Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Экспрессивные возможности односоставных предложений в поэтической речи Н.Колычева

Submitted by Татьяна Геннадьевна Павлова on Tue, 17/07/2012 - 11:40
Данные об авторе
Автор(ы): 
Павлова Т.Г.
Место работы, должность: 
МАОУ СОШ № 19 г. Кандалакша
Регион: 
Мурманская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

актуализировать знания учащихся об односоставных предложениях;

обобщить и систематизировать знания учащихся о видах односоставных предложений, совершенствовать синтаксические умения обоснованно разграничивать виды односоставных предложений;

раскрыть экспрессивные возможности односоставных предложений в поэтической речи Н.Колычева;

развивать внимание к слову, формировать у учащихся умение находить односоставные предложения в художественном тексте и применять их в собственной речи. 

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемое оборудование: 

мультимедийный проектор, презентация, выставка книг Н.Колычева, раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы).

Краткое описание: 
урок обобщения и систематизации знаний с использованием презентации.

Экспрессивные возможности

односоставных предложений в поэтической речи Н.Колычева

Цели урока:

актуализировать знания учащихся об односоставных предложениях;

обобщить и систематизировать знания учащихся о видах односоставных предложений, совершенствовать синтаксические умения обоснованно разграничивать виды односоставных предложений;

раскрыть экспрессивные возможности односоставных предложений в поэтической речи Н.Колычева;

развивать внимание к слову, формировать у учащихся умение находить односоставные предложения в художественном тексте и применять их в собственной речи.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентация, выставка книг Н.Колычева, раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы).

Индивидуальные задания к уроку:биографическая справка о поэте, сообщения «Использование односоставных  предложений в стихотворениях Н.Колычева», выразительное чтение стихотворений Н.Колычева.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Работа по карточкам у доски (2 учащихся).  ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Карточки 1, 2.

Подготовка к устному ответу (1 учащийся).

Задание: Подготовить ответ по теме «Виды односоставных предложений».

Работа с классом.

СЛАЙД 1. Осложненное списывание.

Край земли, край моря, край света.

Вот таким тебя и люблю.

Неспроста родилсяя в этом

Городе на самом краю.

Определите тип связи в подчеркнутом словосочетании.

??? Как вы думаете, о каком городе, крае говорит поэт? Почему так решили?

СЛАЙД 2.  Осложненное списывание.

Мурманск – это взморье и взгорье,

Берег – негде спрятаться лжи.

Скалы обрываются в море

Резко и внезапно, как жизнь.

Определите тип связи в подчеркнутых словосочетаниях.

СЛАЙД 3. Самопроверка.

??? Какую картину вы себе представили, что увидели?

??? Какие выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, неологизм, ряд однородных членов) помогли автору создать такую картину?

???Кто-нибудь знает имя автора?

СЛАЙД 4. Портрет Н. Колычева.

СЛАЙД 5. Сообщение учащегося Биографическая справка о Н.Колычеве.  ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Слово учителя. Стихотворения Н.Колычева очень лиричны, искренни. В них автор открывает читателям все свои мысли, чувства, душу…

СЛАЙД. 6. Выразительное чтение стихотворения Н.Колычева «Расступись, трава придорожная...»

Слово учителя. Как поэт достигает такого воздействия на читателя – вот вопрос, на который мы попытаемся найти ответ сегодня на уроке.

Сообщение темы и целей урока.

СЛАЙДЫ 7, 8. Слово учителя Сегодня мы с вами прикоснемся к поэтическому наследию Н.Колычева, понаблюдаем за синтаксическим строем его стихотворений и выясним некоторые синтаксические особенности его поэтической речи.

Работа с текстами стихотворений. Раздаточный материал. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

СЛАЙД 9. Задание.

??? Какие чувства вы испытали, читая отрывки из стихотворений Н.Колычева?

??? Какие особенности синтаксиса увидели в этих фрагментах?

??? Что вы знаете об односоставных предложениях?

СЛАЙД 10.  Подготовленный ответ ученика.

СЛАЙД 11. Слово учителя. Тема урока – «Экспрессивные возможности односоставных предложений в поэтической речи Н.Колычева.

Задача урока – увидеть, как «работают» односоставные предложения в поэтической речи, раскрыть их экспрессивные возможности.

??? Объясните, как вы понимаете выражение «экспрессивные возможности».

СЛАЙД 12. Словарная работа. ЭКСПРЕССИЯ.

Слово учителя. Слово поэта рождается в процессе творчества. По мнению М.М.Пришвина, «в каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.                                                                                                                        Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени». Именно такие слова адресует читателю в своих стихотворениях Н.Колычев.

СЛАЙД 13. Выразительное чтение стихотворения «На перевале».

??? Что же делает стихотворения поэта такими выразительными?

Слово учителя. Конечно, тропы и поэтический синтаксис, в котором  немаловажную роль играют односоставные предложения.

Какие же односоставные предложения использует Н.Колычев?

Работа с текстами.

А)  Проверка работы по карточкам у доски.

Река. Луна. Серебряная мгла.

И так светлы, и так безбрежны думы.

Но если б ночь ненастною была,

То я б, пожалуй, тоже был угрюмый.

??? Какие односоставные предложения использованы? Информационную или эмоциональную функцию они выполняют?

Камни малые и великие,

Камни гладкие и ребристые.

Север, Север – камней владыка,

Твердо-каменный-каменистый.

??? Почему в 1-ом отрывке предложение «Серебряная луна.» односоставное, а во 2-ом – «Камни малые и великие, Камни гладкие и ребристые…» двусоставное? Как называется этот художественный прием?

Назовите другие средства художественной выразительности, которые использует автор.

СЛАЙД 14. Лексический разбор.

Каменный – каменистый. Серебряный – серебристый.

Словообразовательный разбор (работа со словообразовательной моделью).

Суффиксы -ЕНН- (ЯН) и -ИСТ-.

Задание. Образуйте от имен существительных вода, земля имена прилагательные и составьте словосочетания прилагательное + существительное, используя в качестве определяемых слов следующие: 1 – мир, варенье; 2 – насыпь, цвет лица.

Б) Раздаточный материал. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

СЛАЙД 15.  Задание. Выпишите безличные предложения (в том числе и в составе сложных), определите способ выражения сказуемого.

СЛАЙД 16. Проверка.

??? С какой целью поэт использует безличные предложения? В чем их стилистическая значимость?

???Как различить определенно- и неопределенно-личные предложения?

Выпишите оставшиеся односоставные предложения с главным членом в роли сказуемого, определите их вид.

СЛАЙД 17.  Проверка.

??? Раскройте эмоциональную выразительность этих предложений.

Выпишите назывные предложения.

СЛАЙД 18. Проверка.

??? Какую эмоциональную нагрузку несут данные предложения?

СЛАЙД 19.Сообщение учащегося. Использование односоставных предложений в поэтической речи Н.Колычева.

Переход по гиперссылке ПРИЛОЖЕНИЕ 4.СЛАЙД 1. Частотность употребления в стихотворениях Н.Колычева односоставных предложений.

???Как вы думаете, случайно или неслучайно такое активное использование в поэтической речи односоставных предложений? Почему?

Сообщение учащегося. Использование односоставных предложений в поэтической речи Н.Колычева. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.Слайды 2 – 7. Роль использования односоставных предложений в поэтической речи Н. Колычева.

Задание классу. Записать тезисы выступления.

Закрепление.

1) СЛАЙД 20.  Творческая работа. Используя односоставные предложения, помня об их экспрессивных возможностях, напишите сочинение-миниатюру «Край земли, край моря, край света. Вот таким тебя и люблю…».

Переход по гиперссылке на грамзапись песни Н. Колычева.

2) Чтение работ, обсуждение.

СЛАЙД 21.  

Домашнее задание

1.     Выписать из стихотворений поэтов В.Смирнова, В.Тимофеева односоставные предложения, разобрать их.

2.     Провести исследование поэтической речи В.Смирнова или В.Тимофеева (по  желанию). 

СЛАЙД 22.

Рефлексия.

Что дал сегодняшний урок? Что нового открыли для себя?

Прикрепленный файл Size
nickolaykolychev_-_murmansk_-_eto_vzmore_i_vzgore.mp3 3.85 MB
Презентация для урока.ppt 3.91 MB
Приложение 1.rtf 39.57 KB
Приложение 2.rtf 49.55 KB
Приложение 3.rtf 55.62 KB
Приложение 4.ppt 1.64 MB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн