Авторы УМК:Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык: 5-7 классы / Научный редактор акад. РАО Шанский Н. М.
Тема урока:Повторение изученного по теме «Причастие»
Тип урока:комбинированный. В ходе урока учащиеся повторяют изученный материал по теме «Причастие» (урок обобщения изученного материала + урок применения знаний, умений и навыков), проходит наблюдение над языком писателя, определение роли причастий в художественном тексте (урок усвоения нового материала).
Цели урока:
образовательные:систематизировать знания учащихся о причастии; отработать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила; определить роль причастий в художественном тексте.
развивающие:развивать у учащихся навыки самоконтроля, совершенствовать навыки выразительного чтения, устную речь учащихся, обогащать их словарный запас; формировать интерес к русскому языку и литературе как учебным предметам.
воспитательные:воспитывать любовь к родной природе, уважение к труду писателя, внимание к СЛОВУ.
Метапредметные результаты: развитие аналитического мышления и творческих способностей учащихся, умения определять понятия, устанавливать аналогии и делать выводы; воспитание эстетического вкуса.
Урок построен на произведениях И. А. Бунина. Достижению поставленных целей урока способствует интеграция учебных предметов (русский язык + литература) и живописи, применение компьютерной презентации. Презентация содержит тексты заданий, схемы, необходимый иллюстративный материал (портрет писателя, репродукции картин русских художников).
ХОД УРОКА:
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Этап мотивации. Организационный момент. Цель этапа: эмоционально настроить учащихся на работу на уроке.
Слайды 1-2. Эпиграфом к уроку я выбрала строчки из рассказа Ивана Алексеевича Бунина «Преображение»:
Меняющиеся по времени года картины неба, полей, лесов – счастье, никогда ему не изменяющее.
Эти слова относятся к герою Бунина, но их можно отнести и к самому автору. Иван Алексеевич очень любил Россию, природу среднерусской земли, прекрасно знал жизнь русской деревни. Бунин много путешествовал, видел далёкие страны, но всегда жили в его душе пейзажи родной земли. Долгое время он жил за границей – Бунин вынужден был покинуть Россию, эмигрировал во Францию. Там он и похоронен. Находясь вдали от родных мест, он никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и творил с любовью к ней. Мир родной природы, приметы родного края были источником вдохновения его произведений:
Ты видишь – я твоей красы не позабыл
И, сердцем чист, твой мир благословляю,
Обетованному, отеческому краю
Я принесу остаток гордых сил.
Давайте и мы вслед за И. А. Буниным пойдём по земле «обетованного, отеческого края», полюбуемся его красотами. Сегодня наш урок будет построен на произведениях И. А. Бунина – прозе и поэзии. Сам писатель любил печатать прозу и стихи «под одной обложкой», и мы с вами не будем отступать от этой традиции.
Сегодня на уроке мы с вами будем «собирать» причастия и причастные обороты, характеризующие в произведениях Бунина приметы родного края – САД, ЛЕС, ПОЛЕ, ЛИСТВУ.
чащиеся внимательно слушают учителя, записывают дату и тему урока «Повторение изученного по теме «Причастие».
Учащиеся составляют план работы:
1. Выполняем предложенные задания.
2.«Собираем» причастия и причастные обороты, характеризующие в произведениях И. А. Бунина приметы родного края – сад, лес, поле, листву.
3. Делаем вывод о роли причастий в художественном тексте.
Планируют действия и определяют цель. Ставят учебную задачу.
Целеполагание (Р).
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
II. Этап актуализация знаний. Цель этапа: воспроизвести ранее полученные знания, проверить уровень усвоения теоретического материала по теме «Причастие». Создание затруднения.
Проверка домашнего задания. Слайд 3.
А сначала давайте посмотрим, как вы справились с домашним заданием. Домашнее задание состояло в следующем: обобщить изученный теоретический материал по теме «Причастие» и представить его в удобной для воспроизведения форме (план ответа, опорная схема, таблица).
Учащиеся, пользуясь подготовленными материалами, рассказывают о причастии.
Примерный план ответа:
I. Причастие как часть речи:
1) Общее значение.
2) Признаки глагола у причастия.
3) Признаки прилагательного у причастия.
II. Действительные и страдательные причастия.
III. Склонение причастий.
IV. Образование причастий.
V. Синтаксическая роль в предложении.
Соотносят то, что уже известно и усвоено, с тем, что ещё неизвестно.
Поиск и выделение необходимой информации; умение работать с опорными схемами и таблицами; умение структурировать полученные знания (О).
Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия (Р).
Упражнения на отработку умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила.
Слайд 4. Задание 1.Найдите в предложениях причастия, запишите их в соответствующую группу (САД, ЛЕС, ПОЛЕ, ЛИСТВА), объясните написание причастий.
1) Я в холодный, обнажённый сад войду.
2) А возле леса ещё тянется длинный островок снега, и ярко-голубые подснежники пробиваются из-под гниющей листвы.
3)Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы – и запах антоновских яблок.
4) И небеса, и без границы в них уходящие поля.
5) Вечер был сумрачный, за окошками вырубленного сада вспыхивали зарницы. И глубокая тишина вечера, степи, глухой Руси царила надо всем.
6) Свернувшиеся и почерневшие от мороза листья шуршат под сапогами в берёзовой аллее.
7) А лес стоит в оцепененье,
Наполнен бледной лёгкой мглой.
8) Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной.
Учащиеся заполняют таблицу:
Проверка выполнения задания. Один ученик выразительно читает предложения, объясняет правописание слов, остальные проверяют и вносят исправления в тетради. Попутно повторяются орфограммы: 1) «Гласные после шипящих в суффиксах причастий»; 2) «Гласные в падежных окончаниях причастий»; 3) «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени» (используются схемы и таблицы).
Умение анализировать языковой материал (П).
Умение выявлять затруднения в выборе орфограмм (Р).
Словарная работа. Слайд 5.
Объясните значение слов:обнажённый, оцепененье, заворожённый.
Обнажённый - лишённый покрова, нагой.
Оцепенеть - стать неподвижным, замереть под влиянием какого-нибудь сильного чувства.
Вспомните, что называется причастным оборотом. Расскажите о пунктуации при причастных оборотах.
Работа с эпиграфом. Слайд 6.
Учащиеся объясняют значение данных слов, дополняют ответы друг друга.
Учащиеся рассказывают, что им известно о причастном обороте, объясняют постановку запятых в предложении-эпиграфе:
Меняющиеся по времени года картины неба, полей, лесов –
счастье, никогда ему не изменяющее.
Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К).
Умение анализировать языковой материал (П).
Слайд 7. Задание 2.В данных предложениях вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Объяснить написание причастий. Соотнести номера предложений и их схемы.
1) Тонко пахло сладким ароматом листвы поджаре(н,нн)ой на солнце.
2) На ранней заре распахнёшь окно в прохладный сад наполне(н,нн)ый туманом.
3) Окрестные поля усе.(н,нн)ые копнами голы и желты.
4) Багряная листва покрытая морозною росою шуршит в аллее под моей ногой.
5) Тишина и блеск; красновато чернеющий голыми сучьями сад.
Учащиеся выполняют задание, работают по опорной схеме:
Учащиеся попутно повторяют орфограммы: 1) «Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени», 2) «Гласные перед Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени». «Собирают» причастия и причастные обороты, записывают их в таблицу.
Умение выявлять затруднения в расстановке знаков препинания в предложениях (Р).
Давайте вспомним орфограмму «Написание НЕ с причастиями».
Слайд 8. Цифровой диктант.
Задание 3. Выразительно прочитайте пейзажные зарисовки из произведений И. А. Бунина. Рядом с номером предложения поставьте цифру 1, если причастие в предложении пишется слитно, цифру 2, если причастие пишется раздельно.
1) Передо мной серело пустынное поле. Один сторожевой курган стоял вдалеке, и, казалось, зорко охранял равнины. Курган был дикий, ещё ни разу (не)тронутый плугом.
2) Бури и ледяные ливни, грязь в усадьбе, (не)обозримые поля вокруг.
3) Усадьба была небольшая, хозяйство несложное, (не)требующее большой дворни.
4) Места становились всё беднее и глуше. Лошади пошли шагом и спустились в какие-то ещё (не)кошенные луга.
5) Места удивительные, а кругом – заповедные леса, глушь. По счастливой случайности, они остались (не)тронутыми, (не) разграбленными.
6) В тишине слышался только ровный, как (не)прекращающийся мелкий дождик, лепет серебристой листвы.
7) Он спал с (не)занавешенными окнами, и сад, и луна всю ночь смотрели в них.
Учащиеся рассказывают о написании НЕ с причастиями.
Учащиеся выполняют задание. Взаимопроверка выполнения задания в парах.
Учащиеся заполняют таблицу, которая принимает следующий вид:
Поиск и выделение необходимой информации (О).
Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К).
Умение анализировать языковой материал (П).
III. Этап выявления затруднения. Цель: зафиксировать учебные затруднения, настроить на аналитическое выполнение учебного действия.
Талант Бунина часто уподобляли таланту художника. Современники называли его «поэтом русского пейзажа», «несравненным и великолепным пейзажистом». Уметь видеть природу, подмечать, улавливать её жизнь писатель учился у художников. Давайте обратимся к полотнам великих художников-пейзажистов.
Слайды 9 - 17.
Задание 4.Прочитайте предложения, соблюдая интонацию при причастных оборотах. Назовите картины русских художников, которые могут служить иллюстрациями к предложениям.
Учащиеся рассматривают картины русских художников, соотносят увиденное с предложенными предложениями из произведений И. А. Бунина. Читают предложения, соблюдая интонацию при причастных оборотах.
Овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся (П).
Развитие познавательного интереса к русскому языку, расширение кругозора учащихся (И).
IV. Проблемное объяснение нового знания. Цель: сформулировать проблему, которую будем решать; организовать решение проблемной ситуации.
Обратите внимание на причастия и причастные обороты. Часто ли Бунин использует причастия? Какую роль играют причастия в художественном тексте? Слайд 18.
И. А. Бунин часто использует причастия и причастные обороты. Причастие, обладающее энергией глагола и живописной силой прилагательного, «дорисовывает», «живописует» действие, придавая тексту особую выразительность.
Учащиеся делают вывод об использовании Буниным причастий, определяют их роль в художественном тексте.
Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П).
Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (К).
Подведение к выводу (Л).
V. Первичное закрепление. Цель: закрепить новый изученный материал.
А сейчас вы сами попробуете себя в роли писателя.
Слайд 19. Задание 5: восстановите предложения (работа проводится устно). Можно использовать собранные материалы.
4) На бугре, среди мокрой …….…………… листвы стояла изба.
5) Ветер не унимался. Он волновал сад, нагонял зловещие космы пепельных облаков. Из такой трёпки сад выходил совсем …………… , ………. мокрыми листьями, и каким-то ………….., ……………. .
Учащиеся высказывают предположения, предлагают свои варианты, получившийся текст сравнивают с оригиналом.
Личностный результат УУД:
- осознание эстетической ценности русского языка;
- стремление к речевому самосовершенствованию.
Умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; контроль в форме сличения результата с оригиналом; коррекция (Р).
VI. Этап рефлексии учебной деятельности. Цель: подвести учащихся к выводу и оценке своей работы на уроке.
Посмотрите, какие слова использует Бунин, рассказывая о природе. Так писать может только человек, по-настоящему любящий и ценящий красоту родной земли. Именно в близости к природе поэт черпал силы, душевное здоровье. Вы почувствовали, как тяжело быть талантливым человеком, какие муки творчества испытывал поэт. Я надеюсь, что вы будете внимательными к слову писателя – встреча с Буниным нам с вами предстоит ещё на уроках литературы.
Слайд 20. Закончите предложения:
1. Сегодня на уроке я повторил(а) … .
2. Сегодня на уроке я узнал(а) … .
3. Свою работу на уроке я оцениваю … .
Ребята! Сегодня на уроке мы повторили изученный материал по теме «Причастие», определили роль причастий в художественном тексте. Спасибо за работу! Слайд 21.
Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке, читают получившиеся предложения.
Личностный результат УУД:
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Оценка деятельности; саморегуляция (Р).
Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К).
Использованная литература:
Бунин И. А. Стихотворения. Рассказы./Сост. В. М. Муленкова. - М.: Правда, 1986. – 544 с.