Официальный сайт jetune 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Русско-японская война"

Submitted by Марина Леонидовна Наумова on Sat, 02/06/2012 - 17:36
Данные об авторе
Автор(ы): 
Наумова Марина Леонидовна
Место работы, должность: 

ФГКОУ "Казанское суворовское военное училище Министерства Обороны Российской Федерации", преподаватель истории и обществознания

Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
сценарий урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> Методическая разработка урока истории может быть использована при изучении курса в IX и в XI классах.</p>

 

Методическая разработка урока

Тип урока:урок изучения нового материала на основе технологии развивающего обучения.

Методическая цель урока:создание условий для деятельностного освоения и осмысления значимости событий отечественной истории.

Задачи урока:

образовательные:

сформировать у обучающихся представление об основных

   внешнеполитических приоритетах России в начале ХХ в.;

познакомить учащихся с основными событиями русско-японской войны;

способствовать формированию представления о причинах поражения России    

   в войне;

развивающие:

развивать компетенции, связанные с решением познавательных проблем;

развивать интеллектуальные компетенции учащихся (умение извлекать

   информацию из текста, карты, изобразительной наглядности для решения

   проблемы; умение обобщать, систематизировать и анализировать факты и

   формулировать вывод);

 – развивать навыки использования ИКТ;

   воспитательные:

– воспитывать уважение к героическим и трагическим событиям отечественной

   истории;

– способствовать формированию у обучающихся чувства сопереживания за

   судьбу своей страны;

привлечь внимание к личностям выдающихся полководцев.

   Основные понятия:

   Оборудование урока:

    Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, XX век: учебник для ХХ кл. общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2010. § 4; Градскова Е.П., Самсонов А.И. Школьный атлас по истории России с древнейших времен: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2009.

фрагменты документов;  наглядные материалы (репродукции картин; схемы; фотоматериалы; задания) / компьютерная презентация; видеофрагмент из фильма Л. Парфенова «Российская империя. 14 серия. Николай II»; музыкальные фрагменты: «Варяг» (музыка А.С. Турищева, слова: Рудольфа Грейнца, пер. Е.Студенской; исполняет ансамбль песни ВМФ); вальс «На сопках Маньчжурии» И. Шатрова; интерактивная доска.

Литература, использованная при подготовке урока:

– Бельский Э.Н. Подготовка по истории XX века к Государственной итоговой аттестации в IX классе) // Преподавание истории в школе. 2011. № 1.

ХОД УРОКА

 

I. Опрос по изученной на предыдущем уроке теме «Внутренняя политика в 1894 – 1904 гг.»

Учитель:На предыдущем уроке мы выяснили, что в начале ХХ века Россия приближалась к первой в своей истории революции. Вспомним, что происходило в стране.

Задание «Внутренняя политика в 1894 – 1904 гг.

– Ученик в рассказе о состоянии общества сделал ошибки. Найдите эти ошибки и исправьте их.

Учащиеся выполняют устно задание 1 (Приложение 1) и озвучивают вывод: Россия превратилась в «узел» противоречий; котел общественного недовольства вот-вот грозил взорваться…

 –Мы знаем, что в начале ХХ в. в России быстро развивалась промышленность, появились монополии. Что такое монополии?

Ученик: это крупные хозяйственные объединения, сосредоточившие в своих руках большую часть производства и сбыта какого-либо товара.

Учитель: определите, какие типы монополий изображены на схемах. Какой тип монополий был наиболее распространен в России?

Ученики работают с графическими моделями (слайд 1).

Ответ: 1 – синдикат; 2 – картель; 3 – концерн; 4 – трест.

Учитель: растущей российской промышленности требовались новые рынки сбыта; необходимы были реформы, ей требовалось внимание со стороны власти. Кто из приближенных советовал Николаю II путь реформ? (С. Ю. Витте). К каким изменениям в жизни России могла привести программа Витте?

Ученик: к росту промышленного производства и накоплению средств для решения рабочего вопроса, а также для подъема сельского хозяйства.

Учитель: как вы считаете, к каким переменам могла привести Россию программа министра внутренних дел Святополк-Мирского?

Ученик: новый министр внутренних дел предлагал ввести представителей общественности в состав Государственного совета. Это могло ограничить самодержавную власть, снизить напряженность в стране.

Учитель:Николай II не принял путь реформ… Дневниковая запись Великого князя Константина Романова, 1904 год: «У нас точно плотину прорвало… Революция как бы стучится в дверь. О конституции говорят почти открыто… Стыдно и страшно».

 

II. Постановка учебной задачи урока

   На этом этапе учащиеся подводятся к выявлению исходного противоречия и формулированию учебной задачи (проблемы) урока.

Учитель: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война», - именно так, следуя совету Плеве, решил Николай II. Гарантированные успехи на фронте поднимут популярность власти в тылу…

Подходящим противником для такой войны казалась Япония. Разработанный русским командованием план военной кампании предусматривал захват Токио и пленение японского императора…

Задание «Основные события русско-японской войны».

Учащиеся работают с атласом (с. 63) и картой на экране (слайды 2 – 3).

–Каким цветом обозначены территории Японии и России? Имеют ли страны общую границу? Какие государства находятся по соседству?

–С помощью карты определите, благодаря чему стали известными следующие города, населенные пункты, географические объекты: 1) Чемульпо; 2) Порт-Артур; 3) Ляоян; 4) Мукден; 5) Цусима.

Учащиеся определяют, что эти названия связаны с основными событиями русско-японской войны (слайд 4).

–Внимательно изучите условные обозначения к карте и подумайте: что в ходе этой войны уже на первый взгляд может показаться странным?

Ученики: ни одно сражение не было выиграно русской армией!

 Учитель: когда война начиналась, ни у кого в России не было сомнений в победе. Действительно, у нас был огромный военный потенциал – в действующей армии насчитывалось 1, 135 млн. человек, имелось 3,5 млн. запасных и ополченцев.

Однако война вошла в историю нашей страны как чуть ли не единственная, в которой, как говорят, русские армия и флот не выиграли ни одного сражения! Закономерен вопрос: почему Россия потерпела поражение в русско-японской войне? Это - учебная задача урока (слайд 5). Чтобы решить эту задачу, нужно ответить на два основных вопроса: каковы события Крымской войны? что привело к поражению России?

 

III. Изучение нового материала

 (организация познавательной учебной деятельности учащихся)

1. Причины войны. Повод к войне

– Что, кроме внутренних проблем, побуждало Россию к войне с Японией?

Задание «Раздел Китая» (слайд 8).

   – Что изображено на французской карикатуре 1890-х гг.? Что это за «пирог» и кто его делит?

Учащиеся определяют, что на  карикатуре показано, как сильные державы делят Китай.

– Догадайтесь, рассмотрев изображение внимательно, какие государства обозначены на карикатуре цифрами.

      Ответы учащихся сводятся к следующему: императорГерманииВильгельм II (2) спорит с королевой Великобритании Викторией (2) о куске «пирога», вонзив при этом кинжал в знак своих агрессивных намерений; российский император Николай II(3) присматривает для себя особый кусок; Марианна (4), олицетворяющая Францию, вроде бы не участвует в разделе, но у неё союз с Россией, они изображены рядом. Японский император Мэйдзи (5) глубоко задумался: какие куски ему следует взять… Позади всех изображен представитель двора Цин, поднявший руки, чтобы всех остановить – но безуспешно…

Учитель: вы правы, ребята.«Особый кусок пирога» – это особая часть Китая,  Ляодунский полуостров. Побережье его не замерзает. России очень важно иметь свою крепость именно здесь, чтобы укрепиться на Тихом океане…

Слабый феодальный Китай сильные державы давно рвали на части. В конце XIX – начале XX в. интересы России и Японии сталкиваются и в Корее, которую Япония хотела превратить в свою колонию. Россия вытесняет с Ляодунского полуострова арендаторов-японцев и арендует его сама на двадцать пять лет. Начинается строительство города-крепости Порт-Артура. Кроме того, Россия строит КВЖД, которая сократит путь к русскому Дальнему Востоку.

Это вызвало резкое недовольство Японии. Русский посланник в Токио в 1903 г. писал: «Войны с нами жаждет весь японский народ. Пожертвования текут со всех сторон. Принесено столько жертв, что война неизбежна…»

 

2. Силы воюющих сторон

Была ли Россия готова к войне?

Задание «Силы сторон» (слайд 9).

– Проанализируйте диаграмму и сделайте выводы о соотношении сил России и Японии в русско-японской войне.

   Учащиеся анализируют диаграмму,работая со слайдом на экране.Ответы учеников сводятся к следующему:

    1. Российский воинский континент на Дальнем Востоке составлял 100 тыс., Японии – 150 тыс. человек (Япония превосходила Россию в 1, 5 раза).

2. В войне со стороны России участвовало 580 тыс. человек (почти половина всей армии – их пришлось перебрасывать через всю страну уже в ходе войны). Со стороны Японии воевало около 400 тыс. человек.

Можно констатировать, что российское правительство изначально недооценивало противника. Просчет нашего командования не мог не повлиять на исход войны и явился одной из причин поражения России.

 

3. Основные события войны

 

Начало войны

Сообщение ученика о подвиге «Варяга»: В ночь на 27 января 1904 г. японские корабли неожиданно напали на русскую эскадру на рейде Порт-Артура (слайд 10). Японцы подкрались на 600 м. Ночная торпедная атака дырявит три российских корабля. Последующие атаки захлебнулись под огнем русской эскадры и береговых батарей. Японцы не смогли уничтожить русскую эскадру и приблизиться к гавани.

Утром 27 января произошло еще одно событие, может быть, не очень важное в истории войны, но оставшееся в памяти народа как пример мужества и верности долгу. В нейтральном порту Чемульпо приняли неравный бой «Варяг» и «Кореец». Их атаковали 14 кораблей противника. Сильные пробоины, пожар на судне… Не желая спустить боевой флаг перед врагом, моряки потопили крейсер, а канонерскую лодку взорвали.

Учитель: Познакомьтесь с картиной художника Мальцева, запечатлевшей подвиг русских моряков (слайд 11). Какие чувства вызывает у вас это полотно?

Звучит песня «Варяг».

Ученик: Матросы в огне боя как будто в аду: дым, огонь и корабль, похожий уже на призрак. Но на лицах не страх, а решимость. Они не спасаются – бьются из последних сил…

Учитель: Уходя ко дну, крейсер послал последний сигнал? «Погибаю, но не сдаюсь!» Из рапорта капитана Руднева: «Уничтожено тридцать японцев, потоплен один миноносец и нанесен урон четырем крейсерам».

– Блокированная в гавани Порт-Артура русская эскадра после смены командующего (24 февраля сюда прибыл прославленный адмирал Степан Осипович Макаров) начала активные действия против японского флота. Но 31 марта в бою флагманский броненосец «Петропавловск» с адмиралом на борту подорвался на мине. С Макаровым погиб весь штаб, 29 офицеров, 652 матроса и художник-баталист Верещагин. Роковая, непоправимая трагедия! Из семи русских броненосцев в строю осталось только три.

 

Оборона Порт-Артура

– В феврале 1904 г. японцы стремительно высаживаются на материк, продвигаются в Корее и переходят границу Маньчжурии… К войне на суше мы оказались не готовы… Главная цель Японии – захватить Порт-Артур. Оборона крепости – центральное событие войны (14).

Задание «Оборона Порт-Артура» (слайд 15).

– Определите по карте, что сыграло решающую роль в падении Порт-Артура:

а) наступление японских сухопутных войск; б) действия японского флота?

Ученики приходят к выводу, что главными были действия сухопутных сил Японии.

Учитель: Познакомьтесь с отрывками из документов (Приложение 2). Определите, в каких отрывках говорится:

а) о начале действий японской армии на Ляодунском полуострове;

б) о начале осады Порт-Артура;

в) о защите крепости;

г) о падении Порт-Артура.

– Расположив отрывки в правильной последовательности, вы узнаете фамилию японского генерала, которому была поручена осада Порт-Артура.

– В каких отрывках говорится:

а) о героизме защитников;

б) о недостатках командования?

Ученики выполняют задание, отвечают на дополнительные вопросы.

Ответ: а – Н; б – О; в – Г; г – И.

– Учитель:Поступок командующего А. Стесселя, о котором говорит документ, – трусость и предательство. Он будет приговорен к смертной казни, но потом помилован… Вчитываясь в документы, невольно приходишь к мысли, что русско-японскую войну вопреки полководцам вел простой народ: осторожничал командующий русской Маньчжурской армией генерал Куропаткин; он пресекал любую инициативу – за удачное наступление, предпринятое без его санкции снимал с должности; бездействовал новый (после Макарова) командующий эскадрой Вильгельм Витгефт… Но вопреки всему русские моряки побеждали!

Сообщение ученика о достижениях и победах нашей армии, сопровождающееся демонстрацией иллюстраций, найденных в Интернете:

В ходе обороны Порт-Артура первый в мире приспособленный для постановки мин на полном ходу заградитель «Амур» вывел из строя новейшие японские броненосцы. «Хоцуси» мгновенно затонул с экипажем, как когда-то «Петропавловск». Обстрел Порт-Артура с моря прекратился до конца осады. Это была существенная победа русского оружия!

28 июля почти выигран бой в желтом море – адмирал Того отдает приказ о выходе из боя. Война могла переломиться в пользу русского оружия! Но опять роковая случайность – в капитанской рубке флагманского броненосца «Цесаревич» от взрыва снаряда гибнут все. Остатки эскадры возвращаются в Порт-Артур…

Победители-японцы говорили пленным русским: «Не никого лучше нам в атаке – нет никого лучше вас в обороне. Если б мы соединились, то завоевали бы весь мир!..»

 

Основные события войны в 1905 г.

– Учитель: в феврале 1905 г. состоялось последнее сухопутное сражение войны – Мукденское сражение. Сюда после Порт-Артура японцы перебросили осадную армию с тяжелой артиллерией. Русские отступили. Но они проявили в сражении исключительную храбрость: японский главнокомандующий просит Николая II наградить георгиевским знаменем один из полков, отличившихся в этой битве…

 Ещё пример: когда Мокшанский пехотный полк попал в окружение, был убит командир и силы на исходе, в тылу полка заиграл духовой оркестр капельмейстера Ильи Шатрова. Кольцо прорвали! Позднее Шатров создал вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», посвятив его погибшим друзьям…

Ученики слушают вальс.

   –  Последний аккорд войны – Цусимское сражение. Восьмимесячный поход к берегам Японии наскоро сколоченной 2-ой Тихоокеанской эскадры стал тяжелым испытанием: в тропиках многие моряки болели и умирали… На Мадагаскаре им пришла весть: Порт-Артур пал. Дальнейшее продолжение похода не имели смысла. Но Николай II настаивал. Адмирал Рожественский не смог не исполнить приказ…

Ученики смотря фрагмент из фильма Л. Парфенова «Российская империя. 14 серия. Николай II».

– Учитель:Против 30-ти  русских кораблей японцы выставили 120. Задача прорыва во Владивосток для нашей эскадры оказалась невыполнимой. Только 4 корабля дошли до Владивостока.

Проанализируйте данные о потерях в Цусимском сражении и сделайте выводы.

– Ученик:Потери России в 10 раз превышали потери Японии. Россия полностью лишилась флота.

 

Итоги войны

Учитель:После Цусимы Япония вывела войска на Сахалин. Силы обеих сторон были истощены. При посредничестве США начались переговоры о мире.

Задание «Мирный договор» (Приложение 3).

Учитель:Используя карту, определите:

а) название документа;

б) время принятия документа;

в) пропущенные слова.

– Какое условие было самым тяжелым для России?

Ученики выполняют задание, отвечают на дополнительные вопросы.

Ответ: 1 – в Корее; 2 – Порт-Артура; 3 – Сахалин.

Задание «Причины поражения России» (слайд 29).

– Выберите причины поражения России в русско-японской войне.

Ученики выполняют тестовое задание.

 

IV. Этап контроля и коррекции знаний

Задание «Лента времени» (слайд 30).

Учитель:расположите символы, изображающие основные события русско-японской войны, на «линии времени».

Ученики выполняют задание.

 

- Учитель: проанализируйте данные о потерях в войне (слайд 46).

Заключительное слово учителя. Сражения русско-японской войны были проиграны Россией. Но эта война – победа духа российского народа. Николай II приказал считать месяц осады Порт-Артура за год государевой службы! Исход противоборства зачастую определялся не духом армии, а случайностью - вспомним гибель командующего Макарова, Кондратенко, бой в Желтом море...

Русско-японская война – не позор, а слава русского духа и русского оружия: ведь и триста спартанцев не выиграли битву при Фермопилах...

А в России после войны появилась поговорка: «Посеешь войну – пожнешь революцию!»

О первой российской революции будем говорить на следующем уроке.

 

Домашнее задание.

 

Приложение 1

            Задание 1.       Найдите ошибки в тексте.

   В странах Запада к началу ХХ века общественные противоречия накапливались, как пар в котле. В России власть уверенно проводила реформы, с каждым днем улучшая жизнь своих подданных.

   Так, в 1901 году была восстановлена автономия университетов. Отныне они свободно решали вопросы внутренней жизни, выбирали деканов, ректора и т. д.

   Промышленный  взлет 1900-1903 гг. позволил значительно повысить зарплату рабочим, сократить рабочий день до 8 часов.

   Модернизация охватила и национальные окраины России. Правительство Николая IIрасширило права финского сейма. Была отменена так называемая «черта оседлости» для еврейского населения; отныне оно могло свободно проживать на всей территории Российской империи.

  Но самое главное – крестьяне получили  дополнительно землю за счет передачи им части государственных и помещичьих территорий.

Приложение 2

           Задание 2.      Оборона Порт-Артура

 

    Определите, в каких фрагментах говорится:

а) о начале действий японской армии на Ляодунском полуострове;

б) о начале осады Порт-Артура;

в) о защите крепости;

г) о падении Порт-Артура

О. В мае 1904 г. Порт-Артур был отрезан от основных сил. Командующий русскими

     армиями генерал Куропаткин из предосторожности отводил главные силы не север

     Маньчжурии, фактически оставляя защитников Порт-Артура на произвол судьбы.

И.Четыре штурма крепости были героически отбиты. Потеряв 11 тыс. солдат,

     матросов и офицеров, гарнизон крепости нанес осадной японской армии потери в

     110 тыс. человек. Японцы приняли решение отказаться от дальнейших штурмов.

     Но вопреки решению Военного Совета крепости продолжать оборону, принявший

     командование после смерти Кондратенко генерал Анатолий Стессель 20 декабря

     подписал капитуляцию гарнизона. Падение Порт-Артура вызвало взрыв

     негодования в России, приблизив начало Первой русской революции.

Г.Будучи полностью отрезанной от внешнего мира, крепость 7 месяцев держалась

     против превосходящих сил врага. Инженер Налетов из подручных материалов

     построил подводную лодку. Морской офицер лейтенант Подгурский применил на     

     суше морской метательный аппарат, который станет прообразом миномета.      

     Женщины отдали свои шелка на пошив оболочки аэростата, которого так не

     хватало защитникам для корректировки огня. Душой обороны стал генерал-майор     

     Роман Исидорович Кондратенко.

Н.В апреле 1904 г.на Ляодунском полуострове в тылу Порт-Артура десантировалась

     2-ая японская армия. Понеся большие потери, японцы захватили порт Дальний.

     Русские войска медленно отступали к Порт-Артуру.

Поставив отрывки в правильной последовательности, вы узнаете фамилию японского генерала, которому была поручена осада Порт-Артура.

 

                           
       
           
 

 

 

 

В каких фрагментах говорится

             а) о героизме защитников;            

             б) о недостатках командования?

 

Приложение 3


             Задание 3.     Мирный договор

Определите, используя текст учебника на стр. 33:

а) название документа;

б) время принятия документа;

в) пропущенные слова.

   «Российское императорское правительство, признавая за Японией в (1) ___________ преобладающие интересы…, обязуется не вступаться и не препятствовать тем мерам руководства, покровительства и надзора, кои императорское правительство могло бы почесть необходимым…

   Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду (2) _______________ и прилегающих территорий и территориальных вод…

   Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова (3) ______________ и все прилегающие к последней острова…». 

Прикрепленный файл Size
Наумова М.Л._УРОК РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА.rar 6.71 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн