Официальный сайт hauteecole 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект урока по русскому языку. Обучающее изложение в 9-м классе(2 часа).

Submitted by Елена Валерьевна Синицына on Fri, 22/06/2012 - 23:22
Данные об авторе
Автор(ы): 
Синицына Елена Валерьевна
Место работы, должность: 

МБОУ "СОШ №4 г.Красноармейска Саратовской области", учитель русского языка и литературы

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> конспект по русскому языку для 9 класса (обучающее изложение)</p>

 

Конспект урока по русскому языку. Обучающее изложение в 9-м классе(2 часа).       

 

Конспект урока по русскому языку (Урок развития речи)

Тема: Обучающее изложение. (2 часа).

 Подготовка к  изложению с элементами

 сочинения по очерку Ю. Нагибина «Москвич Пушкин»

Цель:

1.     Подготовиться к изложению с

 элементами сочинения на основе культуроведческого текста.

2.     Развитие письменной и устной

 речи.

3.     Проверить и закрепить знания

 учащихся по темам: «Синтаксис и пунктуация сложного предложения», «Цитаты», «Стили

 речи».

4.     Показать значение А.С.

 Пушкина для современников и отношение русских людей к могиле поэта и местам,

 связанным с его жизнью.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, П.В. Нащокина, Н.Н.

 Гончаровой, А.М. Опекушина, Ю.М. Нагибина, А.М. Опекушина; презентация к уроку,

 распечатанные тексты с очерком Ю. Нагибина. и пересказ текста учащимися

Ход урока

I.                 

Сообщение темы и целей урока.

  Недавно на уроках литературы мы закончили

 изучать творчество А.С. Пушкина. Мы прикоснулись к личности величайшего русского

 поэта во всём обаянии и блеске его ума, характера, поэзии и прозы.

 

 

     Мы познакомились с важнейшими темами его

 поэзии, с его многочисленными возлюбленными, друзьями и современниками. Выявили

 роль Москвы и Петербурга в духовном становлении поэта.

 

 И сегодня мы  с вами приоткроем ещё одну страницу биографии

 А.С. Пушкина. А поможет нам в этом очерк Юрия Марковича Нагибина, портрет

 которого вы можете увидеть на доске (1-й слайд презентации).

 

 Юрий Маркович прошёл Великую Отечественную

 войну, в человеке ценил нравственные качества. Ряд статей посвятил классикам

 русской литературы. Преклонялся перед гением Пушкина.

 

  До сих пор между москвичами и петербуржцами

 идёт спор: Москве или Петербургу принадлежит главное место в жизни и творчестве

 Александра Сергеевича, какой из городов вправе называться «городом Пушкина»?

 

  Писатель Ю. Нагибин затронул эту проблему

 в своём очерке с характерным названием «Москвич Пушкин» (2-й слайд

 презентации).

 

- Итак, цель нашего урока –

 подготовка к изложению с элементами сочинения. Мы должны выявить

 идейно-художественные и культурные особенности предложенного текста и запомнить

 его (3-й слайд презентации).

 

- Откроем тетради и запишем

 тему урока.

 

 

-  А теперь обратимся непосредственно к тексту

 (слайд 4, 5). Прослушайте внимательно текст и попробуйте определить его тему и

 попытайтесь ответить на вопрос: о чём этот текст заставил вас задуматься?

 

II. Первое чтение текста

Вопросы к тексту:

1)     Какова тема очерка? (Москва

 в жизни Пушкина)

2)     Сформулируйте основную мысль

 текста (Москва – город Пушкина. Она разделила с Петербургом честь  считаться городом Пушкина) (6 слайд).

3)     К какому стилю речи  относится текст? (публицистический)

4)     Назовите приметы

 публицистического стиля (слайд 7).

-Это сообщение. В тексте

 ярко выражена позиция автора и оценка автором явления, о котором он сообщает.

- Язык образный,

 эмоциональный.

- Мысль писателя занимает

 проблемный вопрос.

- Языковые средства (8  слайд)

а) метафоры («золотые головы

 церквей», «аромат московского бытия»)

б) сравнения («памятник, как

 храм»)

в) вводные слова и

 конструкции («конечно», («ныне Баумана»)

г) высокая лексика

 («судьбоносный», «мироздание», «бытие», «чертог»)

 5) Что  такое очерк? (9 слайд)

    Очерк – жанр публицистики, разновидность рассказа, где излагаются и анализируются социально

 значимые проблемы с точки зрения автора

5)     Тип речи? (рассуждение с элементами описания и

 повествования) (10 слайд)

III.           Лексическая работа (11 слайд)

– Какие слова вам показались непонятными?

-Выясните значение следующих слов: (самостоятельно или по словарю)

* Почитатель – человек, относящийся с

 глубоким уважением к чему- либо или кому-либо;

* Уроженец (Москвы)-

 родившийся в Москве;

* Грот – пещера,

 чаще искусственная;

* Руины – развалины;

* Чертог – пышное,

 великолепное помещение, дворец;

* Бытие – жизнь;

* Мироздание

 – мир, вселенная;

* Обветшавший

 – ветхий, старый, дряхлый;

* Коронованная особа – монарх, царь;

* Палаты – большое

 богатое здание.

- Значение имён собственных мы выясним, когда будем составлять план текста.

IY. Составление плана (запись на доске)

- Читаем первый абзац.

 Озаглавим его.

(1. Москва уступила

 Пушкина Петербургу)

- Читаем и даём название второму

 абзацу.

(2. Москва. Дом Юсуповых.

 Детские впечатления)

* Комментарии:

- Портрет Ганнибала, деда

 Пушкина по линии матери) (13 слайд)

- Юсуповская веранда и комната)

- Кремль Москвы (1801 год)

Вопрос: Какие ещё факты

 свидетельствуют о главенствующем месте Москвы в жизни А.С. Пушкина?

- Впервые стал писать стихи

- Прожил  примерно треть своей жизни

- С 1826 – 1836 приезжал в  Москву 16 раз

- Знакомимся с 3-м  абзацем. Придумаем название.

(3. Образ Москвы в

 «Евгении Онегине»)

* Комментарии:

- Образ Москвы представлен в

 7-й главе романа в стихах «Евгений Онегин».

- Читает отрывок один ученик

 (заранее подготовленный) (14 слайд)

Ах, братцы,

 как я был доволен,

Когда церквей

 и колоколен,

Садов,

 чертогов полукруг

Открылся

 предо мною вдруг!

Как часто в

 горестной разлуке,

В моей

 блуждающей судьбе.

Москва, я

 думал о тебе!

Москва, как

 много в этом звуке

Для сердца

 русского слилось!

Как много в

 нём отозвалось!

- Перейдём к 4-му абзацу.

 Озаглавим. (4. Женитьба)

* Комментарии:

- Портрет Н.Н. Гончаровой

 (15 слайд)

- Вопрос: Откуда взята

 цитата «Чистейшей прелести чистейший образец»? (Из стихотворения А.С. Пушкина

 «Мадонна» 1830 г.)

- Рассмотрим 5-й абзац (5.

 В доме Нащокина)

* Комментарии:

- Портрет П.В. Нащокина и сведения о нём) (16 слайд)

- Читаем заключительный 6

 абзац (6. Открытие памятника поэту на Тверском бульваре) (17 слайд)

 *Комментарии:

- Создатель памятника -  Александр Михайлович Опекушин

- О памятнике

- Речь Достоевского стала

 апогеем его прижизненной славы. Эта речь оказалась завещанием Достоевского. В

 ней он назвал Пушкина «русским скитальцем», которому необходимо «всемирное

 счастье»

- Общество любителей русской

 словесности – литературное общество, существовавшее в 1813 – 1930 гг. В него

 входили Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой. (18 слайд)

Y. Работа с орфограммами и пунктограммами (слайд 19)

- Объясните подчёркнутые орфограммы:

 Беспечный,

 сословие, коренную, деревянный, каменный, аллея,

 воображение, уроженец, полководец, полусогласия, присутствует, словесность

- Объясните ЗП в следующих предложениях:

. 1 абзац последнее предложение

. 2 абзац 1 предложение

. 3 абзац 1 предложение

. стечение ЗП в последнем абзаце

. что присоединяет союз «как» в 5-м предложении

. ЗП при ПО и ДО

YI. Чтение текста самостоятельно и пересказ текста

 Учащимися

YII. Обратимся к творческому заданию

(оно записано на закрытой  доске)

- Наверное, задание 1 варианта

 покажется вам трудным. Многие из вас сегодня впервые увидели этот памятник.

 Поможет нам, рассказав о памятнике А.С. Пушкину (подготовленный заранее ученик)

- Примерный ответ:

    Мне очень нравится памятник А.С. Пушкину в

 Москве. Поэт стоит там задумчивый, погружённый в свои мысли. Возможно,  он думает, какое слово подобрать для новой

 строчки стихов, или он мечтает о своей возлюбленной Наталье Гончаровой, а может

 быть, он беспокоится о своих друзьях-декабристах и будущем России.

Но мне кажется, что раньше этот памятник

 выглядел лучше, Я видела старые фотографии: там 

памятник возвышается над всей площадью. Сейчас же он теряется на фоне

 огромного киноконцертного зала, обилия переливающихся рекламных щитов и постоянных

 автомобильных пробок.

- А вот отношение к

 творчеству поэта может высказать каждый из вас.

- Слушаем ответ ученика.

YIII. Заключительное слово учителя

     Как бы ни спорили Москва и

 Петербург за право называться «городом Пушкина», мы с вами должны помнить, что

 Пушкин – поэт общенациональный, его гений принадлежит всему русскому народу. Он

 присутствует в наших думах и сердцах с самого раннего детства и до глубокой

 старости. Он достояние всего человечества. Им всегда будут восхищаться и

 преклоняться перед ним. Недаром критик 19 века В. Г. Белинский сказал о Пушкине

 такие слова: «Пушкин

 принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающийся на той

 точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании

 общества» (20 слайд).

IX. Написание изложения (2 урок)

 

 

 

Прикрепленный файл Size
13__Microsoft_Powe.ppt 2.67 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн