское  собрание?

2.      кого из администрации  школы хотели бы  пригласить на  родительское  собрание?

3.      кого  из   специалистов  хотели бы  пригласить на  родительское  собрание?

4.      какие изменения произошли с Вашим ребенком за последний год?

Как  правило,  родители просят пригласить психолога. Таким образом, изучив пожелания родителей,  планирую работу с  ними на весь год.

На родительских собраниях  я не только сообщаю об успеваемости (через

предоставление «открытого журнала» или индивидуально  выписанного   оценочного листа) и дисциплине (индивидуальная  информация  выписанных пропущенных уроков) детей, событиях, происшедших в классе, но и рассказываю родителям о психологии, возрастных особенностях детей, приемах педагогического влияния на них. Приглашаю  на родительские собрания психологов школы – Смольникова Т.И. и Гаранина И.И., которые на основе проведенной диагностики давали родителям конкретные советы. Помимо бесед о возрастных психологических особенностях, Татьяной Ивановной была проведена диагностика темперамента, а также  творческой одаренности учащихся 8А класса. В дальнейшем, планирую продолжить сотрудничество с психологом школы по профдиагностике в связи с переходом на профильное обучение. Часто предлагаю родителям различные тесты. Вот  некоторые вопросы из них –

1.      читает ли Ваш ребенок доп. литературу по предметам?

2.      какие предметы для Вашего ребенка:  а)трудные, б)неинтересные, в)интересные

3.      зачем ваш ребенок ходит в школу: а)пообщаться, б)узнать на уроке что-то новое, в)заставляют родители, так надо

4.      как проверяете домашнее задание: а)вместе делаете, б)спрашиваете, сделал ли, в)совсем не интересуюсь

5.      ваше мнение о требованиях учителей?

6.      пожелания учителям (можно предметно)

7.      в школе, где учится  мой ребенок: а)мне нравится, б)не нравиться, беспокоит…

8.      все ли силы и возможности использует Ваш ребенок в учении?

9.      всё ли Ваш ребенок рассказывает дома? Кому доверяет тайны?

10.  есть ли друзья в классе у Вашего ребенка? Знаете ли вы их? Кто они?

11.  исполнителен и послушен ли ребенок в семье? Охотно ли он выполняет поручения родителей?

12.  насколько чутко и отзывчиво относится ребенок к родителям и близким (груб, дерзок, раздражителен, отзывчив, заботлив, добр, равнодушен)

13.  любит ли Ваш ребенок трудиться?

14.  умеет ли Ваш ребенок настоять на своем мнении или подстраивается к мнению кого-то?

15.  как реагирует на критику членов семьи (не воспринимает, не замечания грубит, прислушивается)

16.  какие  черты  характера  в Вашем ребёнке считаете  положительными?

17.  какие  черты  характера  в Вашем ребёнке  считаете  отрицательными?

Таким образом, я определяю  для на себя насколько родители знают своего ребенка.

Тест-опросник родительского отношения к детям

Опросник состоит из 5 шкал.

  1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель (РО) уважает индивидуальность ребенка (РЕ),  симпатизирует ему.  РО стремится проводить много времени с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы:  РО воспринимает своего РЕ плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что РЕ не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума,  небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет РЕ и не уважает его
  2. «Кооперация»- социально- желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: РО заинтересован в делах и планах РЕ, старается во  всем помочь РЕ, сочувствует ему. РО высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности РЕ, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность РЕ, старается быть с ним на равных. РО доверяет РЕ, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
  3. «Симбиоз»- шкала отражает межличностную дистанцию в общении с РЕ. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что РО стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: РО ощущает себя  с РЕ единым целым, стремится удовлетворить все потребности РЕ, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. РО постоянно ощущает тревогу за РЕ, РЕ кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога РО повышается, когда РЕ начинает автономизироваться  волей обстоятельств, так как по воле РО не предоставляет РЕ самостоятельности никогда.
  4. «Авторитарная гиперсоциализация»- отражает форму и направление контроля за поведением РЕ. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. РО требует от РЕ безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать РЕ во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия РЕ сурово наказывают. РО пристально следит за социальными достижениями РЕ и требует социального успеха.  При этом РО  хорошо знает РЕ, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.
  5. «Маленький неудачник»- отражает особенности восприятия РЕ родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление  инфантилизировать РЕ, приписать ему личную и социальную несостоятельность. РО видит РЕ младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства РЕ кажутся РО детскими, несерьёзными. РЕ представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. РО не доверяет своему РЕ, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим РО старается оградить РЕ от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

На  вопросы  отвечать «да» или «нет».

Вопросы для родителей

  1. я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
  3. я уважаю своего ребенка.
  4. мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  5. нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  6. я испытываю к ребенку чувство расположения.
  7. хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  8. мой ребенок часто неприятен мне.
  9. я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
  11. я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
  12. мой ребенок ничего не добьётся в жизни.
  13. мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
  14. мой ребенок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят.
  15. для своего возраста мой РЕ немножко незрелый.
  16. мой РЕ ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
  17. мой РЕ впитывает все дурное, как губка.
  18. моего РЕ трудно научить хорошим манерам.
  19. РЕ следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
  20. я люблю, когда друзья моего РЕ приходят к нам в дом.
  21. я принимаю участие в своем  РЕ.
  22. к моему РЕ «липнет» все дурное.
  23. мой РЕ не добьется успеха в жизни.
  24. когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой РЕ не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
  25. я жалею своего РЕ.
  26. когда я сравниваю своего РЕ со сверстниками, они кажутся взрослее и по поведению, и по суждениям.
  27. я с удовольствием провожу с РЕ все свое свободное время.
  28. я часто жалею о том, что мой РЕ растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
  29. я часто ловлю себя на враждебном отношении к РЕ.
  30. я мечтаю о том, чтобы мой РЕ достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.
  31. РО должны приспосабливаться к РЕ, а не только требовать этого от него.
  32. я стараюсь  выполнять все просьбы моего РЕ.
  33. при принятии семейных решений следует учитывать мнение РЕ.
  34. я очень интересуюсь жизнью своего РЕ.
  35. в конфликте с РЕ я часто могу признать, что он по-своему прав.
  36. дети рано узнают, что РО могут ошибаться.
  37. я всегда считаюсь с РЕ.
  38. я испытываю к РЕ дружеские чувства.
  39. основные причины капризов моего РЕ – эгоизм, упрямство и лень.
  40. невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с РЕ.
  41. самое главное – чтобы у РЕ было спокойное и беззаботное детство, все остальное приложится.
  42. иногда мне кажется, что мой РЕ не способен ни на что хорошее.
  43. я разделяю увлечения своего РЕ.
  44. мой РЕ может вывести из себя кого угодно.
  45. я понимаю огорчения своего РЕ.
  46. мой РЕ часто раздражает меня.
  47. воспитание РЕ – сплошная нервотрепка.
  48. строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. я не доверяю своему РЕ.
  50. за строгое воспитание дети потом благодарят.
  51. иногда мне кажется, что ненавижу своего РЕ.
  52. в моем РЕ больше недостатков, чем достоинств.
  53. я разделяю интересы своего РЕ.
  54. мой РЕ не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
  55. мой РЕ вырастет неприспособленным к жизни.
  56. мой РЕ нравится мне таким, какой он есть.
  57. я тщательно слежу за состоянием здоровья моего РЕ.
  58. нередко я восхищаюсь своим РЕ.
  59. РЕ не должен иметь секретов от РО.
  60. я невысокого мнения о способностях моего РЕ и не скрываю этого от него.
  61. очень желательно, чтобы РЕ дружил с теми детьми, которые нравятся его РО.

Ключи к опроснику

«Принятие-отвержение»:3,4,8,10,12,14,15,16,18,20,23,24,26,27,29,37,38,39,40,42,43,44,45,46,47,49,51,52,53,55,56,60

Образ социальной желательности поведения: 6,9,21,25,31,33,34,35,36

«Симбиоз»:1,5,7,28,32,41,58

«Авторитарная гиперсоциализация»:2,19,30,48,50,57,59

«Маленький неудачник»:9,11,13,17,22,28,54,61

Порядок подсчета тестовых баллов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

1шкала-отвержение,

2шкала-социальная желательность,

3шкала-симбиоз,

4шкала-гиперсоциализация,

5шкала-инфантилизация.

Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.

1 шкала.

Тестовый балл

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Процентный ранг

0

0

0

0

0

0

0,63

3,79

12,02

31,01

53,79

68,35

77,21

84,17

88,6

90,5

92,4

 

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

93,67

94,3

95,5

97,46

98,1

98,73

99,36

100

100

100

100

100

100

100

100

100

2  шкала.

Тестовый балл

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Процентный ранг

1,57

3,46

5,67

7,88

9,77

12,29

19,22

31,19

48,82

80.33

3 шкала.

Тестовый балл

0

1

2

3

4

5

6

7

Процентный ранг

4,41

19,53

39,06

57,96

74,97

86,63

92,93

95,65

4 шкала

Тестовый балл

0

1

2

3

4

5

6

Процентный ранг

4,41

13,86

32,13

53,87

69,3

83,79

95,74

5 шкала

Тестовый балл

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Процентный балл

14,55

45,57

70,25

84,81

93,04

96,83

99,37

99, 83

100

                Когда нынешние восьмиклассники были в шестом классе я вместе с Татьяной Ивановной (психологом школы) проводила пед. консилиум  для учителей, работающих в классе. В задачи консилиума входило:

¯    коллективное  изучение трудностей обучения и воспитания учащихся класса с помощью школьной психологической службы

¯    выявление причин, вызывающих резкое  снижение  успеваемости

¯    разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин

¯    выявить учащихся с определенными наклонностями в обучении: гуманитарно- естественного, политехнического, спортивного и эстетического.

Участники:  психолог, классный руководитель, учителя, работающие в классе

Подготовительная работа:

1.     изучение успеваемости  в классе

2.     психолого-педагогическое  изучение педагогически запущенных учащихся с помощью бесед, анкетирования, наблюдения

3.     подготовка карты класса и отдельных учащихся с предварительными характеристиками и рекомендациями психолога

4.     изучение межличностных отношений в классе с помощью социометрической методики и отношения учащихся к отдельным учителям

5.     составление карты здоровья учащихся

Все  учителя были поделены на группы:

Ä    науки гуманитарно-естественного цикла (можно разделить)

Ä    цикл движение и гармония

Ä    науки политехнического цикла

По ходу заседания каждый  учитель заполнил  анкету по своему направлению.

Вопросы анкеты:

1.      ребята высокого уровня

2.      справляются с программой (соответствуют стандарту)

3.      ребята, которым необходима помощь (предмет)

4.      какая требуется помощь со стороны родителей

5.      рекомендации родителям от учителей

В процессе работы были выявлены учащиеся с уже сформировавшимися наклонностями.

Существуют и другие формы проведения пед. консилиума, но это тема отдельного разговора.

Диагностическая функция консилиума заключается в изучении социальной ситуации развития, определении доминанты развития, потенциальных возможностей и способностей учащихся, распознавании характера отклонений в их поведении, деятельности и общении.

         Диагностика в педагогике представляет собой особую педагогическую деятельность, которая направлена на изучение и распознавание объектов воспитания в целях управления ими.

         Педагогическая диагностика связана со сбором, хранением, переработкой информации и использованием её для управления учебно-воспитательным процессом. На основе диагностических исследований создаются прогностические модели воспитательных систем, способствующих «переводу учащихся с одного уровня воспитанности на другой». 

Рекомендуемая   литература по данной теме

1. В.В.Воронов. Технология воспитания. М., «Школьная пресса», 2000

2. Н.И.Дереклеева. Классный руководитель Основные направления деятельности. М.,                                  «Вербум-М», 2001

3. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М., ЦГЛ «Народное образование», 2002

4. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащихся и учебных коллективов. М., 1988

5. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика М., 1991

6. Журнал «Классный руководитель» №6/03

7. Р.В. Овчарова. Справочная  книга школьного психолога. М., «Просвещение», 1996

8. Журнал «Воспитание школьников» №2/00

9. Журнал  «Воспитание школьников» № 2/02

      В МГОУ разработана диагностическая карта класса, имеющая следующие особенности. Она представляет собой таблицу со столбцами и линейками, на пересечении столбцов и линеек заносят данные о каждом ученике в сокращенном и/или кодированном виде. Это делает ее содержательной, информативной и одновременно удобной для обозрения и анализа: по горизонтали - все об одном ученике, по вертикали - состояние класса по одному показателю. Это может выглядеть примерно так.

Сведения/
Ученики

Дата рождения

профессия матери и отца

тип семейного воспитания

1Анреев ...

12.08.1987

бухгалтер/слесарь

авторитарный

2Борисов...

 

 

 

3 и т.д.

 

 

 


      В таблице отражены данные демографические, медицинские, психологические и педагогические. К демографическим данным относится то, что можно видеть в таблице. К медицинским данным отнесем сведения о заболеваниях детей, степени физического развития. Психологические сведения - это способности, увлечения, интересы, доминирующие черты характера (главное достоинство и недостаток), специальные умения. Педагогические данные - это успеваемость, поведение, отношение к учению, труду, положение в классе, отношения с товарищами, социальная активность, внешкольные занятия, профессиональные намерения.
      Получение данных требует комплекса методов, это: разовый письменный опрос, беседы, анализ документов и работ учеников, наблюдение, социометрия, проективные методики и анкеты. Данные используются для обнаружения проблем в воспитании, обучении и развитии отдельных учеников, групп и всего класса, для постановки задач и разработки плана, программ воспитания. Как было сказано, большую часть данных следует сообщать ученикам, обсуждать и вести с ними работу по саморазвитию, самовоспитанию, что благотворно скажется на отношении ученика к самому себе, к другим людям и пр.
      На оборотной стороне карты имеются инструкции для учителя о том, как получить сведения об учащихся, записать и использовать. Самый простой способ, дающий сразу много сведений, которые потом могут уточняться другими методами, - это разовый письменный опрос. Учитель в начале года говорит ученикам что-то вроде того, что, мол, нам нужно подумать, как мы будем жить в этом году, чем заниматься, кроме учебы. Для этого, мол, я хочу вас кое-что спросить, достаньте листочки и ответьте на вопросы. Далее учитель спрашивает только те вопросы, которые можно взять этим путем: 1-3, 7-9, 11, 14, 15, 17,18. Остальные данные получить другими способами.
      Опишем по порядку. №1 - фамилия, имя, отчество. Заполняя таблицу, учитель пишет отдельно мальчиков и девочек для возможного разделения работы с ними. №2 - возраст записывать для учета отклонений в развитии и работы, связанной с возрастом: наступлением правовой ответственности, получением паспорта и просто праздников дня рождения (мы даем примерные цели использования, которые учитель может расширить). №3 - в числителе профессия матери, в знаменателе отца. Если ученики не знают, получить данные у родителей. Использовать для работы с семьей, для привлечения родителей к работе с детьми класса. №4 - тип воспитания в семье можно определять как демократический (наиболее приемлемый), авторитарный, попустительский (педагогически неприемлемые). Данные об этом получить беседой, наблюдением, в том числе - визит в семью. Использовать для работы с родителями и детьми.
      №5 - состояние здоровья узнавать от родителей, врача; записывать шифром: БО - без отклонений, ЗР - зрение, СК - сколиоз и т.д. Использовать для регулирования нагрузок, режима, сохранения здоровья, организации лечения. №6 - успеваемость фиксировать произвольно, указывая преимущественные оценки ученика и оценки по отдельным предметам. Использовать для организации индивидуального роста ученика, оказания помощи.
      №7,8- черты характера можно спросить у самих детей, уточнив в беседе с родителями, учителями. Негативные черты характера - произвольным шифром, помня о том, что данные карты должны быть доступны ограниченному числу лиц. Использовать для воспитания, самовоспитания школьников, индивидуальной работы, формирования положительной самооценки. №9 - ответы учеников об увлечениях, интересах, специальных умениях дополнить данными бесед с родителями, учителями. Негативные увлечения шифровать. Использовать для развития интересов, индивидуальной работы. №10 - выявление одаренных детей производить по результатам олимпиад, оценкам и наблюдению учителей. Записывать направленность повышенных способностей. Использовать для создания условий развития одаренных, профориентации, организации обогащающего взаимодействия учеников. №11 - отношение к учению, мотивы учения, это важная составляющая процесса обучения и личности ученика. Выявлять методом наблюдения, беседы. Фиксировать произвольно, например: познавательная активность, интерес, чувство долга, избирательная активность, нежелание учиться. Нужно для развития интереса к учебе, способностей.
      №12 - общая культура, эрудиция. Выявлять методом наблюдения, беседой с учителями. Записывать так: высокий, достаточный, средний, низкий уровень. Использовать для формирования познавательных и читательских интересов, культуры умственного труда, поведения, эстетической культуры. №13 - положение в группе, отношения с товарищами, определение межличностных эмоциональных отношений в классе. Записывать так: лидер ("звезда"), предпочитаемые, отвергаемые, то есть социально активные и признаваемые члены класса и социально пассивные, непризнаваемые. Можно зашифровать. Получить данные с помощью наблюдения и довольно непростой социометрической методики (Например, в книге: Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1996, с. 538). Использовать для развития сплоченности класса, формирования индивидуальных личностных качеств, навыков общения. №14 - ученики могут принадлежать к официальным общественным организациям или к входить в неформальные группы, компании. Это можно выяснить в беседах, наблюдением и использовать для развития полезных связей, контактов и нейтрализации социально не одобряемого поведения. №15-постоянные или временные поручения надо учитывать при организации дел в классе, для развития контактов, различных умений, качеств учеников.
      №16 - трудовую активность выяснять с помощью наблюдения, бесед; фиксировать примерно так: трудолюбив и активен всегда, часто, редко, никогда. Использовать для индивидуальной воспитательной работы. №17 -профессиональные намерения выяснять с помощью бесед и специальных методик. Использовать для проведения профориентационной работы. №18 - постоянные внешкольные занятия учеников надо знать для организации групповой и индивидуальной воспитательной работы.
      В 19 колонке формулируются индивидуальные воспитательные задачи на основе анализа всех данных по ученику, например: помочь в развитии навыков общения; способствовать повышению самооценки или, напротив, формировать более критическое отношение к себе.
      Состав сведений об учениках и форма их организации могут варьироваться учителем, целесообразно сделать компьютерный вариант карты, поскольку "бумажный" не дает возможности вносить изменения и следить динамику развития. Самый простой способ, если учитель делает карту класса, как таблицу в "Microsoft Excel". Более сложный, если создать автоматизированную базу данных по классу (школе), для чего можно привлечь учителя информатики, учеников, родителей. Следует, правда, помнить, что ученикам и родителям часть данных знать нежелательно или просто нельзя. В отечественной и зарубежной практике имеются разработки компьютерной диагностики учащихся. Классному руководителю лучше всего использовать готовые диагностические технологии и методики, хотя многое он может сделать сам при соответствующей подготовке.

Использование данных дагностики.

      Напомним, что изучение школьников не самоцель, а только средство для улучшения учебно-воспитательной работы. На основании данных диагностики классный руководитель оценивает состояние воспитанности учеников и формулирует проблемы в их дальнейшем развитии. Классный руководитель должен уметь выделить приоритетные задачи воспитания учеников класса на определенный период на основе данных диагностики и других источников. При этом проблему здесь надо понимать как недостаток в развитии, воспитании школьников, а задачу как описание желаемого состояния, качественного изменения, новообразования в личности учащегося или группы, В педагогике это называется собственно педагогическая задача. Например, формирование навыков межличностного взаимодействия. Технология воспитания требует, чтобы задача была раскрыта инструментально, диагностично, описывая поведение ученика. В данном случае это будет примерно так: ученик знает себя, имеет представление о своем Я, умеет понимать и уважать другого, проявляет эмпатию в общении и т.д.
      Диагностическая карта класса помогает обнаруживать проблемы и ставить задачи по следующему алгоритму:
      1. Выявить типичные характеристики, показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их по соответствию нравственным и другим нормам.
      2. Обнаружить связь между разными параметрами для понимания причин отклонения. Например, связь между мотивами учения и успеваемостью.
      3. Сформулировать собственно педагогические задачи. Например, развивать навыки общения, уважение к себе и другим; формировать интерес к познавательной работе, учению.
      Формулировать задачи можно и на основе общих целей и содержания воспитания, конкретизируя их, принимая во внимание данные диагностики, ведомственные документы, методические рекомендации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Диагностика в работе кл.руководителя.ppt 144.5 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн