использование технологии синквейна на уроках истории и обществознания
Submitted by Ирина Петровна Голодова on Tue, 28/08/2012 - 22:18
Применение синквейна на уроках истории и обществознания.
Ни для кого не секрет, что школа является мощнейшим инструментом социализации человека в обществе. Современное общество меняется, с каждым годом все больше и больше. Меняется и социальный заказ на образ современного выпускника, который школа обязана принимать. Если ранее основным требованием к выпускнику была его эрудированность и исполнительность, то сегодня основным критерием является креативность и конкурентоспособность. А добиться этого невозможно применяя старые методики и технологии. Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления.
Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Все они сводятся к тому, что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт.Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:
Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.
Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
Развитие умения анализировать полученную информацию.
6. Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы, позволяющих успешно развивать у детей навыки критического мышления. К таким приемам относятся:
1.Кластеры
2. Фишбоун
3. SWOT- анализ
4. Диаманта
5. Синквейн
Каждый из этих инструментов хорош по своему, но сегодня мы поговорим о синквейне. Что же это такое?
Синквейн - это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке, он является достаточно известным и распространенным способом рефлексивной деятельности, позволяющим научить школьников излагать личное отношение к историческому событию или деятелю, подводить итоги размышления.
Слово "синквейн" происходит от французского слова "пять" и означает "стихотворение, состоящее из пяти строк".
В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся.
Существует традиционный и дидактический синквейн.
Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе, всего 22 слога (в хайку 17, в танка — 31). Авторы, развивавшие форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций:
Обратный синквейн (Reverse cinquain) — с обратной последовательностью стихов Зеркальный синквейн (Mirror cinquain) — форма из двух пятистрочных строф, где первая — это традиционный, а вторая — обратный синквейны;
Синквейн-бабочка (Butterfly cinquain) — девятистрочная форма
Гирлянда синквейнов (Garland cinquain) — аналог венка сонетов, корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая строка из второго, и т. д.
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Примеры синквейнов по истории:
Жанна д’Арк
Жанна д’Арк;
отважная, неординарная;
сожгли, реабилитировали, канонизировали;
главнокомандующая французскими войсками в Столетней войне;
Орлеанская дева.
Коллективизация
коллективизация;
несправедливая, насильственная;
раскулачивали, заставляли, принуждали;
объединение крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства;
колхоз
Примеры синквейна по обществознанию
Социальная мобильность
социальная мобильность;
высокая, низкая;
изменение, перемещение, проникновение;
возможность смены социального слоя;
социальный лифт
Потребность
Потребность;
биологическая, материальная;
появляется, возникает, проявляется;
побуждает человека к деятельности;
нужда
примеры работы нескольких учеников с одной темой синквейна см презентацию сл №11
Синквейн с точки зрения педагогики
¨ Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать
¨ Является средством межпредметной интеграци, так как синквейн можно использовать на роках любой дисциплины
¨ На уроках истории и обществознания можно использовать как средство для проверки понятийного аппарата, на стадии рефлексии на любом уроке и как заключительное задание по пройденному материалу на повторительно- обобщающих уроках.
Вариативность
Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с:
составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
коррекция и совершенствование готового синквейна;
анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).
Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития критического мышления у детей.
Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.