Формирование понятий: логическое выражение, операции отношения, запрос на выборку
Постановка цели образовательной деятельности.
Самостоятельное определение учебных задач и способов их достижения. Умение выражать свои мысли, выслушивать мнение других
Объявляет цели и задачи урока.
Цель: изучить условия выбора и простые логические выражения.
Задачи: научиться понимать логические высказывания, логические выражения, операции отношения, составлять логические выражения и запросы на выборку.
Актуализация знаний: Презентация-схема «СУБД и базы данных»
Создание мотивации учащихся для достижение цели:«Как поступить в случае, если нужно вывести только часть таблицы, удовлетворяющую определенному условию? Где аналогичную ситуацию можно встретить и использовать в реальной жизни?»
Объяснение новой темы:
В командах СУБД условие выбора записывается в форме логического выражения. Логическое выражение может принимать только два значения: истина и ложь. Разбор примеров логических выражений в учебнике по таблице 3.4. «Высказывания и их логические значения».
Объяснение на примерах различных операций отношения:
Полка < 5
Давление > 740
Влажность<>100
Автор = ”Толстой Л.Н.”
Цветоводство (логический тип)
Сравнение символьных величин:
квартет < компонент (истина)
Сравнение даты/времени:
3/12/1998> 23/04/2001(ложь)
23:05:12 < 23:05:13(истина)
Объяснение на примерах запросов на выборку с простыми логическими выражениями: .выбрать <список полей> где <условие выбора>
запрос к БД «Погода» о всех дождливых днях: .выбрать ДЕНЬ где ОСАДКИ = “дождь”
Презентация-схема «Структура команды выбора»
Презентация-схема Условия выбора и простые логические выражения»
Слушают учителя
Записывают тему урока
Вспоминают по презентации основные понятия баз данных и осознают место изучаемой темы в общей схеме.
Ищут способы решения поставленной проблемы.
Пример: В банке вывести состояние счета клиента.
Записывают определения в тетрадь
Анализируют таблицу учебника 3.4. «Высказывания и их логические значения»
Расставляют знаки отношений
Составляют запросы на выборку
Задают вопросы
Смотрят презентации
Рассказ
Презентация
Беседа
Объяснение
Презентация
Закрепление учебного материала
(10 мин)
Формирование умений: составление логических выражений, запросов на выборку
Учебно-познавательный интерес.
Работа с учебником, таблицами, использование справочной литературы, составление логических выражений и запросов, самоконтроль
Организует коллективную работу по теоретическим заданиям №6-8 в учебнике.
Организует индивидуальную работу над практическим заданием-тестом «Поиск данных в БД»
Объявляет критерии оценивания теста, индивидуально проверяет правильность выполнения практического задания
Решают теоретические задания №6-8 учебника.
Выполняют тест на компьютере, выставляют себе оценки на основе объявленных критериев
Решение задач
Практическая работа на компьютере
Задание на дом
(3 мин)
Запись высказываний в форме логических выражений, выбор соответствующих запросов, создание запросов
Работа с учебником, электронной почтой, таблицами, составление логических выражений и запросов адекватное оценивание своей учебной деятельности.
Подводит итоги урока, дает и поясняет домашнее задание (§13 + Домашнее задание №9 из ЦОР в электронном виде отправить по электронной почте), указывает критерии его оценивания
Слушают учителя, записывают задание на дом, задают вопросы
Рассказ, объяснение
Проект самоанализа урока (занятия)
ФИО педагога: Ушаков Алексей Вячеславович
Полное название ОУ: образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40»
Предмет (форма занятия) информатика Класс (группа) 9А, УМК «Информатика и ИКТ», автор Семакин И.Г.
Тема урока (занятия): «Условия поиска информации, простые логические выражения»
Дата проведения урока (занятия): 15.12.2011
Этапы урока
Уровень достижения планируемого результата
Возможные риски
Коррекционная работа
организационный момент
Спокойная комфортная обстановка для обучения
Есть опоздавшие на урок
Класс возбужден
Спросить причину опоздания, попросить не опаздывать.
Выяснить причину возбуждения, успокоить класс
опрос учащихся по заданному на дом материалу
Учащиеся успешно выполнили домашнее задание: описали структуру готовой таблицы, ее форматы полей, определили первичный ключ, составили таблицу описания типов и форматов полей базы данных.
Задание не выполнено.
Задание выполнено неверно или не полностью: учащиеся не смогли определить первичный ключ таблицы и
форматы полей.
Выяснение причины невыполнения
Учитель просит объяснить успешно выполнивших задание учеников. При необходимости дополнительно сам разъясняет.
объяснение нового материала
Учащиеся знают понятия: логическое выражение, операции отношения, запрос на выборку
Нет мотивации в достижении цели и задач урока.
Теоретический материал понятен не полностью: трудности в сравнении текстовых величин, даты и времени.
Создание интереса к изучаемой теме путем приведения примеров запросов в жизни, например в работе операторов связи.
Дополнительные пояснения на соответствующих примерах.
закрепление учебного материала
Учащиеся могут формировать логические выражения, ставить операции отношения, создавать запросы
Есть проблемы с составлением логических выражений, созданием запросов
Индивидуальный подход к ученикам, Объяснение решения теоретических заданий успешно выполнившими учениками, при необходимости учителем