Конспект урока по русскому языку. Обучающее изложение в 9-м классе(2 часа).
Конспект урока по русскому языку (Урок развития речи)
Тема: Обучающее изложение. (2 часа).
Подготовка к изложению с элементами
сочинения по очерку Ю. Нагибина «Москвич Пушкин»
Цель:
1. Подготовиться к изложению с
элементами сочинения на основе культуроведческого текста.
2. Развитие письменной и устной
речи.
3. Проверить и закрепить знания
учащихся по темам: «Синтаксис и пунктуация сложного предложения», «Цитаты», «Стили
речи».
4. Показать значение А.С.
Пушкина для современников и отношение русских людей к могиле поэта и местам,
связанным с его жизнью.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, П.В. Нащокина, Н.Н.
Гончаровой, А.М. Опекушина, Ю.М. Нагибина, А.М. Опекушина; презентация к уроку,
распечатанные тексты с очерком Ю. Нагибина. и пересказ текста учащимися
Ход урока
I.
Сообщение темы и целей урока.
Недавно на уроках литературы мы закончили
изучать творчество А.С. Пушкина. Мы прикоснулись к личности величайшего русского
поэта во всём обаянии и блеске его ума, характера, поэзии и прозы.
Мы познакомились с важнейшими темами его
поэзии, с его многочисленными возлюбленными, друзьями и современниками. Выявили
роль Москвы и Петербурга в духовном становлении поэта.
И сегодня мы с вами приоткроем ещё одну страницу биографии
А.С. Пушкина. А поможет нам в этом очерк Юрия Марковича Нагибина, портрет
которого вы можете увидеть на доске (1-й слайд презентации).
Юрий Маркович прошёл Великую Отечественную
войну, в человеке ценил нравственные качества. Ряд статей посвятил классикам
русской литературы. Преклонялся перед гением Пушкина.
До сих пор между москвичами и петербуржцами
идёт спор: Москве или Петербургу принадлежит главное место в жизни и творчестве
Александра Сергеевича, какой из городов вправе называться «городом Пушкина»?
Писатель Ю. Нагибин затронул эту проблему
в своём очерке с характерным названием «Москвич Пушкин» (2-й слайд
презентации).
- Итак, цель нашего урока –
подготовка к изложению с элементами сочинения. Мы должны выявить
идейно-художественные и культурные особенности предложенного текста и запомнить
его (3-й слайд презентации).
- Откроем тетради и запишем
тему урока.
- А теперь обратимся непосредственно к тексту
(слайд 4, 5). Прослушайте внимательно текст и попробуйте определить его тему и
попытайтесь ответить на вопрос: о чём этот текст заставил вас задуматься?
II. Первое чтение текста
Вопросы к тексту:
1) Какова тема очерка? (Москва
в жизни Пушкина)
2) Сформулируйте основную мысль
текста (Москва – город Пушкина. Она разделила с Петербургом честь считаться городом Пушкина) (6 слайд).
3) К какому стилю речи относится текст? (публицистический)
4) Назовите приметы
публицистического стиля (слайд 7).
-Это сообщение. В тексте
ярко выражена позиция автора и оценка автором явления, о котором он сообщает.
- Язык образный,
эмоциональный.
- Мысль писателя занимает
проблемный вопрос.
- Языковые средства (8 слайд)
а) метафоры («золотые головы
церквей», «аромат московского бытия»)
б) сравнения («памятник, как
храм»)
в) вводные слова и
конструкции («конечно», («ныне Баумана»)
г) высокая лексика
(«судьбоносный», «мироздание», «бытие», «чертог»)
5) Что такое очерк? (9 слайд)
Очерк – жанр публицистики, разновидность рассказа, где излагаются и анализируются социально
значимые проблемы с точки зрения автора
5) Тип речи? (рассуждение с элементами описания и
повествования) (10 слайд)
III. Лексическая работа (11 слайд)
– Какие слова вам показались непонятными?
-Выясните значение следующих слов: (самостоятельно или по словарю)
* Почитатель – человек, относящийся с
глубоким уважением к чему- либо или кому-либо;
* Уроженец (Москвы)-
родившийся в Москве;
* Грот – пещера,
чаще искусственная;
* Руины – развалины;
* Чертог – пышное,
великолепное помещение, дворец;
* Бытие – жизнь;
* Мироздание
– мир, вселенная;
* Обветшавший
– ветхий, старый, дряхлый;
* Коронованная особа – монарх, царь;
* Палаты – большое
богатое здание.
- Значение имён собственных мы выясним, когда будем составлять план текста.
IY. Составление плана (запись на доске)
- Читаем первый абзац.
Озаглавим его.
(1. Москва уступила
Пушкина Петербургу)
- Читаем и даём название второму
абзацу.
(2. Москва. Дом Юсуповых.
Детские впечатления)
* Комментарии:
- Портрет Ганнибала, деда
Пушкина по линии матери) (13 слайд)
- Юсуповская веранда и комната)
- Кремль Москвы (1801 год)
Вопрос: Какие ещё факты
свидетельствуют о главенствующем месте Москвы в жизни А.С. Пушкина?
- Впервые стал писать стихи
- Прожил примерно треть своей жизни
- С 1826 – 1836 приезжал в Москву 16 раз
- Знакомимся с 3-м абзацем. Придумаем название.
(3. Образ Москвы в
«Евгении Онегине»)
* Комментарии:
- Образ Москвы представлен в
7-й главе романа в стихах «Евгений Онегин».
- Читает отрывок один ученик
(заранее подготовленный) (14 слайд)
Ах, братцы,
как я был доволен,
Когда церквей
и колоколен,
Садов,
чертогов полукруг
Открылся
предо мною вдруг!
Как часто в
горестной разлуке,
В моей
блуждающей судьбе.
Москва, я
думал о тебе!
Москва, как
много в этом звуке
Для сердца
русского слилось!
Как много в
нём отозвалось!
- Перейдём к 4-му абзацу.
Озаглавим. (4. Женитьба)
* Комментарии:
- Портрет Н.Н. Гончаровой
(15 слайд)
- Вопрос: Откуда взята
цитата «Чистейшей прелести чистейший образец»? (Из стихотворения А.С. Пушкина
«Мадонна» 1830 г.)
- Рассмотрим 5-й абзац (5.
В доме Нащокина)
* Комментарии:
- Портрет П.В. Нащокина и сведения о нём) (16 слайд)
- Читаем заключительный 6
абзац (6. Открытие памятника поэту на Тверском бульваре) (17 слайд)
*Комментарии:
- Создатель памятника - Александр Михайлович Опекушин
- О памятнике
- Речь Достоевского стала
апогеем его прижизненной славы. Эта речь оказалась завещанием Достоевского. В
ней он назвал Пушкина «русским скитальцем», которому необходимо «всемирное
счастье»
- Общество любителей русской
словесности – литературное общество, существовавшее в 1813 – 1930 гг. В него
входили Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой. (18 слайд)
Y. Работа с орфограммами и пунктограммами (слайд 19)
- Объясните подчёркнутые орфограммы:
Беспечный,
сословие, коренную, деревянный, каменный, аллея,
воображение, уроженец, полководец, полусогласия, присутствует, словесность
- Объясните ЗП в следующих предложениях:
. 1 абзац последнее предложение
. 2 абзац 1 предложение
. 3 абзац 1 предложение
. стечение ЗП в последнем абзаце
. что присоединяет союз «как» в 5-м предложении
. ЗП при ПО и ДО
YI. Чтение текста самостоятельно и пересказ текста
Учащимися
YII. Обратимся к творческому заданию
(оно записано на закрытой доске)
- Наверное, задание 1 варианта
покажется вам трудным. Многие из вас сегодня впервые увидели этот памятник.
Поможет нам, рассказав о памятнике А.С. Пушкину (подготовленный заранее ученик)
- Примерный ответ:
Мне очень нравится памятник А.С. Пушкину в
Москве. Поэт стоит там задумчивый, погружённый в свои мысли. Возможно, он думает, какое слово подобрать для новой
строчки стихов, или он мечтает о своей возлюбленной Наталье Гончаровой, а может
быть, он беспокоится о своих друзьях-декабристах и будущем России.
Но мне кажется, что раньше этот памятник
выглядел лучше, Я видела старые фотографии: там
памятник возвышается над всей площадью. Сейчас же он теряется на фоне
огромного киноконцертного зала, обилия переливающихся рекламных щитов и постоянных
автомобильных пробок.
- А вот отношение к
творчеству поэта может высказать каждый из вас.
- Слушаем ответ ученика.
YIII. Заключительное слово учителя
Как бы ни спорили Москва и
Петербург за право называться «городом Пушкина», мы с вами должны помнить, что
Пушкин – поэт общенациональный, его гений принадлежит всему русскому народу. Он
присутствует в наших думах и сердцах с самого раннего детства и до глубокой
старости. Он достояние всего человечества. Им всегда будут восхищаться и
преклоняться перед ним. Недаром критик 19 века В. Г. Белинский сказал о Пушкине
такие слова: «Пушкин
принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающийся на той
точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании
общества» (20 слайд).
IX. Написание изложения (2 урок)
|