Submitted by Алексей Васильевич Мамонтов on Wed, 06/06/2012 - 09:04
Тема:Устройство токарного станка по дереву
Модуль: Деревообработка. I.Дидактическое обоснование занятия
Цели занятия: 1. Образовательные цели:
1.1 Обеспечить усвоения устройства токарного станка, назначение, принцип действия , устройство и назначение отдельных узлов и деталей.
1.2 Способствовать формированию и развитию умений и навыков выбора и подготовки заготовки для точения, настройки станка, установки заготовки, управления токарным станком по дереву СТД-120М.
1.3 Способствовать запоминанию основной терминологии технологического процесса точения и названий элементов станка.
1.4 Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик СТД-120М.
1.5 Способствовать осознанию основного технологического материала.
1.6 Способствовать формированию представления о токарном станке как технологической машины.
1.7 Создать условия для выявления причинно-следственных связей:
· Раскрыть причины брака при точении;
· Выяснить последствия нарушения правил техники безопасности при подготовке станка к работе, во время точения, неправильном подборе и установке заготовки.
1.8 Способствовать пониманию закономерности зависимости качества обрабатываемой поверхности от скорости вращения шпинделя, положения стамески.
2. Развивающие цели:
2.1 Способствовать развитию речи учащихся (обогащению и усложнению словарного запаса, усилению выразительности и оттенков).
2.2 Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения формы).
2.3 Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
2.4 Способствовать овладению учащимися всеми видами памяти.
2.5 Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
3. Воспитательные цели:
3.1 Способствовать формированию и развитию нравственных(добросовестности, дисциплинированности), трудовых(мотивов труда и учения, добросовестного отношения к труду) и эстетических качеств личности.
3.2 Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
IV. Профориентационные цели:
4.1 Обобщить у учащихся знания о сфере трудовой деятельности токаря, столяра.
4.2 Воспитывать уважение к работающему человеку.
Методическое оснащение урока: 1.Материальнотехническая база
- столярная мастерская;
- токарный станок по дереву СТД-120М - 4шт.;
- набор стамесок, гаечный ключ 14×17;
- ножовка, метр, шило, коловорот со сверлом, карандаш, пластическая смазка;
- цилиндрическая березовая заготовка ø50мм, длиной 400мм;
- компьютер;
- мультимедиапроектор с экраном;
- устройство группового контроля.
2. Дидактическое обеспечение: - презентация;
- образцы объекта труда;
- инструкция лабораторно-практической работы.
1. Прослушивание информации.
2. Просмотр информации.
3. Повторение информации.
4. Решение заданий.
5. Практическая работа.
Тип урока
Комбинированный (изучение теоретического материала, повторение и контроль усвоения его, формирование практических умений и навыков при выполнении лабораторной работы).
II.Ход урока
1. Организационный момент (3мин):
-приветствие;
- проверка явки учащихся;
- заполнение учителем классного журнала;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- доведение до учащихся плана урока.
2. Актуализация знаний учащихся (3мин.):
- рассказ о необходимости операции точения с использованием токарного станка по дереву при проведении столярных и других работ;
- сходство общего устройства токарного по дереву с другими технологическими машинами (наличие типовых узлов и деталей).
3. Постановка целей занятия(3мин.):
- Учитель объявляет тему занятия.
- Учащиеся пытаются поставить стоящие перед ними цели.
- Учитель помогает с формулировками целей.
- Цели конкретизируются (слайд 3, приложение 1).
4. Изложение учителем нового материала(15мин.):
рассказ с демонстрацией слайдов презентации:
- Назначение токарного станка по дереву. (слайд 4, приложение 1).
-Устройство СТД-120М. (слайд 5, приложение 1).
- Расшифровка маркировки станка. (слайд 6, приложение 1).
- Устройство передней бабки станка. (слайд 7, приложение 1). - Устройство задней бабки станка.(слайд 8, приложение 1). - Устройство подручника с держателем. (слайд 9, приложение 1). - Знакомство с кинематической схемой СТД-120М.(слайд 10, приложение 1).
- Знакомство с шпиндельными приспособлениями. (слайд11, приложение 1). - Технология подготовки заготовки к установке в станок. (слайд 12, приложение 1). - Правила техники безопасности при наладке СТД-120М.(слайд 13, приложение 1).
6. Закрепление и контроль знаний(16мин.): (с использованием устройства группового контроля)
- Проверка усвоения устройства токарного станка по дереву СТД-120М. (слайд 15, приложение 1). - Проверка знаний кинематической схемы СЬД-120М.(слайд 16, приложение 1).
- Закрепление произношения и правописания новых слов, изученных по теме.(слайд 17, приложение 1).
7. Лабораторно-практическая работа(25мин.):
« Изучение устройства токарного станка для обработки древесины.»
7.1 Вводный инструктаж учителя: - сообщение названия лабораторно-практической работы;
- разъяснение задач лабораторно-практической работы;
- ознакомление со средствами, используемых при выполнении работы( СТД-120, линейка, гаечный ключ, шило, коловорот со сверлом, ножовка, карандаш, заготовка);
- ознакомление с учебно-технической документацией (инструкция по выполнению лабораторно-практической работы, технологическая карта «заготовка для точения»)(слайд 12, приложение 1).
- предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;
- инструктаж по технике безопасности.
7.2 Самостоятельная работа учащихся по выполнению лабораторно-практической работы.
7.3 Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися лабораторно-практической работы):
7.3.1 Формирование новых умений: - проверка организованности начала работы учащихся;
- проверка организации рабочих мест учащихся (верстак, инструменты, станок);
- соблюдение правил безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания.
7.3.2 Усвоение новых знаний: - проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;
- инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.
7.3.3 Целевые обходы: - инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
- концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
- контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
- рациональное использование рабочего времени учащимися.
7.4 заключительный инструктаж учителя: - анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
- разбор типичных ошибок учащихся;
- вскрытие причин допущенных ошибок;
- повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.
8.Уборка рабочих мест(10мин.).
9. Подведение итогов занятия учителем(4мин.): - сообщение учителем о достижении целей занятия;
- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся;
- выставление отметок в классный журнал и дневники учащихся;
- сообщение о теме следующего урока
- задание учащимся на подготовку к следующему уроку.