Официальный сайт 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



“210 лет со дня рождения Владимира Ивановича Даля” (литературный календарь)

Фото пользователя Наталья Быстрых
Submitted by Наталья Быстрых on Tue, 03/07/2012 - 14:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Быстрых Наталья Андреевна
Место работы, должность: 
МБОУ "Гатчинская гимназия им.К.Д.Ушинского", учитель начальных классов
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 

Цель: способствовать возникновению интереса учащихся младшего школьного возраста к личности и творческой деятельности В.И.Даля.

Задачи:

-        познакомить с биографией писателя (адаптированной для младшего школьного возраста);

-        создать условия для формирования у учащихся уважительного отношения к национальному литературному наследию (выбор нравственной позиции);

-        дать возможность самоопределения и самооценки при организации подготовительной работы к мероприятию (участие в конкурсе рисунка, сочинений по пословице, рецензий на прочитанную сказку, подготовка инсценировки по сказке).

Используемое оборудование: 

мультимедийный комплекс (ПК, проектор)

Краткое описание: 
Внеурочное мероприятие по литературному чтению для учащихся начальной школы, посвященное творческой деятельности В.И.Даля.

Ход мероприятия.

 

1.      Вступительное слово.

 

Ведущий.

-        Дорогие друзья!

В нашей гимназии существует замечательная традиция отмечать дни рождения талантливых людей. Вот и сегодня мы собрались по очень значительному поводу. В конце ноября исполнилось бы 210 лет со дня рождения Владимира Ивановича Даля, человека удивительного и необыкновенного. Мы все готовились к нашему литературному празднику: читали сказки Даля, писали сочинения, рисовали рисунки. В общем, пришли сюда не с пустыми руками, а с нашими творческими подарками. День рождения – праздник радостный и светлый, а день рождения Владимира Ивановича Даля еще и очень интересный и познавательный. Давайте проведем его с хорошим настроением и удовольствием.
Первый подарок на день рождения приготовил фольклорный коллектив “Коляды” (руководители: О.Л.Сухляева и Д.Б.Цуварев)

 

2.      Выступление фольклорного коллектива (хороводный танец, русская народная песня).

 

3.      Организация работы по теме (погружение в мир сказок В.И.Даля).

 

На сцене остаются несколько участников фольклорного коллектива

(в народных костюмах)

1-й ученик.

- Как все-таки весело и интересно пляски русские отплясывать да песни народные исполнять!

2-й ученик.

- Еще бы! Вон сколько мы всего из русского фольклора за эти два года узнали: и песни, и поговорки, и заклички, да всего и не перечислить!

1-й ученик.

- А я вот все думаю, а как это всё сохранилось с древних времен до наших-то дней?

 

2-й ученик.

- Да так и сохранилось. Люди русские друг другу передавали, из уст в уста. Так ведь и называется – устное народное творчество. Да ещё были такие мастера, которые все премудрости народные собирали да в книги складывали.

1-й ученик.

- Это точно. Мы про таких людей талантливых знаем, да и трудами их постоянно пользуемся.

2-й ученик.

- Смотри, вон Миша наш идёт!

3-й ученик.

- Вот чудеса, ребята! На тропинке нашёл. Книга!!! Да еще с картинками. Посмотрим?

(садятся и читают)

(гусляничный перебор)

 

На сцене появляются герои сказок.

Лиса.

- Впусти  меня,  Михаиле  Потапыч,  я  лиса  старая,  ученая,  места займу немного,  не  объем,  не  обопью,  разве только после тебя поживлюсь, косточки огложу.

Ворона.

- Напраслина,  батюшка  сизой  орел,  напраслина! Я с подружками, с малыми детками, с чадами, домочадцами только червяков из свежей пашни таскаю!

Лиса. - Хитра ты, ворона, да меня не обхитришь. На тебя всюду народ плачется. Ворона. - Напррраслина, напррраслина. Медведь. - Куда девался мой мед? Кума, это твоих рук дело! Кума, кто съел мой мёд?

Лиса.

- Какой мед?

Медведь.

- Да мой, что в кадочке был!

Лиса.

- Коли твой был, так, значит, ты и съел.

Медведь.

- Ну-у, дела!

(гусляничный перебор)

 

3-й ученик.

- Книга как живая с нами разговаривает! Да еще русским говорком, с приговорками. Что это за книжка? (читает по слогам) Вла-ди-мир И-ва-но-вич Даль. Рус-ские сказ-ки. Ну, надо же, а я и не слышал раньше от таком писателе?. А вот вы знаете такого?

1-й и 2-й ученик.

- Конечно!

2-й ученик.

- Мы и сами знаем, и тебе расскажем! Владимир Иванович Даль – ведь не просто писателем был, а еще много чем необычным занимался.

1-й ученик.

- Да все наши ребята о Дале знают!

(гусляничный перебор)

 

 

4.      Презентация о В.И.Дале (биография).

 

Слайд 1.

1.      Владимир Иванович Даль был человеком необыкновенным. Он создал 4-х томный “Толковый словарь живого великорусского языка”, в котором насчитывается 200 тысяч слов, да еще и сборник “Пословиц и поговорок русского народа”. Собирал сказки, и загадки. Этому занятию он посвятил 53 года своей жизни.

 Слайд 2.

2.      Вы подумаете, что Владимир Иванович был учителем русского языка, доктором наук или профессором? А вот и нет. Даль был морским офицером и врачом.

3.      Так что же могло заставить этого удивительного человека заниматься собирательством народной мудрости?

Слайд 3.

4.      Даль восхищался красотой нашего языка и хотел сохранить даже самую его малую капельку для будущих поколений. Слова, сказанные на улице мужиком или торговцем, привлекали его какой-то особой правдивостью и естественностью.

Слайд 4.

5.      Владимир Иванович Даль родился в необычной семье. Произошло это в ноябре 1801 года. Его отец Иван Матвеевич и мать Мария Христофоровна не были русскими по национальности, но настолько хорошо чувствовали Россию и русский народ, что их дети стали считать себя русскими и по духу, и по крови.

6.      Впоследствии Даль говорил так: “Кто на каком языке думает, тот тому народу и принадлежит. Я, конечно, думаю по-русски”.

7.      В многодетной семье Даля воспитанием детей занималась мать, свободно говорившая на пяти языках и хорошо знавшая классическую литературу. Неудивительно, что учителей к детям, как это было принято в те времена, кроме математика и художника, не нанимали.

Слайд 5.

8.      В 13 лет Владимир был зачислен кадетом в Морской корпус. Учился он, не щадя своих сил, усердно и серьезно, зная, что русский язык, еще не исследованный и не изученный учеными во всей полноте, красив и богат.

Слайд 6.

9.      Став морским офицером, Даль продолжал интересоваться народным языком, записывал услышанные слова и выражения в записную книжку, которую бережно хранил. Прослужив на флоте несколько лет, он вышел в отставку, закончил медицинский факультет, стал блистательным врачом, умеющим лечить многие болезни.

Слайд 7.

10.  Владимир Иванович Даль был близко знаком с Александром Сергеевичем Пушкиным. Их сблизил общий интерес к изучению русского разговорного языка.

11.  За свой толковый словарь Даль принялся по совету Пушкина. А Даль в свою очередь сообщил поэту сюжет сказки “О рыбаке и рыбке”. В последние дни жизни Пушкина Владимир Иванович был рядом с поэтом. На память о нём Даль получил перстень-талисман, с которым потом никогда не расставался.

Слайд 8.

12.  53 года своей жизни Владимир Иванович посвятил составлению словаря. Последние четыре слова, услышанные от прислуги, он, уже прикованный к постели тяжелой болезнью, внёс в словарь за неделю до смерти.

13.  Всю жизнь Даль боролся с засильем чужеземных слов в русском языке, отстаивая честь и достоинство нашей древней великой речи.

 

 

 

5.      Инсценировка отрывков из сказок В.И.Даля.

 

Ведущий.

-        Спасибо, ребята, за интересный рассказ.

Я должна вам сказать, что всю свою жизнь этот удивительный человек, этот неутомимый труженик собирал народные сказки и писал свои. “Не сказки сами по себе были мне важны, - писал он впоследствии, а русское слово, которое у нас в таком загоне, что ему нельзя было показаться в люди без особого предлога и повода – сказка послужила предлогом. Я задал себе задачу познакомить земляков своих сколько-нибудь с народным языком и говором, которому открывался такой вольный разгул и широкий простор в народной сказке”.

Сегодня нам всем представляется возможность пролистать страницы сказок Даля, отчасти им собранные, а отчасти переделанные на манер народных.

 

1-Б класс

Хор 1-Б класса исполнит р.н.п. “Кошечка” (сб.В.И.Даля)

2-А класс (отрывок из р.н.ск. “Журавль и цапля”)

Вот уж действительно про героев этой сказки иначе не скажешь: “Вместе тесно, а врозь скучно!”

2-Б класс (отрывок из р.н.ск. “Старик-годовик”)

Сам Даль так определил жанр этого произведения: сказка-загадка. Чудно, интересно представлены в этой сказке 12 месяцев. Не сразу и разберешься.

2-В класс (отрывок из р.н.ск. “Ворона”)

Как не отнекивалась, как не отдакивалась ворона, а наказание все равно настигло. И поделом! На чужой каравай рта не разевай.

3-А класс (отрывок из р.н.ск. “Лиса и Заяц”)

Одна из самых любимых сказок малышей. Хитрая и коварная лиса обидела беспомощного зайчишку. Но зло всегда возвращается к тому, кто его совершил.

3-В класс (отрывок из р.н.ск. “Лучший певчий”)

Вот уж эта ворона, так и старается пронырнуть и найти кусок получше. Забывает только, что всегда по заслугам воздается.

4-А класс (отрывок из р.н.ск. “Война грибов с ягодами”)

Виктория Рубанова (3-А класс) в своем сочинении к этой сказке приводит пословицу: “Чем так сердиться – лучше помириться”

4-Б класс (отрывок из р.н.ск. “Лиса-лапотница”)

Хитра лиса да не умна. Каждый обман рано или поздно раскроется.

 

Удивительно, что миру сказок В.И.Даля почти 200 лет, а как они интересны нам, современным людям. Не только интересны, но и понятны.

 

6.      Подведение итогов творческого конкурса рисунков по сказкам Даля и рецензий на его сказки.

 

7.      Подведение итогов конкурса сочинений по пословицам.

 

-        Любую сказку Владимира Ивановича Даля можно закончить пословицами, которые он тоже любил собирать. Многие из них вам знакомы и используются до сих пор в повседневной жизни.

Ребята 3-Б класса хотят проверить, как хорошо вы их знаете. Они будут начинать пословицу, а вы – заканчивать. Договорились?

 

 

Труд человека кормит, а лень …

Любишь кататься, люби и саночки …

Кто хвалится, тот с горы …

Велика святорусская земля, а везде … (солнышко)

Доброе дело и в воде …

Скучен день до вечера, коли …

Новых друзей наживай, а старых…

За двумя зайцами погонишься – и одного …

 

Многие из вас приняли участие в творческом конкурсе по пословицам, собранным В.И.Даля.

Итоги.

 

8.      Заключительное слово.

 

Ведущий.

-        Мир Владимира Даля удивителен и многогранен. Он вместил в себя и военные морские походы, и труднейшую работу врача, постоянные переезды и путешествия по России, и дружбу с величайшим русским поэтом. Этот мир вместил в себя целую жизнь великого сына России, неутомимого собирателя русских слов, талантливого и трудолюбивого человека – Владимира Ивановича Даля.


»  Размещено в сообществах:   
Сообщество учителей Гатчинского муниципального района

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн