Вы не зарегистрированы

Авторизация



Подготовка кадров к реализации развивающего обучения.

Фото пользователя Ольга Васильевна Лебедева
Submitted by Ольга Васильевна Лебедева on пн, 25/06/2012 - 03:46
Данные об авторе
Автор(ы): 
Лебедева Ольга Васильевна
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ № 2 города Вяземского

Регион: 
Хабаровский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
послевузовское профессиональное образование
Предмет(ы): 
Педагогика
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Методист
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p> <strong>Аннотация:</strong>В статье показано, как можно организовать работу по внедрению и распространению в инновационном режиме системы Л.В.Занкова на примере лаборатории развивающего обучения. Представлено, как более эффективно осваивать новое содержание образования. Освещены вопросы обучения педагогов.<strong>Ключевые слова:</strong>инновационная деятельность, эффективная подготовка педагогических кадров, проведение тренингов и семинаров, внедрение развивающего обучения.</p>

 

Подготовка кадров к реализации развивающего обучения.

Сегодня главное внимание в системе образования сосредоточено на введении в действие федерального государственного образовательного стандарта. Приоритетными признаны идеалы развивающего обучения. Содержание и организация образовательного процесса должны быть направлены на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающее социальную успешность.

Предложена принципиально новая образовательная цель, которая характеризует стратегию образования как развивающую и определяет такой образ школьной жизни, который дает перспективы личностного и познавательного развития ребенка.

При этом существует необходимость учитывать разные темпы и направления развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике, связанные с возрастными, психологическими и физическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

Очень важно, что все это зависит от правильного построения образовательного процесса, от активной позиции самого учителя и от его выбора развивающей методики обучения. Подготовить учителя к этому выбору, одна из основных задач методической службы.

Одним из апробированных вариантов такого развивающего обучения является психолого-педагогическая система, разработанная академиком Л.В.Занковым. Внедрение ее в практику обеспечивает качественное изменение образовательного пространства начальной школы, а проведенные мониторинговые исследования показывают высокую эффективность системы Л.В.Занкова для развития всех детей, как сильных, так и слабых.

Поэтому с июня 2011 года в районе была создана творческая группа педагогов – лаборатория развивающего обучения (приказ № 284 от 24.06.2011 администрации Вяземского муниципального района). Лаборатория создавалась для обеспечения в инновационном цикле внедрения и распространения опыта работы по развивающей системе Л.В.Занкова. Функционирует группа на базе МБОУ СОШ № 2 из числа учителей начальной школы.

Задачи лаборатории развивающего обучения:

  •   Повышение творческого потенциала учителей, приобретения навыков по разработке методических рекомендаций;
  •   Формирование творческого коллектива учителей-единомышленников;
  •   Апробация и внедрение новых педагогических технологий;
  •   Разрешение в совместной работе профессиональных проблем, трудностей обучения и воспитания, оказание помощи педагогам в овладении  инновационными процессами в обучении и воспитании;
  •   Обобщение опыта работы педагогов по направлению образовательной деятельности, определенной проблеме;
  •   Создание банка инноваций, методик, педагогических технологий.

Деятельность лабораториипредполагает реализацию стратегических направлений по разработке, апробации и внедрению:

  •   нового содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, систем оценки качества образования;
  •     новых средств обеспечения общественно-профессиональной поддержки программ развития образования на начальной ступени;
  •     новых форм, методов и средств обучения в образовательных учреждениях.

  Для обеспечения качественной подготовки учителей работу лаборатории мы распланировали в 3 этапа:

1 этап – учебно-образовательный

2 этап – проектно-аналитический

3 этап – диссеминационный

Пока мы находимся на первом этапе. Учителя  знакомятся с дидактическими принципами, методической системой, изучают формы организации обучения, направленного на общее развитие школьника, осваивают особенности педагогического общения в теории и практике развивающего обучения.

Наиболее приемлемыми формами работы для организации обучения педагогов и распространения системы считаем учебные тренинги и семинары.

Семинары – это, прежде всего, теоретические и практические занятия, происходящие в виде дискуссий на заданную тему. Тренинги – это тренировка и отработка алгоритма поведения и правил мышления. Семинары дают необходимые знания, а тренинги закрепляют эти знания практическими навыками. И каким бы хорошим не был семинар, обучающий тренинг будет необходимым дополнением к нему. Точно так же сам по себе обучающий тренинг, если предварительно не проведен семинар, не дает того эффекта, какой можно получить вкупе с ним. На моделях теоретического семинара «Развивающая система обучения. Развеиваем мифы» и учебного тренинга  «Психолого-педагогические основы системы Л.В.Занкова», которые прошли у нас 31 октября и 7 ноября 2011 года покажем, как реализуются на практике профессиональная подготовка педагогов – занковцев и осознание ими эффекта от коллективной мыслительной деятельности.

 

 Теоретический семинар.

Тема: «Развивающая система обучения. Развеиваем мифы».

 

Цель:

Привлечение внимания педагогической общественности к идеям и опыту реализации системы развивающего обучения Л.В.Занкова в условиях реализации ФГОС НОО, повышение ее престижа.

 

Задачи:

1. Формирование общего представления о современной развивающей системе.

2. Популяризация идей системы развивающего обучения Л.В.Занкова, повышение роли и авторитета системы в образовательном пространстве.

3. Овладение технологией ведения дискуссии в форме организационно-педагогической игры «Вертушка».

 

План:

1. «Система развивающего обучения Л.В.Занкова. Что это такое?»

2. «Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В.Занкова»

3. Организационно – педагогическая игра «Вертушка» по теме: «Развеиваем мифы. Развивающая система Л.В.Занкова: опыт и современность»

 

Первые два вопроса рассматриваются в виде лекций, которые предоставляют педагогам необходимые и достаточные знания для успешного выполнения практической деятельности по внедрению развивающего обучения. Далее проводится дискуссия в форме организационно-педагогической игры. Это эффективная форма выработки коммуникативных умений, т.к. предполагает тесное общение. В дальнейшем учителя могут ее использовать как способ организации внеурочной коллективной творческой деятельности школьников.

 

Организационно-педагогическая игра «Вертушка»

 

Цель деловой игры:

Выявить существующие мнения о системе Л.В.Занкова в образовательном мире и обществе, объяснить причины их возникновения и предложить пути популяризации идей развивающего обучения.

I этап – Знакомство

  1. Объединение в группы по 3-4 человека
  2. Знакомство в группах
  3. Получение оборудования

II этап - Постановка проблемы

  1. Индивидуальное задание: записать формулировку одного или нескольких негативных мнений, которые на Ваш взгляд наиболее распространены в обществе о системе Л.В.Занкова.
  2. Групповое задание: выделить из общего круга мнений, наиболее значимое для всех членов группы, которое группа хотела бы решить.

III этап – «Мозговой штурм»

1. Описание проблемы группой.

На специальном листке:

- записать формулировку выбранного мнения;

- изложить суть его (как определенное противоречие);

- высказать возможные причины его появления;

- предложить пути решения проблемы

  1. Обмен результатами работы группы с соседней.

-На конверте записать формулировку выбранного негативного мнения

-Вложить листок с записями группы в конверт

-Передать конверт коллегам соседней группы и получить соответственно от другой группы их конверт (движение осуществляется в одном направлении по ходу часовой стрелки)

3.  Вникнуть в суть проблемы и обсудить ее в группе по следующему плану:

-Используя только запись негативного мнения на конверте, на отдельном листе запишите, как Вы понимаете суть проблемы

-Укажите возможные причины возникновения данного мнения

-Предложите свои пути решения данной проблемы и вложите в конверт для передачи другой группе

4. Аналогичная работа проводится по всем предложенным группами негативным мнениям

5. Завершается работа при получении конверта со своей проблемой и изучением записей коллег 

IV этап – Анализ

Изучив содержание записей ваших коллег по решению предложенной вами проблемы, ответьте на вопросы:

-Все ли группы поняли суть проблемы?

-Согласны ли вы с причинами возникновения данного мнения, которые указали ваши коллеги?

-Какие предложения коллег помогли вам увидеть новые варианты решения вашей проблемы?

 Обобщите полученные ответы и выскажите ваше заключение о результатах анализа (выступление одного представителя от группы).

V этап – Рефлексия.

Выскажите свое мнение о том:

-позволила ли вам данная игра увидеть общее в решаемых проблемах или выйти на формулировку других проблем?

 -каких?

 

Следом за семинаром проходит тренинг - это обучение на практике. Хотя основной акцент делается на тренировку, отработку, но и теория здесь тоже есть (1,3,5 пункты плана). Правда, она преподносится в минимальном объеме и служит только для того, чтобы повторить осваиваемый материал и применить его осознанно и правильно. Так как люди работают в группах, то и результат получается лучше и качественней, чем у каждого по отдельности. В группе рождаются дискуссии, открываются новые взгляды на изучаемый материал, формируется рабочая атмосфера, которая во многом ускоряет и облегчает работу каждого участника.

 

 Тренинг.

Тема:«Психолого-педагогические основы системы Л.В.Занкова».

 

Практическая задача:

Изучение психолого-педагогических основ системы Л.В.Занкова.

 

Учебные задачи:

  1. Исследование актуальности основной цели обучения и теоретико-практических основ формирования содержания обучения, направленного на общее развитие учащихся.
  2. Анализ теоретических основ дидактической системы развивающего обучения.
  3. Самостоятельное моделирование фрагментов уроков, базирующихся на методической системе обучения, направленного на общее развитие школьника.

 

Осуществление поставленных задач служит повышению профессиональной компетентности каждого педагога. А это повышает качество образовательного процесса в целом.

 

Оборудование:

Листы чертежной бумаги формата А3, карточки с заданиями для практической работы, учебники и печатные тетради по системе Л.В.Занкова.

 

Используемые материалы:

  •      Задачи периода обучения грамоте по системе Л.В.Занкова и по традиционной программе (фрагменты программ по русскому языку)
  •      Требования традиционной программы и системы Л.В.Занкова по разделу «Работа с задачами» (фрагменты программ по математике)
  •      Система формирования нравственных представлений и нравственных качеств ребенка (фрагмент приложения к программе по литературному чтению, автор В.А.Лазарева)
  •      Краткое представление факультативных курсов «Я – исследователь» автора А.И.Савенкова.
  •      Цель системы Л.В.Занкова и цели ФГОС НОО (фрагменты документов)

 

  Используемые техники:

Тестирование и работа в группах с использованием методики «Обсуждение вполголоса».

 

  План:

  1. Цель, задачи и содержание обучения, нацеленного на оптимальное общее развитие каждого школьника.
  2. Практическая работа в группах: «Исследование актуальности основной цели обучения и теоретико-практических основ формирования содержания обучения, направленного на общее развитие учащихся».
  3. Дидактические принципы системы развивающего обучения Л.В.Занкова.
  4. Индивидуальная работа – тестирование по теме: «Теоретические основы дидактической системы развивающего обучения».
  5. Методическая система развивающего обучения.
  6. Практическая работа: моделирование фрагментов уроков, базирующихся на методической системе обучения, направленного на общее развитие школьника.

 

Работа в группах с использованием методики “Обсуждение вполголоса”:

 Методика предполагает проведение закрытой дискуссии в микрогруппах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе которой мнение своей микрогруппы доказывает ее лидер и это мнение обсуждается всеми участниками.

 

         Задания к практической работе:

«Исследование актуальности основной цели обучения и теоретико-практических основ формирования содержания обучения, направленного на общее развитие учащихся».

 

1 группа: Сравните задачи периода обучения грамоте в программе по русскому языку по системе Л.В.Занкова с традиционной программой. Выявите черты сходства и различия. Как отражается в задачах учебного предмета системы Л.В.Занкова основная концептуальная идея системы развивающего обучения?

 

2 группа: Проанализируйте требования программы по математике (система Л.В.Занкова) по разделу «Работа с задачами», 4 класс. Сравните их с аналогичным разделом программы в традиционной системе.

 

3 группа: Проанализируйте фрагмент приложения к программе по литературному чтению (автор В.А.Лазарева) и ответьте на вопрос: с какой целью оно дано наряду с общепринятыми программными требованиями?

 

4 группа: Как связано с целью и задачей системы Л.В.Занкова включение в учебный план факультативных курсов «Я – гражданин России», «Экономика»? Для ответа на вопрос прочитайте их краткое представление.

 

Об уровне освоения участниками тренинга предложенной интеллектуальной деятельности можно судить по результатам выполнения заданий в группах.

После актуализации знаний по теоретическим вопросам проводится тестирование, которое дает представление насколько человек овладел психолого-педагогическими основами развивающего обучения. При этом хорошо видны «слабые места» в овладении методикой. Это дает возможность на следующих занятиях разобрать более подробно мало изученную тему.

 

Тестирование по теме:

«Теоретические основы дидактической системы

развивающего обучения»

 

1.Раскройте взаимосвязь между обучением и развитием. Выберите правильный ответ:

а) Обучение и развитие – процессы, которые независимы один от другого. Обучение не предопределяется развитием;

б) Развитие предопределяет успех обучения. Но развитие независимо от обучения. Его протекание предопределено заранее биологическими факторами;

в) Обучение предопределяется развитием, уровень развития обусловливает характер и содержание обучения. Но обучение не влияет на развитие;

г) Обучение и развитие – процессы взаимообусловленные. Обучение зависит от развития, но, в свою очередь, само развитие стимулируется обучением. Обучение ведет за собой развитие;

д) Развитие всецело зависит от обучения. Каково обучение, таково и развитие.

2.Что вы понимаете под принципами обучения? Из предложенных ответов выберите правильный:

а) Под принципами дидактики следует понимать исходные положения, которые определяют содержание, организационные формы и методы учебной работы в соответствии с целью обучения и воспитания;

б) Принципы обучения – это исходные правила и закономерности, которые указывают пути организации познавательной деятельности учащихся;

в) Принципы обучения выражают общие закономерности и методы преподавательской работы учителя в соответствии с потребностями общественно-экономической формации.

3.Из приведенного перечня принципов обучения выделите общепризнанные: сознательность, одобрение, активность, оптимизация, наглядность, систематичность, эмоциональность, последовательность, прочность, доступность, научность, планомерность, учет возрастных особенностей, своевременность, действенность, руководящая роль учителя, самоконтроль.

4.Перечисленные ниже дидактические принципы разделите на две группы. Каждую группу принципов озаглавьте:

  • Научность;
  • Ведущая роль теоретических знаний;
  • Наглядность;
  • Систематичность и последовательность;
  • Быстрый темп обучения;
  • Прочность знаний;
  • Высокий уровень трудности с соблюдением меры трудности;
  • Доступность;
  • Связь теории с практикой;
  • Работа над развитием всех учащихся, в том числе и слабых.

 

Тренинг полезен  как  для  опытных  профессионалов,  так  и   для начинающих.  Тем,  кто  впервые и в течение краткого времени поработал в развивающей системе,  тренинг может показать путь к дальнейшему  развитию  своих способностей, реализации своего потенциала.

Учителям с большим практическим опытом позволит осознать приемы, используемые  интуитивно,  обогатить  свой арсенал новыми эффективными способами преподавания и проанализировать сильные и  слабые  стороны  своей профессиональной деятельности.  Особенно это полезно тем, кто перестал творчески относиться к своей профессии и  незаметно  для  самого  себя перешел к шаблонному использованию нескольких эффективных приемов.

Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они в конечном итоге замыкаются на учителе, которому во все времена принадлежала ведущая роль в воспитании подрастающего поколения. Особенно востребованным становится учитель-профессионал, способный с учетом меняющихся социально-экономических условий и общей ситуации в системе образования выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса.

Наши учителя еще новички, поэтому стараются посещать все Занковские семинары, которые проходят на базе ХК ИРО.  Взаимодействуют с МО «Занковцы» г. Хабаровска. Выезжали к ним на открытые уроки. В апреле 2012 года на базе ресурсного центра был организован районный семинар по теме «Развивающая система обучения. Реализация в практике», в рамках которого педагоги давали открытые уроки по окружающему миру и литературному чтению.

На сайте МЕТОДПРЕССЦЕНТРА  http://metodpresscentr.ru/  создан блог «Мы – Занковцы», где размещена часть материалов, наработанных нашей лабораторией развивающего обучения.

Каковы же промежуточные результаты работы нашей лаборатории?

На сегодняшний день в районе работает 7 учителей по системе Л.В.Занкова, обучается 161 учащийся – это составляет 15 %  от общего числа учеников начальной школы. А с нового учебного года присоединяются к системе Занкова еще 4 сельских школы (МБОУ ООШ с. Отрадное, МБОУ ООШ  с. Глебово, МБОУ начальная школа - детский сад с. Видное, МБОУ ООШ п. Медвежий).

Проанализировав результаты нашей работы, можно сделать вывод, что увеличился интерес педагогов к системе развивающего обучения Л.В.Занкова, так как растет число образовательных учреждений нашего района, переходящих на эту систему. А следовательно, работа лаборатории является результативной. Она способствует плодотворному общению педагогов, интенсивному росту их педагогического мастерства, развитию творческих инициатив.

В следующем учебном году на втором этапе (проектно-аналитическом) учителя будут уже уверенно использовать в своей деятельности рекомендации методистов и ученых, отрабатывать умения организовывать учебную деятельность в соответствии с требованиями развивающего обучения, отбирать материал для внеурочной деятельности, учитывая запросы школьников и их родителей.

Работу лаборатории хотим построить в режиме проблемного семинара. На его заседаниях в совместной работе можно разрешить возникающие профессиональные проблемы, трудности обучения и воспитания, оказать помощь нуждающимся педагогам в овладении  инновационными процессами в обучении и воспитании. Наладим систему взаимопосещаемости уроков учителями. На основе этого разработаем программу методической помощи учителю исходя из наблюдений за его деятельностью. Так же в 2012-2013 учебном году планируется создание банка уроков, рабочих программ, программ внеурочной деятельности по развивающей системе Л.В.Занкова в условиях реализации ФГОС.

На завершающем третьем этапе (диссеминационном) на основе имеющегося опыта и результатов опытно-экспериментальной работы предполагается, что учителя будут приобретать свой авторский подчерк в обучении и воспитании, ориентируясь на технологию развивающего обучения.  А этот вид деятельности характерен для педагога-исследователя. В течение 2013-2014 учебного года планируется обобщение опыта работы краевой лаборатории на базе района.

 

 

Литература.

  1. Каптерев А.И. Менеджмент знаний: от теории к технологиям. – Москва 2005.
  2. Инновационная деятельность образовательного учреждения по реализации федерального образовательного стандарта начального общего образования. Методические рекомендации / под общ.ред. Н.Н.Быстровой, И.Е.Терещенко – Хабаровск: ХК ИРО 2011.
  3. Нечаева Н.В., Рощина Н.Н. Педагогическая система развивающего обучения Л.В.Занкова. Учебное пособие. – Самара 2006.
  4. Занковские педагогические чтения. 2008-2009. Материалы Четвертых Всероссийских Занковских чтений. – Самара 2009.

 

Прикрепленный файлSize
дискуссия по развивающей системе Занкова.ppt1 MB
работа в группах Обсуждение вполголоса.ppt814 KB