Официальный сайт 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



МЕТОДЫ ТЕЛЕСНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Фото пользователя Марина Валентиновна Зайчикова
Submitted by Марина Валентиновна Зайчикова on вс, 27/05/2012 - 17:59
Данные об авторе
Автор(ы): 
Зайчикова М.В.
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ № 1 г. Покров, педагог-психолог

Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Уровни образования: 
школы-интернаты, детские дома
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Все предметы
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Медицинский работник
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
образовательная технология
Краткое описание ресурса: 
<p> Возможности использования телесно-ориентированных методов в условиях школы для развития психических процессов ребенка.</p>

МЕТОДЫ ТЕЛЕСНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

(Выступление на районном семинаре педагогов-психологов

Обобщение опыта работы по теме)

Телесно-ориентированная терапия - это группа методов психотерапии, ориентированных на изучение тела, осознание  человеком телесных ощущений, на исследование того, как потребности, желания и чувства проявляются в различных телесных состояниях. В последние годы в среде отечественных психотерапевтов заметно возрос интерес к знакомству и освоению этого, прежде малоизвестного в России, направления в психотерапии.

Методы телесно-ориентированной психотерапии работают с психикой через тело. Современная психология воспринимает тело, душу и дух как единое целое, и телесные аспекты в психотерапии приобретают все большее значение. Психотерапевты стремятся пробудить жизнь. Они стремятся оживить омертвелые души, воздействуя на тело и оживить омертвелые части тела, воздействуя на душу.

Все телесно-ориентированные методы развития, обучения или психотерапии базируются на одном эмпирически подмеченном факте: существует глубокая взаимосвязь между устойчивыми структурами психики, блоками, стереотипами с одной стороны и с соматическими мышечными зажимами с другой стороны. Иначе говоря, человек, закрепощенный психически, как правило, закрепощен и физически. Верно и наоборот. Таким образом, воздействуя на мышечные зажимы возможно воздействовать на соответствующие структуры в психике, и наоборот. Тело это часть личности.

Телесно-ориентированная терапия основана на целостном подходе к разрешению трудностей, стрессов, кризисов, с которыми мы сталкиваемся в ходе жизни. Она представляет собой систему - психологической помощи, поддержки, исцеления и коррекции - обширного круга человеческих проблем.

Существенной особенностью телесно-ориентированной терапии является то, что работа с телом создает уникальные возможности терапевтического воздействия "вне цензуры сознания", что позволяет обнаружить истинные истоки наболевших проблем, получить доступ к глубинным уровням бессознательного, представленным в теле.

Причины обращения к методам телесно-ориентированной терапии в обучении.

В последнее время психологи, работающие в сфере образования, отмечают заметное увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии. К факторам, которые отрицательно влияют на развитие ребёнка можно отнести ухудшение социальной и экологической обстановки, инфекции, алкоголь, наркотики, курение, недифференцированный подход обучению, завышенные требования школьного образования, опережающие темпы развития головного мозга ребёнка.

Общее ухудшение социальной и экологической обстановки привел к тому, что в 2000 году здоровыми были признаны лишь 10% выпускников школ и 15% дошкольников. Своевременное выявление причин, приводящих к неуспеваемости детей в начальных классах, и соответствующая коррекционная работа могут уменьшить вероятность перерастания неуспехов в обучении в хроническую неуспеваемость.

В Москве среди неуспевающих школьников около 50% отстаёт в своём психическом развитии от нормы. По данным обследования школ и детских садов Санкт-Петербурга, более чем у 40% детей отмечаются различные отклонения в созревания и функционировании нервной системы, в Нижнем Новгороде – у 60%, в Твери – у 48% обследованных. Такие дети испытывают трудности в овладении письмом, чтением, счётом, в усвоении и понимании текстов, логическом мышлении. Неуспехи в школе часто формируют у них негативное отношении к учёбе, затрудняют общение с окружающими. Всё это способствует асоциальному поведению, особенно в подростковом возрасте.

Раннее обучение детей существенно обостряет проблемы школьников в усвоении знаний. Особенно это относится к мальчикам, у которых темпы созревания мозга медленнее, чем у девочек. Установлено, что около 16% первоклассников не готовы к школьному обучению, у 30-50% детей выявляется функциональная незрелость без признаков умственной отсталости. Школьная же программа рассчитана на определённый уровень развития функциональных возможностей организма, и ребёнок не может начать усваивать знания до тех пор, пока его организм и, в первую очередь, центральная нервная система не будут готовы к этому процессу.

Процесс психического развития младшего школьника должен опираться на гармоничное соответствие между психофизиологическими возможностями ребёнка и требованиями, предъявляемыми социальным окружением. Известно,   что основы знаний закладываются в младшем школьном возрасте, упущенное в этом возрасте трудно будет восполнить впоследствии. В связи с этим возрастает актуальность прогнозирования и коррекции умственного  развития младших школьников.

  1. Причины школьной неуспеваемости с точки зрения нейропсихологии

Нейропсихологические исследования показывают, что более чем у 70% детей дизонтогенез происходит в подкорковых и стволовых отделах головного мозга, которые формируются внутриутробно или при рождении и закладывают основу для всего последующего онтогенеза.

            С возрастом у ребёнка маскируется та часть познавательного дефицита, которая связана с недостаточностью межполушарных и подкорково-корковых связей.

            Недостаточность развития речи, письма, чтения начинается не в школе, а ещё во внутриутробном развитии и раннем младенчестве. Уже сам факт того, что ребёнок не ползал или ползал по изменённой схеме ( назад, вбок и т.д.), может свидетельствовать о  дизонтогенетическом развитии.

            Случается, что под воздействием ритма сердца и дыхания матери у эмбриона к 5 месяцам внутриутробного развития развиваются и миелинизируются нервные сети вестибулярного аппарата. Работа матери за компьютером, с электроприборами, неоновое освещение, алкоголь, курение в этот период влияют на формирование ритмической модели ребёнка. Младенцы, родившиеся без чувства собственного ритма, не успокаиваются при ритмичном покачивании, «ворковании» или сосания соски. От этого они ещё больше раздражаются. Употребление матерью алкоголя влияет на рост нервных сетей в лобной доле мозга плода. Потом это может проявиться в таких симптомах, как снижение концентрации внимания, раздражительность ребёнка, патологическая любовь к сладкому, гиперактивность, депрессии, аутизм.

            Отставание в познавательной сфере неизбежно влечёт за собой изменения в сфере интересов и потребностей, поскольку психическая жизнь, как и все в природе, стремится к заполнению пустоты.

            В настоящее время специалисты отмечают резкое увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. 85% детей, рождённых после 1991 года имеют, нейропсихологические проблемы из-за стволовых изменений мозга. Мозг таких детей работает за счёт компенсаторных механизмов. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях не приносят результатов.

            Мозговые дисфункции возникают также в результате локальных повреждений головного мозга при патологии беременности и родов.

Своевременная нейропсихологическая диагностика и коррекция имеющихся трудностей позволяет приблизить любой вид онтогенеза к нормальному течению, облегчить вхождение ребёнка в обычную социальную среду.

            Василий Александрович с Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Сотрудники института физиологии детей и подростков Академии психологических наук установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. Иван Михайлович Сеченов считал: «Неподвижный глаз так же слеп, как неподвижная рука» Следовательно, коррекционная, развивающая и формирующая работа должна быть направлена «снизу вверх»(от движения к мышлению), а не наоборот.

            Коррекционно-развивающая и формирующая работа, основанная на двигательных методах, должна включать в себя растяжки, дыхательные, глазодвигательные, телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.

Кинезиология как метод развития познавательных процессов

1. История развития кинезиологии

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Истоки кинезиологии как науки следует искать почти во всех философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так, древнекитайская философская система Конфуция ( около 2700 лет до н.э) демонстрировала роль определённых двигательных движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью которой было обретение высших психофизических способностей. Искуснейший врач Греции Гиппократ, также пользовался кинезиотерапией. Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался Асклепиад, живший более 2000 лет назад. Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счёт которых поддерживала свой мозг в активном состоянии. Известно, что  старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.

            Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций организма.      

2. Кинезиология в школе

Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. При интеллектуальном развитии возможно применение кинезиологических упражнений.

            Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Работы многих учёных доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

            Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей деятельности мозга.

Существует так называемая Гимнастика Мозга, упражнения которой активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью. Эти интегрирующие упражнения пробуждают систему "интеллект-тело" и приводят её в готовность к обучению.

Программа "Гимнастика Мозга" была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих "Долина" в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым. Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, диагностированных как "неспособных к обучению". В 1987 г. результаты ГМ (гимнастики мозга) были оценены экспериментально. В этом эксперименте принимали участие 19 учеников специальной школы. Каждый ученик делал упражнения ГМ по 10-15 минут ежедневно. Показатели прогресса учеников за 1 год таковы, что их успеваемость повысилась на 50%. Значительно повысилась способность учащихся концентрироваться на выполняемом задании.

В 1987 году в Америке была основана Организация Образовательной Кинезиологии. (Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение). С этого времени Гимнастика Мозга начала распространяться по всему миру и принесла замечательные результаты в развитии учеников как общих, так и специальных учебных заведений.

В России ГМ впервые появилась в 1988 г. Сейчас её используют в своей работе в учреждениях психологической помощи в 15 крупных городах страны (Москва, Санкт-Петербург, Томск, Уфа, Орехово-Зуево и др.). Все педагоги, использующие кинезиологическую практику, отмечают необыкновенные успехи у людей всех возрастов.

Огромная польза и привлекательность ГМ состоит в её простоте и практичности. Человек может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте, для повышения эффективности того, что он в данный момент делает. Главная идея, которую пропагандируют кинезиологи, такова – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Все движения комплексов ГМ воздействуют на различные системы управления организмом. Все их можно разделить на три блока: Упражнения, увеличивающие тонус коры г/м (дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек.)

Цель:повышение энергетики коры г/м.

Упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки информации (движения конечностями перекрёстно-латерального характера).

Цель:восстановление нарушенных межполушарных связей и функциональной асимметрии мозга.

Упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности (движения и позы перекрёстного характера).

Цель:восстановление связи между лобным и затылочным отделами мозга, установление баланса между правым и левым полем человека, снятие эмоционального стресса.

Выполнение упражнений ГМ требует осмысленности и высокого уровня саморегуляции. Осуществление такого движения и доведение его до автоматизма возможно только при условии создания в коре г/м новых нейронных сетей, что в свою очередь расширяет резервные возможности мозга.

Система работы, опирающаяся на двигательные методы, наиболее оптимальна для коррекции отклонений и развития компенсаторных способностей учащихся.

Данная методика может быть использована родителями, педагогами и людьми, активно работающими с детьми или взрослыми индивидуально или в группах, в целях более полного раскрытия их потенциальных возможностей.

Упражнения Гимнастики Мозга могут быть использованы целенаправленно для развития и тренинга определенных навыков и способностей, таких как:

  • возможности улучшения зрения, слуха, координации движений, почерка, снятия стресса и напряжения
  • активное слушание, т. е. слушание, включающее внутреннюю и внешнюю обратную связь
  • понимающее чтение, т. е. чтение сосредоточенное, требующее восприятия и переработки языковой информации
  • письмо, правописание
  • математика и способность работать с многомерными и многонаправленными системами
  • навыки выполнения домашних заданий, т. е. интерпретация внутренней речи, образов, относящихся к мышлению
  • творческое мышление, т. е. способность интегрировать знания и мысли других людей в собственный опыт
  • выполнение контрольных работ, т. е. способность выпустить из себя творчество в ответственный момент
  • быстрое чтение, т. е. способность быстро просматривать и бегло читать
  • навыки самосознания. Образ «Я». Способность сохранить самонаправленность в любых ситуациях
  • координация целостного движения тела для спорта и игры. Связь мозга и тела в принятии решений разного уровня.

Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

Условия применения комплексов "Гимнастики Мозга"

Основным требованием к квалифицированному использованию специальных к/з комплексов является точное выполнение движений и приёмов. Применение упражнений возможно как на предметных уроках, так и на специальных уроках кинезиологии. Желательно, чтоб каждый ученик почувствовал и осознал изменения, происходящие с ним. Для этого оптимально проводить занятия с небольшой подгруппой детей или индивидуально. Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Занятия должны проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют своего воздействия. Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы. С каждым днём задания могут усложняться, объём заданий увеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий. Происходит расширение зоны ближайшего развития подростка и переход её в зону актуального развития.

Если к/з упражнения используются на предметных уроках, то необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться сериальным к/з комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно. В случае, когда учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, специальный к/з комплекс рекомендуется применять перед началом работы. Это объясняется тем, что творческие виды деятельности, связанные с работой правого полушария и целостного восприятия должны выполняться при полном погружении в проблему. Деятельность, связанная с логикой, знаками, чертежами и, следовательно, с работой левого п/ш и дискретного восприятия, может быть прервана выполнением специальных упражнений.

Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 10-15 до 20-35 минут в день. Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений – 45-60 дней. Желательно реализовать к/з цикл:

  • комплекс упражнений для развития межполушарных связей (6-8 недель).
  • Перерыв (2 недели).
  • комплекс упражнений для развития правого п/ш (6-8 недель).
  • Перерыв (2 недели).
  • комплекс упражнений для развития левого п/ш (6-8 недель).

Следующая тренировка помогает снимать эмоциональное напряжение, улучшает работоспособность, развивает внимание, мышление и межполушарные связи. Выполнять упражнение трудно и при этом интересно.
   
    "Скорая помощь"

   Объясняю порядок действий. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, В - обе руки поднимаются вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.

А Б В Г Д
Л П П В Л

Е Ж З И К
В Л П В Л

Л М Н О П
Л П Л Л П

Р С Т У Ф
В П Л П В

Х Ц Ч Ш Я
Л В В П Л

   Вот так можно развивать свой драгоценный мозг на благо себе. Тренируйтесь на здоровье и с удовольствием! А главное, почувствуйте разницу между собой прежним и собой натренированным!

Схема проведения:

  1. Руки
  2. Руки – буквы
  3. Глаза
  4. Руки – глаза – буквы – дыхание
  5. Руки – глаза – буквы – дыхание – хлопок – имя
  6. Руки – глаза – буквы – дыхание – хлопок – имя – нога (противоположная)
  7. Руки – глаза – имя – дыхание – хлопок – число

 

Влияние методов кинезиологии на развитие познавательных процессов на учащихся МОУ СОШ №1

Мною были дважды проведены эксперименты по применению кинезиологических комплексов и сравнение результатов с группами, где такие занятия не проводились.

1 - в течение 2008 – 2009 учебного года: 1 «Б» класс – экспериментальная группа, 1 «В» класс – контрольная группа;

2 - в течение 2010 - 2011 учебного года: 2 «В» класс – экспериментальная группа, 2 «Г» - контрольная группа

 

1. Методы и порядок проведения исследования.

 

В экспериментальном исследовании применялись следующие методики:

  1. Исследование словесно-логического мышления (косвенно – обучаемости). Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра для диагностики умственного развития младших школьников. Исследовались следующие особенности развития мышления:
  2. осведомленность (выявление осведомленности. Задания требуют от ребенка навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно судить также о словарном развитии школьников.)
  3. классификация (выявление умения классифицировать, изучение способности к абстрагированию.)
  4. умозаключения по аналогии (изучение сформированности навыков установления отношений и логических связей между понятиями).
  5. обобщение  (изучение умения подвести понятия под общую категорию).
  6. Методика изучения свойств внимания и работоспособности – «Корректурная проба». Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв), концентрации – по количеству сделанных ошибок, а также утомляемости и работоспособности.
  7. Методики изучения слуховой («10 слов»), зрительной, смысловой памяти.

Диагностика проводилась  фронтально.

Текст инструкции к каждому заданию зачитывался как экспериментатором, так и  детьми про себя. Перед предъявлением заданий каждого субтеста давалось несколько тренировочных проб, разбиралась специфика выполнения каждого задания.

Перед началом эксперимента провелась диагностика ….

В экспериментальных группах проводились комплексы кинезиологических упражнений в течение 4 месяцев 2-3 раза в неделю.

В конце эксперимента была проведена повторная диагностика в экспериментальных и контрольных  группах.

На основе полученных данных нами были сделаны следующие выводы.

2. Анализ полученных в ходе эксперимента результатов

Сравнение результатов развития познавательных процессов двух классов.

1 «Б» класс

Экспериментальная группа

(в классе регулярно проводились кинезиологические упражнение для развития обоих полушарий мозга)

1 «В» класс

контрольная группа

1. Память (зрительная).

Уменьшение низкого и ниже среднего уровня развития памяти не произошло (16%).

Увеличение высокого и выше среднего уровня развития памяти на 25% (было – 40%, стало – 65%).

Уменьшение детей со средним уровнем развития памяти на 25%, переход этих учеников в группу детей с высоким и выше среднего уровнем развития памяти.

 

2. Объем внимания.

Уменьшение низкого и ниже среднего уровня объема внимания на 16% (было 20%, стало – 4%).

Увеличение детей со средним уровнем объема внимания на 2% (было – 76%, стало – 78%).

(!) Увеличение количества детей с высоким уровнем объема внимания на 15% (было - 3%, стало 18%).

 

3. Концентрация внимания.(!)

(!) Уменьшение учеников с низким уровнем концентрации внимания на 42 % (было – 84%, стало – 42%).

Увеличение количества учеников со средним уровнем развития концентрации внимания на 18% (было – 14%, стало – 32%).

Появились ученики с высоким уровнем концентрации внимания – 12%.

 

4. Продуктивность внимания.(!)

(!)Уменьшение учеников с низким и ниже среднего уровнем продуктивности внимания на 32% (было – 58%, стало – 26%).

Увеличение среднего уровня развития продуктивности внимания на 32%.

Высокого уровня нет.

 

5. Скорость переработки информации.(!!!)

(!)Уменьшение детей с низкой скоростью переработки информации  на 15% (было – 84%, стало – 69%).

(!)Увеличение детей со средней скоростью переработки информации на 2% (было – 16%, стало – 18%).

(!)Появились ученики с высокой и выше среднего уровня скоростью переработки информации – 14%.

 

6. Эффективность деятельности.(!)

Уменьшение детей с низким уровнем эффективности деятельности на 12% (было – 20%, стало – 8%).

Уменьшение детей со средним уровнем эффективности деятельности на 16% (было - 68%, стало – 52%).

(!)Увеличение высокого уровня эффективности деятельности на 28%(было – 12%, стало – 40%).

 

7. Общий уровень интеллектуального развития. (!)

(!)Уменьшение детей с низким и ниже среднего уровнем развития на 10% (было – 32%, стало - 22%).

Уменьшение детей со средним уровнем развития на 24% (было – 50%, стало - 26%), переход учащихся в группу детей с высоким уровнем развития.

(!)Увеличение количества детей с высоким и выше среднего уровнем развития на 36% (было – 16%, стало – 52%).

 

Таким образом, отмечается развитие детей практически по всем представленным показателем, уменьшение количества учащихся с низким уровнем и увеличение учеников с высокими результатами. Особенно важны улучшения показателей внимания (концентрации, продуктивности, скорости переработки информации), так как они развиваются сложнее остальных процессов. И в итоге – уменьшение детей с низким уровнем интеллектуального развития (в соответствии с возрастом), увеличение количества детей с высоким интеллектуальным развитием на 36%!!!

Интеллектуальное развитие происходит не за счет количества запоминаемой информации, а за счет более качественной обработки поступающей информации, когда информация становится фактором развития.

 

1. Память (зрительная).(!)

(!) Уменьшение низкого и ниже среднего уровня развития памяти на 30% ( было – 39%, стало – 9%).

Увеличение высокого и выше среднего уровня развития памяти на 27% (было – 11%, стало – 38%).

Увеличение среднего уровня развития памяти примерно на 3%.

 

 

 

2. Объем внимания.(!)

(!)Уменьшение низкого и ниже среднего уровня объема внимания на 51% (было 60%, стало – 9%).

(!)Увеличение среднего уровня объема внимания на 51% (было – 40%, стало – 91%).

Высокого уровня объема внимания нет.

 

 

3. Концентрация внимания.

Уменьшение низкого уровня концентрации внимания на 30 % (было – 84%, стало – 54%).

Увеличение среднего уровня развития концентрации внимания на 22% (было – 16%, стало – 38%).

Появились ученики с высоким уровнем концентрации внимания – 8%.

 

 

4. Продуктивность внимания.

Уменьшение низкого и ниже среднего уровня продуктивности внимания на 22% (было – 55%, стало – 33%).

Увеличение среднего уровня развития продуктивности внимания на 22%.

Высокого уровня нет.

 

 

5. Скорость переработки информации.

Уменьшение низкого уровня на 2%. Практически изменений нет. Скорость переработки информации остается низкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Эффективность деятельности.

Уменьшение низкого уровня эффективности деятельности на 12% (было – 20%, стало – 8%).

Уменьшение среднего уровня эффективности деятельности на 9%(было - 52%, стало – 43%).

Увеличение высокого уровня эффективности деятельности на 18%(было – 28%, стало – 46%).

 

7. Общий уровень интеллектуального развития.

(??!)Увеличение низкого и ниже среднего уровня развития на 10% (было – 42%, стало -52%).

Уменьшение среднего уровня развития на 44% (было – 52%, стало -18%), переход большинства учащихся в группу детей с высоким уровнем развития (36%).

Увеличение количества детей с высоким и выше среднего уровнем развития на 26% (было – 4%, стало – 30%).

 

Таким образом, отмечается развитие детей практически по всем представленным показателем, уменьшение количества учащихся с низким уровнем и увеличение учеников с высокими результатами.

Проблемными остаются показатели внимания: объем, продуктивность, скорость переработки информации.

Итог: увеличение количества детей с низкими показателями интеллектуального развития (в соответствии с возрастом) на 10%, несмотря на значительные улучшения в развитии памяти, объема внимания (гораздо больший рост, чем в экспериментальной группе).

Совсем не изменяются показатели по скорости и эффективности переработки информации, т.е. объем принимаемой информации увеличивается, улучшается ее запоминание, но не улучшается усваивание, качественная обработка получаемой информации, т.е. количество запоминаемой информации не становится частью интеллектуального развития ребенка!

 

Сравнение результатов развития познавательных процессов двух классов.

2 «В» класс

Экспериментальная группа

(в классе регулярно проводились кинезиологические упражнение для развития обоих полушарий мозга)

2 «Г» класс

контрольная группа

Словесно – логическое мышление

  1. Осведомленность (!)
  1. Осведомленность

Уменьшение количества низкого и ниже среднего уровня (24%)

Увеличение количества среднего уровня (15%)

Уменьшение кол-ва низкого и ниже среднего уровня (16%)

Увеличение среднего уровня (32%)

Уменьшение высокого и выше среднего уровня (16%)

  1. Классификация
  1. Классификация (!)

Уменьшение количества среднего уровня (29%)

Увеличение высокого и выше среднего уровня (24%)

 

Уменьшение низкого и ниже среднего уровня (16%)

Уменьшение среднего уровня (37%)

Увеличение высокого и выше среднего уровня (51%)

3. Умозаключение по аналогии (!)

3. Умозаключение по аналогии

Увеличение низкого и ниже среднего уровня (18%)

Уменьшение среднего уровня (15%)

Увеличение низкого и ниже среднего уровня (69%)

Уменьшение высокого и выше среднего уровня (37%)

4. Обобщение (!)

4. Обобщение

Уменьшение среднего уровня (8%)

Увеличение низкого и ниже среднего уровня (43%)

Уменьшение среднего уровня (11%)

Уменьшение высокого и выше среднего уровня (32%)

5. Общий уровень развития (!)

5. Общий уровень развития

Увеличение низкого и ниже среднего уровня (14%)

Уменьшение среднего уровня (14%)

Высокий и выше среднего уровня (24%)

Изменений не произошло

Высокий и выше среднего уровня - 16%.

Средний уровень –63%

Низкий и ниже среднего - 21%.

 

Память

  1. Слуховая память
  1. Слуховая память (!)

Уменьшение низкого и ниже среднего уровня (28%)

Увеличение среднего уровня (28%)

Уменьшение низкого и ниже среднего уровня (32%)

Увеличение среднего уровня (11%)

Увеличение высокого и выше среднего (21%)

  1. Зрительная память
  1. Зрительная память (!)

Увеличение низкого и ниже среднего уровня (9%)

Увеличение среднего уровня (21%)

  1. Смысловая память

3.Смысловая память (!)

Увеличение низкого и ниже среднего уровня (6%)

Уменьшение высокого и выше среднего уровня (11%)

Уменьшение низкого и ниже среднего уровня (9%)

Увеличение высокого и выше среднего уровня (8%)

3.Внимание

  1. Объем внимания
  1. Объем внимания

Уменьшение нормативный уровень (10%)

Увеличение ниже нормы уровня (10%)

Уменьшение нормативного уровня (21%)

Увеличение уровня ниже нормы (21%)

  1. Концентрация внимания (!)

2.Концентрация внимания

Увеличение нормативного уровня (14%)

Уменьшение уровня ниже нормы (14%)

Уменьшение нормативного уровня (17%)

Увеличение уровня ниже нормы (17%)

Таким образом, отмечается развитие детей практически по всем представленным показателем словесно-логического мышления (осведомленность, умозаключение по аналогии, обобщение), т.е. изменилось в лучшую сторону качества выполнения мыслительных операций, что сказалось и на общем уровне развития детей.

Особенно важны улучшения концентрации внимания, так как она развиваются сложнее остальных процессов. Изменилось качество работы детей с материалом, дети стали более вдумчиво воспринимать материал. При этом сам объем внимания не изменился на прямую, но то же самое количество материала теперь воспринимается за более короткое время. В итоге общий уровень развития изменился, хотя и незначительно. (Приложение 9)

Изменений в памяти в сторону улучшения не наблюдается. Из чего мы можем сделать вывод, что основная нагрузка в восприятии учебного материала ложится не на память (заучивание), а на более качественную обработку информации.

Таким образом, отмечается развитие детей практически по всем представленным показателем памяти (слуховая память, зрительная память, смысловая память) т.е. изменение в лучшую сторону всех видов памяти.

Проблемными остаются показатели внимания: объем, концентрация, скорость переработки информации.

Резко увеличилась классификация.

Совсем не изменяются показатели по скорости и эффективности переработки информации, т.е. объем принимаемой информации увеличивается, улучшается ее запоминание, но не улучшается усваивание, качественная обработка получаемой информации, т.е. количество запоминаемой информации не становится частью интеллектуального развития ребенка!

 Вывод: Основная нагрузка в  восприятии учебного материала ложится не на качественную обработку информации, а на заучивание материала.

 

Таким образом, проведенный нами эксперимент показал, что кинезиологические упражнения влияют на изменение качества обработки и усвоения учебного материала младшими школьниками.  Усвоение материала стало опираться не на возможности памяти (заучивание), а на понимание, осмысление, большее мыслительное включение в содержание информации. Это, по нашему мнению, гораздо важнее и необходимее в дальнейшем обучении в среднем и старшем звене школы, когда объем изучаемого материала увеличивается и времени на многоразовое прочтение и запоминание не хватает. В данной ситуации необходимо в короткое время уметь выделять главное и запоминать только основную существенную часть учебного материала.

 

Прикрепленный файл Size
тел.-ориент.терап.pptx 2.34 MB
урок кинезиологии .docx 45.86 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн