Официальный сайт teledu 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Оценка знаний учащихся

Автор: 
Нил Назипович Бикбулатов, учитель информатики 2 категории
Место работы: 
средняя школа № 51 г. Минска
Контакты: 

 

 

 

Завуч: " Не опускайтесь до уровня учеников!"
Учитель: " А!? Они сами поднимаются!"

 

"Копить можно не только капитал, но и знания,
а с них в будущем тоже можно получать проценты".

 

"Стимулирование познавательной активности -
технология для школы и семьи".

 

Оценка проблемы в данной области

 

Нестабильность в экономике, неуверенность в завтрашнем дне воспитывает в людях потребительское отношение "жизнь одним днем". У молодого поколения не воспитывается потребность делать накопления, вкладывать свои сбережения в банки, не воспитывается желание вложить свои сбережения в "дело" и получать проценты. Копить можно не только капитал, но и знания, с них тоже в будущем можно получать проценты.

 

Задачи предлагаемой системы оценки

 

Основная задача - стимулировать познавательную активность учащихся. Вторая задача - научить учащихся распределять свои силы и возможности. Третья задача - реализовать новые формы взаимодействия семьи и школы, ввести в жизнь ученика и семьи такие новые понятия "рынка знаний", как "заработать оценку", "получить кредит", "накопить сбережения", "прибыль" и т.д. Перспективная задача - создать на базе современной компьютерной техники средства поддержки новой технологии.

 

Воспитательная задача предлагаемой методики - формирование у учеников уважительного отношения и привычки к труду, сознательной дисциплины, чувства ответственности и т.д. В процессе учебы выражаются навыки объективного анализа, оценки и самооценки. Очень важно, чтобы учитель все это держал в поле зрения и своевременно оценивал, с учетом индивидуальных способностей, каждого ученика.

 

Перспективные цели

 

Совершенствование методики оценки знаний за счет использования компьютерных средств и информатизации учебного процесса, освоение элементов технологии глобального обучения в школах, гуманизация отношений между преподавателем и учащимися, улучшение взаимосвязей между школой и семьей.

 

Актуальность, научно-методическая новизна и практическая сложность

 

В условиях кардинальных социальных преобразований общества, информатизации школы и интенсивного развития новых форм обучения, становится необходимой реконструкция способов оценки знаний учащихся. Применяемые в настоящее время в средней школе системы оценивания знаний учащихся, слабо стимулируют инициативу детей, ограничивают "верхнюю планку" их достижений, вносят заметный элемент случайности, снижают значимость постоянной работы ребенка на протяжении определенного периода обучения. Принятые методики оценивания школьных знаний фактически имеют фискальный характер: снижение оценки воспринимается ребенком как наказание, унижающее его достоинство и ущемляющее самолюбие ребенка. Традиционная методика ведения занятий ограничивает и учителя в частоте и способах оценки знаний, не дает простора развитию полноценной инициативы детей, а иногда и ухудшает психологическую обстановку занятий. Аналогичную по своей сути методику оценки успехов своих детей, порой непроизвольно, используют и родители. Новая система должна обязательно содержать оценку всей работы на протяжении контрольного периода, включая различные дополнительные формы работы. А новые формы взаимодействия преподавателя и ребенка, школы и семьи должны обеспечить систематический контроль за усвоением знаний.

 

На новом этапе развития общества, где ведущее место отводится рыночным отношениям, в системе образования и воспитания должны формироваться новые ценности. В них приоритет отдается деловым качествам, инициативному уму, практической значимости и конкурентоспособности результатов. Целенаправленный процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, практическими умениями и навыками со стороны семьи и школы поможет воспитанию молодого поколения в условиях рынка.

 

Новизна предлагаемой методики заключается в методах проведения занятий и оценки результатов деятельности детей, посредством создания игровой обстановки, имитирующей нарождающиеся реалии рыночных отношений. В ее основе заложено стимулирование познавательной активности, выявление и развитие деловых качеств и творческих способностей детей, помощь родителям и педагогам в развитии у детей инициативы и предприимчивости.

 

Сущность предлагаемой системы оценки

 

Сущность предлагаемой системы оценки состоит в стимулировании учащихся через возможность воздействия на "оценку" своим трудом, творчеством, талантом... Стимулирование можно применять и при обычных методах обучения и оценки работы учащегося, особенно в тех случаях, когда у учителя возникает необходимость дополнительно поощрить ученика, учесть его старание, аккуратность или качества, которые невозможно учесть в оценке. В своей работе я использую следующую систему оценки знаний учащихся.

 

Первое. В предлагаемой методике вводится понятие "заработать оценку", которое включает в себя понятие "заработать балл" (часть оценки).

 

Второе. За определенный промежуток времени, у меня это два урока, в течение которых можно исправить любую оценку даже "0" (дайте ребенку шанс), ученик зарабатывает баллы из которых формируется оценка (например, баллы суммируются за устный ответ, домашнюю работу, самостоятельную работу, за рефераты и т.д.).

 

Третье. Работая дополнительно или выполняя более сложные задания, ученик имеет возможность заработать любое количество баллов (не ограничивайте учеников). Если баллов заработано больше чем требуется для выставления оценки, то по желанию ученика можно выставить в журнал оценку, а оставшихся баллы идут в сбережения (рейтинг) ученика.

 

Четвертое. Сбережения не могут быть сняты учеником для непосредственного повышения оценки. На сбережение можно выкупить вопрос для получения недостающего балла. Их можно учесть в конце темы, четверти, года, например, начислив проценты на сбережения ученика (у меня это "срочный вклад" в мой " банк " на два года под 10% годовых), или ученику имеющему сбережения можно давать кредит, если у него спорная оценка. А можно, например, использовать эти баллы на медицинскую страховку, профсоюзные взносы, ценные бумаги и т.д.

 

Пятое. Процесс оценки учеников происходит в игровой форме, приближенной к реальной жизненной обстановке "что заработал то и получил ".

 

Шестое. Ученик сам дифференцированно может выбрать себе нагрузку.

 

Желательно придерживаться правил:

 

  • минимальное количество баллов ученик может получить за выполнение простейших программных заданий в рамках минимальных требований школьной программы, т.е. старательный, но не очень способный ученик, выполняя большое количество заданий, может получить хорошую оценку при этом задания усложняются, изменяются параметры заданий;
  • максимальное количество баллов за задание творческое с применением навыков на практике или в нестандартной ситуации;
  • премируйте ученика, первым выполнившего задание, за быстрое и качественное выполнение работы, работу с книгой, на факультативе и т.д.
  • если тема большая, целесообразно разбить ее на подтемы. Баллы за небольшие схожие темы можно объединить, отложить в сбережения или оценивать отдельных учеников по обычной методике.

 

В конце темы, четверти (полугодия) учитель подводит итоги (по желанию ученика учитываются проценты на его сбережения). Если при этом возникают спорные моменты, ученику, имеющему "сбережения", можно дать кредит 0.5 балла под 100% (ученик должен будет сознательно отработать 1 задание на 1 балл). Кредит он должен будет погасить в течении определенного срока или ставится меньшая оценка, а 0.5 балла идут в сбережения учащегося.

 

При подведении итога за урок, тему, четверть, полугодие, я думаю, можно использовать любую общепринятую систему оценки знаний с учетом сбережений.

 

Рекомендации и предостережения по использованию методики

 

  • Опасно давать кредит ученику, не имеющему сбережений или надежного гаранта возврата долга. Кредит письменно фиксируется с риском для гаранта.
  • Рискованно давать кредит более 0.5 балла.
  • Баллы слабым ученикам регулируются простыми заданиями, домашними заданиями или самостоятельными письменными работами, которые у меня оцениваются по следующей системе: один балл - за самостоятельную работу с использованием литературы из библиотеки; два балла - за авторскую работу по теме. При этом если работа ученика будет опубликована в печати (школьной, классной газете и т.д.), он получает дополнительный балл "авторского гонорара" к текущей оценке (или в банк).
  • За тему можно подготовить только один доклад или самостоятельную работу.
  • В журнале регистрируется не только выполнение заданий, но и возможность их выполнения. В этом случае выставляется "0" - значит, была дана возможность заработать, но ученик ее не реализовал.
  • Не выпускайте много баллов: это может привести к инфляции балла.
  • Совместно с плановым опросом, можно проводить аукцион - вы выставляете "на продажу" вопрос или задание, а ученики пытаются "выкупить" его за счет "сбережений" и выполнить.
  • Неработающим ученикам предоставляется "пособие по безработице" - оценка "неудовлетворительно" в журнал за тему, которую он не проработал.
  • Если ученик болел, ему можно "выплатить" "медицинскую страховку" (бюллетень) до 2-х баллов (при этом желательно оформление документов) и дополнительно он может заработать баллы за самостоятельную работу (доклад, отчет, домашнее задание, оригинально и аккуратно оформленную тетрадь и т.д.).

 

Результаты практической апробации системы

 

В результате апробации этой системы на практике было замечено:

 

  • возросла заинтересованность, активность учеников;
  • система воспитывает ответственность, усердие;
  • развиваются творческие способности учеников;
  • между учеником учителем устанавливаются деловые отношения (работодателя и работника);
  • улучшилось усвоение предмета;
  • оценка учеников происходит на протяжении изучения темы, уменьшается вероятность случайной оценки (за каждый бал надо выполнить задание по теме), ученик сам выбирает себе нагрузку;
  • методика упрощает создание и применение компьютерных средств, информационного обеспечения, ведение учета и наглядное представление результатов обучения;
  • появляется возможность планирования наполняемости оценок;
  • в процессе обучения по данной методике дети быстрее и легче приобретут новые знания и адаптируются к новым реалиям жизни.
  • ученик должен постоянно работать, ибо любая недоработка влечет за собой дополнительные усилия;
  • новая система несколько противоречит традиционной системе оценки. В объект оценки входят не только знания, умения и навыки, но и интерес к учебе, инициатива и способности учеников;
  • оценка выставляется как за тему в целом, так и за отдельные ее элементы. При оценке учитель использует различные контрольные и тестовые упражнения;
  • данная оценка имеет достоверно объективный характер, так как основана на конкретных результатах, показанных учеником;
  • ученики понимают смысл требования учителя, не сомневаются в их необходимости и справедливости оценки, они уверены, что оценка зависит только от них самих.

 

Недостатки:

 

  • приходится вести дополнительный журнал учета баллов;
  • на начальном этапе требуется более углубленная проработка дидактического и методического материала;
  • ученик должен постоянно работать, любая недоработка влечет за собой дополнительные усилия;
  • методика не отработана до конца и требуется доработка метода со стороны педагогов, психологов, экономистов...

 

Выводы

 

Практическая апробация методики может осуществляться в процессе проведения школьных занятий, факультативов, кружковой работы и внеклассном общении с детьми и родителями... Важно чтобы этот процесс определялся требовательностью и доброжелательностью.

 

Объективная систематическая оценка работы положительно влияет на развитие способностей школьников, активизирует формирование морально-волевых качеств. Степень соответствия оценки затраченному труду - очень важный фактор в формировании личности ученика.

 

Данная методические рекомендации разработаны на основе практического опыта применения данной системы при обучении на уроках информатики учеников средней школы N 51 г. Минска, анализа литературных источников и изучения передового опыта педагогов республики. Они призваны оказать помощь учителям в улучшении учебно-воспитательного процесса. Желательно, чтобы педагоги приняли эти рекомендации творчески с учетом собственного опыта.

 

P.S. По этой системе работаю с 1995 года. Баллами было оплачено несколько дорогостоящих проектов: "электронный дневник" (диплом 3 степени НПК РБ); безопасная работа за компьютером (диплом 1 степени НПК РБ) www.bikbulatovnn.narod.ru. На данный момент оплачиваю создание виртуального интернет-магазина и это удачное вложение баллов, работа взяла диплом на Минской городской научно-практической конференции www.ourmagazin.by.ru.

 

Примеры

 

Пример 1

Тема: Текстовый редактор.(6 часов теория + 1 практика)
План темы: Текстовый редактор

  1. Текст, документ. Образцы форматирования документов (написать и оформить документ на бумаге). - 1 (1)
  2. Текстовые редакторы. Вызов программы. Меню. Блицкоманды. (3)
  3. Загрузка текстового редактора. Подготовка документа. Сохранение информации на диске. - 1 (3)
  4. Работа с блоками, фрагментами(скопировать, переместить блок). - 1 (3)
  5. Обработка текстовой информации, оформление. Псевдографика - 1 (3)
  6. Настольная издательская система. - 1 (3)

_______Итого: 5 баллов за обязательные задания + (9) за дополнительные.

Минимальная оценка за эту тему складывается из 4 баллов при условии выполнения обязательных заданий и 9 дополнительных баллов - за устные ответы, т.е. минимальная оценка за тему "5" если ученик присутствовал и выполнил все обязательные задания (без устных ответов).

 

Отдельно оценивается практическая (самостоятельная, контрольная) работа.

 

Пример 2. Урок

Тема : Текстовый редактор. Практическое занятие.
Цель: Практическая работа с текстовым редактором работа с документом.

  1. Инструктаж по технике безопасности.
  2. Повторение, что такое текст (1), документ (1).
  3. Повторение загрузки текстового редактора (1).
  4. Управляющие клавиши редактора (1).
  5. Меню редактора (1).

Задание:

Загрузить текстовый редактор - 1
П
одготовить текст документа - 1
Отформатировать - 1
Скопировать блок (документ) - 1
Оформить псевдографикой - 1
Применить шрифты

_________________________________ Итого : 5 + (5)

 

При невыполнении одного или нескольких обязательных заданий и неравномерном распределении устных ответов желающим получить "отличную" оценку придется дополнительно поработать (устный ответ, реферат, доклад и т.д., а можно оценить интересный, правильно оформленный, оригинальный документ, см. занятие 1.).

 

Примечания:

 

* Через дефис указаны баллы за выполненные на уроке (или дома) задания, в скобках указаны дополнительные баллы за устные ответы.

* В примере не учтены 0.5 балла, которые ученик может взять в кредит (под свои баллы), больничные баллы и т.д.

 

 



Фото пользователя Сергей Владимирович Проничев

На: Оценка знаний учащихся


Коллега, к сожалению ничего нового вы не придумали, лишь адаптировали имеющийся опыт к своим условиям, может категорию оплаты повысили, или аттестацию прошли успешно, но всё это (или подобное) уже было. Я и сам до сих пор такую систему использую. Нам нужно понять простую вещь - принимая стандарты обучения, следует принять и стандарты отметок, не отметая ни одну из них как негативную. Все оценки хороши, только одна выше, а друшая ниже. И если у меня низкая оценка сегодня, не факт, что завтра она не станет выше - вот какой механизм нужен. ЕГЭ отчести его дал, но только отчасти. В школе это можно использовать прямо сейчас: пересдачи, досдачи. исправления, поправки и т.п. А вот как после школы быть?

Так долго пер рогом, что не заметил, как начал бить копытами.


Поиск

Loading


Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн