Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих»

Фото пользователя Маргарита Николаевна Ловицкая
Размещено: Маргарита Николаевна Ловицкая - вт, 14/04/2009 - 14:07
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ловицкая М.Н.
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №1 Барабинского района Новосибирской области
Регион: 
Новосибирская область
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
знакомство с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих; выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; развитие мышления, внимания, речи; воспитание уважения к родному языку, культуры общения, умения работать индивидуально и коллективно.
Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. Русский язык. М.: Просвещение, 2007г.

Используемая методическая литература: 

Л.А. Псарева, О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова. Поурочные разработки по русскому языку. М.: ВАКО, 2007г.

Используемое оборудование: 

компьютер, экран, карточки

Используемые ЦОР: 

презентация

Краткое описание: 
Урок русского языка в начальной школе с применением элементов технологии Г.А. Бакулиной направлен на развитие интеллектуальных способностей и мыслительных операций у детей. Осуществление индивидуального подхода позволяет создать ситуацию успеха у каждого ученика. На уроке используются игровые моменты, которые помогают каждому обучающемуся быстро находить правильной решение поставленной задачи, а отработка новых знаний на практике способствует лучшему усвоению темы.

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Ход урока.

 

1.    Организационный  этап.

- Здравствуйте, дети!

- Весёлый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

- Садитесь. Сегодня урок русского языка  проведу  я. Зовут меня Ирина Викторовна.

- Итак, ребята, мы отправляемся в дорогу,

Хорошее настроение возьмём себе в подмогу.

(Приложение№1)

 

2.    Минутка чистописания.

- Сегодня мы с вами будем исследователями, открывателями. А для этого нам предстоит перелистать книгу Знаний (слайд). Открываем первую страницу (слайд).

- Будьте внимательными, слушайте  и выполняйте всё, что она вам скажет.

Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу.

На «отлично» напишу.

- Кто внимательно слушал, тот ответит,  какие согласные  звуки встречаются в этом стихотворении чаще других.  (Шипящие согласные звуки).

- Какие согласные называются шипящими и почему? (При их произношении воздух выходит с шипением).

- Назовите шипящие звуки. [Ч,], [Ш], [Щ,], [Ж].

- Дети, а какими буквами они обозначаются? (ЧЕ, ША, ЩА, ЖЕ).

(Открываю на доске таблицу шипящих согласных).

- Значит, какие буквы будем писать на минутке чистописания? (Будем писать буквы Ч, Ш, Щ, Ж).

- Посмотрите на доску. Я предлагаю вам  вот такую цепочку. (показ).

- Пишем красиво, каллиграфически правильно, выводим каждый элемент.

Аккуратно написали

И нисколько не устали.

Наш урок мы продолжаем,

Тему дальше развиваем.

 

3.    Постановка темы и целей урока.

- Книга Знаний приглашает нас на вторую страницу. Внимание на экран.

МЕЧ           РОЖЬ        ДУШ        ХВОЩ        

РЕЧЬ         МОЩЬ       НОЖ       РОСКОШЬ

- Прочитайте слова. Лексическое значение каких слов вам непонятно?

(Возможные затруднения: роскошь – богатство, «великолепие»; хвощ – травянистое растение; мощь – могущество, сила.

- Давайте спросим у книги Знаний, что такое ХВОЩ и т.д.)

 

-  Какой частью речи являются эти слова? (это имена существительные)

- Докажите, что это имена существительные.

- Чем они похожи? Что ещё общего в них? (существительные  ед.  числа, с шипящими на конце).

- Ребята, давайте  проведём наблюдение над словами  МЕЧ  и  РЕЧЬ.

-  … произнеси слово речь. Выдели последний звук. Дай характеристику последнему звуку. (Звук – согласный, глухой, непарный, шипящий, мягкий).

- … произнеси слово меч. Выдели последний звук. Дай характеристику последнему звуку. (Звук – согласный, глухой, непарный, шипящий, мягкий).

- Верно, звук  ,] –  всегда мягкий.

- Но тогда почему в одном слове пишется Ь, а в другом – нет?

- Затрудняетесь ответить? От чего это зависит?

- Так что вы должны узнать сегодня на уроке?

(В каких случаях пишется Ь, а в каких – нет.)

- Правильно. Мы будем говорить о правописании Ь знака на конце имён существительных после шипящих.  (Открываю тему, записанную на доске).

- Чему вы должны сегодня научиться? (Мы  должны научиться узнавать, различать  слова, в которых после шипящего пишется Ь).

 

4.    Изучение нового материала.

-  Поэтому давайте вновь обратимся  к этим словам.

- Мы с вами определили, что эти слова имена существительные, в единственном числе, они оканчиваются на шипящий звук.

- А  какого рода эти имена существительные? (м.р. и ж. р.)

- Распределите имена существительные в два столбика:

·        женского рода в первый столбик,

·        мужского рода – во второй столбик.

- Кто желает работать у доски? (2 ребёнка работают у доски, выбирают карточки со словами и прикрепляют на доску. Остальные записывают слова в тетради).

- Докажите свой выбор.

- Подчеркните в написанных  словах буквы, обозначающие шипящие звуки, двумя чертами, Ь – одной чертой. (Подчёркивают маркерами).

- Так обозначается эта орфограмма.

(Оценка выполненной работы.)

- Обратите внимание, у существительных какого рода после шипящего пишется Ь?

(На конце существительных женского рода после шипящих пишется Ь.  

На конце существительных мужского рода после шипящих  Ь не пишется.)

- Проверим, верны ли наши выводы? Откройте учебник на с.170, 171 и прочитайте правило (вслух). Значит, Ь является ещё и показателем женского рода имён существительных.

- Кто может его повторить?

- Итак, ещё раз у имён существительных …. Помогайте мне …..

- Пользуясь правилом, выполним задание.

- Прочитайте слова на доске: вещи, плащи, овощи, броши.

- К какой части речи они относятся?

- В каком числе стоят? (Существительные множественного числа).

- Образуйте от них имена существительные  в единственном числе и распределите их в два столбика.

М. р.                                      Ж. р.

                                             

- … выполнит это задание у доски с комментированием.

- В каких существительных  пишется Ь?

Потрудились – отдохнём,

Нужно, без сомнения.

Дружно быстренько встаём,

Выполним движения.

5.    Физминутка  (звучит музыка).

- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, хлопаете ладонями за спиной.

Слова:  ёж, дичь, печь, мышь, кирпич, тишь, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж.

 

6.    Закрепление изученного материала.

Вновь работа собирает,

Время даром не теряй,

Книга Знаний предлагает

Нам страницу «Закрепляй».

- Сейчас  мы будем работать с сигнальными карточками. Приготовьте их. Внимание на экран.

Появляются картинки: мяч, ландыш, печь, ключ,  мелочь, мышь.

(Ребята, которые показали неправильную  карточку, доказывают свой выбор).

- Хорошо, молодцы! Вы все справились с заданием!

Тему урока все поняли?

Ответьте с помощью нескольких слов

Из ваших карточек разных цветов.

Главное, правило вспомните!

Синяя карточка предлагает вам написать имена  существительные в единственном числе. Выделить  изученную орфограмму, определить  род.

Врачи, товарищи, ночи,  сторожа, силачи.

Красная карточка - подобрать к словам  близкие по смыслу имена  существительные  с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

Зелёная карточка - образовать от данных слов  имена  существительные  в ед.ч.,  выделить орфограмму и указать род.

Врачевать, товарищеский,  ночной, сторожит, сильный.

- Подумайте и возьмите ту карточку, задание которой вам понравилось больше.

(Выполнение и проверка работ).

- Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.

- Какое первое имя существительное вы написали?  Поднимите руки, у кого так же. Спросим у книги Знаний.

- А как вы написали это слово? А что нам скажет книга Знаний?

(Правильные ответы: врач, товарищ, ночь, сторож, силач).

- Кто выполнил задание без ошибок?  Молодцы!

 

7.    Обобщение.

- Ребята, что нового о правописании имен существительных мужского и женского рода вы узнали на уроке?

- Итак, когда на конце существительных после шипящих пишется Ь?

 

8.    Домашнее задание. Выставление отметок.

Кроссворд с заданием – домашняя игра,

В ней вам поможет ряд загадок,

Родственные к ключевому подберите слова –

В тетрадях будет у вас порядок.

- Дома я предлагаю вам разгадать кроссворд с заданием.

Загадки.

1.     Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень. (Нож).

2.     Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).

3.     Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).

4.     Под полом таится, кошки боится. (Мышь).

Задание: подбери к ключевому слову однокоренные слова, составь с ним предложение.

- При выполнении домашнего задания вам большую помощь окажет правило–алгоритм. (Приложение №2)

- Сегодня на уроке самыми активными были …… Они давали правильные ответы и получают отметки «5».

 

9.    Рефлексия.

- В заключение  мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:

1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).

2. Если иногда были трудности, сомнения – розовую.

3. Если не разобрались в теме – голубую.

(Дети показывают звёзды.)

- Посмотрите. Сколько много  жёлтых звёзд.

- Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.

- Спасибо всем за работу! Желаю удачи!


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...