Submitted by Светлана Алексеевна Сомова on Sat, 09/06/2012 - 10:59
МБОУ«Энтузиастская ООШ»
Элективный литературоведческий курс
«Кем быть и каким быть»
по УМК «Вокруг тебя – мир»
Составитель :
Сомова Светлана Алексеевна,
учитель русского языка и
литературы , 1 категории
2010-2011 уч.год
Пояснительная записка.
Программа рассчитана на детей 14 – 15 лет (9класс).Данный элективный литературоведческий курс «Кем быть и каким быть» по УМК «Вокруг тебя – мир» основывается на специальной основной общеобразовательной программе , которая опирается на три стороны : Минобразования РФ, МККК и Российское общество Красного Креста. Курс успешно сочетается с современными тенденциями обучения : вариативностью, интегрированием предметов, нестандартными интерпретациями произведений классической литературы. Именно это создаёт условия для формирования правовой культуры учащихся. В системе образования РФ программа может осуществляться как через данный элективный курс, так и по отдельным предметам : обществознанию, ОБЖ, литературе. Это определяет этико – правовую специфику интегрированного курса.
Для элективного курса «Кем быть и каким быть» характерны наличие трёх компонентов : литературоведческого, этического, правового. Этический компонент даёт право без ущерба решению задач литературного образования интегрировать в уроки литературы правовой компонент.
Особенностью курса является то , что преподавателю вместе с учащимися придётся осваивать правовой компонент. Учитель должен разобраться с правовой информацией, суметь понять модель занятия этико – правового ядра, в котором сочетаются все три компонента. Наиболее типичная модель такого занятия предполагает сначала работу с художественным произведением, позволяющую потом перейти к этапу обсуждения этической проблематики уже в преломлении к правовым нормам. Правовая информация даётся дозировано и адаптировано.Она расширяет правовой кругозор , помогает подготовиться к тематическому разговору в классе, в школе и далее в жизни вообще.
Для данного элективного курса «Кем быть и каким быть» характерна преемственность ,системность, взаимосвязь трёх компонентов: литературоведческого, этического, правового, а также развивающий характер методики : активно – деятельностная модель ,опора на жизненный опыт учащихся , проблемность, коммуникативность. Кроме этого курс «Кем быть и каким быть» помогает решать задачи нравственного воспитания детей. Он - дополняет учебники основного курса литературы ,рекомендованные Министерством образования РФ;
- решает литературоведческие воспитательные задачи, ориентированные на принцип гуманности;
- помогает освоению содержания этического компонента и обсуждению актуальных проблем современности в сознании правовой нормы и нравственных ценностей;
- обогащает и развивает речь учащихся;
- готовит к исследовательской работе : движение идеи, поиск решения, обобщение, вывод ,признание найденного окружающими.
Программа элективного литературоведческого курса «Кем быть и каким быть» по УМК «Вокруг тебя – мир» рассчитана на 32 часа. Она направлена ориентировать в будущем учащихся на правильный и необходимый выбор профильных курсов в старших классах.
Цель : эмоциональная подготовка к осознанному восприятию норм международного гуманитарного права.
Задачи :
1.Дать возможность обсудить проблемы «взрослой» жизни, с которыми человек сталкивается как в мирное время ,так и в военное;
2.Уметь анализировать феномен соперничества в его различных формах, возможности выбора гуманной линии поведения в конфликтных ситуациях;
3.Развивать понятие значимости щадящего отношения к тем ,кто не принимает участия в конфликте;
4.Воспитывать моральную и личностную ответственность за содеянные поступки;
5.Познакомить с правами и обязанностями человека и гражданина.
Для достижения главной цели необходимо:
метод наблюдения ( групповой, индивидуальный ,работа в парах);
статистический метод (умение давать оценку окружающим людям , определённым событиями ,оценивать себя самого);
метод типологизации (самосовершенствование через новые формы работы, знакомства с правовыми документами, понятиями, новые жизненные впечатления );
метод воздействия (через письменные и устные работы обращать внимание на морально – этические стороны развития);
метод взаимоподдержки (связь с семьёй , поселковыми и районными организациями , например , при сборе материала для определённой темы сочинения, при знакомстве с правовыми документами при самостоятельном изучении и при беседе с конкретными компетентными людьми).
По окончании данного курса учащиеся должны уметь :
= Осознанно воспринимать нормы международного гуманитарного права;
= Обсуждать проблемы «взрослой» жизни, с которыми человек сталкивается как в мирное время ,так и в военное;
= Уметь анализировать феномен соперничества в его различных формах, возможности выбора гуманной линии поведения в конфликтных ситуациях;
= Уметь распознавать понятие значимости щадящего отношения к тем ,кто не принимает участия в конфликте;
= Нести моральную и личностную ответственность за содеянные поступки;
=Знать права и обязанности человека и гражданина.
Виды контроля.
№
Виды контроля
Методы контроля
Сроки выполнения
1.
Предварительный
Устное
собеседование
Сентябрь
2.
Промежуточный
Самостоятельная работа над сочинением, над правовыми документами , анализ художественного произведения
Январь
3.
Пошаговый
Практическое занятие по определённой теме , развитие речи (сочинение и устная работа)
После написания сочинений, ответов на вопросы (анализ)
4.
Итоговый
Интегрированный урок по правовой теме
Конец апреля – май
Содержание программы
№
Название темы
Знать
Уметь
I
Введение
Что изучает курс, зачем он предназначен
Объяснить цели и задачи курса
II.
Что такое человек
Правила и обычаи людей разных стран, знать , что такое сострадание, уважение, как правильно поступить в определённых ситуациях
Познакомить с правами и обычаями собеседника, проявлять сочувствие и уважение к людям,
делать правильный выбор в определён-ных ситуациях
III.
Права человека и гражданина
Определение моральной и личностной ответственности, долга, совести, добра, зла, основные принципы правового государства, современный этикет , социальные права и политические свободы
Применить свои знания по правам и обязанностям гражданина в жизненных ситуациях
Программа МГП по УМК «Вокруг тебя – мир» для 9 класса.
№
Тема
Всего
Теория
Практика
1.
Введение .
1
1
2.
Что такое человек? О правилах и обычаях. Что делает человека человеком.
6
4
2
а)Фольклор .Сказка «Общее счастье»
1
1
б)отрывок из поэмы «Труды и дни» в переложении Н.Куна – Гесиод «5 веков»
1
1
в)Б.Екимов «Ночь исцеления»
1
1
г)Ф.Искандер «Возмездие»
1
1
= практическое занятие
2
2
3.
Об уважении и сострадании. Человек среди людей.
7
5
2
а)А.Куприн «Чудесный доктор»
1
1
б)Л.Толстой «Детство»(отрывок)
1
1
в)В. Гроссман «Жизнь и судьба»
1
1
г)В. Гаршин «Сигнал»
1
1
д)Р.Бредбери «Улыбка»
1
1
=развитие речи
2
2
4.
Твой выбор. Человек в обществе.
6
4
2
а)О.Уайльд «Мальчик – звезда»
1
1
б)Г. Бочаров «Что человек может»
1
1
в)М. Булгаков «Стальное горло»
1
1
г)О.Генри «Обращение Джимми Валентайна»
1
1
= исследовательская работа
2
2
5.
Права человека и гражданина.
12
8
4
а)Л.Толстой «Война и мир»(отрывок)
3
2
1
- личность и моральная ответственность
- долг и совесть
- добро и зло
б)А.Грин «Победитель»
3
2
1
- нравственная культура
- правовое государство : основные принципы
- гражданин – человек свободный и ответственный
в)В.Быков «Крутой берег реки»
3
2
1
- роль морали
- свобода совести
- духовная жизнь
г)Ю.Левицкий «Каждый выбирает для себя…»
3
2
1
- современный этикет
- правовые основы брака и семьи
- социальные права и политические свободы
- право собственности
6.
Итоговое занятие.
2
1
1
Литература .
1.Боголюбов Л.Н.,Введение в обществознание,М.,Просвещение,1996.
2. Сухарев – Дериваз К.,Вокруг тебя – мир ,5 класс,МККК,2000.
3. Сухарев – Дериваз К.,Вокруг тебя – мир 6 класс,МККК,2001.
6.Сухарев – Дериваз К.и др.,Методические рекомендации к книге для ученика,5 класс,М.,ООО «Гендальф»,2001.
7.Сухарев – Дериваз К.и др.,Методические рекомендации к книге для ученика, 6 класс,М., МАИК «Наука/Интерпериодика»,1999.
8.Сухарев – Дериваз К.и др.,Методические рекомендации к книге для ученика,7 класс,М., МАИК МККК,2000.
9.Сухарев – Дериваз К.и др.,Методические рекомендации к книге для ученика,8 класс,М., МККК и Российское общество КК,2002.
10.Статьи Конституции РФ, Семейного и Административного Кодекса, УК РФ, Конвенции о правах ребёнка, Декларации прав человека, Устава Энтузиастской ООШ.