Официальный сайт oriflame100 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



У лесного озера

Данные об авторе
Автор(ы): 
Агафонова Е.Г.
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ №7

Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 

 

 

сформировать представление учащихся об озере как о природном сообществе; познакомить учащихся с разнообразием живых организмов озера, с экологическими проблемами озер, со значением озер в жизни человека

 развивать умение сравнивать, анализировать; развивать  логическое мышление и воображение учащихся, память, внимание, коммуникативные навыки  учащихся.

 воспитывать любознательность у учащихся, любовь к природе своей страны, края; бережное отношение к охране своего здоровья,  взаимопонимание, развивать чувство ответственности за выполненное задание

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учеников в классе: 
22
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Преподавание окружающего мира ведется по учебнику  Окружающий мир.  Авторы: Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплина Е.В. и др.

Используемая методическая литература: 

 

Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. Окружающий мир 2 класс.2 часть 2010 год

Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. Окружающий мир  рабочая тетрадь класс.2 часть 2010 год

 Казакова О.В. Универсальные поурочные разработки по курсу “Окружающий мир” 2 класс – М.: “ВАКО”, 2008 г.

Козлова Т.А. Сивоглазов В.И. Растения водоема

Используемое оборудование: 

 

таблица с кроссвордом, карточки для индивидуальной работы, компьютер, мультимедийный  проектор с экраном. 

Краткое описание: 
<p> &nbsp;</p> <p> Урок начинается с организационного момента, цель которого настроить учащихся на работу и на восприятие материала.&nbsp; Следующий этап &ndash; повторение раннее изученных тем, проверка д.з. &nbsp;и постановка учебной задачи, задача этого этапа &ndash; подготовить учащихся к работе на уроке.&nbsp; . Для активизации познавательной деятельности имеет большое значение использование игровых моментов. Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают кроссворды, зашифрованные не обычно, а с помощью вопросв-загадок. Этот этап&nbsp; позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.</p> <p> Следующий этап урока &ndash; подготовка к усвоению новых знаний. Здесь использовался метод наглядности (презентация на слайдах) и&nbsp; игровой метод так как учащимся предлагалось&nbsp; отправиться в научную экспедицию</p> <p> На основном этапе - этапе изучения нового материала - использовались метод наглядности (демонстрация слайдов, иллюстрации в справочной литературе) и фронтальная беседа.</p> <p> Завершающим этапом было подведение итогов, оценка учащимися своих результатов учебной деятельности.А рефлексия урока позволила осознать, понять, чему научились учащиеся на уроке и какие проблемы будут решать они на последующих уроках окружающего мира.</p>

 

1. Организация класса

– Прежде, чем начнём  наш урок, скажите мне, пожалуйста, чтобы что–то узнать новое, интересное, каким нужно быть на уроке? (Внимательным,  отвечать на вопросы,  слушать ответы товарищей,  доказывать свою точку зрения,  убеждать и т. д.)

К  нам в гости сегодня пришел мальчик. Давайте с ним познакомимся.

1 слайд
2 Проверка Д.З.

На прошлом уроке мы с вами вели беседу, в которой знакомились, о жизни елового леса. Петя хочет  мы с вами поиграть  в игру «Верно - неверно». Вам будут представлены картинки,  ваша задача – определить, можно ли это встретить в еловом лесу или нет.

2-3 слайды.

Молодцы. Вы очень хорошо постарались. Но у нас  новая проблема. Мальчик  набрала целое лукошко грибов, но, придя домой, стал сомневаться все ли они съедобные. Ребята давайте поможем ему.

4слайд.

 3. Актуализация знаний

-Да, грибочки вы все хорошо знаете. Петя долго гулял по лесу  и вдруг вышел …А куда он вышел,  вы узнаете, отгадав загадку.

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик - в роднике,
А широкий - в море.

Что это ? (Река)

А какие водоемы еще вы знаете? (пруд, озеро, болото.)

5-7слайд.

Петя очень заинтересовался. Придя домой, он поскорее открыл книгу «ЖИЗНЬ ВОДОЕМА.»  А что он в ней нашел, мы с вами увидим на этом уроке.

8 слайд

В пресной воде рек, ручьёв, прудов, озёр таится чудесный мир, в котором обитает множество растений и животных .И первое о чем мы поговорим это растения. Наши зелёные друзья – растения заселили и водную среду. В реках, ручьях, протоках , озёрах и прудах растут и развиваются растения. Растительный мир водоёмов очень разнообразен. Сегодня мы познакомимся с  некоторых из них, постарайтесь запомнить растения и научитесь их узнавать в природе.

9слайд

10 слайд

Кувшинка чистобелая –  самое красивое растение водоёма. В народе её называют ещё водяной лилией. Крупные белые цветки её  всплывают каждое утро, открываются , а вечером закрываются  и уходят под воду.  

11слайд

Кубышка жёлтая – её красивые   жёлтые цветки многие видели,  и они привлекают внимание своей яркой окраской. Форма её напоминает круглую колбу с очень коротким горлышком. Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоёма. Листья крупные, плотные, округло-сердцевидной формы, с блестящей, глянцевой поверхностью. Обитает в водоёмах со спокойной водой: в озёрах, прудах, реках, с медленным течением.

12слайд

Ряска часто покрывает всю поверхность стоячих  вод, сильно ветвится. Её безлистные маленькие стебли похожи на листочки, от каждого такого стебелька отходит один корешок. Ряска очищает водоёмы от углекислоты и снабжает их кислородом.

13 слайд

Рогоз широколиственный  многолетнее растение 1-2 метра в высоту, с ползучим корневищем. Цветки собраны в цилиндрические початки. Цветёт с июня по июль.

14слайд

Рдест плавающий  многолетнее растение от 60 – 150 см в высоту, с длинным корневищем. Соцветие – многоцветковый колос над поверхностью воды. Цветёт с июня по август. Рдестами питаются водные моллюски, насекомые рыбы. В зарослях рдестов многие рыбы мечут икру.

15 слайд

Пузырчатка –растение с погружёнными в толщу воды стеблями до 1 м в длину. У пузырчатки нет корней, и она свободно плавает в воде. Её крупные, перистые листья погружены в воду , а над поверхностью возвышается стебель с кистью жёлтых цветков. Это растение хищник. Можно подумать, что пузырьки на листьях как поплавки поддерживают на воде, но они для пузырчатки что-то вроде желудка. Пузырёк небольшой, бледно-зелёного цвета, но у него есть ротовое отверстие с волосками и щетинками по краям. От  него отходит тонкий клапан с множеством желёзок, выделяющих липкое и сладкое вещество. Это приманка для личинок комаров, мелких червей, рачков и даже мальков рыб. Стоит чуть коснуться клапана и мелкая живность вместе с водой попадает внутрь и остаётся там.

16 слайд

Стрелолист обыкновенный –  в зависимости от условий обитания , в основном, от глубины водоёма, стрелолист развивает листья трёх различных форм. На берегу или мелководье у стрелолиста вырастают надводные листья, форма которых дала растению название. В цветках по три белых лепестка с малиновым пятнышком и три чашелистика. Побегами стрелолиста питаются водные животные, листья щиплют утки и другие водоплавающие птицы.


Водные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания, очищают воду от загрязнения. Кроме того, водные растения служат пищей и убежищем для некоторых животных.

Вывод:Водоём – это место, где живут самые разнообразные живые существа. Велика роль растений в водоёме. Они служат пищей  животным, выделяют кислород, необходимый для дыхания.

17слайд

Для многих животных (пиявки, водные насекомые, рыбы и др.) пресные водоёмы – это среда обитания, где они живут.  Для других (водоплавающие птицы, некоторые звери) водоёмы и побережья – места, в которых они находят обильный корм и надёжные убежища. А некоторые животные (лягушки, тритоны и др.) используют водоёмы в основном как места размножения. Сегодня я расскажу о некоторых из них. Слушайте внимательно!

18 слайд

Водомеркапрудовая – небольшой клоп длиной 8 – 10 см. Обитает на поверхности стоячих и проточных водоёмов. Она своеобразно передвигается по водному зеркалу, широко расставив длинные  средние и задние ноги, которые смазаны жировым веществом и потому не смачиваются.   Если на пути встречается препятствие, этот клоп перепрыгивает через него. Скачкообразные движения помогают водомерке спасаться от врагов.  Кормится прудовая водомерка мелкими насекомыми, падающими на поверхности воды.

19 слайд

Обыкновенный прудовик живёт в небольших озёрах, затонах рек, заросших растениями. Прудовик, как и другие улитки, передвигается очень медленно, примерно со скоростью от 30см до 1 м в час.  Это объясняется тем, что ему не приходится отыскивать пищу. Живя среди зарослей растений, он с помощью терки соскабливает кожицу с поверхности листьев. Не брезгует прудовик и животной пищей: поедает икру рыб, упавших в воду мух.

20 слайд

Бобр– один из крупных грызунов. Длина  его тела до 100 см, хвоста 25-35 см; масса – 20-25 кг. Голова небольшая округлая. Глаза маленькие. Хвост несколько уплощён. Окраска меха от рыжевато-бурой до почти чёрной. Бобр живёт по берегам лесных рек, речек и озёр с высокими берегами, обильным травостоем и зарослями кустарников. В воде он хорошо плавает, ныряет.  Бобры издавна славятся своими строительными способностями. Они строят жилища у самой воды – это норы и хатки с выходом под водой. Кроме того, бобры строят плотины, используя для этого ветки деревьев, стволы, крепкие колья. Бобр – ценный пушной зверь. Однако в настоящее время его добыча запрещена.

21 слайд

Ондатра, или мускусная крыса.  Длина тела ондатры 25 – 32 см, длина хвоста 27 – 30 см; масса 1, 5 кг. Окраска верха от тёмно-рыжей до тёмно-бурой, низа – более светлая. Ондатра живёт на мелководье небольших озёр, рек и ручьёв с густой травянистой растительностью. Она ведёт полуназемный образ жизни, хорошо плавает и ныряет, может в течение 5 минут находиться под водой.   Живёт ондатра в норах и хатках. Норы строит в высоких берегах, вход находится под водой. Ондатра питается в основном водными растениями (рогозом, тростником,  камыш и др.) . Значительно реже она поедает мелких животных, таких, как моллюски, речные раки, лягушки . Ондатра  служит важным объектом пушного промысла.

22 слайд

Выдра –небольшой зверёк, длина тела от 70 до 100 см, хвоста 35 – 55 см; масса 5 – 10 кг. Окраска меха спины тёмно-бурая или коричневая с очень густым светло – коричневым подшерстком. На боках окраска меха более светлая, брюхо серебристое. Выдра живёт в лесных реках, озёрах, ручьях и даже в болотах. Везде она предпочитает более открытые участки берега со слабо развитой водной растительностью. Она прекрасно ныряет, плавает, подолгу остаётся под водой. На суше выдра передвигается шагом, рысью, опустив голову и волоча хвост. В случае опасности спасается прыжками.  Выдра – хищник, питается рыбой, лягушками, птицами, зверьками. Свою добычу она либо подкарауливает, сидя на каком – нибудь выступающем из воды камне, либо преследует. Выдра – ценный пушной зверь, однако везде она немногочисленна, редка. Поэтому охота на неё в большинстве месс запрещена.

23 слайд

Прудовая лягушка имеет средние размеры 75 – 85 мм, максимальная длина тела до 100 мм. Сверху  тело ярко-зелёное или оливкового цвета с тёмными пятнами, вдоль спины проходит светлая продольная полоса. Снизу тело белого цвета.  Прудовая лягушка – хищник, она питается подвижными насекомыми: мухами, жуками, стрекозами, комарами. Этих насекомых лягушка добывает своеобразно: с помощью широкого языка, покрытого клейкой слизью. Этот язык закреплён во рту необычно: не задним, а передним концом. Как только мимо лягушки пролетает насекомое, она мгновенно выкидывает вперёд язык, к которому и прилипает добыча.

24 слайд

Плавунец  окаймлённый – достаточно крупный жук: длина его тела достигает 30 – 35 мм. Верхняя часть тела тёмная, а нижняя светло-жёлтая. Вокруг тела идёт широкая желтоватая кайма.  Плавунец  окаймлённый живёт в прудах, небольших озерцах, в тихих затонах. Он хорошо приспособлен к жизни в воде. Питается мелкими водными животными: насекомыми, рачками, улитками.

25 слайд

Жук водолюб.В наших водоемах встретите вы и большого водолюба (длина этого жука от 3 до 4 см), и малого водолюба - черного, блестящего жучка, который совсем невелик (длина его всего 1,3 - 1,8 см). водолюб вегетарианец - он питается растительной пищей, поедая водоросли, дышит он, выставляя из воды голову, а не заднюю часть тельца, как плавунец.

Вывод:Животные в водоёме есть везде: на поверхности, в толще воды, на дне и на водных растениях. Их большое разнообразие. И самыми главными жителями водоемов являются рыбы.

26 слайд

И сейчас мы посмотрим небольшой фильм о рыбах озер.

Просмотр фильма о рыбах.

Жизнь рыб, как и любых живых существ, очень разнообразна и достаточно сложна для изучения. Но пытливый ум, пусть даже не специалиста, а простого любителя природы, всего живого на земле, найдёт при знакомстве с подводным миром столько захватывающих подробностей, любопытных фактов, что это само по себе представляет исключительный интерес. А как важно всем нам знать окружающий мир, чтобы сберечь его, сохранить  в первозданной красе для себя и последующих поколений.

4. Закрепление

Оперативный контроль .

Сегодня мы познакомились с обитателями водоемов. А как внимательно вы меня слушали, проверим с помощью кроссворда.27 слайд

http://festival.1september.ru/articles/553752/img1.gif

 

По горизонтали:

1. Выпуча глаза сидит,
По-французки говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает. (Лягушка)

2. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

3. Грызун, хорошо  плавает и ныряет. (Ондатра)

По вертикали:

4. Есть на речках лесоруб
В серебристо-бурой шубе.
Из деревьев, веток, глины
Строит прочные плотины. (Бобр)

5. У кого глаза на рогах,
А дом на спине. (Улитка)

6. Ползает на оборот,
Задом наперёд,
Всё под водой
Хватает клешнёй. (Рак)

28 слайд

Самостоятельная работа.

Выписать  только обитателей водоёма.

Животные: кузнечик, стрекоза, щука, нельма, ящерица, волк, бобр, пчела, крот, рак.
Растения: водокрас, ромашка, камыш, клевер, колокольчик, кувшинка белая, пузырчатка,  купальница, василёк, рогоз.

5. Итог

– Что нового узнали на уроке? (Сегодня на уроке мы говорили о разнообразии обитателей водоёма. Все они тесно связаны между собой и приспособлены к условиям жизни в водоёме. Водоём – это природное сообщество, где всё взаимосвязано и одно зависит от другого.)

6. Домашнее задание

Составить памятку «Как вести себя у водоёма»,  по желанию приготовить сообщения о растениях или животных наших водоёмов.

 


Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн