Вы не зарегистрированы

Авторизация



Особенности организации учащихся на уроках физической культуры для оптимальной реализации дифференцированного подхода.

Фото пользователя Ирина Юрьевна Варшавская
Submitted by Ирина Юрьевна Варшавская on Tue, 21/08/2012 - 22:52
Данные об авторе
Автор(ы): 
Варшавская И.Ю.
Место работы, должность: 

МБОУ "Гатчинская гимназия имени К.Д. Ушинского" учитель физической культуры

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Физическая культура
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p> Знание определенных условий, и рациональное использование различных способов организации учащихся на уроках физической культуры, помогает учителю наиболее эффективно решать задачи, направленные на обеспечение полного освоения знаний и умений всеми учащимися.&nbsp; А создание ситуаций успешности для каждого учащегося, является повышением мотивации к занятиям физическими упражнениями. Работа предназначена для молодых специалистов, работающих в общеобразовательных школах&nbsp; с учащимися с 1 по 11 классы.&nbsp;</p>

СОДЕРЖАНИЕ:

I.     Вступление. 

II.    Цели и задачи.

III.   Модель деятельности. Этапы работы.

  1. Предварительный
  2. Подготовительный
  3. Основной
  4. работа на уроках
  5. домашние задания
  6. работа во внеурочное время

       5. Заключительный

IU.   Вывод. Значимость опыта.

I.     ВСТУПЛЕНИЕ. Актуальность работы.

     Оптимальное развитие двигательных способностей детей происходит только в том случае, если при становлении основных позиций здорового образа жизни учитываются индивидуальные способности детей. Требование учитывать индивидуальные особенности и способности ребенка в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга.

  Одним из требований деятельности учителя  и условием эффективной организации учебного процесса является обеспечение полного освоения знаний и умений всеми учащимися. А это невозможно без учета особенностей развития учащихся, их способностей, т. е. дифференцированного подхода.

     Дифференциация в переводе с латинского «differentia» означает расслоение целого на различные части, формы, ступени.  

     С психолого-педагогических позиций цель дифференциации – индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления и учета в обучении склонностей, развития интересов, потребностей и способностей каждого школьника.

     В классах, как правило, подбираются ребята с различным уровнем физической подготовки, здоровья и психологическими качествами. Если использовать единообразные требования и общий методический подход ко всем учащимся, то эффективность уроков физической культуры  значительно снижается. Особенно это касается одаренных учащихся, заниженные требования к которым могут вызвать потерю интереса к занятиям, т.к. у них появляется ощущение что они «все могут».  Не менее сильно это затрагивает и ослабленных различными факторами учащихся. Отсутствие необходимой физической подготовленности, частые пропуски уроков по болезни приводит к тому, что учащиеся не могут справиться с упражнениями, не вызывающих затруднений у большинства других. Это вызывает у некоторых из них «комплекс неполноценности», который дети пытаются скрыть, отказываясь от выполнения упражнений, что приводит к еще большим проблемам. Соответственно все это снижает у части детей заинтересованность в занятиях физической культурой.

     Следовательно, основными задачами учителя физической культуры являются:

  • создание эффективной организации учебного процесса, необходимой  для обеспечения полного освоения знаний и умений всеми учащимися;
  • создание ситуаций успешности для каждого учащегося, что послужит условием для повышения мотивации к занятиям физическими упражнениями.

     Хотя нельзя говорить о новизне метода дифференцированного обучения, общих догм на этот счет нет, и в каждой школе эта проблема решается по -разному,  исходя из конкретных условий и контингента учащихся. И для их решения учителю  необходимо обладать следующими умениями:

  • уметь определять критерии деления учащихся, основанные на изучении их индивидуальных способностей и возможностей;
  • Уметь совершенствовать способности и навыки учащихся при индивидуальном руководстве;
  • Уметь анализировать работу, отмечая изменения как в положительную, так и в отрицательную сторону;
  • уметь планировать свою деятельность как перспективную и обучать этому учащихся;
  • уметь изменять и заменять не эффективные способы воздействия на более рациональные, по отношению к каждому отдельному ребенку.

II.     ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  педагогической деятельности.

      Метапредметной целью педагогической деятельности является:

создание условий учащимся для наиболее эффективного овладения практическими умениями, необходимыми для всестороннего и гармонического развития личности и повышения физической подготовленности.

     Задачи которые необходимо решить для достижения этой цели можно сформулировать так:

  1. Укрепление здоровья с учетом индивидуальных особенностей организма,  содействие гармоничному физическому развитию.
  2. Повышение уровня сопротивляемости организма детей, к неблагоприятным воздействиям гиподинамии.
  3. Дифференцированное развитие  координационных и кондиционных способностей до максимально  возможного уровня.
  4. Формирование осознанной потребности в укреплении здоровья и повышения уровня физического развития, посредством создания «ситуации успешности» для каждого ученика.
  5. Воспитание и активное формирование положительных черт характера.
  6. Овладение навыками самоконтроля при занятиях физическими упражнениями.
  7. Овладение знаниями необходимыми для самостоятельных занятий физическими упражнениями.

III.     МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Этапы работы.

 1. Предварительный этап – осуществлялся на протяжении нескольких лет. 

     В течение длительного времени проводилась работа по разработке и внедрению отдельных элементов дифференцированного подхода к учащимся.

     Так были сделаны следующие методические разработки:

  • «Влияние самостоятельных домашних занятий на развитие двигательных качеств школьников» - работа поднимала проблемы необходимости домашних заданий по физической культуре.  Были разработаны различные варианты домашних заданий с учетом тематики занятий и индивидуального освоение программного материала школьниками. А также методы отслеживания результатов выполнения (или невыполнения) этих заданий.
  • «Самостоятельная работа учащихся  на уроках физической культуры» - методическая работа включала в себя разработки комплексов упражнений и способов организации их выполнения на уроках физической культуры.  Основной мыслью этой работы была не только возможность научить детей заниматься самостоятельно, что в принципе является одной из основных задач физической культуры в школе: дать детям знания и умения необходимые  не только для гармоничного развития, но и для поддержания оптимального физического состояния на протяжении всей жизни. Но и возможность более индивидуализированного подхода к учащимся на уроках.
  • «Методика занятий в группах для физически ослабленных детей» в этой работе поднимался вопрос о необходимости занятий с детьми, относящимися к основной физкультурной группе, но имеющие слабую физическую подготовленность или недостаточное физическое развитие.  Разработана программа для работы с такими детьми во внеурочное время.

Все методические разработки прошли апробацию и используются в работе с учащимися.

IIэтап подготовительный – проводится в первые недели начала учебного года, и на первом уроке перед началом каждого нового раздела программы.

  •      Распределение учащихся по физкультурным группам (основная, подготовительная, СМГ). Осуществляется медицинским работником школы, на основании предоставленных в медицинский кабинет справок и документов определяющим группу здоровья школьников. Информация заносится в классный журнал на соответствующую страницу. Там же указываются рекомендации для учителей в отношении каждого ребенка, если таковые имеются.
  •      Тестирование учащихся для определения физической подготовленности по основным физическим качествам (координационным и кондиционным).  Проводится в первые две недели учебного года.
  •      Разделение учащихся на группы внутри классов на основании полученных данных.  Для каждого раздела программы оно может быть разным. Так учащиеся, являющиеся отстающими по теме легкая атлетика, не редко прекрасно справляются с тематическими упражнениями гимнастики.
  •      Используя метод наблюдения за поведением учащихся, а также результаты психологического тестирования (проводится школьным психологом) определить  особенности учащихся, которые необходимо учитывать для дифференцированного подхода к учащимся.

     Итак, особенности которые необходимо учитывать для индивидуализированного и дифференцированного подхода:

 

Психологические качества

Пол

Физкультурная группа

Уровень физической подготовленности

устойчивые

мальчики

основная

высокий

неустойчивые

активные

девочки

подготовительная

средний

инертные

специальная медицинская 

низкий

     Основываясь на полученных данных можно приступить к практическим действиям следующего этапа.

IIIэтап  основной – подразумевает под собой практическую работу с детьми во время уроков

     IIIэтап основной:

     работа на уроках физической культуры с учетом дифференцированного подхода к учащимся складывается в первую очередь из способов организации и дозирования нагрузок.

     Способы организации на уроках:

  • фронтальный и поточный способ используются главным образом в подготовительной и заключительной частях урока, когда нагрузка не велика, а упражнения просты для исполнения.
  • преимущество при организации основной части урока отдается групповому методу как при закреплении и совершенствовании упражнений, так и при изучении нового материала. Причем группы определяются в зависимости от темы и задач урока. Например, если темой урока является бег на длинные дистанции, то группы сначала делятся по половому признаку (девочки, мальчики), а затем внутри каждой группы определяются подгруппы основанные на физической подготовленности, психологические же качества здесь не так важны. Если же темой урока являются игры, то в первую очередь при определении групп обращают внимание на психологические качества детей и физическую подготовленность и только потом на половую принадлежность. При  изучении нового материала и выполнении одних и тех же упражнений можно изменять условия их выполнения для разных групп учащихся и количество повторений;
  • использование наиболее одаренных учащихся в качестве командиров (капитанов) групп (подразделений) и в качестве помощников учителя (как при закреплении, так  при изучении нового материала);
  • технология круговой тренировки и работа по станциям используется, как правило, для совершенствования изученных действий и развития физических качеств. При такой организации учащихся можно наиболее точно дозировать нагрузку у разных групп учащихся. Кроме того при таком методе организации у учителя появляется больше возможности для того, чтобы уделить больше внимание наиболее нуждающейся в этом группе детей (сильной или слабой).  Дети же находясь в группе равных не испытывают психологического дискомфорта ;

     Дозирование нагрузок на уроке осуществляется в зависимости от возможностей учащихся. Способы дозирования нагрузок:

  • ограничение времени выполнения упражнений (более слабые учащиеся выполнят меньшее количество повторов);
  • изменять условия выполнения упражнений  (например: при выполнении кувырка назад, для более слабых учащихся кувырок можно выполнять с наклонной поверхности)
  • при назначении упражнений предлагать несколько различных по сложности вариантов с различной дозировкой ( например: для развития силы мышц живота можно предложить три варианта различные по сложности – поднимание туловища из положения лежа в положение сидя из 1- И.П. лежа на мате (20 р), 2 – из И.П. – сидя на гимнастической скамейке  (15 р), 3 – из И.П. лежа на наклонной скамейке (10 р);
  • осуществлять работу по карточкам с индивидуальными заданиями;

    Учащихся, отнесенные к СМГ, и с учащиеся, временно освобожденные от физических нагрузок по состоянию здоровья, не могут заниматься вместе с основной группой, и должны заниматься по особой программе. Но от присутствия на уроке они не освобождаются. Поэтому работа с этими учащимися должна проводиться на уроках систематически с учетом их индивидуальных особенностей.  Работа с учащимися может осуществляться в следующих вариантах:

  • выполнение задания по индивидуальным карточкам. Карточки включают в себя задания теоретического плана и простейшие упражнения типа зарядки.
  •  привлечение к  работе в качестве судей, контролеров и помощи в организации занятий.

     Дифференцированный подход к учащимся несомненно повышает мотивированность к занятиям физическими упражнениям, что в свою очередь ведет не только к повышению уровня физической подготовленности, но к пониманию необходимости тесной связи повседневной жизни с физической культурой.

     Оценка учащихся по предметуфизическая культура делится на: текущую, контрольную, четвертную и годовую (итоговую).   

  • годовая оценкавыставляется на основании четверных;
  • четвертная – на основании текущих и контрольных. Учащиеся отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и СМГ оцениваются за четверть только на основании текущих оценок.
  • текущаяоценка выставляется ученику за работу на уроке, выполнение общих и индивидуальных заданий учителя, в том числе и домашних. Оценка за прилежание и качество выполнения заданий.
  • контрольная оценка– оценка за выполнение контрольных упражнений. Требует наибольшей дифференциации при определении. Не всегда результат выполнения упражнения, основанный, как правило, на количественных показателях, отражает энергозатраты ребенка при подготовке к выполнению данного упражнения.

    Домашние задания дают наилучшую возможность для осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку. Наилучший способ дифференцировать домашние задание это подготовка карточек:

  • с заданиями различной степени трудности: 3 варианта (высокий, средний, низкий);
  • с одинаковыми упражнениями, но без указания дозировки. Дозировка указывается в момент выдачи карточки с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

     Работа во внеурочное время занимает важное место в системе дифференцированного подхода к учащимся. Именно после основных уроков детей можно объединить в группы соответствующие их возможностям и заниматься с каждой группой отдельно. Кроме того, во время таких дополнительных занятий психологический климат внутри группы гораздо комфортней. Как сказал один из современных  педагогов Ю.Г. Коджаспиров: «Хорошо бы заниматься на фоне положительных эмоций, а не принуждая себя и детей работать вопреки желанию, через «Не хочу!» , стиснув зубы и мобилизовав всю свою силу воли. Иметь возможность учится и учить с удовольствием, а не по принуждению».  Учитывая, что на дополнительные занятия дети приходят добровольно, а не по обязанности и имеют свободу выбора группы (секции, кружка), результативность таких занятий гораздо выше.

     Основной акцент на работе во внеурочное время делается на создании трех направлений:

  • работа с физически сильными (одаренными)  детьми
  • работа с физически слабыми детьми
  • работа с детьми отнесенными по состоянию здоровья к СМГ.

     При работе с физически сильными (в т.ч. одаренными) детьми основной акцент делается на определении направления их способностей, с последующим привлечением их к занятиям в спортивных школах на отделениях  соответствующих их данным. Это направление является наиболее приоритетным, т.к.  возможности для работы с такими детьми в ДЮСШ несомненно выше, чем в общеобразовательных учреждениях. Но это не значит, что направлением в спортивную школу работа с такими детьми заканчивается. Кроме того не все дети достаточно мотивированы для занятий в ДЮСШ, т.к. несмотря на лучшие условия, которые им могут предоставить, от детей требуется и  значительное время для этих занятий (как правило ежедневные тренировки, частые соревнования и т.п.). Для некоторых учащихся это неприемлемо (например: далеко живут, приоритетом служат занятия другим видом деятельности – рисование, музыка и т.д.). И тогда дополнительные занятия в школе дают им возможность активно развивать их таланты. Для физически подготовленных детей является актуальным посещение специализированных секций и кружков (например: секция волейбола, баскетбола, гимнастики). Так как в таких секциях делается акцент на развитие определенных двигательных качеств, которые у ребенка наиболее выражены. Физически сильные дети  систематически привлекаются к соревнованиям, спортивно-оздоровительным мероприятиям, как в качестве участника, так и в качестве судьи, контролера, организатора, а при возможности и для показательных выступлений.  Не всегда способности или интересы ребенка определяются быстро. Часто с ним приходится несколько лет работать  развивая его природные таланты во всех направлениях, прежде чем он сможет определится в своих предпочтениях.

     Одним из вариантов работы с физически сильными (одаренными) детьми является организация летнего лагеря дневного пребывания при гимназии в июне месяце. Длительное пребывание рядом с ребенком, возможность наблюдать за ним во время тренировок, соревнований, праздников и культурно-массовых мероприятий, дают прекрасную возможность лучше узнать его особенности и подобрать наиболее удачный вариант индивидуального подхода к нему.

     Работа со слабыми детьми  как правило полностью ложится на плечи школы.  Организация дополнительных занятий с такими детьми крайне важна. Среди других учащихся, равных им по силам и подготовке, многие смогут работать более продуктивно.  Как правило наиболее актуально для таких детей посещение секций по ОФП. Так как программа таких секций включает наиболее разнообразный материал, выбор упражнений и дает возможность ребенку наиболее полно повысить свою успеваемость во всех видах школьной  программы.

     Работа с родителями во внеурочной работе занимает важное место. Ведь дети -  это отражение своей семьи. Физически подготовленные дети, в основном, приходят из семей, где физические упражнения тесно вплетаются в повседневную жизнь. И не любовь к активным движениям, у детей слабых,  прививается им родителями, хотя и не всегда осознано. Работа с родителями включает в себя:

  • выступления учителя по физической культуре на родительских собраниях с беседами,  лекциями по различным темам, информативными сообщениями об успехах их детей на уроках физической культуры;
  • индивидуальные беседы с родителями;
  • совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия, где родители могут участвовать как в роли зрителя, так и участника, организатора (например: «День здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья» и т.п.);
  • открытые уроки по физической культуре.

4.   Заключительный этап-  работа по дифференцированному подходу к учащимся заканчивается, как правило, только после того, как ученик покинет стены школы после ее окончания. Но в конце каждого учебного года необходимо подвести итог проделанной работе.  Для этого в мае месяце проводится повторное тестирование учащихся по тем же упражнениям, что и в начале года. Это необходимо для выявления изменений, которые произошли в уровне развития физических способностей каждого ученика. На основании полученных данных учащимся формулируется домашнее задание по физической культуре на лето.  Учащиеся, наиболее значимо улучшившие свои результаты за учебный год обязательно поощряются.

IU.     ВЫВОД. Значимость опыта.

      Государственная политика в соответствии с законом РФ «Об образовании»» основывается прежде всего на принципе общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

     Дифференцированный подход к учащимся на уроке физкультуры полностью согласуется с принципами вышеназванного закона.

     Дифференцированный подход к учащимся несомненно повышает мотивированность к занятиям физическими упражнениям, что в свою очередь ведет не только к повышению уровня физической подготовленности, но к пониманию необходимости тесной связи повседневной жизни с физической культурой.

Список литературы:

1.   Атропова М.В., Мойке Г.Г., Кузова Л.И., Бородина Г.В. Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии // Педагогиеа, 1996 № 5 с 19 - 24

2.  Бабинский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. – М.: Знание, 1981. – 96 с

3. Д.Б.Эльнонина, В.В. Давыдова «Возрастные и индивидуально-психологические особенности формирования учебной деятельности» 1999г., статья

4. Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Проблема дифференцированного обучения в средней школе. – М., 1990 г.

5. Стандарт основного общего образования по физической культуре.

6. Интернет – ресурсы : popsoch.harod.ru

7 Интернет – ресурсы:

differencirovannyy_i_indivudualnyy_podhod_na_urokah_rizkultury_v_nachalnyh_klassah.doc