Вы не зарегистрированы

Авторизация



Жизнь растений осенью

Данные об авторе
Автор(ы): 
Сербина С.А.
Место работы, должность: 

педагог

Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 

Изучить жизнь растений осенью.

Задачи:способствовать формированию представления о жизни растений осенью; обеспечить восприятие и первичное закрепление знаний учащихся об изменениях в жизни растений осенью, о лиственных и хвойных растениях; способствовать расширению и углублению экологических знаний.

Развивать у обучающихся познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний; стимулирование творческой мыслительной деятельности.

Воспитывать бережное отношение к природе, способствовать воспитанию юного друга природы.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Журнал Юный натуралист, Муравейник

Используемое оборудование: 

фотографии, иллюстрации растений осенью;  ветки лиственных растений (березы, клёна); ветки хвойных растений (сосны, ели);карточки с народными приметами, загадками.

Краткое описание: 
<p> Сегодня ребята, мы с вами поговорим о жизни растений осенью.</p>

Тема: Осень в природе.

"Жизнь растений осенью"

 

Тип занятия: изучение нового материала.

Цель:Изучить жизнь растений осенью.

Задачи:способствовать формированию представления о жизни растений осенью; обеспечить восприятие и первичное закрепление знаний учащихся об изменениях в жизни растений осенью, о лиственных и хвойных растениях; способствовать расширению и углублению экологических знаний.

Развивать у обучающихся познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний; стимулирование творческой мыслительной деятельности.

Воспитывать бережное отношение к природе, способствовать воспитанию юного друга природы.

Оборудование:фотографии, иллюстрации растений осенью;  ветки лиственных растений (березы, клёна); ветки хвойных растений (сосны, ели);карточки с народными приметами, загадками.

 

Ход занятия

1.      Оргмомент.

2.      Актуализация опорных знаний.

1)                      Какое  время года сейчас?

2)                      Назовите осенние месяцы?

3)                      Какие изменения происходят осенью в природе?

3.                      Сообщение темы и цели занятия.

4.      Новый материал.

Сегодня ребята, мы с вами поговорим о жизни растений осенью.

    Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли “листопадом”, “грязником”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.

 - В начале осени на деревьях появляются первые желтые листочки. В середине осени почти все деревья становятся желтыми, красными, оранжевыми. Это связано с тем, что солнце появляется все реже, становится холоднее и зеленый цвет в листьях исчезает. Потом листья постепенно опадают, и их почти не остается на деревьях.
        - Почему деревья теряют свои листья осенью?

Сезонные изменения у растений

Чтобы образовывать питательные вещества и расти, зеленые растения нуждаются в солнечном свете и воде. Больше всего они растут весной и летом или во влажный период. Они по-разному переносят зиму, или сухое время года. У многих растений есть так называемый период отдыха. Многие растения накапливают питательные вещества в утолщенных частях, находящихся под землей. Их надземная часть умирает, растение отдыхает до весны. Морковь, лук и картофель — такого типа растения, накапливающие питательные вещества, которые используют люди.

Лиственные 
деревья
Лиственные деревья

Лиственные деревья, такие, как дуб и бук, сбрасывают листву осенью, потому, что в это время недостаточно солнечного света для образования в листьях питательных веществ. Зимой они отдыхают, а весной на них появляются новые листочки.

Вечнозеленые деревья всегда покрыты листвой, которая никогда не опадает. Чтобы узнать больше о вечнозеленых и сбрасывающих листья деревьях.

У некоторых вечнозеленых деревьев, таких, как сосна и ель, листья длинные и тонкие, называемые иголками. Многие из вечнозеленых деревьев растут далеко на севере, где лето короткое и прохладное, а зима суровая. Сохраняя свою листву, они могут начать расти, как только придет весна.

В пустынях обычно очень сухо, иногда там вообще не бывает дождя, а иногда случаются очень короткие сезоны дождей. Семена прорастают и дают новые всходы только в дождливый период. Растения цветут и очень быстро дают семена. В них накапливаются питательные вещества

РАСТЕНИЯ

В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало ягод – сухая. Если листопад пройдёт скоро – надо ожидать тёплой зимы. Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх – к студёной зиме.

 

 5.  Практическая работа

- Перед вами веточки растений, их вам послал главный лесничий, когда производил расчистку леса. Положите слева веточки хвойных растений, а справа – лиственных.

– Рассмотрите внимательно веточки лиственных растений. Как называется растение? Есть ли на нем листья? Какого они цвета? Оторвите листочек. Легко это сделать? Есть ли ранки от опавших листьев на веточках? Почему?

Деревья не могут на зиму расстаться со стволом и ветками и спрятаться под землю. Они поступают по-другому: сбрасывают на зиму листву. Листьям надо много влаги. А вода в почве зимой замерзает, и не могут ее корни выкачивать. К тому же листья зимой только повредили бы дереву. Груды снега, навалившиеся на них, поломали бы ветки и сучья. (По Н. Осипову)

– А что еще можно рассмотреть на месте опавших листьев? Почки. Они спят до весны. Весной на них вырастут новые веточки со стебельком и листьями

 - У детей – листья.  Рассмотрите осенние листья.

– Как вы понимаете слово изнанка и лицевая сторона? Покажите ладошки вот так – это внутренняя сторона, а так – внешняя. А на листьях – это изнанка, т. е. внутренняя сторона. А это – лицевая сторона, т. е. внешняя.

– Посмотрите и скажите, веточки, каких деревьев лежат у вас на столе слева?

– Чем они похожи друг на друга?

– Как можно отличить сосну от ели? Наблюдаем, как расположены иголочки у сосны? Они сидят парами.

– Какие они по длине? Длинные, узкие.

– А что скажете про иголочки у ели? Располагаются по одной. Короче, чем у сосны. Колючие. Потрите пальчиками хвоинки, понюхайте. Душистые, смолистые.

– А можно ли назвать иголочки-хвоинки листьями? Да

Листья-хвоинки покрыты восковым налетом, плотные, они испаряют меньше влаги, чем лиственные деревья, поэтому зимняя засуха им не страшна.

– Интересно узнать, сбрасывает ли ель и сосна листья-хвоинки на зиму? Кто был в хвойном лесу? Что видели под елью и сосной? Откуда взялись хвоинки, если нет листопада.

Они не сбрасывают всю хвою. И все же листопад у них идет понемногу и постоянно. На месте опавших хвоинок вырастают новые, а нам кажется, что на ели одни и те же листья. На прогулке обратите внимание на опавшие листья-хвоинки.

 

6. Закрепление.

- какое открытие для себя вы еще сделали? Хвойные растения не сбрасывают ВСЮ хвою, зимуют с семенами-шишками, потому что зимняя засуха им не страшна.

Загадки на тему «Растения»

Платье потеряла,
Пуговки остались. (Рябина)

Никто не пугает
А она вся дрожит. (Осина)

Разбежались на опушке
В белых платьицах подружки. (Берёзы)

 


7. Обобщение.Сегодня мы с вами познакомились с необходимостью  взаимосвязи животного и растительного мира. Узнали, почему животные и растения не могут жить друг без друга.

 

8.  Подведение итогов.

- Что нового вы узнали?

- Чего вы не знали?

- О чем вы хотели бы узнать?

Прикрепленный файлSize
7.doc44.5 KB