Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Статья

Submitted by Алевтина Викторовна Илюшкина on чт, 07/06/2012 - 11:13
Данные об авторе
Автор(ы): 
Илюшкина Алевтина Викторовна
Место работы, должность: 

ГБОУ школа №340

Регион: 
Город Санкт-Петербург
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Английский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p align="center"> <strong>Мотивация к обучению и личностно-ориентированный урок</strong></p>

                  В процессе своего исторического развития человечество постоянно совершенствовало культуру взаимоотношений. В результате, на современном этапе развития мы имеем определённый набор обязательных для исполнения норм поведения и взаимоотношений. Отношения педагога и ученика, без сомнения, подчинены этим нормам в первую очередь. Безусловной нормой является принятие ЧЕЛОВЕКА как наивысшей ценности, осознание уникальности и неповторимости каждой личности. Ребёнок является личностью с самого рождения и также является наивысшей ценностью. Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача учителя заключается в том, чтобы не навязывать учащемуся знания, не заставлять его вести себя так, а не иначе, а способствовать самостоятельному освоению знаний, умений и опыта, накопленных человечеством за многие тысячелетия. Каждый педагог в работе с детьми должен ориентироваться на получение ими удовлетворения от общения с ним.

      Французский философ М. Монтень ещё в XVIвеке писал: «Где для детей польза, там же должно для них быть удовольствие». Основоположник Российской педагогики К. Д.. Ушинский в разработке своей теории использовал законы многих наук: философии, истории, физиологии, анатомии и других. Он высказывался за идею гармонично развитой личности, но особенно настаивал на нравственном воспитании и поэтому требовал от учителя нравственного отношения к детям, чтобы в школе не было страха, принуждающего их «к неподвижности, к классной скуке и лицемерию». А. С. Макаренко полагал, что в деле воспитания успех зависит от мастерства и энтузиазма педагога: «Воспитательное дело есть дело кустарное». Многое зависело, по его мнению, от коллектива, в котором каждый воспитанник рос вместе с ростом коллектива. Педагог-гуманист В.А. Сухомлинский в общении с детьми делал ставку на индивидуальное своеобразие каждой личности. Он считал, что среда, окружающая ребёнка, является фактором его личностного, нравственного и эстетического воспитания. По мнению В. А. Сухомлинского всякое воздействие на личность должно развивать её, и поэтому педагог не должен наказывать детей. Этим утверждением автор подчёркивает, что школа и унижение ребёнка несовместимы.

      Принципиальные положения эти учёные сформулировали в следующих общих педагогических правилах:

 - сочетание требовательности с уважением к детям;

 - разумность и подготовленность всякого педагогического воздействия;

 - доведение этого воздействия до конца.

В соответствии со всем вышесказанным одной из главных задач современного учителя является повышение мотивации к обучению у учащихся. Наука вообще, и педагогика в частности, не стоят на месте, а постоянно развиваются. Сейчас в распоряжении учителя появились новые методы и технологии. Одними из важнейших, я думаю, являются информационные технологии обучения, которые частично решают проблему мотивации к обучению через игру, что является особенно актуальным для младших школьников. Для современного школьника компьютер – это неотъемлемая часть жизни и гораздо более важен, чем учебник или даже простая книга. Информационные технологии, уроки в режиме on-line позволяют полнее влиться в современную жизнь, быстрее узнавать о новинках в системе образования.

            Использование информационных технологий на уроке помогает решать целый ряд задач:

 - освоение знаний, знакомство с новой лексикой, грамматикой, развитие способности понимать устную и письменную речь;

 - овладение умениями использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

 - развитие способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и использовать их при решении учебных задач и в повседневной жизни;

 - воспитание интереса к предмету, к коммуникативной деятельности;

 - формирование логического мышления, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка;

 - индивидуально-личностный подход к обучению школьников;

       - овладение поисковыми, исследовательскими и репродуктивными типами деятельности                                  во время индивидуальной и коллективной работы на уроке, дополнительная мотивация

       через игру;
      - воспитание бережного отношения к техническим устройствам

            В настоящее время в современной школе существенно расширились возможности применения информационных технологий, компьютеры перестали восприниматься в качестве печатной машинки, а Интернет-классы стали активно использоваться не только в преподавании информатики. Согласно новым требованиям ученик должен владеть навыками использования информационных технологий для расширения страноведческих знаний. Очевидно, что выполнение этой задачи невозможно без использования компьютера и компьютерных программ как неотъемлемой части современного языкового образования.

            Многие современные учебно-методические комплексы оснащены интерактивными мультимедийными приложениями, которые могут быть использованы как во время урока, так и для дополнительной и самостоятельной работы школьников. Все диски содержат множество интерактивных заданий: игры, кроссворды, шарады, песни и упражнения, направленные на закрепление пройденного материала в устной и письменной форме. Таким образом, с помощью данных приложений можно решать множество дидактических задач:

 -  отрабатывать произношение,

 - формировать и развивать навыки чтения,

 - совершенствовать умения письменной речи школьников, пополняя словарный запас учащихся,

 - отрабатывать грамматические навыки,

 - и самое главное – формировать у младших школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка.

            Более старшие учащиеся при работе с интерактивными приложениями имеют возможность:

 - выполнять занимательные задания, направленные на совершенствование лексических навыков и на формирование навыков правильного произношения,

 - в игровой форме освоить употребление фразовых глаголов и предлогов,

 - познакомиться с разделами экзамена Listening и UseofEnglish,

 - прочитать комментарии к заданиям разного типа.

 С помощью мультимедийных приложений достигается индивидуализация обучения, так как каждый ученик может работать в подходящем для него темпе, т. е. выбирая оптимальную для себя скорость усвоения материала. Кроме того, учащиеся имеют возможность прослушать правильное произношение, как в британском, так и в американском вариантах английского языка, совершенствовать свои фонетические навыки, используя раздел PronunciationPractice. Использование интерактивного атласа, игр и упражнений не только пополнит словарный запас, но и превратит обучение в увлекательную игру.

            Специфика компьютерных упражнений заключается в том, что многие из них связаны с движением (перемещением слов на экране дисплея). В этом случае наряду с деятельностью зрительного канала восприятия, включается моторный. Возможность перемещать слова способствует их запоминанию, формированию произвольного внимания учащихся, повышению устойчивости их внимания, управляемости восприятия у младших школьников, поскольку, по утверждению психологов, ученик гораздо быстрее усваивает материал, если он связан непосредственно с действием, которое он видит и выполняет сам.

            Безусловно, ученики могут выполнять предметные действия и с раздаточным материалом, но при таком виде работы учителю трудно проследить за правильностью действий каждого учащегося. Вместе с тем, компьютерная программа способна обеспечить контроль за ходом выполнения задания каждым из учеников. При этом обучающие учебные действия чередуются с контролирующими, тем самым обеспечивается пошаговая обратная связь и, следовательно, пошаговая управляемость учебного процесса. Учитель легко может узнать, кто из учащихся испытывает затруднения и сразу же оказать ему помощь.

            Использование компьютерной программы позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося: те школьники, у которых больше развита слуховая память, имеют возможность прослушать то или иное слово необходимое количество раз, а учащиеся с преобладающей зрительной памятью больше концентрируются на графическом образе слова.

Компьютер даёт возможность проделывать упражнения, направленные на отработку той или иной операции в зависимости от трудностей, испытываемых отдельными учащимися. Это ведёт к улучшению качества знания изучаемых лексических единиц каждым учеником.

            Контроль со стороны учителя заключается в непосредственном наблюдении за выполнением тренировочных упражнений учащимися, при этом он вызывает отдельных учеников в целях установления качества выполнения упражнения – правильно или неправильно оно выполнено, либо в отсроченной проверке в устной и письменной форме. При обучении с использованием компьютерной программы контроль происходит на всех этапах обучения лексике за счёт того, что существует обратная связь.

            Таким образом, компьютерная программа создаёт условия для индивидуализации и интенсификации процесса обучения лексике, обеспечивая выполнение равносложных упражнений всеми учащимися одновременно. Это позволяет увеличить объём индивидуальной тренировки и своевременной индивидуальной коррекции процесса формирования навыка, что в конечном итоге ведёт к улучшению качества всех видов  навыков у каждого учащегося.

            Решение задачи повышения мотивации к обучению невозможно без создания психологического климата на уроке, эта же задача является одной из самых сложных. Климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребёнок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с учителем и другими учениками, либо, напротив, становится замкнутым, пассивным. Психологический климат – это совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, раскрепощённости, создаёт комфорт и условия для работы, раскрывает потенциальные возможности учащихся.     Неблагоприятный климат препятствует развитию, ввергает человека в состояние боязни, незащищённости, нервозности и отчаяния. Заботой о человеке должны быть пронизаны все сферы школьной жизни. Там, где нет ориентации на человека, там не может быть благоприятного климата. К средствам влияния на психологический климат  можно отнести демонстрацию доброжелательности, знаки внимания, дизайн, интерьер, музыка, разнообразные занимательные формы работы на уроке и во внеурочное время, элементы природы, речевые, пластические и мимические средства и многое другое.

            Особое место занимают здесь так называемые уроки-экскурсии, т. е. уроки, проводимые на улице в тёплое время года. Во время таких уроков учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности: они описывают то, что видят, слушают текст по теме и отвечают на вопросы, составляют диалоги. При этом идёт быстрое запоминание новой лексики, подтверждённой тем, что видят учащиеся, возможна отработка различных грамматических конструкций и явлений. Более целесообразным является проведение такого рода уроков с учащимися начальной и средней школы. Мой опыт показывает, что ребята любят эти уроки и всегда с нетерпением ждут хорошей погоды, чтобы провести урок на улице. Несомненна и польза для здоровья: дети находятся на улице, двигаются, дышат свежим воздухом, а не сидят за партой в душном классе, что особенно актуально весной в солнечные, погожие дни.

            Говоря о проблеме психологического климата на уроке необходимо принимать во внимание, что ребёнок, приходящий в школу, несёт на себе отпечаток того микросоциума, в котором он рос и развивался. Он имеет какой-то опыт и какие-то достижения, и не его вина в том, что среда развила в нём именно такую индивидуальность, а не другую. Учителю следует принять как данность то, чем обладает ребёнок, и, исходя из этого, планировать свою деятельность. Считаю, что обращение педагога к детям должно иметь позитивную направленность, расширять сферу деятельности, объяснять то, чем и как им следует заняться. При нарушении принятых норм со стороны детей (отвлекаются во время урока, разговаривают и т. д.) задача учителя – не запрещать их действия прямым указанием («не крутись», «не разговаривайте», «перестаньте»), а перевести активность детей в другое русло в соответствии с целью воспитания. В качестве примера позитивной реакции педагога могу предложить следующее: «Пожалуйста, откройте книгу», «Внимательно посмотрите на задание. Что требуется сделать?», «Какие незнакомые слова вы встретили в этом упражнении?» Исходя из ситуации на уроке и задач урока педагогу следует выбрать тот или иной вариант. Запрет возможен только в том случае, когда действия ученика могут обернуться непоправимой бедой для него или окружающих людей.

            Эффективность требования учителя возрастает, если учитель всё время подчёркивает своё уважение к детям. Для этого педагог в любой ситуации должен оставаться на достаточно высоком уровне культурного развития и поднимать на него учеников. Поэтому, подходящими обращениями считаю: «Пожалуйста», «Будь любезен» и т. д. Соблюдение позитивной направленности как форма уважения ученика создаёт благоприятный психологический климат для учащихся, а интенсивное развитие возможно только при наличии такого климата. С этой целью полагаю необходимым подчёркивать достоинства ученика, его успехи и положительные качества, повышать его самооценку, способствовать преодолению затруднений и достижению успеха.

            Важным моментом при этом выступает форма организуемой деятельности. Однотипная, монотонная форма снижает интерес у детей, повергает в состояние скуки, даже безразличия. При этом внимание учащихся концентрируется на трудностях. Занимательная форма работы отвлекает от трудностей, снимает психологическое и даже физическое напряжение; ребёнок, как бы играя, преодолевает сложности и справляется с задачей, поставленной педагогом.

            При предъявлении требования учитель должен соблюдать педагогический такт. Педагогический такт – это не то как, каким голосом обращаться к учащимся, это наиболее целесообразное поведение учителя, способствующее развитию личности ребёнка. Поэтому, способами проявления педагогического такта могут быть не только мягкость, но и строгость, и даже непримиримость. В итоге у ребёнка формируется позитивное отношение к требованию, которое всегда предъявляется в вежливой форме, к деятельности, интересной и занимательной по форме, к себе самому, как к личности, обладающей достоинствами, к учителю, тактичному в любой ситуации, к школе в целом, так как именно здесь он чувствует себя  успешным.

            В заключение подчеркну ещё раз: требование и уважение настолько тесно связаны между собой, что являются как бы двумя сторонами одной медали. Хочется вспомнить слова А. С. Макаренко: «Как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему».

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко.
  2. Коротов В. М. Введение в общую теорию развития личности: Лекции.
  3. Макаренко А. С. Педагогические сочинения.
  4. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии.
  5. Татарченкова С. С. Урок как педагогический феномен.
  6. Ушинский К. Д. Собрание сочинений.

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн