Официальный сайт rosregistr 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Технология "проблемного диалога" при изучении химии

Submitted by Татьяна Алекандровна Иванова on пн, 04/06/2012 - 13:36

1.     ЧТО ТАКОЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

         Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование  универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаютвозможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие  широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 

         В Программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока УУД:

1)    Регулятивные действияобеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.

2)    2) Коммуникативные умения— это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению.

3)     В блоке  познавательных учебных действий выделяют

  • общеучебные дейстия , включая знаково-символические,
  • логические
  • действия постановки и решения проблем.

4) В блок личностных УУД входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

II. ПРИЕМЫ, СРЕДСТВА И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

         Одним из условий формирования универсальных учебных действий на всех ступенях образования  является обеспечение  преемственности в освоении учащимися этих действий. Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся. Поэтому подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий, определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения является важной задачей.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Задачей учителя становится не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. В этом помогает  использование активных форм и методов обучения на уроке.

         Приемами формирования коммуникативных УУД является:

•    Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
•    Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
•    Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
•    Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
•    Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
•    Задавать  уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
•    Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

•   Дискуссия

Регулятивных  УУД:

1.Система контрольных работ (направленная на формирование навыков самоконтроля и самооценки)

2. Метод учебной деятельности (технология РО Эльконина - Давыдова)

3.  листы самоконтроля и самооценки

Познавательных УУД:

"Тетрадь открытий"

- Приемы и методы технологии ТРИИК

- Приемы ТРКМЧП:

  • прием толстых и тонких вопросов
  • ромашка Блума
  • прием Фишбоун
  • карусель
  • мозговой штурм
  • перекрестная дискуссия
  • шесть шляп мышления
  •  чтение с остановками
  • оценочное окно
  • прием "Верные-неверные утверждения"
  • древо предсказаний
  • эссе, свободное письмо
  • исследовательская работа

 -Приемы технологии Французских мастерских:

  •  символического видения,
  •  сравнения версий,
  •   «Если бы...»,
  • самостоятельного конструирования определений понятий,
  •  «ключевых слов»,
  •  эвристического исследования,
  •  конструирования вопросов,
  •  смысловых ассоциаций,
  •  вживания,
  •  образного видения, 
  • «Закончи предложение»,
  •   «Панель» 

III.           ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕНОСТИ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ

Но для применения всех этих приемов и технологий требуется учитывать возрастные особенности детей.

Средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15лет) называют отроческим, или подростковым.Процесс формирования растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское» и «взрослое».Центральное новообразование отрочества - чувство взрослости – возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремиться быть и считаться взрослым.

Ведущие позиции начинают занимать общественно полезная деятельность и общение со сверстниками.

Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремиться им быть и считаться. Своеобразие заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя проявляется потребность в признании ее окружающими. Претензии подростка на новые права распространяются прежде всего на сферу его отношений со взрослыми. Он начинает сопротивляться требованиям, которые раньше выполнял; обижается и протестует при попытках ограничить его самостоятельность. У него обнаруживается обостренное чувство собственного достоинства, и он претендует на большее равноправие со взрослыми. Создается специфическая для этого возраста ситуация: права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и достоинства, на доверие и предоставление самостоятельности.

Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы «НЕ»:

НЕ хотят учиться так, как могут;

НЕ хотят слушать никаких советов;

НЕ убирают за собой;

НЕ делают домашние дела;

НЕ приходят вовремя.

В это время они бросаются в активное узнавание различных аспектов жизни, активное опробование своих новых ролей. Им не нужны ничьи советы, ведь им необходимы собственные ошибки.

Меняется общение со сверстниками. Отношения со сверстниками выделяются в сферу личной жизни, обособленной от влияния, вмешательства взрослых. В сверстниках подросток ценит качества товарища и друга, сообразительность и знания (а не успеваемость), смелость, умение владеть собой.

Появляется дифференцированное отношение к учителям, формируются новые критерии оценки деятельности и личности взрослого. В 7-8 классах дети очень ценят эрудицию учителя, свободное владение предметом, стремление дать дополнительные к учебной программе знания, ценят учителей, у которых время на уроке не тратиться зря, и не любят, когда отрицательно относятся к самостоятельным суждениям учащихся.

