Официальный сайт travelspo 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа курса факультативных занятий для старшеклассников

Фото пользователя Наталья Плетнякова
Размещено: Наталья Плетнякова - чт, 28/06/2012 - 19:44
Данные об авторе
Автор(ы): 
Плетнякова Наталья Евгеньевна
Место работы, должность: 
МБОУ СОШ№2 г. Радужный
Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Психология
Предмет(ы): 
Социология
Цель урока: 

формирование психологической готовности старшеклассников к семейной жизни

Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

методическое пособие «Мир мужественности, женственности и красоты: элективный курс. 8-9 классы», авт. – сост. Н.Н. Лубянова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 220 с.

Используемая методическая литература: 

1.     Араканцева Т.А. Гендерные аспекты родительско-детских отношений. Учебное пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. – 61 с.

2.     Афанасьева Т.М. Семья: Проб. Учеб. Пособие для учащихся сред. Учеб. Заведений. – М.: Просвещение, 1985. – 224 с.

3.     Бендас Т.В. Гендерная психология:Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 431 с.

4.     Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: Изд-во Московского университета, 1987. – 176 с.

5.     Козлов Н.И. Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 – 480 с.

6.     Курпатов А.В. 5 великих тайн мужчины и женщины. –СПб.: Изд. Дом «Нева, 2006. – 256 с.

7.     Майерс Д.Социальная психология/ Перев. С англ. – СПб.: Питер Ком, 1998. -668 с.

8.     Правдина Н.В.Идеальный мужчина для идеальной женщины. – М.: Астрель, 2007. – 197 с.

9.     Современная энциклопедия для девочек: Для ст. шк. Возраста/Авт.-сост. Н.М. Волчек. Минск: Современный литератор, 1999. – 668 с.

10.    Назарова М.В. Полоролевое воспитание детей и подростков: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических ВУЗов. – Владимир :ВГПУ, 2007. – 56 с.

Используемое оборудование: 

-        тренинговое пространство (тренинговый зал);

-        столы и стулья для конспектирования и рисования;

-        музыкальный центр;

-        доска;

-        канцелярские принадлежности.

 

Краткое описание: 
Программа факультативных занятий для старшеклассников "Формирование психологической готовности юношей и девушек к семейной жизни"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

закрытого административно-территориального образования

города Радужный Владимирской области

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                           ПРИНЯТО

Директор МБОУ СОШ №2                                                                                                                        на заседании

ЗАТО г. Радужный                                                                                                                                    научно-методического

Владимирской области                                                                                                                             совета

____________Борисова Т.В.                                                                                                                     Протокол №4

«__»________2011 г.                                                                                                                                 от 13 сентября 2011 г.

 

 

ПРОГРАММА

факультативного курса для старшеклассников

 «Формирование психологической готовности юношей и

девушек к семейной жизни»

                                   

                                                                                                                                                                                                                                Автор:                               

                                                                                      Социальный педагог, педагог-психолог

Плетнякова Н.Е.

                                                                                             

 

 

2011 год

 

Программа данного курса разрабатывалась при содействии научного руководителя эксперимента,доктора педагогических наук, профессора член-корреспондента Международной Славянской Академии - Завражина Сергея Александровича.

В основе курса лежит методическое пособие «Мир мужественности, женственности и красоты: элективный курс. 8-9 классы», авт. – сост. Н.Н. Лубянова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 220 с.

   Пояснительная записка

              Современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное. Упала рождаемость, происходит девальвация смысла семейной жизни, ее ориентации на воспитание детей. Родители, старающиеся наилучшим образом воспитывать своих детей, сталкиваются с сильнейшим противодействием внешнего окружения их влиянию (средства массовой информации, реалии жизни, референтная группа ребенка и прочее). Общество потребления ориентировано не на создание благ, а на потребление материальных ценностей. Отношения общества потребления переносятся и на внутрисемейные отношения. Происходит обесценивание традиционных семейных ценностей (верности, любви, чистоты супружеских отношений) в угоду сиюминутным желаниям. Выбор партнера по браку не является для юношей и девушек значимым, происходит подмена психологической совместимости физиологической зависимостью по причине раннего добрачного опыта интимного общения. СМИ активно пропагандируют «свободные отношения», происходит эротизация современного искусства: кино, телевидения. Активно пропагандируется терпимое отношение к сексуальным меньшинствам, появился стиль одежды и поведения «унисекс».

               В условиях кризиса института семьи и изменения этики сексуальных отношений в сторону послабления, формирование адаптационных возможностей молодых людей в современных условиях жизни занимает особое место среди множества проблем. Благоприятное прохождение молодыми людьми полоролевой социализации обеспечивает социальное, нравственное и физическое здоровье семьи, а, следовательно, и общества в целом. Активные пробы взрослой позиции в этом направлении начинается молодыми людьми еще в пору своего пребывания за школьной партой, в то время как взрослыми эта проблема считается менее важной, чем учеба.

                В связи с введением обязательного общего образования и с принятым в стране Семейным кодексом РФ от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ, последствием снижения брачного возраста до 16 лет (во Владимирской области до 14 лет) может стать перенесение социально-психологических проблем семьи в стены школы.

Возраст ранней юности – 14-18 лет - центральный период формирования установок личности, в том числе и в сфере полоролевых отношений. Данный возраст является наиболее подходящим для анализа различных представлений и формирования на этой основе собственной позиции относительно данной проблемы. В пору активного самопредъявления молодых людей и в ходе поиска интимного и брачного партнера они сталкиваются с ложными убеждениями и установками. Искажения в восприятии потенциальных партнеров переходят в проблемы «обманутых ожиданий», «несбывшихся надежд», «поруганных чувств», «растоптанной любви». В связи с этим чрезвычайно актуальным становится оказание социально-психологической помощи старшеклассникам с применением активных средств психологического содействия.

             Предлагаемые факультативные занятия охватывают вопросы социализации личности, связанные с отношением к людям своего и противоположного пола, способами взаимодействия с ними, представлением о себе и о другом как возможном брачном партнере, созданием семьи, планированием ребенка и ответственного родительства, прогнозированием жизни своей будущей семьи.

 

 

 

 

Цель курса: формирование психологической готовности старшеклассников к семейной жизни.

Задачи курса:

·       Ознакомить учащихся с основами гендерной психологии, семейной психологии, психологии межполовых эмоциональных отношений;

·       способствовать полоролевому воспитанию старшеклассников, профилактике ранних половых связей;

·       актуализировать процессы формирования у старшеклассников идеалов мужественности и женственности – полоролевой идентичности;

·       повысить у старшеклассников серьезность в вопросах создания семьи, планирования ребенка и ответственного родительства.

Программа представляет собой цикл занятий (34 занятия).            

Программакурса предназначается для работы социального педагога, педагога-психолога с  учащимися старших классов средней общеобразовательной школы (старшего подросткового и раннего юношеского возраста -14-17 лет).

Продолжительность каждого занятия– 1 ч.

Периодичность занятий1 раз в неделю.

Количество участников группы:10-15 человек.

При комлектации группы следует учитыватьто, что  по половой характеристике она должна быть гетерогенна, а по возрастной – гомогенна.

 Форма проведения занятий:  лекции-беседы с элементами психологического тренинга.

Схема построения занятий:

Вводная часть:

–       применяются упражнения, подводящие к эффективному проведению основной части, упражнения, направленные на сплочение группы, создание доверительной атмосферы взаимодействия.

Основная часть:

-        теоретическая (лекционная) часть (информирование); выполнение основных упражнений, групповая дискуссия, социально-педагогическая диагностика, ролевые игры, психогимнастика, релаксационные техники.

Заключительная часть:

-        рефлексия: обмен впечатлениями о занятии;

-        домашнее задание.

 

Необходимое оборудование:

-        тренинговое пространство (тренинговый зал);

-        столы и стулья для конспектирования и рисования;

-        музыкальный центр;

-        доска;

-        канцелярские принадлежности.

 

 

 

Тематическое планирование факультативных занятий

 «Формирование психологической готовности юношей и

девушек к семейной жизни».

Название раздела

 

Темы занятий

Кол-во часов

1. Психология семьи.

1.Семья в современном обществе.

1

2. Функции семьи. Виды семей.

1

3. Типы семей и семейных отношений.

1

4. Эволюция семьи.

1

5. Семья или сожительство: плюсы и минусы.

1

6.  Родительство и его значение. Легко ли быть родителем?

1

7. Факторы, задачи и методы нравственного развития  ребенка в семье.

1

8. Культура семейных отношений. Супружеские конфликты и дети.

1

9. Проблема нравственной и психологической адаптации молодоженов. Идеалы и быт.

1

10. Работающая жена или домохозяйка.

1

11. Лидерство или партнерство в семье?

1

12. Развод и его причины.

1

13. Влияние вредных привычек на благополучие семьи (алкоголизм, наркомания, курение)

1

2. Психология пола.

 

Полоролевая социализация молодежи.

14. Проблема половой самоидентификации. Феминизация. Маскулинизация.

1

15. Современный юноша.

1

16. Мужественность - важнейшее нравственное качество мужчины.

1

17. Современная девушка. Непреходящие ценности женского характера. Понятие о женственности.

1

18. Рыцарь и дама его сердца. Мужчина и женщина 21 века.

1

19. Гендерная демография (продолжительность жизни, пропорция полов в обществе)

1

20. Гендерные характеристики личности. Гендерные роли.

1

21. Психология интимных отношений

1

22. Сексуальная свобода и социальный контроль.

1

23.  Предбачный опыт: за и против.

1

24. Последствия ранних половых связей. Контрацепция.

1

25. Проституция. История, причины сохранения и социальные последствия.

1

3. Психология эмоциональных отношений мужчины и женщины

26. Динамика эмоциональных отношений.

1

27.Психология симпатии.

1

28. Притягиваются ли противоположности? (Сходство-взаимодополнительность)

1

29. Привязанность. Типы привязанностей. Супружеская привязанность и счастье.

1

30. Психологический анализ любви.

1

31. Типы любви, вариации любви. Любовь - порядочность.

1

32. Мыслители прошлого о смысле любви. (Платон,  Шопенгауер, Вл. Соловьев). Зависимость богатства чувства любви от богатства внутреннего мира личности.

1

33.Одиночество: Беда или вина?

1

34.Культура общения юношей и девушек.

1

35.Культура завершения отношений.

1

 

 

 

Приложение

                                            АНКЕТА   «Моя будущая семья»

 

Возраст__________пол_____________

 

1.      Я планирую создать семью в возрасте:

а)  18-20 лет;

б)  21-23 лет;

в)  24-26 лет;

г) 27-29 лет;

д)  после 30 лет;

е) не думал (а) об этом;

ж)  другой вариант______________

2.      Я хочу иметь в будущем:

а)  1 ребенка;

б)  2 детей;

в) 3 детей;

г)  более 3 детей;

д)  не думал (а) об этом

е) _____________________________

 

3.      Я хочу, чтобы отношения между супругами в моей будущей семье были:

       а)  такие же, как в родительской;

       б) лучше, чем в родительской;

       в) не думал (а) об этом;

        г) ________________________________________

 

4.      Родители должны (выберите возможные варианты):

       а) заботиться (кормить, поить);

                     б) любить;

                     в) воспитывать;

       г)  наилучшим образом материально обеспечивать своего ребенка;

       д)  уважать, считаться с мнением ребенка;

       е) защищать ребенка от бед и жизненных невзгод;

       ж) предоставлять свободу действий и право выбора жизненных приоритетов;

       з) проявлять интерес ко всем аспектам жизни ребенка.

 

               5.    Ребенок должен быть(выберите возможные варианты):

                      а)  послушным;

                      б)  самостоятельным;

                      в) удобным для родителей;

                      г)  талантливым;

                      д) предметом гордости родителей;

                      е) воплощать планы родителей на его жизнь (мама не стала великой певицей - дочь должна непременно стать).

 

6.      Пронумеруйте следующие категории по степени значимости для Вас

(от 1 до 6):

ЛЮБОВЬ                                                 ____

СЕМЬЯ                                                    _____

МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ______

ИНТИМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ                _______

ДЕТИ                                                        ________

КАРЬЕРА                                                __________

 

7.      В будущем я стану:

а)  хорошей (им) матерью (отцом);

б) обычной матерью, обычным отцом;

в) самой лучшей матерью, самым лучшим отцом для своего ребенка;

г) не задумывал (ась) ся об этом;

д)_____________________________________________________.

 

              8.     Я считаю, что первый опыт интимных отношений у девушек должен         быть в:

                     а)  12-13 лет;

       б)  14-15 лет;

в)  16-17 лет;

г)  после 18 лет;

д)  после вступления в брак;

е) не думал (а) об этом.

 

              9.    Я считаю, что первый опыт интимных отношений у юношей должен         быть в:

                     а)  12-13 лет;

       б)  14-15 лет;

в)  16-17 лет;

г)  после 18 лет;

д)  после вступления в брак;

е) не думал (а) об этом.

 

              10. Я хочу, чтобы материальное положение моей семьи было:

       а)  таким же, как родительской;

       б) лучше, чем в родительской;

       в) не думал (а) об этом;

        г) ________________________________________

 

СПАСИБО ЗА ОТКРОВЕННОСТЬ!

 

 

 

Литература:

 

1.     Араканцева Т.А. Гендерные аспекты родительско-детских отношений. Учебное пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. – 61 с.

2.     Афанасьева Т.М. Семья: Проб. Учеб. Пособие для учащихся сред. Учеб. Заведений. – М.: Просвещение, 1985. – 224 с.

3.     Бендас Т.В. Гендерная психология:Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 431 с.

4.     Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: Изд-во Московского университета, 1987. – 176 с.

5.     Козлов Н.И. Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 – 480 с.

6.     Курпатов А.В. 5 великих тайн мужчины и женщины. –СПб.: Изд. Дом «Нева, 2006. – 256 с.

7.     Майерс Д.Социальная психология/ Перев. С англ. – СПб.: Питер Ком, 1998. -668 с.

8.     Правдина Н.В.Идеальный мужчина для идеальной женщины. – М.: Астрель, 2007. – 197 с.

9.     Современная энциклопедия для девочек: Для ст. шк. Возраста/Авт.-сост. Н.М. Волчек. Минск: Современный литератор, 1999. – 668 с.

            10.    Назарова М.В. Полоролевое воспитание детей и подростков: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических ВУЗов. – Владимир :ВГПУ, 2007. – 56 с.

            11. Мир мужественности, женственности и красоты: элективный курс. 8-9 классы / авт. – сост. Н.Н. Лубянова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 22


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн