Официальный сайт flashgamer 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Человек и природа. Уроки выживания.

Данные об авторе
Автор(ы): 
Кузнецова Светлана Ивановна
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ №21 г. Ковров, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

 1. Воспитание ценностного отношения к жизни.

2. Развитие монологической речи учащихся, мыслительной деятельности, умений анализа, сопоставления, обобщения.

3. Совершенствование навыков характеристики литературного героя.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
29
Используемые учебники и учебные пособия: 

Рассказы В.П.Астафьева "Васюткино озеро" и Дж. Лондона "Любовь к жизни"

Используемое оборудование: 

Компьютер для показа презентации

Краткое описание: 
<p> &nbsp;Данный урок&nbsp; проводился в рамках УМК под редакцией Г.С.Меркина и представлял собою урок внеклассного чтения.</p> <p> &nbsp;К вопросу единства человека и природы ребята обращались неоднократно при изучении поэтических произведений С.Есенина, А.Блока, И.Бунина и др.в курсе 5 класса. На этом уроке предметом изучения стали рассказы В.П.Астафьева &laquo;Васюткино озеро&raquo; и</p> <p> &nbsp;Дж. Лондона &laquo;Любовь к жизни&raquo;. Данный &nbsp;урок позволяет выйти за рамки темы, расширить представления учащихся о взаимоотношениях человека и природы (в частности, показать, что природа может быть источником серьезных испытаний для человека) и, что самое главное,&nbsp; направляет на ценностное отношение к жизни. Поскольку урок строился в соответствии с требованиями стандартов второго поколения, то воспитательная цель, позволяющая выйти на личностный результат, определяется первостепенной. Кроме того, урок носит интегрированный характер: русская и зарубежная литература, ОБЖ, обществознание, география &ndash; предметы изучения разных учебных дисциплин связаны единой целью &ndash; человеческая жизнь как великая ценность.</p> <p> На уроке с целью наглядности использовалась презентация. Урок рассчитан на 2 учебных</p>

Ход урока.

1. Слово учителя.

    Ребята, в этом году мы с вами много говорили о человеке , о природе, о взаимосвязи человека и природы.

 

На доске:                                            

                               чЕЛОВЕК           природа

                                                                                    

- Какие ассоциации у вас возникают? Почему? (учащиеся  работают со схемой: возможные ассоциации- забота, красота, любовь и др.)

Учитель: К сегодняшнему уроку вы читали два произведения:  рассказы В.П.Астафьева «Васюткино озеро» и Дж.Лондона «Любовь к жизни». ((слайды 1-2)

- Как вы думаете, эти произведения соответствуют  теме нашего разговора? Как?

 (учащиеся высказывают свои предположения и приходят к выводу, что здесь природа становится источником серьезных испытаний для человека, она источник опасности). (на экране выводится первая часть темы: «Человек и природа»)

- Как вы думаете, ребята, что для нас сегодня будет  объектом наблюдения на уроке в вопросе взаимоотношения человека и природы? (как человек ведет себя в трудных, экстремальных условиях, как выживает).-(на экране выводится вторая часть темы: «Уроки выживания»)-слайд 3

-Давайте сформулируем цель нашего урока, для этого попробуйте задать вопрос к теме. ( что может помочь человеку выстоять  в экстремальных условиях, какими качествами он должен для этого обладать?)

-А как вы думаете, случайно ли мы рассматриваем сегодня одновременно истории, рассказанные русским и американским писателем? (учащиеся должны прийти к выводу, что какой бы национальности человек ни был, он одинаково беззащитен перед природой, уязвим,  одинаково оказывается в ситуации серьезного выбора в экстремальной ситуации).

- А что значит экстремальная ситуация? (учащийся рассказывает, из какого языка оно заимствовано и что обозначает)(слайд №4)

-Для того чтобы понять, как ведут себя герои  В.П.Астафьева и Дж.Лондона в экстремальной ситуации, проследим за их поведением и чувствами.

 Работа в группах по станциям.

 

1 станция –«Таёжники» (слайд 5)

 В каких природных условиях оказался герой В.Астафьева Васютка? Чем опасна оказывается для него природа? Какие испытания она ему преподносит? Как влияет на его душевное состояние?

2 станция – «Природоведы» (слайд 6)

В каких природных условиях оказался герой Дж.Лондона? Чем опасна оказывается для него природа? Какие испытания она ему преподносит?

3 станция – « Психологи-1» (слайд 7)

 Проследите за душевным состоянием Васютки. Как нагнетается тревога, нарастает испуг? Что он предпринимает, чтобы выжить в условиях, в которых оказался?

4 станция – «Психологи-2» (слайд 8)

 Проследите за душевным состоянием героя Дж.Лондона. Как нагнетается тревога, нарастает испуг? Что он предпринимает, чтобы выжить в условиях, в которых оказался?

5 станция-«Юные натуралисты» (слайд 9)

 Как вы думаете, всё ли имели под рукой наши герои, чтобы выжить в условиях, в которых они оказались?

Какие советы вы дадите тем, кто отправляется в путешествие? Что необходимо знать, если ты заблудился? Составьте памятку-инструкцию.

Группа экспертов.

Что же помогло героям В.Астафьева и Дж. Лондона не просто выжить, но и выйти победителями из схватки с обстоятельствами? (слайд 11)

По ходу работы с текстом  учащиеся заполняют в тетрадях таблицу (кроме последней колонки):

 

Действия героя

     Чувства

       Природа

     Черты характера

                                                              Васютка

Внимательно присматривается;

разводит огонь;

готовит еду (жарит глухаря);

готовит место для ночлега (! –на месте костра);

экономит еду на случай голода;

пытается действовать так, как его учил дед;

 

 

Сердце сжалось;

на лбу выступила испарина;

подступающий страх;

страх давит еще сильнее;

билось сердце;

оцепенение;

охватило отчаяние;

захотелось плакать, но переборол себя;

тревога начала одолевать с новой силой;

маленьким-маленьким почувствовал себя Васютка и закричал с тоской и отчаянием;

Вопрос жизни и смерти: выберется ли он из тайги?

 

Холод;

тайга молчаливая, равнодушная;

с высоты казалась огромным темным морем;

облака спрессованной ватой ложились на тайгу;

неподвижный туман;

пошел дождь- холодные капли ползли по спине;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

собранность

 

смекалка

 

 упорство

 

внимательность

                                       Золотоискатель

Ест ягоды;

разводит костер;

мучит голод-пытается поймать куропатку;

попытка поймать рыбку в луже;

съедает живых птенцов куропатки;

встреча с медведем-борьба за жизнь;

 

преследование волком;

настойчиво продвигается вперед, будучи совсем обессиленным.

Выражение страха в глазах;

пересилил страх, собрался с духом;

не обращает внимания на боль, с отчаянной решимостью;

стало страшно;

в отчаянии опустился на мокрую землю и заплакал;

плакал без слез, сотрясаясь от рыданий;

ему хотелось жить; было бы глупо умереть после всего, что он перенес

Тускло светило солнце;

густой туман; беспредельная и страшная пустыня;

дно долины болотистое;

серое море мхов, серые валуны, серые ручьи;

страшные дни дождей и снега;

щедрое солнце лило на него свои живительные лучи, напитывая теплом его жалкое тело.

 

 

 

 

 

 

Бесстрашие

 

Собранность

 

Сила воли

 

решительность

 

-Проверка работы групп. Остальные учащиеся, слушая выступления представителей разных «станций», заполняют соответствующие колонки  таблицы.

 

 

После выступления представителей станции «Юные натуралисты» учитель дополняет информацию о правилах поведения в экстремальной ситуации. (слайд 10).

 

Эксперты в ходе своей работы должны прийти к выводу, что сила воли, мужество, стойкость помогли героям преодолеть трудности.

Учитель:

-Ребята, а какими качествами должен ещё обладать человек, чтобы выстоять в трудных условиях? Выберите эти качества со слайда и запишите их себе в тетрадь.(слайд 12)

(учащиеся должны выписать следующие качества: внимательность, собранность, оптимизм, упорство, целеустремленность, бесстрашие, решительность)

 

- Что же заставляет человека вести борьбу с обстоятельствами?

 

Разгадайте кроссворд, для того чтобы найти ключевое слово.

 

1.      Одно из снаряжений, не давшее героям умереть с голода.

2.      Предмет, которым особо дорожили герои.

3.      Метки на дереве, по которым Васютка должен был найти дорогу домой.

4.      Чувство, которое заставляло героев идти вперед.

5.      Чувство, которое определяет отношение человека к близким, природе и т.п.

  

 

 

 

Л

Ю

Б

Р

С

О

У

П

В

Ж

И

З

Н

Ь

Ь

Ч

А

А

 

Е

К

Т

Д

 

И

Е

Е

 

С

Ж

И

Д

 

А

 

Учащиеся находят слово «жизнь».

-Составьте с этим ключевым словом соответствующее сегодняшней теме словосочетание, используя отгаданные в кроссворде слова .(любовь к жизни)

 

-Как  это сочетание слов соотносится с темой урока? Объясните.

 (учащиеся приходят к заключению: чтобы выстоять в трудных условиях, выйти победителем из схватки с непредвиденными обстоятельствами, необходимо быть не только сильным, стойким, выносливым, но прежде всего любить жизнь, дорожить ею, понимать, что это великая ценность).

 

Рефлексия.

 

-Ребята, в заключение нашего разговора попробуйте составить синквейн , в котором выразите свое отношение к героям В.П.Астафьева и Дж. Лондона.

 

Д/з. на выбор:

1.      Написать письмо герою понравившегося рассказа.

                       2.      Какие уроки я извлек для себя из прочитанных рассказов?

 

 

Прикрепленный файл Size
Копия Человек и природа..ppt 489.5 KB


На: Человек и природа. Уроки выживания.


Природа и человек в мировой и отечественной литературе

http://gizmolord.ru/priroda-i-chelovek-v-mirovoj-i-otechestvennoj-litera...

«Тысячелетия человек утверждался на земле, покоряя природу. Он не умел или не хотел слышать её ропщущий голос: «Не забудь: ты сам — моё творенье! И у нас с тобой — одна судьба! » Человек жил, строя свои взаимоотношения с природой по принципу: «пришёл, увидел, победил». И наступил момент, когда стали гибнуть реки и озёра, исчезать животные и растения. Только тогда человечество всерьёз начало задумываться над содеянным. А задумавшись, невольно задало вопросы: По какому праву люди стали именовать себя царями природы? С чего они взяли, что природа предназначена для человека? И зазвучали эти жгучие вопросы с телеэкранов, со страниц публицистических и художественных произведений. Своё слово в защиту природы произнесли поэты и писатели, в произведениях которых был показан её прекрасный лик и сказано о кровном родстве человека и природы.
Проблема взаимоотношения человека и природы нашла яркое воплощение и на страницах книги В. Распутина «Прощание с Матёрой».
«И опять наступила весна...» — так начинается повесть «Прощание с Матёрой». И мы по воле писателя оказываемся перед величественной картиной природы, ликующей и страстной, бурной и нежной: «опять запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки...»
Воспев красоту природы, В. Распутин разматывает нить повествования дальше, и мы попадаем в мир героев. Встреча с ними даёт ясное осознание того, что в созвучии души человека и природы сокрыт корень характера человека, основа его духовного здоровья, цельности и равновесия. Так старуха Дарья в трудные минуты жизни стремится найти истину, с высоты которой стало бы понятно всё происходящее вокруг. Она думает, «что нет ничего несправедливее на свете, когда что-нибудь, будь то дерево или человек доживает до бесполезности».
Значит, высшая правда заключается в надобности, в необходимости всего всему. Споря с внуком Андреем, старуха Дарья утверждает, что всякая необходимость на земле должна быть основана на необходимости сохранить саму землю.
Речь героини наполнена разговорными словами, местным диалектом и оттого, когда читаешь повесть, кажется, что находишься в том месте, где живёт и действует героиня. Удивительно, необычно звучат в произведении самые обыкновенные слова. Автор словно обводит взором пространство и множество людей, и благодаря этому рождается мысль, что сберегая надобность земли Матёры, можно сберечь надобность людей друг в друге, надобность человека в человеке.
Сын Дарьи, Павел, на протяжении всей повести мучительно ищет ответ на вопрос: правильно ли там, «наверху», распорядились судьбой Матёры? Умом он понимает, что без техники в наши дни ничего не сделать, что в рассуждениях Андрея о грандиозных стройках есть сегодняшняя правда, от которой никуда не уйти. Но, вспоминая, что будет затоплена земля, вскормившая не одно поколение, Павел думает, что цена слишком дорогая, и пытается отыскать «коренную» правду.
Однако «коренную» правду нельзя найти в одиночку, её можно постичь только сообща. Во время стихийно возникшего собрания люди приходят к выводу, что с землёй их роднят, первом делом, труды. А ближе всего подходят люди к высшей правде, когда красота и щедрость природы рождают общую песню. В это мгновение люди сливаются с природой настолько, что забывают свои страдания и переживания. И приходит к каждому из них осознание, что человек не только то, что носит в себе, но и то, что вокруг него.
Из того, что находится вокруг, В. Распутин выделяет «царственный листвень». По старинному поверью, им крепится остров к речному дну, к одной обшей земле. Готовя остров к затоплению, люди пытаются свалить, спилить, наконец, сжечь могучее дерево, но оно спокойно и величаво возвышается над ними, не признавая никакой силы, кроме своей собственной. «Листвень» — это символ могущества природы.
Все духовные ценности народа — песни, предания, обычаи — есть одухотворённые ценности природы и человеческого труда. Поэтому и возникает в повести образ хозяина острова, которого люди никогда не видели и не встречали, но который знал всё и всех. Хозяин острова с особым чутьём прислушивается к тому, что происходит на земле:1 шороху листвы, возне птах, дыханию растущей травы. В этом образе В. Распутин воплощает духовную суть Матеры, суть всего живого и неживого на ней.
Прочитав книгу, я понял, что «новое на пустом месте не построишь», что сегодняшнее преобразование мира может опираться только на веками выработанное отношение к земле. Люди, живущие сегодня, во взаимоотношениях с природой должны опираться на лучшие традиции дедов и прадедов, поливших своим потом землю, сделавших её плодородной и благоустроенной для жизни человека. Наши предки, испытывали кровное родство с природой, старались сродниться с ней духовно, приблизить её к себе. И мы, их потомки, должны научиться понимать красоту природы, уметь сочувствовать всему живому на земле, беречь каждую травинку.



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн