Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Литературное путешествие в край голубых озер»

Фото пользователя Наталья Павловна Трошина
Submitted by Наталья Павловна Трошина on чт, 09/04/2009 - 12:51
Данные об авторе
Автор(ы): 
Осипова Ольга Геннадьевна, Осипова Нина Петровна, Сижук Наталья Олавьевна
Место работы, должность: 
Осипова Ольга Геннадьевна, преподаватель культуры речи, русского языка и литературы ПУ № 20 г. Питкяранта; Осипова Нина Петровна, преподаватель русского языка и литературы ПУ № 20 г. Питкяранта; Сижук Наталья Олавьевна, преподаватель истории и географии ПУ № 20 г. Питкяранта.
Регион: 
Республика Карелия
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Тьютор
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
География
Предмет(ы): 
Естествознание
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Природоведение
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
1. Познакомить учащихся с лирическими произведениями о Карелии. 2. Ввести учащихся в мир поэзии о земле карельской.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

·        Слово учителя.
·        Сообщения учащихся.
·        Выразительное чтение стихотворений наизусть.
·        Комментарии к прочитанным учащимися стихотворениям.
·        Проверка знаний.
Используемое оборудование: 

 

Оборудование и оснащение урока
·       Эпиграф.
·       Выставка литературы о Карелии.
·       Стенд «Мой чудесный край, моя Карелия»
·       Песни о Карелии.
·       Компьютер.
·       Мультимедиапроектор.
·       Экран.
·       Звуковые колонки.
·       Презентации.
Краткое описание: 
Урок -путешествие по Карелии

 

Ход урока.
I. Сообщение темы урока;
 цели урока;
 эпиграфа урока-путешествия (2-3 слайды).
II. Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами отправляемся в литературное путешествие в край голубых озер, т.е. в Карелию.
Маршрут нашего путешествия начинается с города Петрозаводска, затем мы отправляемся на остров Кижи, побываем на Киваче, пригласим вас на Валаам, а затем вернемся в родную Питкяранту.
III. Новый материал.
ü     Учащийся читает наизусть стихотворение А. Авдышева «Приглашение в Карелию»;
ü     Звучит песня «Карелия»;
ü     Учащийся читает наизусть стихотворение А.Прокофьева «Карелия»
 
Слово учителя: Путешествие наше начинается «у самой онежской воды, из города, который «красив и силен», который «разросся из той слободы далеких петровских времен»…т.е. с города Петрозаводска.
Краткая историческая справка: Петрозаводск основан 29 августа 1703 года по указу Петра I. В 2003 году мы праздновали 300-летие этого замечательного живописного города. Сегодня Петрозаводск – столица Республики Карелия, крупный промышленный, туристический, научный и культурный центр Северо–Западного федерального округа Российской Федерации. Раскинувшись на берегу Онежского озера, по системе каналов город имеет выход в Балтийское, Белое, Баренцево, Каспийское и Черное моря. Через Петрозаводск проходит автомагистраль Москва – Санкт–Петербург – Петрозаводск – Мурманск. Все это привлекает в город много туристов.
 
ü     Учащийся читает наизусть стихотворение Б. Шмидта «Белые ночи Петрозаводска»
ü     Звучит песня о Петрозаводске.
ü     Учащийся делает сообщение о Б.Шмидте. Краткая биографическая справка.
 
Из Петрозаводска мы отправляемся на сказочный остров, на чудо-остров, Кижи:
Кижи – не памятник, не крест,
Не храм и не природа.
И мне твердить не надоест –
Кижи-душа народа.
Пока мы добираемся до острова Кижи, вспоминаем слова А.Авдышева:
Карелия – светлейшие озера.
Ее незамутненная душа –
Смолистый запах сказочного бора,
Дремотная недвижность камыша,
И Ладоги простор, и ширь Онего,
И шторм, и штиль таящая вода,
И в небесах мерцающая Вега –  
Вечерняя любимая звезда.
 
ü     Учащийся делает сообщение об А. Авдышеве (краткая биографическая справка).
 
И вот мы с вами приблизились к деревянной сказке.
ü     Учащийся читает наизусть стихотворение А. Авдышева «Кижи»
ü     Выразительное чтение учащимся сообщения о Кижах «Деревянная сказка»
ü     Звучит песня о Кижах
ü     Учащийся читает наизусть стихотворение А. Прокофьева «Кижи»
ü     Выразительное чтение учащимся сообщения о Преображенской церкви, о Покровской церкви.
ü     Учащийся читает наизусть стихотворение М. Сысойкова «Кижский собор»
ü     Учащийся читает наизусть стихотворение Е. Авдышевой «В Кижах»
ü     Учащийся делает сообщение о М. Сысойкове (краткая биографическая справка).
 
Слово учителя: Кижи – это сказка. Строили Кижи не для туристов – для себя, строили то, что сложилось веками в народном представлении о прекрасном. В Кижах – как бы завещание нам от прошлого: думать глубоко, строить прочно, жить красиво!
А теперь наш путь лежит на водопад Кивач. По пути на Кивач мы любуемся нашим краем голубых озер.
ü     Учащийся читает наизусть стихотворение Б. Шмидта «Лес да перелески».
 
А вот и Кивач
ü     Сообщение учащегося о Киваче («Водопад Кивач – сердце карельской земли»)
ü     Слово учителя о Киваче (Зачитать высказывание К.К.Случевского из книги «Путешествие по северу-западу России» глава «Поездка на Кивач»).
ü     Сообщение учащегося о Г. Р. Державине.
ü     Звучит отрывок из оды Г.Р. Державина «Водопад» (1 учащийся читает наизусть первые четыре строфы; 2 учащийся – наизусть три последние строфы).
ü     Сообщение учащегося о Ф.Н. Глинке.
ü     Учащийся читает наизусть отрывок из поэмы Глинки «Карелия» со слов «Но что шумит?.. В пустыне шепот растет, растет, звучит и вдруг…» и до конца.
ü     Сообщение учащегося о водопаде Кивач («Кивач – одно из чудес Карелии).
 
Покидая Кивач, хочется обратиться к Борису Шмидту и прочитать
ü     Наизусть стихотворение «Умылась росой Карелия» (учащийся читает)
ü     Учащийся читает наизусть стихотворение Н. Лайне (перевод Ю. Линника) «Милое озеро, тихая родина».
 
Слово учителя: А вот и Валаам…
Кругом шумел здесь бор густой,
И, вековым объята сном,
Вся эта дикая страна
Казалась людям волшебством
И чародействами полна.
            (А.Майков)
 
ü     Учащиеся читают наизусть стихотворение Н.Старшинова «Поездка на остров Валаам» (3 человека).
ü     Сообщение о Валааме. (См. книгу «Художники на Валааме»)
ü     Учащийся читает наизусть стихотворение А.Авдышева «Остров Валаам»
ü     Сообщение о Валааме (2 ученика рассказывают о Валааме)
ü     Художники о Валааме (И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, Н.К. Рерих, А.И. Куинджи).
 
Слово учителя: Из страны, полной чародейства и волшебства, наш путь лежит в город, название которого в переводе с финского означает «длинный берег», по-карельски это звучит «питкÿ ранду», т.е. в Питкяранту.
ü     Чтение наизусть стихотворения О.Осиповой «Мой край».
ü     Звучит песня С.Волынца о Питкяранте.
ü   Учащийся читает наизусть стихотворение П. Шлык «Питкяранта».
IV. Проверка знаний.
ü     Кроссворд.
ü     Тест 1         (ответы на тест)
ü     Тест 2         (ответы на тест)
V. Итог урока.
ü     Учащийся читает наизусть стихотворение Г.Кикинова «Родное все это родное».
ü     Звучит песня «Долго будет Карелия сниться»
ü     Выставление оценок учащимся.
Прикрепленный файлSize
prez.ppt1.72 MB

»  Размещено в сообществах:   

На: «Литературное путешествие в край голубых озер»


Спасибо! Урок заслуживает внимания.



УЧИТЕЛЬ, ОТДОХНИ!