№
|
Вид технологии
|
Цель применения
|
Прогнозируе-мый
результат
|
Полученный результат
|
Личное применение
|
1.
|
Технологии учебников и УМК «Гармония» (Н.Б.Истомина)
|
1.Преодоление объективно сложившегося разделения традиционной и развивающих систем обучения на основе органичного соединения подтвердивших жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем.
2. Методическое воплощение основных направлений модернизации школьного образования (гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, деятельностный и личностно ориентированный подход к процессу обучения).
|
Высокое качество обучения и воспитания.
|
Высокие результаты образования.
|
- использую такую организацию урока, которая нацелена на усвоение понятий и общих способов действий, которая на доступном для младшего школьника уровне обеспечивает осознание им причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей в рамках содержания каждого учебного предмета.
- использую систему учебных заданий, которая учитывает как особенности содержания учебных предметов, так и психологические особенности младших школьников и соблюдает баланс между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассуждением.
* На уроках литературного чтения тексту отвожу приоритетную роль: его читаем, пересказываем, анализируем, трансформируем, интерпретируем, дискутируем, наконец, сочиняем.
Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.
Роль учителя – в основном координирующая.
Использую популярный метод демонстрации процесса мышления - графическую организацию материала. Модели, рисунки, схемы, алгоритмы отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.
* На уроках математики применяю новый методический подход в обучении младших школьников решать текстовые задачи: дети знакомятся с текстовой задачей только после того, как у них сформированы те знания, умения и навыки, которые им необходимы для овладения умениями решать текстовые задачи.
* Становление грамотного письма направляется коммуникативным мотивом и осуществляется в единстве с воспитанием у школьников желания безошибочно выражать мысли на русском языке. Для этого применяю систему обучения особому способу письма – письмо «с окошками»
|
2.
|
Здоровьесберегающие технологии
|
Система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, в которой учтены важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребёнка, влияющие на его здоровье:
- правильная поза учащегося во время занятий;
- школьная оценка (ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции, дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку);
- применение игровой системы, уроков-праздников, элементов театрализации, особенно на уроках с младшими школьниками;
- объём и уровень домашнего задания;
- двигательная активность;
- включение вопросов по ЗОЖ в элементы урока;
- изучение личности школьника.
|
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья школьников.
|
По результатам мониторинга физического развития согласно компьютерной тест-программе «Физкультур-ный паспорт» в рамках реализации школьной программы «ЗОЖ» индекс здоровья учащихся класса стабильный.
|
- Участие в создании и апробировании школьной комплексно-целевых программ «Здоровье»;
- представление опыта работы КЦП «Здоровье» по теме «Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении» на педагогическом совете (созданы мультимедийные презентации:
- Социальный проект «В здоровом теле здоровый дух»
- «Всегда ли полезны витамины»
-участие в муниципальном этапе Всероссийской акции «Спорт как альтернатива вредным привычкам».
-участие в школьной акции «Сохраним нашу Землю голубой и зелёной» в рамках дней защиты от экологической опасности.
- представление опыта работы по теме «Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса» на областной конференции 25.12.2009г.;
-статья опубликована
|
3.
|
Технология проектной деятельности.
|
1.Формирование проектной деятельности, проектного мышления.
2. Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.
3. Включение всех учащихся в режим самостоятельной работы
4. Самостоятельное приобретение недостающих знаний для решения новых задач.
5. Развитие важнейших компетенций для современной жизни.
Проекты бывают различных типов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д.
|
1.Результат ученической деятельности
2.Методи-ческие результаты
|
Исследова-
тельские,
социальные,
творческие
проекты с последующим
освещением в СМИ, вручением грамот и призов
|
- Проект «Рисованная книга «Красная книга Владимирской области» 3 класс (цель проекта: привлечь учащихся к бережному отношению к редким и исчезающим видам растений и животных Владимирской области );
- Проект «Рисованная книга «Красная и Чёрная книга»
4 класс (цель проекта: расширить представление учащихся об исчезнувших представителях флоры и фауны; привлечь учащихся к бережному отношению к редким и исчезающим видам растений и животных)
- Исследовательская работа «По экспозициям краеведческого музея» (3 класс);
- Исследовательская работа «История улицы Ивановской (Карла Либкнехта)» (3 класс);
- Исследовательская работа «Погост Семинова Гора» (3 класс);
- Исследовательская работа «Здесь я родился и живу» (3 класс);
- Творческая работа «Листая семейный альбом» (3 класс);
- Творческая работа «Весёлые ребята» (3 класс);
- социальный проект «Сохраним нашу Землю голубой и зелёной»;
- социальный проект «Слайд-фильм «Как прекрасен наш мир».
|
4.
|
Игровая технология
|
Авторы: Леонтьев А.Н., Выготский Л.С., Никитин Б.П.. Строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Технология деловой игры:
Этап подготовки (разработка игры, ввод в игру).
Этап проведения (работа над заданием, дискуссия).
Этап анализа и обобщения (рефлексия, оценка и самооценка, рекомендации).
1.Создание проблемной ситуации через игровую ситуацию.
2.Обогащение и закрепление у детей бытового словаря, связной речи, развитие числовых представлений, обучение счёту.
3.Развитие памяти, внимания, наблюдательности через игру.
|
Для активизации учебной-воспитатель-ной
деятельности всех участников образовательного процесса.
|
Высокая мотивация обучения.
|
- Урок-встреча «Малолетние узники концлагерей» в 1 классе (встреча с А.И.Кузнецовой);
- урок-встреча «Школа здорового питания» в 1 классе (встреча с М.И.Мусиной);
- урок-путешествие «В ОГПС» в 1 классе (окружающий мир);
- урок-путешествие «Красный, жёлтый, зелёный» в 1 классе (окружающий мир);
- урок-путешествие «Переместительное свойство сложения» в 1 классе (математика);
- урок-праздник «День знаний» в 1 классе;
- урок-путешествие «Шоколадная фабрика Красный Октябрь» в 1 классе (окружающий мир, проведённый совместно с экскурсоводом историко-краеведческого музея Ю.Б.Романовой);
- урок-встреча «Муравей - самое умное насекомое» во 2 классе (встреча с З.Т.Футерман);
- урок-игра «Поле чудес» во 2 классе (окружающий мир);
- урок-праздник «День защитника Отечества» во 2 классе;
- урок-встреча «Красная книга Владимирской области» в 3 классе (встреча с В.С.Щербаковой);
- урок-игра «Что? Где? Когда?» в 3 классе (окружающий мир);
- урок-суд «Суд над мусором» в 4 классе;
- внеклассное мероприятие «Новогодний праздник в ОГУСО «Камешковский центр социальной помощи семье и детям»
|
5.
|
Технология групповой деятельности
|
1.Обеспечение активности учебного процесса
2.Достижение высокого уровня усвоения содержания
|
1.Взаимное обогащение учащихся в группе, организация совместных действий.
2.Фронтальная работа в классе
3. Работа в статичных парах
4.Межгруп-повая работа
5.Фронтально-коллективная деятельность
|
Активизация учебно-познавательного процесса
|
- Провожу уроки с применением технологии групповой деятельности:
В 1 классе на уроке литературного чтения, по теме: «Русская народная сказка «Лиса и журавль» использовала работу в статичных парах над пословицами и поговорками.
В 1 классе на уроке математики, проведенного совместно с воспитанниками ДОУ «Ёлочка» по теме: «Переместительное свойство сложения» использовала работу в статичных парах по выполнению заданий Карабаса Барабаса (решение числовых выражений).
- Во 2 классе на сюжетном уроке математики использовала взаимопроверку самостоятельной работы учащихся.
- В 3 классе на факультативном занятии « Речь и культура общения » по теме « Весёлые рассказы » использовала работу в парах постоянного состава
- В 3 классе на уроке литературного чтения, по теме: «Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени» использовала работу в парах постоянного состава.
· В 4 классе на факультативном занятии «Планета загадок » использовала работу в парах постоянного состава. Тема занятия «Как разрушаются камни »
· В 4 классе на уроке окружающего мира использовала работу в парах постоянного состава. Тема: «Лес и человек»
· Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: «Татарская народная сказка «Три дочери» (каждая группа примеряла одну из шести шляп мышления)
· В 3 классе на уроке литературного чтения, проведённого в форме групповой работы с научно – познавательным текстом по теме: «Муравей – самое умное насекомое».
- Материал по теме «Использование интерактивных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах» представлен для печати в сборнике «Наша школа» (педагогическая мастерская) в 2010 году.
|
6.
|
Технология совершенство-вания общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев)
|
1.Достичь оптимального чтения во 2-3 классе
(120 слов в минуту)
2. Повысить быстроту письма в 3 классе (60 букв в минуту)
3.Повысить орфографическую грамотность в 2 раза
4. Обучить пересказу
5.Совершенствовать вычислительные умения до уровня 30 цифр в минуту
5. Сохранить учебные умения в период каникул
|
Отсутствие учащихся с несформированными навыками чтения в начальной школе, повышение уровня функциональ-ной грамотности каждого ученика
|
Отсутствие учащихся с несформированными навыками чтения в начальной школе, высокий уровня функциональной грамотности каждого ученика
|
-Подготовка дошкольников в «Школе будущего первоклассника «Росточек» к успешному обучению в школе 1 ступени.
-В 1 классе проведение ежеурочных пятиминуток чтения, артикуляционных упражнений, зрительных диктантов по И.Т.Федоренко (ежедневно), жужжащего чтения.
Применение тетрадей с печатной основой.
Обучение диагностики уровня умений и динамики его изменения с помощью проверки, взаимопроверки, самоконтроля.
|
7.
|
Технология коммуникативного обучения
|
1.Овладение общением на родном русском языке (умение говорить и понимать речь)
2.усвоение русской культуры, использование языка как инструмента межкультурного общения
3.Овладение общеупотребительной лексикой, освоение продуктивного лексического минимума
4.Ведение диалога, деловой беседы, дискуссии
5.Чтение оригинальных текстов различных жанров.
|
Овладение учащимися коммуникативной компетенцией на основе коммуникативного и личностного принципов
|
Высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся
|
Приемы формирования коммуникативной компетентности использую на различных компонентах урока. Это прежде всего новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнера, условий общения). Это и новизна используемого материала (его информированность), и новизна организации урока (его видов, форм), и разнообразие приемов работы. В этих случаях учащиеся не получают прямых указаний к запоминанию – оно становиться побочным продуктом речевой деятельности с материалом (непроизвольное запоминание). Считаю, что содержательную сторону языка должны содержать проблемы, а не темы.
|
8.
|
Технология «Портфолио»
|
Коллекция, отбор и анализ продуктов учебной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников, предназначенных для последующего их анализа, всесторонней и качественной оценки уровня обученности данного ученика и дальнейшая коррекция процесса обучения.
|
Папка творческих и учебных достижений учащихся;
Методическое портфолио учителя
Коллективное портфолио
|
Рефлексивное портфолио (динамика личностного роста ученика)
Тематическое портфолио (созданное в процессе изучения темы, раздела, учебного курса)
Коллективное портфолио.
|
Сбор и систематизация методического материала помогает структурировать образовательный процесс мне, как учителю. Ученики используют портфолио как инструмент при обсуждении результатов обучения с одноклассниками, учителями, родителями; как возможность для рефлексии учеником собственной работы; как возможность установить связи между предыдущим и новым знанием. Применением данной технологии поддерживается высокий уровень мотивации школьников, поощряется их активность и самостоятельность, расширяются возможности обучения и самообучения, развиваются навыки самоанализа и самооценки.
Формой коллективного портфолио являются созданные фотоальбомы «Калейдоскоп интересных событий из жизни класса», «Наша дружная семья», «Наши достижения»
* Лауреат конкурса электронных портфолио педагогов Владимирской области в рамках региональных мероприятий, посвящённых Году учителя. (май, 2010)
|
9.
|
ИКТ - технологии
|
Практическое использование форм, методов и приёмов ИКТ, которые помогают сделать образовательный процесс более эффективным, помогают практически осуществить личностно ориентированный подход в обучении, добиться высокой степени дифференциации обучения.
|
ИКТ- компетент-ности учителя и учащихся.
Практически осуществить личностно ориентированный подход в обучении.
|
Овладение функциональ-ной ИКТ-грамотностью
|
- провожу уроки демонстрационного типа, для этого использую готовые программные продукты: диски «Наш край» во 2 – 4 классах; «Практика работы на компьютере» в 3 – 4 классах в рамках предмета технология; «Кирилл и Мефодий»
- создаю собственные презентации к своим урокам, что обеспечивает наглядность и повышает интерес к уроку у учащихся (работаю в Открытом классе, на сайте ВИПКРО Владимир в методической копилке учителей начальных классов, где представляю свой опыт работы);
- провожу компьютерное тестирование, для этого использую диски с тестами «Практика работы на компьютере», учусь разрабатывать компьютерные варианты различных тестов в программе и использовать их на своих уроках.
|
10
|
Технология воспитания экологической культуры
|
1.Изучение закономерностей в «триаде»: человек – природа – общество
2.Использование природы как воспитательного средства
3.Воспитание экологической культуры
|
Экологическая грамотность школьников: вытеснение потребительского отношения к природе осознанием личной ответственности за ее состояние
|
Социальные проекты экологической направленности
|
Задача экологизации учебного процесса: основы экологических знаний дети получают на уроках по программам «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыка», «Изобразительное искусство», на факультативном курсе «Экология для младших школьников», а в дальнейшем и на уроках русского языка, которые помогают детям стать наблюдательнее, воспитывают бережное отношение к природе. Продолжением является внеклассная работа. Здесь используются разные формы: конкурсы, выставки, викторины, игры экологической направленности, тематические классные часы, природоохранительные акции «Мой Экодом», «Пернатые друзья», фестиваль детского творчества «Живи, Земля!», весенний туристко – экологический слёт, тематические линейки «День земли», написание статей в школьную газету «Школьные ведомости» и в районную газету «Знамя» - всё, это считаем традиционным. Но мы широко используем и новые формы: творческие и социальные проекты экологической направленности. Например, создание «Красной и Черной книги природы» – школьный творческий проект, «Дом, в котором я живу» по благоустройству школьной территории – социальный проект, представленный на городском уровне. Участие в работе школьного научного общества «ЖиРаФА» (Живи, Радуйся, Фантазируй), поисковая деятельность экологической направленности. Выполнение маленьких исследовательских работ «Описание дерева, стоящего на экологической тропе», «Исследование цветковых растений пришкольного участка».
- Представление опыта работы по теме «Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса» на областной конференции. Тезисы выступления в настоящее время направлены в печать.
|
11
|
Технология гражданского образования
|
Создание условий для
воспитания социально-активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё будущее.
Данную цель можно конкретизировать в следующих
задачах (классного руководителя общими с родителями)
1.Создание условий для формирования компетенции гражданственности личности.
2.Создание условий для формирования у школьников целостного и гармоничного представления о ценностях материальной и духовной культуры.
3.Создание необходимых условий для саморазвития, самовоспитания, самоактуализации внутренних движущих сил, способностей и талантов ребенка, обеспечивающих включение в общественную жизнь на основе принципов гуманизма и демократии
|
1.Сформирован-ность гражданской грамотности и гражданского самосознания
2.Формирование демократических убеждений
3.Развитие основных ценностей, такие как свобода и достоинство
4.Формирование представления о необходимости справедливого мирного порядка
|
Доброволь-нические акции.
Шефство над группой д/с №6 «Сказка».
Благотвори-тельные концерты и помощь пожилым людям и инвалидам в «Центре временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов» в пос.Артём
|
Технология гражданского образования реализуется через воспитательную систему класса, согласованную с МУ «МЦ» Камешковского района.
-Комплексная система организации различных видов педагогической деятельности, стержнем которой является гражданско - правовое воспитание, реализуемое как через учебно – воспитательный процесс, так и посредством демократической, правовой организации школьной среды.
Основным результатом воспитанияявляется социальная зрелость, то есть развитие у детей умения осознавать ответственность за своё поведение.
Этапы развития воспитательной системы класса:
- 1 этап – Проектирование системы (I полугодие 1 класса.
Изучение интересов, потребностей и других личностных характеристик учащихся, проектирование желаемого образа класса. На родительском собрании – мастерской по теме: «Моделирование воспитательной системы класса», проведённом 26.11.2007 года, были совместно с родителями спроектированы цели, перспективы и образ жизни классного сообщества)
- 2 этап – Становление системы (Укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы»)
- 3 этап – Стабильное функционирование системы (В данный момент мы на этом этапе. Активно развивается самоуправление. Благодаря программе ФДО «Юная Россия» выдвигаются лозунги:
* Делай как старший!
*Делай лучше старшего!
* Делай сам и вместе с друзьями!)
- 4 этап – Завершение функционирования системы (Планируем сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием социума. Как результат деятельности коллектива, мы хотим снять фильм о классе «В одном счастливом детстве», который выложим на сайте школы.)
-Опыт работы в качестве классного руководителя обобщен на муниципальном уровне, занесён в районный банк данных и размещён в методической копилке сообщества учителей начальных классов на сайте ВИПКРО по теме «Воспитательная система класса как условие успешного развития личности»
|