Официальный сайт openw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методические рекомендации по проведению урока-сопоставления стихотворений Г.Р.Державина "Снегирь" и И.Бродского "На смерть Жукова"

Submitted by Ольга Александровна Казановская on вс, 19/08/2012 - 10:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Казановская Ольга Александровна
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ №18, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Ставропольский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> Методическая рекомендация для проведения уроков в 11 классе</p>

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

по проведению

урока-сопоставления

стихотворений

Г.Р.Державина «Снегирь» и И.А.Бродского «На смерть Жукова»

в 11 классе

 

 

 

 

                                                                                                         Учитель русского языка

и литературы

МБОУ СОШ №18

г.Ставрополя

Казановская

Ольга Александровна

 

 

 

 

 

 

 

Программой       по литературе для 11 класса под редакцией Т.Ф. Курдюмовой   предусмотрено обзорное знакомство с творчеством И.А.Бродского. Программа под редакцией  В.Я.Коровиной рекомендует знакомство с такими стихотворениями И.А.Бродского, как «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» ( «Как жаль, что тем, чем стало для меня…»).

Среди стихотворений И. Бродского есть такие, которые написаны по мотивам того или иного поэта - предшественника, так как их не назовёшь ни подражаниями, ни перекличкой, ни полемикой. Поэта интересует воплощение определенной темы в необычном оригинальном метре и ритме, и он как бы ставит себе задачу создать своё собственное полотно, пользуясь палитрой своего предшественника.

Ярким произведением, написанным «по мотивам» является стихотворение И. Бродского «На смерть Жукова», созданное на манер «Снегиря» Г.Р. Державина.

В 11 классе можно провести урок - сопоставление этих двух стихотворений. Такой урок будет способствовать более глубокому пониманию смысла произведений и еще раз обратит внимание учащихся на понятия литературной традиции и новаторства.

Сопоставим два стихотворения: «На смерть Жукова» И. Бродского и «Снегирь» Г.Р. Державина, но сначала мы проанализируем каждое произведение в отдельности.

На уроке необходимо  показать учащимся портреты авторов стихотворений и великих полководцев А.В. Суворова и Г.К. Жукова, напечатать для каждого ученика тексты стихотворений Г.Р. Державина «Снегирь» и И.А. Бродского «На смерть Жукова».

Начинаем с анализа стихотворения Г.Р. Державина «Снегирь».

Вступительное слово учителя об истории создания стихотворения Г.Р. Державина.

Стихотворение «Снегирь» было написано в мае 1800 года на смерть А.В. Суворова. Впервые напечатано в 1805 г. Г.Р. Державин рассказывал, что у него дома был снегирь, умевший насвистывать военный марш. Услышав его пение после известия о смерти А.В.Суворова, поэт написал это стихотворение.

Затем идет выразительное чтение стихотворения  учителем или специально подготовленным учеником.

Далее беседуем с учащимися по содержанию.

-  Какова тема этого стихотворения?

Грустные размышления о смерти великого полководца.

-  Что вы знаете о великом полководце А.В. Суворове?

         Слушаем сообщение специально подготовленного ученика.

-   Какими эпитетами характеризует Г.Р.Державин  А.В.Суворова?

         Сильный, храбрый, быстрый.

-  Каким образом поэт даёт нам понять, что А.В. Суворов был великим полководцем?

Употребляет серию риторических вопросов о том, кто может заменить Суворова, вести себя так же, как он, на поле брани. Называет Суворова «вождем богатырей».  Использует метафоры «северны громы»,  «львиное  сердце», «орлиные крылья»;  говорит о Суворове, что его кредо - «быть везде первым». Он мог побеждать с горстью россиян тысячи воинств.

С кем мы пойдем войной на Гиену?

Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?

Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?

Северны громы во гробе лежат.

-  Что означает слово «гиена»?

Гиена - хищное млекопитающееся южных стран,  которое питается падалью.

-  А как вы считаете, почему слово Гиена написано с большой буквы?  

Ученики высказывают свои догадки, что это враг, вражеское государство. Учитель поясняет, что здесь имеется в виду война с Францией. В 1799 г. Суворов блестяще провел Итальянский и Швейцарские походы, разбив французские войска на реке Адда и Треббия.

-В чем необычность Суворова, его непохожесть на других полководцев?

Крайняя неприхотливость и аскетизм: ездит на кляче, ест сухари, спит на соломе.

-    О чем речь идет в третьей строфе? Как вы понимаете слова:

Скиптры давая, зваться рабом,

Доблестей быв страдалец единых,

Жить для царей, себя изнурять?

Речь идет о победах Суворова, возвращавших государям их могущество, и о немилости Павла Iк полководцу.

-    Чем заканчивается стихотворение?

Поэт просит снегиря перестать петь военную песню, так как теперь воевать нет смысла - второго Суворова не будет.

-Каково идейное содержание стихотворения?

Г.Р. Державин задумывается над тем, что с кончиной Суворова воинская слава России падет, пойдет на убыль.

Затем переходим к анализу стихотворения И.А. Бродского «На смерть Жукова».

Сначала следует вступительное слово учителя о творчестве Иосифа Бродского и о том, как было создано это стихотворение, (написано уже в эмиграции в США в 1974 г.)

Далее специально подготовленный ученик рассказывает о роли Г. К. Жукова в разгроме германских войск в Ленинградской и Московской битвах (1941-1942 гг)  при прорыве блокады Ленинграда, в Сталинградской и Курской битвах (1942-1943 гг), при наступлении советских войск в Висло-Одерской и Берлинской операциях (1944-1945 гг.), о принятии им капитуляции германских вооруженных сил 8 мая 1945 года.

  • Какова тема этого произведения?

     Размышления о жизни и смерти великого полководца.

  • С чего начинается стихотворение?

Картина похорон маршала Жукова, представляющаяся творческому воображению поэта, так как сам он в этой церемонии не участвовал.

-  Как вы понимаете первую строчку стихотворения «Вижу колонны замерших внуков?  Кто такие внуки и почему их так много?

Внуки - это молодые солдаты и офицеры, последователи ратного дела Г.К. Жукова, которые пришли почтить его память. Они стоят четко, по-солдатски в колоннах, так как похороны Г.К. Жукова - событие государственного масштаба.

-   Каким рисует нам Жукова поэт?

Смелый и талантливый воин, умевший достичь победы над врагом.

-  Какой литературный прием использует И. Бродский, характеризуя оружие русской армии?

Ирония, намек на неподготовленность Советского союза к войне с Германией и на несовершенство русского оружия по сравнению с немецким: «меч был вражьих тупей».

-  Как закончилась карьера Г.К. Жукова?

Кончивший дни свои глухо, в опале,

как Велизарий или Помпей.

Велизарий и Помпей - римские полководцы. Здесь И. Бродский поднимает тему несправедливой власти, не умеющей воздать должное герою и отстранившей его от всех общественных дел: в 1957 году Жуков был освобожден от обязанностей министра, выведен из состава Президиума ЦК КПСС.

-  Какой    важный вопрос поднимает И. Бродский в третьей строфе стихотворения?

Вопрос об ответственности полководца за жизнь его солдат, вопрос, обычно не волнующий ни маршалов, ни поэтов.

-  Почувствует ли раскаяние маршал Жуков, встретившись со своими солдатами в аду? Почему?

Ни Жуков, ни другие полководцы никогда не почувствуют раскаяния, так как их оправданием всегда будет то, что они были подневольными людьми и исполняли приказ.

-  Как вы понимаете такие строки четвертой строфы:

У истории русской страницы

хватит для тех, кто в пехотном строю

смело входили в чужие столицы,

но возвращались в страхе в свою.

Здесь намекается на страх Жукова и   других советских маршалов перед генералиссимусом Сталиным,  способным на любые меры - вплоть до физического уничтожения неугодных людей.

-  Чем заканчивает своё  стихотворение И. Бродский?

Он провозглашает Жукова спасителем родины, хотя и не верит в их бессмертие - о них забудут так же, как и о военных сапогах маршала.

-   Каков идейный смысл этого стихотворения?

Надо чтить память великого полководца, спасшего родину от фашистского рабства и не забывать его заслуг перед Отечеством.

 

Теперь проведём сравнительный анализ этих двух стихотворений.

Сначала определим:

-    Чем близко стихотворение И.Бродского «На смерть Жукова» державинскому «Снегирю»? Какие мотивы державинских стихотворений продолжает И.Бродский?

Тема стихотворений одинаковая - размышления о жизни и смерти великих полководцев. Близки стихотворения и по жанру: и то и другое - эпитафия на смерть великого полководца своего времени. Близки произведения и по своему ритму, написаны так называемым паузированным дактилем.

  • Где начинается действие стихотворений?

     В комнатах поэтов.

  • В чем различие 1-ых строф стихотворений?

Г.Р. Державин обращается к реальной птичке, к своему любимому снегирю, высвистывающему начальные такты военного марша. Этот мотив и наводит его на грустные размышления о смерти полководца. Обращение к снегирю выступает у Г.Р.Державина в роли зачина. У И. Бродского зачина нет. У него прямой ввод в тему - картина похорон, представляющаяся его творческому воображению.

  • Каким эпитетом характерирует Г.К. Жукова И.Бродский?

          «Пламенный» - т.е. «пылкий», «страстный»

-   Нет ли похожей характеристики Суворова?

         Суворов ездил «пылая».

  • Есть ли общее у Суворова и Жукова?

Умение полководцев достичь победы над многочисленным врагом любыми средствами.

-    В чем разнится отношение автора к этому умению?

         Замечание о негодных средствах у Жукова явно ироническое, содержащее намек на неподготовленность Советского Союза к войне с Германией и несовершенство советского оружия по сравнению с немецким - обстоятельство, в котором следует винить, конечно, не полководца, а Сталина.

-   Чем заканчивается вторая строфа стихотворения И. Бродского?

Темой несправедливой власти,  которая не смогла по достоинству оценить героя и отстранила его от общественных дел.

-   Одинаковое ли количество строф в стихотворениях?

У Г.Р.Державина - 4, у И.А. Бродского - 5

-   Какая строфа И. Бродского не находит параллелей у Державина?  

Третья.

-    О чем говорится в третьей строфе стихотворения «На смерть Жукова»?

 И. Бродский ставит вопрос об ответственности полководца за жизнь его солдат.

-   Есть ли различия в заключительных строфах стихотворений?

Державин заключает свое стихотворение тем, что просит снегиря перестать петь военную песню, так как воевать без Суворова теперь нет смысла. Бродский провозглашает Жукова спасителем Родины. В отличие от Державина музыка не останавливается, а продолжается, и не снегирь поет, как военная флейта, а наоборот, флейта свистит на манер снегиря. В этой фразе содержится единственный намек на державинское стиховорение.

Делаем вывод.

И Г.Р.Державин, и И.А. Бродский задумываются над жизнью и смертью о полководца, но упор они делают на разные вещи. Для одного на первый план выдвигается полководческий талант и величие души, для другого  -  цена победы и взаимоотношения героя и власти. В стихотворении  И. Бродского отчетливо проявляется отношение к власти, к войне и к оценке военных событий современниками - отношения во многом чуждые Г.Р. Державину.

Сопоставляя эти стихотворения можно сказать, что, занимая общую исходную  позицию,  поэты  расходятся  в  разные стороны.  Стихотворение

И. Бродского значительно шире, оно вписывается не только в контекст державинского «Снегиря», но и контекст русской литературы, и в контекст истории, как русской, так и всемирной.

 

Приложения:

 

Г. Р. Державин

Снегирь

 

Что ты заводишь песню военну

Флейте подобно, милый снегирь?

С кем мы пойдем войной на Гиену?

Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?

Сильный где,  храбрый,  быстрый Суворов?

Северны громы в гробе лежат.

 

Кто перед ратью будет,  пылая.

Ездить на кляче,  есть сухари;

В стуже и в зное меч закаляя,

Спать на соломе,  бдеть до зари;

Тысячи воинств,  стен и затворов,

С горстью россиян все побеждать?

Быть везде первым в мужестве строгом,

Шутками зависть,  злобу штыком,

Рок низлагать молитвой и Богом,

Скиптры давая,  зваться рабом,

Доблестей быв страдалец единых,

Жить для царей,   себя изнурять?

 

Нет теперь мужа в свете столь славна:

Полно петь песню военну,   снегирь!

Бранна музыка днесь не забавна,

Слышен отвсюду томный вой лир;

Львиного сердца,  крыльев орлиных

Нет уже с нами!  - что воевать?

1800 г.

И. А. Бродский

На смерть Жукова

 

Вижу колонны замерших внуков,

гроб на лафете,  лошади круп.

Ветер сюда не доносит мне звуков

русских военных плачущих труб.

Вижу в регалии убранный труп:

в смерть уезжает пламенный Жуков.

 

Воин,  пред коим многие пали

стены,  хоть меч был вражьих тупей,

блеском маневра о Ганнибале

напоминавший средь волжских степей.

Кончивший дни свои глухо,   в опале,

как Велизарий или Помпей.

 

Сколько он пролил крови солдатской

в землю чужую!  Что ж,  горевал?

Вспомнил ли их,  умирающий в штатской

белой кровати? Полный провал.

Что он ответит,  встретившись в адской

области с ними? «Я воевал».

 

К правому делу Жуков десницы

больше уже не приложит в бою.

Спи!  У истории русской страницы

хватит для тех,  кто в пехотном строю

смело входили в чужие столицы,

но возвращались в страхе в свою.

Маршал!  поглотит алчная Лета

эти слова и твои прахоря.

Все же прими их - жалкая лепта

родину спасшему,   вслух говоря.

Бей барабан, и военная флейта,

громко свисти на манер снегиря.

 

1974 г.  


»  Tags for document:

На: Методические рекомендации по проведению урока-сопоставления


Интересная работа.



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн