“210 лет со дня рождения Владимира Ивановича Даля” (литературный календарь)
Submitted by Наталья Быстрых on Tue, 03/07/2012 - 14:58
Ход мероприятия.
1. Вступительное слово.
Ведущий.
- Дорогие друзья!
В нашей гимназии существует замечательная традиция отмечать дни рождения талантливых людей. Вот и сегодня мы собрались по очень значительному поводу. В конце ноября исполнилось бы 210 лет со дня рождения Владимира Ивановича Даля, человека удивительного и необыкновенного. Мы все готовились к нашему литературному празднику: читали сказки Даля, писали сочинения, рисовали рисунки. В общем, пришли сюда не с пустыми руками, а с нашими творческими подарками. День рождения – праздник радостный и светлый, а день рождения Владимира Ивановича Даля еще и очень интересный и познавательный. Давайте проведем его с хорошим настроением и удовольствием.
Первый подарок на день рождения приготовил фольклорный коллектив “Коляды” (руководители: О.Л.Сухляева и Д.Б.Цуварев)
2. Выступление фольклорного коллектива (хороводный танец, русская народная песня).
3. Организация работы по теме (погружение в мир сказок В.И.Даля).
На сцене остаются несколько участников фольклорного коллектива
(в народных костюмах)
1-й ученик.
- Как все-таки весело и интересно пляски русские отплясывать да песни народные исполнять!
2-й ученик.
- Еще бы! Вон сколько мы всего из русского фольклора за эти два года узнали: и песни, и поговорки, и заклички, да всего и не перечислить!
1-й ученик.
- А я вот все думаю, а как это всё сохранилось с древних времен до наших-то дней?
2-й ученик.
- Да так и сохранилось. Люди русские друг другу передавали, из уст в уста. Так ведь и называется – устное народное творчество. Да ещё были такие мастера, которые все премудрости народные собирали да в книги складывали.
1-й ученик.
- Это точно. Мы про таких людей талантливых знаем, да и трудами их постоянно пользуемся.
2-й ученик.
- Смотри, вон Миша наш идёт!
3-й ученик.
- Вот чудеса, ребята! На тропинке нашёл. Книга!!! Да еще с картинками. Посмотрим?
(садятся и читают)
(гусляничный перебор)
На сцене появляются герои сказок.
Лиса.
- Впусти меня, Михаиле Потапыч, я лиса старая, ученая, места займу немного, не объем, не обопью, разве только после тебя поживлюсь, косточки огложу.
Ворона.
- Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина! Я с подружками, с малыми детками, с чадами, домочадцами только червяков из свежей пашни таскаю!
Лиса. - Хитра ты, ворона, да меня не обхитришь. На тебя всюду народ плачется. Ворона. - Напррраслина, напррраслина. Медведь. - Куда девался мой мед? Кума, это твоих рук дело! Кума, кто съел мой мёд?
Лиса.
- Какой мед?
Медведь.
- Да мой, что в кадочке был!
Лиса.
- Коли твой был, так, значит, ты и съел.
Медведь.
- Ну-у, дела!
(гусляничный перебор)
3-й ученик.
- Книга как живая с нами разговаривает! Да еще русским говорком, с приговорками. Что это за книжка? (читает по слогам) Вла-ди-мир И-ва-но-вич Даль. Рус-ские сказ-ки. Ну, надо же, а я и не слышал раньше от таком писателе?. А вот вы знаете такого?
1-й и 2-й ученик.
- Конечно!
2-й ученик.
- Мы и сами знаем, и тебе расскажем! Владимир Иванович Даль – ведь не просто писателем был, а еще много чем необычным занимался.
1-й ученик.
- Да все наши ребята о Дале знают!
(гусляничный перебор)
4. Презентация о В.И.Дале (биография).
Слайд 1.
1. Владимир Иванович Даль был человеком необыкновенным. Он создал 4-х томный “Толковый словарь живого великорусского языка”, в котором насчитывается 200 тысяч слов, да еще и сборник “Пословиц и поговорок русского народа”. Собирал сказки, и загадки. Этому занятию он посвятил 53 года своей жизни.
Слайд 2.
2. Вы подумаете, что Владимир Иванович был учителем русского языка, доктором наук или профессором? А вот и нет. Даль был морским офицером и врачом.
3. Так что же могло заставить этого удивительного человека заниматься собирательством народной мудрости?
Слайд 3.
4. Даль восхищался красотой нашего языка и хотел сохранить даже самую его малую капельку для будущих поколений. Слова, сказанные на улице мужиком или торговцем, привлекали его какой-то особой правдивостью и естественностью.
Слайд 4.
5. Владимир Иванович Даль родился в необычной семье. Произошло это в ноябре 1801 года. Его отец Иван Матвеевич и мать Мария Христофоровна не были русскими по национальности, но настолько хорошо чувствовали Россию и русский народ, что их дети стали считать себя русскими и по духу, и по крови.
6. Впоследствии Даль говорил так: “Кто на каком языке думает, тот тому народу и принадлежит. Я, конечно, думаю по-русски”.
7. В многодетной семье Даля воспитанием детей занималась мать, свободно говорившая на пяти языках и хорошо знавшая классическую литературу. Неудивительно, что учителей к детям, как это было принято в те времена, кроме математика и художника, не нанимали.
Слайд 5.
8. В 13 лет Владимир был зачислен кадетом в Морской корпус. Учился он, не щадя своих сил, усердно и серьезно, зная, что русский язык, еще не исследованный и не изученный учеными во всей полноте, красив и богат.
Слайд 6.
9. Став морским офицером, Даль продолжал интересоваться народным языком, записывал услышанные слова и выражения в записную книжку, которую бережно хранил. Прослужив на флоте несколько лет, он вышел в отставку, закончил медицинский факультет, стал блистательным врачом, умеющим лечить многие болезни.
Слайд 7.
10. Владимир Иванович Даль был близко знаком с Александром Сергеевичем Пушкиным. Их сблизил общий интерес к изучению русского разговорного языка.
11. За свой толковый словарь Даль принялся по совету Пушкина. А Даль в свою очередь сообщил поэту сюжет сказки “О рыбаке и рыбке”. В последние дни жизни Пушкина Владимир Иванович был рядом с поэтом. На память о нём Даль получил перстень-талисман, с которым потом никогда не расставался.
Слайд 8.
12. 53 года своей жизни Владимир Иванович посвятил составлению словаря. Последние четыре слова, услышанные от прислуги, он, уже прикованный к постели тяжелой болезнью, внёс в словарь за неделю до смерти.
13. Всю жизнь Даль боролся с засильем чужеземных слов в русском языке, отстаивая честь и достоинство нашей древней великой речи.
5. Инсценировка отрывков из сказок В.И.Даля.
Ведущий.
- Спасибо, ребята, за интересный рассказ.
Я должна вам сказать, что всю свою жизнь этот удивительный человек, этот неутомимый труженик собирал народные сказки и писал свои. “Не сказки сами по себе были мне важны, - писал он впоследствии, а русское слово, которое у нас в таком загоне, что ему нельзя было показаться в люди без особого предлога и повода – сказка послужила предлогом. Я задал себе задачу познакомить земляков своих сколько-нибудь с народным языком и говором, которому открывался такой вольный разгул и широкий простор в народной сказке”.
Сегодня нам всем представляется возможность пролистать страницы сказок Даля, отчасти им собранные, а отчасти переделанные на манер народных.
1-Б класс
Хор 1-Б класса исполнит р.н.п. “Кошечка” (сб.В.И.Даля)
2-А класс (отрывок из р.н.ск. “Журавль и цапля”)
Вот уж действительно про героев этой сказки иначе не скажешь: “Вместе тесно, а врозь скучно!”
2-Б класс (отрывок из р.н.ск. “Старик-годовик”)
Сам Даль так определил жанр этого произведения: сказка-загадка. Чудно, интересно представлены в этой сказке 12 месяцев. Не сразу и разберешься.
2-В класс (отрывок из р.н.ск. “Ворона”)
Как не отнекивалась, как не отдакивалась ворона, а наказание все равно настигло. И поделом! На чужой каравай рта не разевай.
3-А класс (отрывок из р.н.ск. “Лиса и Заяц”)
Одна из самых любимых сказок малышей. Хитрая и коварная лиса обидела беспомощного зайчишку. Но зло всегда возвращается к тому, кто его совершил.
3-В класс (отрывок из р.н.ск. “Лучший певчий”)
Вот уж эта ворона, так и старается пронырнуть и найти кусок получше. Забывает только, что всегда по заслугам воздается.
4-А класс (отрывок из р.н.ск. “Война грибов с ягодами”)
Виктория Рубанова (3-А класс) в своем сочинении к этой сказке приводит пословицу: “Чем так сердиться – лучше помириться”
4-Б класс (отрывок из р.н.ск. “Лиса-лапотница”)
Хитра лиса да не умна. Каждый обман рано или поздно раскроется.
Удивительно, что миру сказок В.И.Даля почти 200 лет, а как они интересны нам, современным людям. Не только интересны, но и понятны.
6. Подведение итогов творческого конкурса рисунков по сказкам Даля и рецензий на его сказки.
7. Подведение итогов конкурса сочинений по пословицам.
- Любую сказку Владимира Ивановича Даля можно закончить пословицами, которые он тоже любил собирать. Многие из них вам знакомы и используются до сих пор в повседневной жизни.
Ребята 3-Б класса хотят проверить, как хорошо вы их знаете. Они будут начинать пословицу, а вы – заканчивать. Договорились?
Труд человека кормит, а лень …
Любишь кататься, люби и саночки …
Кто хвалится, тот с горы …
Велика святорусская земля, а везде … (солнышко)
Доброе дело и в воде …
Скучен день до вечера, коли …
Новых друзей наживай, а старых…
За двумя зайцами погонишься – и одного …
Многие из вас приняли участие в творческом конкурсе по пословицам, собранным В.И.Даля.
Итоги.
8. Заключительное слово.
Ведущий.
- Мир Владимира Даля удивителен и многогранен. Он вместил в себя и военные морские походы, и труднейшую работу врача, постоянные переезды и путешествия по России, и дружбу с величайшим русским поэтом. Этот мир вместил в себя целую жизнь великого сына России, неутомимого собирателя русских слов, талантливого и трудолюбивого человека – Владимира Ивановича Даля.