Учебную мотивацию следует развивать, опираясь на актуальные потребности подростков. Центральное место в учебной мотивации  занимает мотив самоутверждения. Это открывает возможность для развития учебной мотивации и общей познавательной мотивации путем укрепления самооценки школьника, развития произвольности поведения, стратегий преодоления трудностей. Когда подростки терпят неудачу (или не достигают такого успеха, которого ожидали), у них быстро наступает разочарование в самой сфере и самих себе. Поддержка школьника, укрепление его самооценки, выработка у него умения анализировать причины неудачи – существенные моменты для учебной мотивации.

IV.           ТЕХНОЛОГИЯ «ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА»

Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний.

Учитывая, возрастные особенности учащихся 8-х классов, нашей главной задачей является их заинтересовать. Поэтому, на своих уроках я часто применяю технологию «проблемного диалога».

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.  Первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Существует два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и

поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала

учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования

проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает

учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию. При этом

подведение к знанию может осуществляться как от поставленной

проблемы, так и без нее.

Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, познавательная мотивация. Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При этом достигается понимание материала учениками.

IV.I. МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Побуждающий от проблемной ситуации диалогпредставляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях, каждой из них соответствуетопределенное побуждение к осознанию противоречия.

Существует 4 приема создания проблемной ситуации.

Прием 1.Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единая научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из двух возможных реплик по выбору.

Например, по теме «Растворение. Растворы.»

 

Анализ

Учитель

Ученик

Формирвание УУД

Предъявление противоречивых мнений.

Все вы с утра пьете чай, кофе, какао, куда кладете сахар. Сахар при этом растворяется. К какому явлению относится процесс растворения и почему?

К физическому, т.к. не происходит превращения веществ.

Познавательные – анализ

 

Побуждение к осознанию

Теперь рассмотрим растворение некоторых веществ (показываем растворение серной кислоты, безводного сульфата меди (II), хлорида аммония). Что интересного заметили?

При растворении серной кислоты выделяется теплота, при растворении сульфата меди (II) – изменение цвета, а при растворении хлорида аммония – поглощение тепла.

Познавательные – установление причинно-следственных связей, осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Коммуникативные - умение слышать и слушать, вести диалог, ясно выражать свои мысли

 

Побуждение к проблеме

Так к какому явлению относится процесс растворения?

К химическому, т.к. присутствуют признаки химической реакции. Но изменение веществ не происходит? (проблемная ситуация)

Познавательные - формулирование проблемы

Регулятивные – целеполагание

 

Вопрос

Фиксируется на доске

 

 

Прием 2.Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

         Например, урок по теме «Классификация неорганических вещетв»

Анализ

Учитель

Ученик

Формирвание УУД

Задание на новый материал

Распределите вещества, формулы которых перед вами, на несколько групп (в задании даем формулы только сложных веществ, принадлежащих к различным классам)

Работают в группах по 5 человек. Деление предлагается абсолютно разное, чаще всего делят на вещества, состоящие из 2-х элементов и на вещества, состоящие из 3-х элементов, второй способ – вещества, содержащие кислород и вещества, не содержащие кислород (проблемная ситуация)

Познавательные – определение способов решения проблемы, составление плана, анализ,  поиск, отбор информации

Регулятивные – сравнение результатов своей работы с результатами других учеников

Коммуникативные – умение слушать и слышать, умение сотрудничать со сверстниками

 

 

Побуждение к осознанию

Задание было одно, а выполнили вы его как?

по-разному (осознание противоречия).

Познавательные – анализ

Регулятивные - самооценка

Коммуникативные – умение ясно выражать свои мысли

Побуждение к проблеме

Почему так получилось? Чего мы пока еще не знаем?

Как делятся вещества (не точная формулировка темы)

Познавательные – установление причинно-следственных связей, формулирование проблемы

 

Тема

А точнее тема сегодняшнего урока – классификация неорганических соединений

 

 

Прием 3.  Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала (шаг 1) учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Например, урок по теме «Закон сохранения массы»

Анализ

Учитель

Ученик

Формирвание УУД

Практическое задание на ошибку

Вспомните из жизни реакции горения. Как меняется масса сгоревших веществ?

Уменьшается

Познавательные – анализ

Предъявление научного факта, сообщения

Был проведен такой опыт. Кусочек фосфора поместили в колбу, которую плотно закрыли резиновой пробкой. На фосфор с помощью линзы сфокусировали лучи солнца. Вследствие этого фосфор загорелся. Взвесили колбу после реакции и оказалось, что масса не изменилась. Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?

Видят противоречия (проблемная ситуация).

 

Побуждение к осознанию

Проводим опыт, доказывающий закон сохранения массы.

Убеждаются, что масса веществ до реакции и после не меняется. (осознание противоречия)

Регулятивные – прогнозирование, самооценка

Побуждение к проблеме

Значит какая тема урока?

Изменение массы веществ во время реакции.

Познавательные – формулирование проблемы

Коммуникативные – ясно выражать свои мысли

Тема

Точнее – закон сохранения массы

 

 

Прием 4.Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Например, урок по теме «Реакции обмена»

Анализ

Учитель

Ученик

Формирвание УУД

задание на известный материал

На доске уравнения разных химических реакций.

Определите тип первой, второй, третьей реакции.

 

Видят на доске уравнения:

1. 2H2 + O2 → 2Н2О

2. 2HgO → 2Hg + O2

3. Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2

4. ZnO + 2HCl → ZnCl2 + Н2О

Присоединения, разложения, замещения.

Познавательные – осознанное построение речевого высказывания в устной форме, отбор информации среди имеющихся знаний

Регулятивные – контроль, оценка

Коммуникативные – умение слушать и слышать

задание на новый материал

Определите тип четвертой реакции

Испытывают затруднение. Выдвигают различные гипотезы. (Проблемная ситуация.)

Регулятивные – прогнозирование,сравнение результатов своей работы с результатами других учеников

Коммуникативные – умение слушать и слышать, вести диалог, ясно выражать свои мысли

побуждение к осознанию

– Смогли выполнить задание?

– В чем затруднение?

– Нет, не смогли.

– Мы такие реакции не изучали. (Осознание проблемы.)

Познавательные – формулирование проблемы, определение способов ее решения, построение речевого высказывания в устной форме

Регулятивные – целеполагание, планирование

побуждение к проблеме

Какой возникает вопрос?

Что это за новый тип реакции? (Вопрос.)

 

Вопрос

Фиксируется на доске – реакции обмена

 

 

Подводящий к теме диалогпредставляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.

Например, урок по теме «Окислительно-восстановительные реакции»

Анализ

Учитель

Ученик

Формирвание УУД

Подводящий к теме диалог

- Какие типы реакций по числу и составу исходных и образующихся веществ мы изучали?

- Определите типы реакций в данных примерах:

22 = 2Н2О

СаО + Н2О = Са(ОН)2

НСl+ NaOH= NaCl+ H2O

Zn+2HCl= ZnCl2+ H2

- Определите степени окисления элементов.

- Что можете сказать об изменении степеней окисления?

- Значит, реакции классифицируются еще по одному признаку, какому?

Реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

 

 

 

Соединения

Соединения

Обмена

Замещения

 

 

 

 

В одних реакциях степень окисления изменяется, а в других нет.

Изменение степени окисления

Познавательные – анализ, установление причинно-следственных связей,  выделение и формулирование цели, отбор информации, построение речевого выказывания

Регулятивные – пронозирование, сравнение результатов своей работы с результатами других учеников

Коммуникативные - умение слышать и слушать, вести диалог, ясно выражать свои мысли

 

 

Тема

Значит,   какая сегодня тема урока?

 

А точнее – окислительно-восстановительные реакции

Классификация реакций по изменению степеней окисления

 

Сообщение темы с мотивирующим приемом.Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Например, урок по теме «Неметаллы»

Анализ

Учитель

Ученик

Формирвание УУД

«Яркое пятно» в форме загадок

1. Нахожусь, друзья, везде:В минералах и в воде.Без меня вы как без рук:Нет меня - огонь потух.

2. Первый я на белом свете: Во Вселенной, на планете.Превращаясь в легкий гелий,Зажигаю Солнце в небе.

3. Нрав у газа, ох, непрост!Много жизней он унес,А сейчас нам помогает,От микробов защищает.

Что общего у всех этих химических элементов?

 

 

 

кислород

 

 

 

 

 

водород

 

 

 

хлор

 

Все они являются неметаллами?

Познавательные - анализ, формулирование проблемы

Регулятивные – прогнозирование

Коммуникативные - умение слышать и слушать, вести диалог, ясно выражать свои мысли, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

 

Тема

Значит, какая сегодня тема урока?

Неметаллы (Тема).

 

 

IV.II. МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим область поиска), в крайнем случае завершается сообщением учителя. При этом общее побуждение представляет собой стандартную готовую реплику, а подсказку необходимо придумывать каждый раз заново.

При выдвижении гипотез побуждающий диалог выглядит так. Общее побуждение осуществляется стандартной репликой «Какие есть гипотезы?», которая провоцирует выдвижение любых гипотез – как ошибочных, так и решающей. Если ученики молчат или выдвигают только ошибочные гипотезы, дается подсказка к решающей гипотезе, которая продумывается учителем заранее для каждого конкретного урока. Если подсказка не срабатывает, диалог завершается сообщением решающей гипотезы. При проверке гипотез побуждающий диалог выглядит так. Для устной проверки общее побуждение осуществляется стандартной репликой: «Вы согласны с этой гипотезой? Почему?», подсказка дается к аргументу или контраргументу, в крайнем случае последние сообщаются в готовом виде. Для практической проверки общее побуждение осуществляется стандартной репликой: «Как нам проверить эту гипотезу?», подсказка дается к плану проверки, в крайнем случае план сообщается в готовом виде.

По ходу диалога учителю необходимо обеспечивать безоценочное принятие любых мыслительных результатов учащихся: ошибочных и решающих гипотез, ошибочных и верных проверок.

На уроках с одной решающей гипотезой обычно появляются еще и ошибочные гипотезы. При последовательном варианте сначала выдвигается и проверяется одна ошибочная гипотеза, потом другая и так вплоть до появления решающей гипотезы.

Чаще всего уроки проходят как уроки с несколькими решающими гипотезами.

Например, урок по теме «Реакции ионного обмена»

Анализ

Учитель

Ученик

Формирвание УУД

Групповое выдвижение решающих  гипотез на разном материале

Вспомните о признаках химической реакции. Как вы думаете, в каких же случаях реакция ионного обмена может быть необратима?

Учащиеся выдвигают гипотезы. Учитель все гипотезы записывает на доске. Гипотезы: выпадение осадка, выделение газа, образование воды, изменение цвета, выделение тепла.

Познавательные - выделение и формулирование цели, осознание и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, поиск , отбор информации (анализ достоверности);

Регулятивные – целеполагание

проверка гипотезы

предлагаю проверить гипотезы самостоятельно в группах.

Каждая группа подтверждает или опровергает свою гипотезу на практике по предложенной инструкции.

Познавательные - формулирование цели, поиск , отбор информации (анализ достоверности); формулирование проблемы, определение  способов  решения проблемы

Регулятивные – целеполагание, контроль и оценка

Выражение решения.

 

После проведения эксперимента, учащиеся, пользуясь данными эксперимента и таблицей растворимости, записывают свое уравнение в молекулярном и ионном видах в тетрадях. После этого делают вывод о протекании своей реакции до конца.

Познавательные –анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, поиск , отбор информации (анализ достоверности

Регулятивные – прогнозирование, самооценка

Коммуникативныеные -  умение слышать и слушать, вести диалог, ясно выражать свои мысли,умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми

Вывод

 

Отчет по проверке гипотез идет у доски. Руководитель группы делает необходимые записи на доске под записью выдвинутой гипотезы, после чего, прочитывает уравнение и делает вывод.

 

IV. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

1. Технология проблемно-диалогического обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать» знания. Она представляет собой детальное описание проблемно-диалогических методов обучения, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения. Методы составляют центральную часть технологии, поскольку определяют выбор форм и средств обучения.         

2. Методы – это способы деятельности учителя на этапе введения знаний. Проблемно-диалогические методы обучения обеспечивают постановку и решение учебных проблем школьниками и представляют собой определенные сочетания приемов, вопросов, заданий. Традиционные методы обучения сводятся к сообщению учителем темы и знания в готовом виде.

3. Проблемно-диалогические методы дают широкие возможности варьирования форм обучения (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной), в то время как традиционные методы всегда фронтальны.

4. При проблемно-диалогических методах средства обучения (опорные сигналы, учебники, наглядные и технические средства) служат вспомогательными инструментами творческого усвоения знаний, а при традиционных методах они обслуживают репродуктивное усвоение знаний.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     ЧТО ТАКОЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

         Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование  универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаютвозможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие  широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 

         В Программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока УУД:

1)    Регулятивные действияобеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.

2)    2) Коммуникативные умения— это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению.

3)     В блоке  познавательных учебных действий выделяют

  • общеучебные дейстия , включая знаково-символические,
  • логические
  • действия постановки и решения проблем.

4) В блок личностных УУД входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

II. ПРИЕМЫ, СРЕДСТВА И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

         Одним из условий формирования универсальных учебных действий на всех ступенях образования  является обеспечение  преемственности в освоении учащимися этих действий. Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся. Поэтому подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий, определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения является важной задачей.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Задачей учителя становится не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. В этом помогает  использование активных форм и методов обучения на уроке.

         Приемами формирования коммуникативных УУД является:

•    Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
•    Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
•    Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
•    Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
•    Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
•    Задавать  уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
•    Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

•   Дискуссия

Регулятивных  УУД:

1.Система контрольных работ (направленная на формирование навыков самоконтроля и самооценки)

2. Метод учебной деятельности (технология РО Эльконина - Давыдова)

3.  листы самоконтроля и самооценки

Познавательных УУД:

"Тетрадь открытий"

- Приемы и методы технологии ТРИИК

- Приемы ТРКМЧП:

  • прием толстых и тонких вопросов
  • ромашка Блума
  • прием Фишбоун
  • карусель
  • мозговой штурм
  • перекрестная дискуссия
  • шесть шляп мышления
  •  чтение с остановками
  • оценочное окно
  • прием "Верные-неверные утверждения"
  • древо предсказаний
  • эссе, свободное письмо
  • исследовательская работа

 -Приемы технологии Французских мастерских:

  •  символического видения,
  •  сравнения версий,
  •   «Если бы...»,
  • самостоятельного конструирования определений понятий,
  •  «ключевых слов»,
  •  эвристического исследования,
  •  конструирования вопросов,
  •  смысловых ассоциаций,
  •  вживания,
  •  образного видения, 
  • «Закончи предложение»,
  •   «Панель» 

III.           ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕНОСТИ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ

Но для применения всех этих приемов и технологий требуется учитывать возрастные особенности детей.

Средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15лет) называют отроческим, или подростковым.Процесс формирования растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское» и «взрослое».Центральное новообразование отрочества - чувство взрослости – возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремиться быть и считаться взрослым.

Ведущие позиции начинают занимать общественно полезная деятельность и общение со сверстниками.

Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремиться им быть и считаться. Своеобразие заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя проявляется потребность в признании ее окружающими. Претензии подростка на новые права распространяются прежде всего на сферу его отношений со взрослыми. Он начинает сопротивляться требованиям, которые раньше выполнял; обижается и протестует при попытках ограничить его самостоятельность. У него обнаруживается обостренное чувство собственного достоинства, и он претендует на большее равноправие со взрослыми. Создается специфическая для этого возраста ситуация: права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и достоинства, на доверие и предоставление самостоятельности.

Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы «НЕ»:

НЕ хотят учиться так, как могут;

НЕ хотят слушать никаких советов;

НЕ убирают за собой;

НЕ делают домашние дела;

НЕ приходят вовремя.

В это время они бросаются в активное узнавание различных аспектов жизни, активное опробование своих новых ролей. Им не нужны ничьи советы, ведь им необходимы собственные ошибки.

Меняется общение со сверстниками. Отношения со сверстниками выделяются в сферу личной жизни, обособленной от влияния, вмешательства взрослых. В сверстниках подросток ценит качества товарища и друга, сообразительность и знания (а не успеваемость), смелость, умение владеть собой.

Появляется дифференцированное отношение к учителям, формируются новые критерии оценки деятельности и личности взрослого. В 7-8 классах дети очень ценят эрудицию учителя, свободное владение предметом, стремление дать дополнительные к учебной программе знания, ценят учителей, у которых время на уроке не тратиться зря, и не любят, когда отрицательно относятся к самостоятельным суждениям учащихся.

Учебную мотивацию следует развивать, опираясь на актуальные потребности подростков. Центральное место в учебной мотивации  занимает мотив самоутверждения. Это открывает возможность для развития учебной мотивации и общей познавательной мотивации путем укрепления самооценки школьника, развития произвольности поведения, стратегий преодоления трудностей. Когда подростки терпят неудачу (или не достигают такого успеха, которого ожидали), у них быстро наступает разочарование в самой сфере и самих себе. Поддержка школьника, укрепление его самооценки, выработка у него умения анализировать причины неудачи – существенные моменты для учебной мотивации.

IV.           ТЕХНОЛОГИЯ «ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА»

Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний.

Учитывая, возрастные особенности учащихся 8-х классов, нашей главной задачей является их заинтересовать. Поэтому, на своих уроках я часто применяю технологию «проблемного диалога».

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.  Первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Существует два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и

поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала

учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования

проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает

учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию. При этом

подведение к знанию может осуществляться как от поставленной

проблемы, так и без нее.

Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, познавательная мотивация. Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При этом достигается понимание материала учениками.

IV.I. МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Побуждающий от проблемной ситуации диалогпредставляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях, каждой из них соответствуетопределенное побуждение к осознанию противоречия.

Существует 4 приема создания проблемной ситуации.

Прием 1.Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единая научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из двух возможных реплик по выбору.

Например, по теме «Растворение. Растворы.»

 

Анализ

Учитель

Ученик

Формирвание УУД

Предъявление противоречивых мнений.

Все вы с утра пьете чай, кофе, какао, куда кладете сахар. Сахар при этом растворяется. К какому явлению относится процесс растворения и почему?

К физическому, т.к. не происходит превращения веществ.

Познавательные – анализ

 

Побуждение к осознанию

Теперь рассмотрим растворение некоторых веществ (показываем растворение серной кислоты, безводного сульфата меди (II), хлорида аммония). Что интересного заметили?

При растворении серной кислоты выделяется теплота, при растворении сульфата меди (II) – изменение цвета, а при растворении хлорида аммония – поглощение тепла.

Познавательные – установление причинно-следственных связей, осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Коммуникативные - умение слышать и слушать, вести диалог, ясно выражать свои мысли

 

Побуждение к проблеме

Так к какому явлению относится процесс растворения?

К химическому, т.к. присутствуют признаки химической реакции. Но изменение веществ не происходит? (проблемная ситуация)

Познавательные - формулирование проблемы

Регулятивные – целеполагание

 

Вопрос

Фиксируется на доске

 

 

Прием 2.Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

         Например, урок по теме «Классификация неорганических вещетв»

Анализ

Учитель

Ученик

Формирвание УУД

Задание на новый материал

Распределите вещества, формулы которых перед вами, на несколько групп (в задании даем формулы только сложных веществ, принадлежащих к различным классам)

Работают в группах по 5 человек. Деление предлагается абсолютно разное, чаще всего делят на вещества, состоящие из 2-х элементов и на вещества, состоящие из 3-х элементов, второй способ – вещества, содержащие кислород и вещества, не содержащие кислород (проблемная ситуация)

Познавательные – определение способов решения проблемы, составление плана, анализ,  поиск, отбор информации

Регулятивные – сравнение результатов своей работы с результатами других учеников

Коммуникативные – умение слушать и слышать, умение сотрудничать со сверстниками

 

 

Побуждение к осознанию

Задание было одно, а выполнили вы его как?

по-разному (осознание противоречия).

Познавательные – анализ

Регулятивные - самооценка

Коммуникативные – умение ясно выражать свои мысли

Побуждение к проблеме

Почему так получилось? Чего мы пока еще не знаем?

Как делятся вещества (не точная формулировка темы)

Познавательные – установление причинно-следственных связей, формулирование проблемы

 

Тема

А точнее тема сегодняшнего урока – классификация неорганических соединений

 

 

Прием 3.  Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала (шаг 1) учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Например, урок по теме «Закон сохранения массы»

Анализ

Учитель

Ученик

Формирвание УУД

Практическое задание на ошибку

Вспомните из жизни реакции горения. Как меняется масса сгоревших веществ?

Уменьшается

Познавательные – анализ

Предъявление научного факта, сообщения

Был проведен такой опыт. Кусочек фосфора поместили в колбу, которую плотно закрыли резиновой пробкой. На фосфор с помощью линзы сфокусировали лучи солнца. Вследствие этого фосфор загорелся. Взвесили колбу после реакции и оказалось, что масса не изменилась. Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?

Видят противоречия (проблемная ситуация).

 

Побуждение к осознанию

Проводим опыт, доказывающий закон сохранения массы.

Убеждаются, что масса веществ до реакции и после не меняется. (осознание противоречия)

Регулятивные – прогнозирование, самооценка

Побуждение к проблеме

Значит какая тема урока?

Изменение массы веществ во время реакции.

Познавательные – формулирование проблемы

Коммуникативные – ясно выражать свои мысли

Тема

Точнее – закон сохранения массы

 

 

Прием 4.Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Например, урок по теме «Реакции обмена»

Анализ

Учитель

Ученик

Формирвание УУД

задание на известный материал

На доске уравнения разных химических реакций.

Определите тип первой, второй, третьей реакции.

 

Видят на доске уравнения:

1. 2H2 + O2 → 2Н2О

2. 2HgO → 2Hg + O2

3. Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2

4. ZnO + 2HCl → ZnCl2 + Н2О

Присоединения, разложения, замещения.

Познавательные – осознанное построение речевого высказывания в устной форме, отбор информации среди имеющихся знаний

Регулятивные – контроль, оценка

Коммуникативные – умение слушать и слышать

задание на новый материал

Определите тип четвертой реакции

Испытывают затруднение. Выдвигают различные гипотезы. (Проблемная ситуация.)

Регулятивные – прогнозирование,сравнение результатов своей работы с результатами других учеников

Коммуникативные – умение слушать и слышать, вести диалог, ясно выражать свои мысли

побуждение к осознанию

– Смогли выполнить задание?

– В чем затруднение?

– Нет, не смогли.

– Мы такие реакции не изучали. (Осознание проблемы.)

Познавательные – формулирование проблемы, определение способов ее решения, построение речевого высказывания в устной форме

Регулятивные – целеполагание, планирование

побуждение к проблеме

Какой возникает вопрос?

Что это за новый тип реакции? (Вопрос.)

 

Вопрос

Фиксируется на доске – реакции обмена

 

 

Подводящий к теме диалогпредставляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.

Например, урок по теме «Окислительно-восстановительные реакции»

Анализ

Учитель

Ученик

Формирвание УУД

Подводящий к теме диалог

- Какие типы реакций по числу и составу исходных и образующихся веществ мы изучали?

- Определите типы реакций в данных примерах:

22 = 2Н2О

СаО + Н2О = Са(ОН)2

НСl+ NaOH= NaCl+ H2O

Zn+2HCl= ZnCl2+ H2

- Определите степени окисления элементов.

- Что можете сказать об изменении степеней окисления?

- Значит, реакции классифицируются еще по одному признаку, какому?

Реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

 

 

 

Соединения

Соединения

Обмена

Замещения

 

 

 

 

В одних реакциях степень окисления изменяется, а в других нет.

Изменение степени окисления

Познавательные – анализ, установление причинно-следственных связей,  выделение и формулирование цели, отбор информации, построение речевого выказывания

Регулятивные – пронозирование, сравнение результатов своей работы с результатами других учеников

Коммуникативные - умение слышать и слушать, вести диалог, ясно выражать свои мысли

 

 

Тема

Значит,   какая сегодня тема урока?

 

А точнее – окислительно-восстановительные реакции

Классификация реакций по изменению степеней окисления

 

Сообщение темы с мотивирующим приемом.Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Например, урок по теме «Неметаллы»

Анализ

Учитель

Ученик

Формирвание УУД

«Яркое пятно» в форме загадок

1. Нахожусь, друзья, везде:В минералах и в воде.Без меня вы как без рук:Нет меня - огонь потух.

2. Первый я на белом свете: Во Вселенной, на планете.Превращаясь в легкий гелий,Зажигаю Солнце в небе.

3. Нрав у газа, ох, непрост!Много жизней он унес,А сейчас нам помогает,От микробов защищает.

Что общего у всех этих химических элементов?

 

 

 

кислород

 

 

 

 

 

водород

 

 

 

хлор

 

Все они являются неметаллами?

Познавательные - анализ, формулирование проблемы

Регулятивные – прогнозирование

Коммуникативные - умение слышать и слушать, вести диалог, ясно выражать свои мысли, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

 

Тема

Значит, какая сегодня тема урока?

Неметаллы (Тема).

 

 

IV.II. МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим область поиска), в крайнем случае завершается сообщением учителя. При этом общее побуждение представляет собой стандартную готовую реплику, а подсказку необходимо придумывать каждый раз заново.

При выдвижении гипотез побуждающий диалог выглядит так. Общее побуждение осуществляется стандартной репликой «Какие есть гипотезы?», которая провоцирует выдвижение любых гипотез – как ошибочных, так и решающей. Если ученики молчат или выдвигают только ошибочные гипотезы, дается подсказка к решающей гипотезе, которая продумывается учителем заранее для каждого конкретного урока. Если подсказка не срабатывает, диалог завершается сообщением решающей гипотезы. При проверке гипотез побуждающий диалог выглядит так. Для устной проверки общее побуждение осуществляется стандартной репликой: «Вы согласны с этой гипотезой? Почему?», подсказка дается к аргументу или контраргументу, в крайнем случае последние сообщаются в готовом виде. Для практической проверки общее побуждение осуществляется стандартной репликой: «Как нам проверить эту гипотезу?», подсказка дается к плану проверки, в крайнем случае план сообщается в готовом виде.

По ходу диалога учителю необходимо обеспечивать безоценочное принятие любых мыслительных результатов учащихся: ошибочных и решающих гипотез, ошибочных и верных проверок.

На уроках с одной решающей гипотезой обычно появляются еще и ошибочные гипотезы. При последовательном варианте сначала выдвигается и проверяется одна ошибочная гипотеза, потом другая и так вплоть до появления решающей гипотезы.

Чаще всего уроки проходят как уроки с несколькими решающими гипотезами.

Например, урок по теме «Реакции ионного обмена»

Анализ

Учитель

Ученик

Формирвание УУД

Групповое выдвижение решающих  гипотез на разном материале

Вспомните о признаках химической реакции. Как вы думаете, в каких же случаях реакция ионного обмена может быть необратима?

Учащиеся выдвигают гипотезы. Учитель все гипотезы записывает на доске. Гипотезы: выпадение осадка, выделение газа, образование воды, изменение цвета, выделение тепла.

Познавательные - выделение и формулирование цели, осознание и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, поиск , отбор информации (анализ достоверности);

Регулятивные – целеполагание

проверка гипотезы

предлагаю проверить гипотезы самостоятельно в группах.

Каждая группа подтверждает или опровергает свою гипотезу на практике по предложенной инструкции.

Познавательные - формулирование цели, поиск , отбор информации (анализ достоверности); формулирование проблемы, определение  способов  решения проблемы

Регулятивные – целеполагание, контроль и оценка

Выражение решения.

 

После проведения эксперимента, учащиеся, пользуясь данными эксперимента и таблицей растворимости, записывают свое уравнение в молекулярном и ионном видах в тетрадях. После этого делают вывод о протекании своей реакции до конца.

Познавательные –анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, поиск , отбор информации (анализ достоверности

Регулятивные – прогнозирование, самооценка

Коммуникативныеные -  умение слышать и слушать, вести диалог, ясно выражать свои мысли,умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми

Вывод

 

Отчет по проверке гипотез идет у доски. Руководитель группы делает необходимые записи на доске под записью выдвинутой гипотезы, после чего, прочитывает уравнение и делает вывод.

 

IV. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

1. Технология проблемно-диалогического обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать» знания. Она представляет собой детальное описание проблемно-диалогических методов обучения, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения. Методы составляют центральную часть технологии, поскольку определяют выбор форм и средств обучения.         

2. Методы – это способы деятельности учителя на этапе введения знаний. Проблемно-диалогические методы обучения обеспечивают постановку и решение учебных проблем школьниками и представляют собой определенные сочетания приемов, вопросов, заданий. Традиционные методы обучения сводятся к сообщению учителем темы и знания в готовом виде.

3. Проблемно-диалогические методы дают широкие возможности варьирования форм обучения (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной), в то время как традиционные методы всегда фронтальны.

4. При проблемно-диалогических методах средства обучения (опорные сигналы, учебники, наглядные и технические средства) служат вспомогательными инструментами творческого усвоения знаний, а при традиционных методах они обслуживают репродуктивное усвоение знаний.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн