Вы не зарегистрированы

Авторизация



ТИПИЧНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ

Submitted by Вера Васильевна Борисенко on Fri, 10/04/2009 - 15:15
Данные об авторе
Автор(ы): 
Борисенко В.В.
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №7
Регион: 
Ставропольский край
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Социальный работник
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Социология
Используемое оборудование: 

Компьютер , проектор

Краткое описание: 
"Многолетняя практика воспитательной работы, исследование умственного труда и духовной жизни детей - все это приводит к убеждению, что причины, в силу которых ребенок становится трудным, неуспевающим, отстающим, в большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства. Родители и воспитатели дошкольника и младшего школьника имеют дело с самым тонким, самым чутким, самым нежным, что есть в природе,- детским мозгом. И если ребенок стал трудным, если все то, что посильно другим людям, ему не посильно, значит, в детстве он не получил для своего развития того, что должен получить. Трудным ребенок становится именно в этом возрасте - от года до семи-восьми лет", - утверждал В. А. Сухомлинский. Отклоняющееся поведение, трудный ребенок, девиация — эти слова становятся, к сожале¬нию, все более и более употре¬бительными в последнее время. Сталкиваясь с проявлениями от¬клоняющегося поведения (грубо¬стью, непосещением школы, бранью, курением и т.д.), мы не¬редко возмущаемся, испытыва¬ем желание осудить, подавить, запретить. Мы объясняем такое по¬ведение негативным влиянием средств массовой информации, социально-экономическим не¬благополучием, биологическими нарушениями, снижением воспи¬тательных воздействий. Однако нужно помнить глав¬ное: дети нуждаются в помощи и поддержке, им остро не хва¬тает понимания, тепла, заботы, их мучает собственная неопре¬деленность (неприкаянность), одиночество. Осуждения и зап¬реты в такой ситуации только ожесточают ребенка. Чтобы по¬заботиться о поле, недостаточ¬но вырвать на нем сорняки, не¬обходимо взрыхлить почву, по¬садить и вырастить полезные растения. Путь, ведущий к изменениям в поведении подростка, может оказаться длительным и напря¬женным. В ответ на любовь, предложение помощи, содей¬ствие мы порой можем встретить за¬крытость, сопротивление, оттор¬жение, злобу. Чтобы пройти этот путь, следует запастись терпе¬нием и верой в успех.

 

К типичным психологическим трудностям детей и подростков с отклонениями в поведении, от­носятся следующие: (слайд 2, 3)
- проблемные взаимоотношения с родителями, педагогами, дру­гими взрослыми;
- проблемные взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;
- трудности самоотношения, са­мопонимания;
- трудности формирования жиз­ненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей;
- внутреннее («психологиче­ское») одиночество, непонятность другими;
- стремление избежать давле­ния, правил, норм, требований;
испытание себя и других;
- поиск границ возможного;
- поиск комфортного существо­вания, эмоционального благопо­лучия;
- отсутствие позитивных жиз­ненных устремлений и целей;
- обида на судьбу, конкретных людей;
- переживание собственной не­удачливости, проблемности, от­сутствие волевого контроля и способности к самообладанию;
- неорганизованность;
- зависимость от других, низкая сила своего «я»;
- трудности в обучении;
- отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;
- трудный характер: обидчи­вость, агрессивность, расторможенность и т.д.;
- отсутствие чувства безопасно­сти, поиск защиты или «защит­ника»;
- чувство вины, стыда за небла­гополучных родителей (низкий материальный достаток, безра­ботица и т.д.), отсутствие уваже­ния к родителям.
Причинами правонарушений нередко являются психологиче­ские трудности, обусловленные неправильным воспитанием ре­бенка. Большинство правонару­шений совершают мальчики и девочки, которых недостаточно любили, игнорировали и наказы­вали в раннем детстве. Часто ро­дители этих детей имели такую же судьбу. В подростковом и юношеском возрасте родители мало, что взяли от школы, росли безответственными и импуль­сивными людьми. Эта схема мо­жет передаваться из поколения в поколение.  
Если взрослая система ценно­стей отсутствует или не пред­ставлена ребенку он создает свою, детскую или подростковую систему ценностей, отличную от общепринятой. Так называемая детская преступность — прямое следствие самостоятельного по­строения подростками своей, делинквентной системы ценно­стей. Последняя отличается от других подростковых ценностных систем ярко выраженной враж­дебностью и презрением к взрослым, бросившим их на про­извол судьбы.
Ребенок в этом случае испы­тывает острое чувство незащи­щенности и тревоги, которое пе­рерастает в «глубинно оправдан­ную» враждебность, в презрение к родителям за то, что они бро­сили его, взвалив на его плечи непосильную задачу, оставив не­удовлетворенной его глубинную потребность в ценностной сис­теме, в мировоззрении, в подчи­нении, в определении границ дозволенного. Ребенок, брошен­ный на произвол судьбы, обра­щается за помощью не к роди­телям, а к другим детям и осо­бенно к тем, кто старше его.
Для оказания профессиональ­ной психолого - педагогической  помощи детям с девиантным поведени­ем  необходимо следующее. (слайд 4)
Во-первых, изучить социальное окружение ребенка и провести со­циально-психологическую работу с ключевыми фигурами из значи­мого ближайшего окружения (с родителями и другими членами семьи, педагогами, друзьями).
Во-вторых, корректировать прежде всего те ценности, пове­дение, черты характера, эмоции, которые нарушают адекватную самореализацию и социальную адаптацию подростка.
В-третьих, создать оптималь­ную модель отношений и спосо­бов поведения подростка.
Психологическая поддержка детей и подростков с отклонени­ями в поведении направлена прежде всего на восстановление их нормального психолого-соци­ального статуса, на их адекват­ную самореализацию за счет проработки психологических трудностей и проблем: информа­ционных, поведенческих, мотивационных, эмоциональных, характерологических.
. Для того чтобы такая работа была эффективной, необ­ходимо соблюдение некоторых общих правил (принципов)
 
                              ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
То, что идет от сердца,
до сердца и доходит.
Пиэтт
 
Если взрослые, сталкиваясь с различными отклонениями в по­ведении детей, легко впадают в гнев, испытывают обиду, негодо­вание, тогда можно забыть о вос­питательном результате. Такое прямое противостояние между ребенком и взрослым ведет к усилению непонимания. Нежела­тельное поведение у ребенка при этом не исчезает.
                         Позитивный настрой (слайд 5)
Любое взаимодействие следу­ет начинать с себя, особенно если оно связано со стремлени­ем изменить другого человека.
Случившееся уже не изменить, можно только предотвратить воз­можные нарушения поведения в будущем. Чтобы ваше взаимо­действие с ребенком было наи­более эффективным, потратьте некоторое время на собственный настрой, задайте себе вопрос: «Что я чувствую?» Если вами вла­деют гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует прежде всего успоко­иться, привести себя в равнове­сие.  
Спросите себя, чего вы хотите достичь — наказать, отреагиро­вать свой гнев, выразить свое от­ношение или создать условия для изменения поведения ребен­ка?  
Обращаясь к себе, следует также ответить на вопрос: «Ка­ково мое отношение к ребенку?» Если в этом отношении превали­рует негатив, то вам также вряд ли удастся достичь взаимопони­мания. При этом мы хотим обра­тить внимание, что следует оце­нить отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку, а надо наоборот.   Обратитесь к вашим воспомина­ниям: наверное, были ситуации, когда ребенок радовал вас, про­являя положительные качества. Соберите мнения о других до­стоинствах ребенка.
В любом случае переключение на позитивные стороны в пове­дении ребенка — это проверка гуманистической направленно­сти вашей позиции.
                      Доверительное взаимо­действие
Необходимо потратить немало времени и сил на установление доверительного контакта с ре­бенком.
Древние мудрецы говорили, что можно перейти только мост, к которому подошел.
Контакт между ребенком и взрослым подобен мосту, кото­рый соединяет две стороны бур­ного потока. Нет моста — нет связи, нет пути от взрослого к ребенку и наоборот.
Доверие к миру, ситуации, другому человеку — это базовая потребность ребенка. Поэтому достижение доверия — перво­очередная задача. Ее решение обеспечивается признанием бе­зусловной ценности и уникаль­ности другого человека, демон­страцией принятия его, заботой о реализации его потребностей.
Для установления доверитель­ных отношений с детьми, име­ющими девиантное поведение, помимо позитивного поддержи­вающего отношения к ним, нуж­но освоить приемы и способы, позволяющие пробиться через коммуникативные барьеры: аг­рессию, замкнутость, ложь.
 
                Субъективность взаимодействия 
Помочь ребенку можно только тогда, когда он ощущает себя не объектом воз­действия, а творцом собственной жизни.
Спасение утопающих — дело рук са­мих утопающих» — эта фраза во многом не лишена смысла. Наша задача — на­учить ребенка держаться на воде, отправ­ляя его в жизненное плавание, а не сфор­мировать зависимость от взрослых, Поэтому главное — это сделать ребенка заинтересованным союзником всех позитивных изменений в себе и своей жизни.
                       Выявление причин (слайд 6)
Нужно найти причины отклоняющегося поведения. Конкретное поведение — это всегда следствие чего-то. Даже если по­ступок имел ситуативные предпосылки и не являлся сознательно мотивированным, следует обратиться к истокам. Может ока­заться, что причина нарушения поведения весьма значима, поэтому, устраняя толь­ко следствия, мы ничего не добьемся. Путь же от конца к началу может подсказать направление психологической поддержки.
Типичные причины нарушения поведе­ния могут быть следующими.
Стремление привлечь к себе внимание. Известны случаи, когда ребенок с хоро­шими способностями просто «увязает в двойках», чтобы добиться совместного с родителями выполнения домашних зада­ний. А уж такие способы привлечения вни­мания, как дерганье за косички, поднож­ки, просто широко известны.
Стремление к самоутверждению. Мно­гие действия подростков, производящие неблагоприятное впечатление, продикто­ваны стремлением найти ценности, слу­жению которым они могли бы посвятить себя.
Нравственно-духовная незрелость, ве­дущая к обесцениванию чувства люб­ви, добра.
Стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль, унижение.
          Последовательность во взаимоот­ношениях   (слайд 7)
Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если вы будете менять свою позицию или ваши слова и заявления не будут соответствовать вашим действиям.
Конечно же, последовательность не означает, что вы должны упорно «стоять на своем» даже в том случае, когда ваша точка зрения изменилась. Наоборот, сле­дует разъяснить причины изменения по­зиции. Вы только выиграете в углублении отношений, если признаетесь, что пер­воначальное мнение было ошибочным.
                     
 
 
 
                                Позитивность взаимодействия 
 
Позитивность взаимодействия предпо­лагает следующее.
Постановку позитивной цели, учитыва­ющей интересы, права и возможности ребенка.
Например, бессмысленно от ребенка с холерическим темпераментом добивать­ся плавных движений, равномерных уси­лий и ровного, спокойного поведения в течение всех учебных занятий в школе. Однако при этом можно ставить задачу повышения у него произвольности пове­дения и развития волевого контроля.
Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указа­ние на позитивный результат («вести здо­ровый образ жизни» вместо «бросить ку­рить»; «добиться положительной успева­емости» вместо «не получать двойки»; «приходить в школу вовремя» вместо «пе­рестать опаздывать» и т.д.).
Опору на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения.
Ребенок, часто нарушающий поведе­ние, подвергается критике со стороны взрослых, на него обрушиваются негатив­ные эмоции, поэтому у него, как правило, отрицательная самооценка: «Я — плохой».
Важно вместе с ребенком выявить его достоинства (а они всегда, безусловно, есть!) и ресурсы для позитивных изменений. Для этого можно использовать по­зитивную обратную связь, искреннее по­ощрение привлекательных поступков, чувств, мыслей и намерений ребенка. Нужно помочь ему сфокусироваться на своих положительных качествах, чувствах, мыслях, найти положительный смысл (на­пример, упрямство может свидетельство­вать об упорстве; драка — о стремлении отстоять справедливость; курение — о желании быть взрослым).
                       Поощрение положительных изме­нений   
Мало кому придет в голову радоваться в связи с получением тройки по русскому языку, но если твердая тройка получена после бесконечных двоек? Тог­да надо праздновать!
Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделять и ценить даже самые малые достижения. Ведь путь на вершину складывается из малых ша­гов.
                   Привлекательная альтернатив­ность
Работа по изменению поведения дол­жна обязательно сопровождаться выра­боткой и закреплением привлекательной альтернативы.
 .
Например, подросток курит, употребля­ет нецензурные выражения, совершает мелкие кражи, чтобы не отличаться от ком­пании, в которой он нашел признание. Ес­тественно, что отказ от общения со свер­стниками вряд ли покажется подростку при­влекательным. Однако может оказаться привлекательным включение его в круг под­ростков, имеющих сходные ценности (по­сещение кружка, секции, переход в другой класс или школу), где не будет надобности отстаивать свою принадлежность к группе ценой девиаций.
Хорошо известно, что принять решение легче, чем его реализовать. Именно по­этому важно предпринять шаги по реали­зации того или иного решения.
 
При работе с подростком можно исполь­зовать стратегию «Предотвращение реци­дива", которая заключается в следующем.
1. Обсуждение в деталях выбранного поведения, а также признаков, по которым можно определить, что произошел срыв.
2. Выявление ситуаций, лиц, мест, со­бытий, которые могут провоцировать срыв.
3. Выявление лиц, обстоятельств, усло­вий, которые помогут придерживаться желаемого поведения.
4. Выявление факторов, которые помо­гут пережить трудные ситуации или срыв.
5. Выявление (тренировка) навыков и качеств, которые необходимы, чтобы удержаться от негативных поступков.
6. Подробное перечисление будущих выгод от нового поведения.
7. Разработка конкретных поощрений и компенсаций (вознаграждений) за хоро­шо выполненную работу — реализацию нового поведения.
                       Разумный компромисс (слайд 8)
Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка из лучших побужде­ний в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя.
Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал недостижим, а с другой — любые изменения должны со­здавать, а не разрушать ребенка.
                                    Гибкость
Используйте различные формы, спосо­бы и стратегии работы в зависимости от конкретного случая и контекста работы.
Правило гибкости также означает, что, если одна из стратегий оказалась неэф­фективной, можно попробовать реализо­вать другую.
                   
                                     Индивидуальный подход
Любая помощь будет эффективной на­столько, насколько она учитывает уни­кальность и неповторимость ребенка.
Индивидуальный подход означает вы­явление в каждом конкретном случае пси­хологических механизмов, лежащих в ос­нове детских проблем (вместо гипотети­ческих построений, основанных на тео­ретических подходах), выбор соответству­ющих данному случаю способов и мето­дов работы, осуществление обратной свя­зи, а также корректировку выбранной стратегии в зависимости от реакции ре­бенка на те или иные воздействия.
                         Системность
При оказании психологической под­держки ребенку нужно также создавать позитивную воспитывающую среду.
Постарайтесь выявить значимых для подростка лиц: одноклассников, автори­тетных взрослых, друзей. Выясните и по­старайтесь по возможности изменить со­циальную ситуацию ребенка в школе, се­мье, во время досуга.
                                Превентивность (слайд 9)
Помните, что всегда легче предупре­дить, чем исправить.
Лучшим способом предупреждения от­клоняющегося поведения является оказа­ние ребенку помощи в реализации его ос­новных потребностей: в любви, в безопас­ности, во внимании, в самоутверждении. Нужно также содействовать формированию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устой­чивость поведения. Самоопределившийся человек, имеющий духовно-моральный стержень, вряд ли попадет под влияние негативных норм и образцов поведения.
 
 Самый трудный «участок» нашей работы – это работа с трудными. Я в работе ставлю следующие цели и задачи. (слайд 2)
 Цели:
1.    Формирование личностных нравственных качеств подростков.
 
2.    Защита ребёнка в его жизненном пространстве.
 
Задачи:
1.    Продолжать работу по организации социально значимой деятельности среди детей, родителей.
2.    Защищать интересы детей, способствовать предупреждению и преодолению негативных явлений в их среде.
3.    Пропагандировать ЗОЖ. Выявлять интересы и потребности учащихся, родителей, членов их семей в различных видах деятельности.
4.    Продолжать работу по профилактике правонарушений.
5.    Осуществлять непрерывную социальную деятельность по семейной терапии в неблагополучных, многодетных, опекаемых семьях.
6.    Реализацию задач личностного развития и защиты детей осуществлять в содружестве с педагогами, внешкольными и социальными учреждениями.
7.    Оказывать методическую помощь классным руководителям по работе с семьёй, с трудновоспитуемыми.
 
   Решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия педагогов, социальных педагогов, психологов, родителей, работников правоохранительных органов и других учреждений. Я стараюсь использовать возможности школы, семьи и общественности в становлении личности трудновоспитуемого. В нашей школе сложилась система взаимодействия социального педагога по организации учебно – воспитательной работы с подростками. Её можно представить в виде схемы:
 Схема взаимодействия социального педагога по организации учебно – воспитательной работы с подростками . (слайд 3)
 
 
 
 
 

Социальный

педагог
 
Сельская
администрация
     УТиСЗН
    КДН
           ОУ
     ДЮСШ
ОДН ОВД по
Александровскому району

 

                                              
 
 
 
 
 
 
 
    
   
 
 Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждом классе. Это неблагополучие проявляется в следующих сферах жизнедеятельности: (слайд 4)
- учебная деятельность;
- взаимоотношения с взрослыми;
- взаимоотношения со сверстниками;
- проведение свободного времени;
 - отношение к труду и профессиональная ориентация.
           Чтобы получить такую информацию, т.е. выявить учащихся «группы риска», определить причины отклоняющегося поведения я применяю такие формы работы: (слайд 5)
- беседы с классными руководителями, психологом (Приложение 1);
- анкетирование (социометрические исследования, психодиагностика: самооценка, тревожность);
- наблюдения (Приложение 2);
- беседы с родителями   (Приложение 3);
- анализ классных журналов;
- анализ посещаемости занятий;
- дифференциация семей   (Приложение 4);
- беседы со школьниками (Приложение 5).
    Это позволяет мне выявить следующие факторы «риска» и поставить на внутришкольный учёт в этом учебном году 9 подростков, из которых: (слайд 6)
- неблагополучие в семье – 82 % ;
- экономическая и социальная обделённость – 63 % ;
- влияние дурной компании, окружения – 64 % :
- неконтролируемые пункты приёма металла и продажа алкоголя частными лицами – 45 %.
       Списки трудновоспитуемых, неблагополучных семей утверждаются на педсовете, в течение учебного года в банк данных вносятся дополнения, изменения. (слайд 7)
На каждого трудного подростка я создаю банк данных, в котором отражены те личностные особенности, которые требуют индивидуальной работы с целью профилактики отклоняющегося поведения. В этом портфолио: выписка из педсовета, характеристика классного руководителя, социального педагога, акт обследования материально – бытовых условий семьи, журнал успеваемости, журнал посещаемости, карточка учёта, диагностический материал: «Карта - характеристика личности подростка», «Уровень социальной адаптации подростка», «Программа социально – педагогической реабилитации». Средством для более эффективной и целенаправленной воспитательной работы по формированию личности подростка является диагностика.  (слайд 8). Для изучения личности подростка я применяю: «Социометрию», для определения положения ребёнка в коллективе, «Карту интересов» в целях профориентации, «Тест на определение тревожности Филипса», «Вопросник Басса – Дарки», для определения агрессивности и враждебности, « Опросник для определения типа мышления». Эти данные нужны для заполнения «Карты – характеристики личности подростка», также они отражены в «Программе социально – педагогической реабилитации». Свою задачу вижу в том, чтобы самому слабому и неудачливому открыть полезные и желательные для него перспективы.
          Используя данные диагностики, составляю совместно с классным руководителем «Программу социально – педагогической реабилитации», которая отвечает на вопросы: (слайд 9)
- что нужно устранить (отрицательные факторы семейного, школьного воспитания, негативные особенности личности);
- как это устранить (проанализировать учёбу, оказать необходимую помощь в ликвидации пробелов, вовлечь во внеурочную деятельность, помочь изменить характер отношений с взрослыми, сверстниками);
- кому и что нужно сделать (распределение обязанностей, установление сроков, меры контроля). (Приложение 7).
       В реализации программы самая тесная связь осуществляется с классным руководителем.  (слайд 10) Это - обмен информацией о подростке, его проблемах, здоровье, интересах, условиях семейного воспитания, совместная работа по планированию воспитательной работы с детьми и родителями, оказание помощи семье, использование её воспитательного потенциала, совместное проведение родительских собраний, консультаций, привлечение подростка в дела класса, школы. Ведущий метод социально – педагогической реабилитации – создание успеха. В школе проводятся школьные олимпиады, стараемся охватить всех учащихся, так как девиз наш : «Талантливы все». Трудные подростки в основном принимают участие в олимпиадах по технологии и физкультуре. Белков Женя стал призёром по технологии.  С профилактического учёта сняты: в 2007 – 2008 учебном году 2 человека, сейчас готовим документы ещё на троих учащихся.
          Большую роль в воспитании ответственности и организованности у учащихся играет «Журнал посещаемости», который ведётся индивидуально. Его стараюсь заполнять ежедневно, т.е. после уроков подросток приходит ко мне, расписывается в журнале, мы беседуем, выясняю - какие оценки получены за день? если «2» - почему? Как и когда исправлять? Какая нужна помощь? Намечаю себе на следующий день мероприятия: беседа с классным руководителем, с учителем – предметником по устранению пробелов в знаниях у подопечного, вызов родителей в школу, посещение на дому. Правда, моим подопечным это не нравится, но такой контроль позволил снизить пропуски без уважительной причины трудновоспитуемых в 2007 – 2008 учебном году на 6 % по сравнению с 2006 – 2007 учебным годом.
Большое значение в приобщении подростка к ЗОЖ является спорт. И здесь тесное взаимодействие с тренерами ДЮСШ. Вовлекаем подростков в спортивные секции. Мальчики дневной школы состоящие на учёте  посещают секции, но и здесь нужен контроль, напоминать о занятиях. Сикоров, Голубова не посещает с согласия родителей. Тренеры интересуются успехами в учёбе подопечных, стараются стимулировать их спортивные успехи. И спортивные успехи у ребят есть. Шавликов Вася, Белков Е. постоянно участвуют в районных соревнованиях по футболу. Штанов Евгений второе место занял по пауэрлифтингу. Трудность с учащимися вечерней школы. Из 11 трудных – 4 учатся в вечерней школе. Двое работает в городах - Спивак В. и Якуба В., Здельник С. болтается в прямом значении слова.      Продолжаю тесно сотрудничать с сельской администрацией. Раз в квартал проходят заседания КДН, куда приглашаются родители с детьми. Совместно делаем рейды в семьи с целью контроля за воспитанием детей, выявлению проблем семьи, помощи семье (материальной, юридической). Во время рейдов проводим профилактические беседы об ответственности родителей за воспитание детей. Совместно организуем летний отдых детей из неблагополучных семей. Участвую в совместных рейдах с ОДН ОВД, готовлю документы на заседание районной КДН, с целью нахождения рычагов воздействия на родителей, уклоняющихся от воспитания детей.
         Так как трудные подростки в основном из неблагополучных семей, 83 % , то в школу родители не идут. Я в работе с неблагополучными семьями использую педагогические консультации при посещении на дому. Темы консультаций:  (слайд 11) семейные устои и традиции, поощрения и наказания в семье, родительский авторитет, роль семьи в предупреждении неуспеваемости, пропаганда ЗОЖ, привитие навыков гигиены детям, организация в комнате уголка для подготовки уроков ребёнку, организация контроля за учёбой и внешкольного пребывания ребёнка, его досуга, профессиональная ориентация. При посещении семьи выявляю проблемы семьи, нужды, приглашаю в школу к директору на беседы. ( Приложение 8. «Акт посещения на дому» ). В работе с неблагополучной семьёй я стараюсь уяснить следующее: структуру семьи, стиль и тон семейных отношений, образ жизни ребёнка в семье, осознанность воспитательного воздействия родителями на ребёнка (73 % трудных не реагируют на воздействия родителей), ошибки в воспитании детей. Посещения привели к неутешительному выводу: низкая успеваемость, проблемы в общении с одноклассниками и учителями зависят от неблагополучия в семье. С родителями провожу профилактические беседы о бесконтрольности свободного времени ребёнка, о влиянии взаимоотношений в семье на ребёнка, о принципах отношений взрослых и детей. Обращаю внимание родителей на положительные качества ребёнка, нацеливаю их на единые требования к ребёнку, убеждаю родителей в необходимости изменить сложившиеся воспитательные условия. Я использую в работе с семьёй «Алгоритм работы с неблагополучной семьёй» (слайд 12)и методику Аксёновой (Приложение 9).  (слайд 13)
    Результаты работы есть. Три года (до ноября 2007)учащиеся нашей школы не совершали преступлений. В прошлом году кража оружия из школьного помещения. Количество второгодников среди состоящих на учёте снизилось: (слайд 14)
в 2005 – 2006 учебном году - 1 человек;                           
в 2006 – 2007 учебном году – 1 человек;
в 2007 – 2008 учебном году – нет.
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Таблица «Сравнительный анализ по правонарушениям».
Учебные годы
Кол – во уч-ся   в школе
            Контингент учащихся :
Кол – во осужд
Кол-во выпуск
9-х
классов
Продолжили
обучение
Состоящих на учёте
Снято с учёта
школа
ОДН
КДН
школа
ОДН
КДН
школа
лицей
колледж
2005-2006
491
9
2
-
-
2
_
__
1
1
-
-
2006-2007
432
8 - 10
0 - 3
2
-
-
-
__
4
2
-
1
2007-2008
395
10 - 8
3 – 6
1
2
2
1
2
2
1
-
-
2008 - 2009
350
9 -
4 - 5
2
 
1
1
 
1
 
 
 
 
 
Но проблема неблагополучных семей, детей «группы риска» остаётся. И не всегда меры, предпринимаемые нами, имеют положительный результат. Поэтому основное внимание я считаю необходимо  уделять работе с семьёй, осуществлять непрерывную социальную деятельность по семейной терапии в неблагополучных, многодетных семьях. Ведь каждому родителю хочется о своём ребёнке слышать только хорошее. Будем оптимистами.
 
 
 
 
 
Прикрепленный файлSize
Принципы работы с трудными.ppt76.5 KB


На: ТИПИЧНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ


спасибо за материал!

Алия