Вы не зарегистрированы

Авторизация



Обощение опыта по тме: "Роль инновационных методов в воспитании школьников на уроках русского языка и литературы"

Фото пользователя Татьяна Михайловна Панкратова
Submitted by Татьяна Михайловна Панкратова on чт, 05/07/2012 - 10:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Панкратова Татьяна Михайловна
Место работы, должность: 

МБОУ гимназия № 2

учитель русского языка и литературы

Регион: 
Ставропольский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> В докладе представлен опыт по использованию инновационных методов и приемов&nbsp;по организации воспитательной работы на уроках русского языка и литературы. Много внимания учитель уделяет формированию интереса к изучению этих предметов.</p>

Роль инновационных методов в воспитании учащихся на уроках русского языка и литературы

 

Современная педагогика постоянно обогащается инновационными программами, методиками, технологиями обучения, образовательными формами, такими, как межпредметность.

         Конечная же цель обучения по сути своей неизменна: учителю нужно не механически передавать сумму знаний, а вырабатывать практические умения и навыки, которые будут востребованы в будущем.  Например, способность логически и критически мыслить, сопоставлять предметы и явления, как самые простые, так и самые сложные, философские, помогающие осознавать межпредметные связи, разноплановые явления, чтобы дать верные представления об окружающем мире, постичь законы его развития, нравственные нормы.

         Все учителя-предметники, с которыми я работаю, пытаются максимально использовать образовательные и воспитательные ресурсы своего предмета, но вряд ли кто будет спорить, что уроки русского языка и литературы в этом отношении стоят на первом месте. Не только потому, что напрямую связаны через ГИА и ЕГЭ с будущим каждого  ребенка , но и потому, что является своего рода «платформой» для получения знаний по другим предметам и – самое главное – формируют личность ученика, развивают его духовно.

         В свое время М. Монтень очень точно подметил: «Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум и наши нравы».

         Делая попытку организовать такое «разумное обучение» на своих уроках, я опиралась на программу РКМЧП, которое расшифровывается как развитее критического мышления человека через чтение и письмо. Напомню, что основателем, идеологом ее является американский ученый Дэвид  Клустер.

         В этой программе меня привлекли ключевые слова – чтение и письмо – ведь они составляют основу любого урока русского языка и литературы в любой возрастной группе. А по форме эти уроки могут быть самыми разными: уроки усвоения новых знаний, уроки текущего контроля, уроки повторения и обобщения, уроки развития речи и т.д. Важно, чтобы они развивали в детях трудолюбие, чувство ответственности за то, что они делают, и обязательно заставляли трудиться не только ум, но и душу.

         Приведу пример итогового урока по повторению в 6 классе, который проводился после изучения таких частей речи, как имя прилагательное и имя числительное с использованием элементов инновационных технологий. Поставив перед собой определенные задачи, провожу словарно-орфографическую работу с географическим термином «ландшафт». Учащиеся узнают, что по происхождению это слово заимствованное, что пришло к нам из немецкого языка, что оно многозначное, знакомятся с лексическими значениями слова.

         Чтобы слово врезалось в память, вводим его в речь, составляя с ним словосочетания и предложение. Попутно учащиеся получают задание сделать разбор словосочетания, определить вид связи слов в них. Работа не вызывает затруднений, так как в 5 классе при изучении темы «словосочетание» они получили понятие о типах словосочетания и о видах подчинении, связи в них.

         Записывается и предложение, интересное сточки зрения пунктуации: оно дает возможность закрепить навыки постановки тире между подлежащим и сказуемым на месте нулевой связки: «Изучать ландшафт родного края – занятие полезное и интересное».

         Поскольку начало урока достаточно энергичное, ввожу игровой элемент, который снимает напряжение и рождает интерес к следующему этапу урока. Обращаюсь к ребятам с вопросом, хотят ли они увидеть степной ландшафт – оживающую после зимы степь.  Для этого достаточно взять волшебную палочку и … произнести заклинание:

         Полно, степь моя, спать беспробудно:

         зимы-матушки царство прошло…

         Пробудись и умойся росою,

         в ненаглядной красе покажись!

Эти слова принадлежат поэту И.И. Никитину, беззаветно любившему русскую природу.

         Перед глазами ребят появляется картина цветущей степи, которая помогает им представить то, о чем они будут читать в предложенном тексте.

         Обращаюсь к ученику с просьбой выразительно прочитать текст, который появляется на экране и лежит перед каждым из них на парте для индивидуальной работы. Ставлю цель: предстоит комплексная работа с текстом. Начинаю ее с проверки речеведческих навыков: помнят ли дети: 1) что такое текст,2) каковы его признаки, 3) каков тип речи данного текста, 4) какова тема, 5) какую функцию выполняют в тексте имена прилагательные.  После этого даю задание по группам:

1 вариант – сделать орфографический разбор текста

2 вариант – произвести пунктуационный разбор. Выписать номера сложных предложений, составить их схемы.

Даю несколько минут для самостоятельной работы и по цепочке спрашиваю учащихся 1 варианта, потом 2 варианта. Этот вид работы мобилизует орфографическую и пунктуационную зоркость всего класса: кто-то исправляет, кто-то дополняет сказанное. Таким образом повторяется достаточно большое количество орфограмм, проверяется умение различать проверку безударных и чередующихся гласных, повторяется правописание изменяемых приставок на – з, - с,  пре-, при-, проговариваются орфограммы, связанные с написанием таких частей речи, как прилагательное, глагол. И все это – не что иное,  как подготовка к ГИА и ЕГЭ.

         И снова напряжение урока снимаю вопросом, к которому ребята готовились дома: «Что вы узнали о растениях, которые встречаются в ставропольских степях?» На него, скорее, можно было бы получить ответ на уроке биологии. Но меня интересует другая информация, поэтому дети, чтобы ответить, перечитали легенды и сказания, сложенные на Кавказе:

         Одна из старинных легенд гласит; что не алые головки тюльпанов колышет весенний ветер – это души казаков, погибших в боях и походах, возвращаются на 3-5 дней на родную сторонку.

         И ковыль считается у казаков священной травой: она указывает на места, где покоятся их предки.

         Никогда не рвут казаки цветок лазоревый и ковыль траву. Они складывают о них песни:

На площадях ржут звонко кони,

И степь закуталася в пыль,

А по межам призывно стонет

Седой задумчивый ковыль.

         Спрашиваю, не правда ли, интересно изучать не только ландшафты Ставрополья, климат, природные ресурсы, но и исторические документы, легенды и были, чтобы знать больше о месте, где живешь?

         Записываем в тетради наши предложения для пунктуационного разбора.

Много чудесного и полезного дарит нам земля родного края: злаки и цветы, овощи и фрукты, лекарственные травы, газ, нефть… Размышляя о связи человека с малой родиной К.Г.Паустовский писал: «Неужели мы должны любить свою землю за то, что она богата?» А вы, ребята, что думаете?

         После решения пунктуационных задач, спрашиваю:

- А как вы относитесь к своему городу, краю? Согласны ли вы с утверждением К.Г. Паустовского?

         Земля Ставрополья богата и щедра.  1/2 территории края занимают посевные площади, собрано 2/3 урожая зерновых, гора Эльбрус поднимается над уровнем моря на 5642 метра, в ставропольских степях произрастает около 1200 видов диких растений, гора Стрижамент достигает 832 метров.

         После записи предложений предлагаю определить разряд числительных и их падеж.

         Следующее задание носит такой характер:

Исправить ошибки в употреблении числительных и прилагательных:

Самый красивейший город Ставрополья основан в 177

Свыше семьсот шестидесяти четырех гектаров

Трое моих подруг

         Подводя итоги урока, говорю:

- Сегодня мы учились учиться, думали, рассуждали, обогащали себя новой информацией. Поэтому мне хочется сказать словами пословицы: «Хорошо того учить, кто хочет много знать».

         Очень хочется, чтобы этот урок остался в вашей памяти и своей содержательной стороной: мы убедились, что слово – великая сила, через него мы познаем мир. « только тот может постигнуть умом красоту и величие нашей Родины, кто дорожит родным словом», - справедливо утверждал В.А. Сухомлинский. Одним из таких людей является наш земляк И.В. Кашпуров, который так проникновенно выразил свою любовь к нашей малой родине:

Ставрополье, синий край России!

Меня сады, поля твои взрастили

Под птичий гай и перезвон овсов.

Мне открывали даль твои рассветы,

А  стрепеты - немятую траву,

Куда б меня не заносили ветры,

тебя от сердца я не оторву.

         С использованием традиционных и инновационных форм был проведен открытый урок-практикум в 2010-2011 учебном году «Грамоте учиться – всегда пригодиться» в 9-Б классе по  теме « Придаточные определительные и изъяснительные, их отличительные признаки», где учащиеся работали с дидактическим материалом, который воспринимался как совет, наставление. Практическая часть урока – это тщательно отобранные пословицы и поговорки, высказывания о знаниях, о языке… Например, Демокрит  писал, что знания начинаются с удивления. Ум – одежда, которая никогда не износится.  Дом, в котором нет книг, подобен телу, которое лишено души.

         Этот урок заканчивался зачетной работой по теме. Выполняя ее,  учащиеся демонстрировали умение видеть структуру сложного предложения, пунктуационные навыки, учились различать виды СПП.

         В 2009-2010 учебном году был дан открытый урок по литературе. Меня всегда увлекает сама подготовка к нашим урокам: отбор произведения для самостоятельного чтения, ожидание, как поймут прочитанное, сумеют ли выделить главное, не упустить ключевые слова. Интересно вести за собой учащихся как читателей, открывать им произведение, видеть их рост как читателей, интересно слышать и об их открытиях; кто-то открывает для себя писателя, чьи произведения становятся для него любимыми. Как правило, подготовка к нашим урокам – это сотворчество учителя и учеников. Урок проводился в 8-Б классе по повести П.Васильева «А зори здесь тихие…» Я несколько раз обращалась к этому произведению, но уроки всегда получались разные, потому что перечитывая произведение обязательно открываешь в нем что-то новое. По форме это был урок внеклассного чтения, можно сказать интегрированный; звучала песня Б. Окуджавы «Мы за ценой не постоим», стихи Ю. Друниной, была сделана презентация. Урок назывался «У войны не женское лицо»

         Трудно организовать всех учащихся на чтение, но невозможно не почувствовать после такого урока обучения и воспитания, как Чтение и Книга, хорошая, умная Книга сплотила детей, преподала им тот или иной урок жизни.

          В связи с этим хочется сказать и о том, что нельзя сегодня не проводить работу по презентации Книг,  как классиков, так и современных писателей. Если раньше у нас были уроки, проводимые обычно после каникул, на которых учащиеся обменивались информацией  о прочитанных книгах, то сегодня, используя возможности компьютера, интернета, можно сопровождать рассказ небольшой презентацией. Чтобы уберечь ребят от чтива, всегда привожу им в пример высказывания известных людей, многого добившихся в жизни благодаря книге. Это и известные всем слова Горького: «Любите книгу: она поможет вам высказываться, разобраться в пестрой путанице жизни» и Д.С. Лихачева: «Читайте больше и читайте с величайшим выбором. Обретите сами этот выбор и никому не подчиняйтесь в выборе чтения, кроме той силы, которую приобрела в истории человеческой культуры книга классическая»

         Уроки литературы и русского языка неразрывно связаны. И читательский опыт дает о себе знать при подготовке  к ГИА и ЕГЭ.

         В 9 классе, работая над сочинением-рассуждением, мы встречали тексты о Великой Отечественной войне. Что и как писали дети? Приведу пример ученического сочинения.

         Текст В. Закруткина  о судьбе маленького мальчика произвел на меня сильное впечатление. В последнем предложении есть такие слова: « Только когда я взял его на руки, он вдруг уронил свое ведрышко, обнял меня и заплакал». Почему заплакал малыш?

         По-моему, мальчик заплакал, так как понял, что такое война, как страшно терять своих родных.

         Описывая эпизод встречи с белокурым мальчиком, которого он знал до войны как самого счастливого на свете ребенка, автор подчеркивает, как за три месяца внешне и внутренне изменился малыш. Об этом В. Закруткин пишет в предложениях 28,29,30. Теперь это был «худой, черный, в порванных штанишках ребенок с грязными руками, которые посинели от холода».

         Война разрушила привычную мирную жизнь, лишила его крова, семьи, заставила скитаться по окрестностям в поисках еды и воды. Вот почему он по-старчески сутулил плечи», а голос его звенел «недетской тоской». Встретив взрослого человека, готового ему помочь, мальчик понял, что спасен,  и заплакал.

         Итак, прочитав текст В. Закруткина, я осознала, каким страшным , тяжелым испытанием стала Великая Отечественная война не только для взрослых, но и для детей. (Т. Лебская)

         Почему мы, учителя русского языка, работающие в гимназии, отдаем предпочтение этой форме сочинения? Мы считаем, что такая осознанная работа с авторским текстом углубляет знания учащихся, совершенствует их навыки связного письма и будет полезна при написании сочинения на ЕГЭ. Этой же цели подчиняем и работу с обучающими сочинениями по литературе. Если давать сочинения по определенной тематике – получишь списанные работы.  Не лучше ли брать ключевой эпизод для анализа, чтобы сочинение было самостоятельным, отражало личность пишущего.

         Итак, совмещая обучение и воспитание, мы получаем хорошего ученика, общество – хорошего человек,  Личность.

         Истинный предмет обучения состоит в приготовлении человека быть человеком. 

Прикрепленный файлSize
Роль инновационных методов в вопитании учащихся.doc53.5 KB