«Рассмотрено»
|
«Согласовано»
|
«Утверждаю»
|
на заседании МО учителей физической культуры
|
на методическом совете лицея
|
Директор МАОУ «Лицей № 36»
|
протокол № _______
|
протокол № _______
|
приказ № _______
|
от «____»___________ 2011 г.
|
от «____»______________ 2011 г.
|
от «____»____________ 2011 г.
|
Руководитель МО _________ (О.Е. Храпов)
|
Руководитель МС ____________ (Э.Ю. Недоборова)
|
_____________(О. В. Лобанова)
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 36»
Ленинского района, г. Саратова.
Рабочая программа
по физической культуре
для 1 класса
на 2011-2012 учебный год
Составлена на основе авторской программы А. П. Матвеева
Программу составил Храпов Олег Евгеньевич
Количество часов за год: 99 часов;
Учитель физической культуры, Храпов О.Е – 66 часов; в неделю: 2 час.
Учитель начальной школы, - 33 часа; в неделю: 1 час.
Плановых контрольных уроков ______; зачетов ______, тестов ______.
г. Саратов
2011 г.
«Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана»
класс
|
Количество часов в неделю согласно учебному плану школа
|
Реквизиты программы
|
УМК обучающего
|
УМК учителя
|
Федеральный компонент
|
Региональный компонент
|
Школьный компонент
|
1 класс
|
3
|
3
|
3
|
Рекомендовано ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию
Авторы:
В. И. Лях, А.П.Матвеев
При наличии изменений:
Изменения согласованы с заместителем директора по УВР_________
(ФИО)
Дата_________
|
Учебник:
Физическая культура (1-4 классы)
Изд. «Просвещение» 2009
Автор Лях В.И.
|
Учебник:
1. Физическая культура. 1 класс. Методические рекомендации по основам преподавания. Изд. ДРОФА. Москва.2003
Авторы: А.П.Матвеев, М.В. Малыхина
2. Физическая культура. Начальные классы.
Изд. «Просвещение» Москва. 2008
Автор А.П.Матвеев
|
Рабочая программа составлено с учетом следующих нормативных документов:
– Закон РФ «О физической культуре и спорте» от 29.04.1999 № 80-ФЗ;
– Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление правительства РФ от 04.10.2000 № 751;
– Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 30.08.2002 № 1507-р.
– Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 09.02.1998 № 322;
Приказ МО РФ от 03.12.1999 № 1075 с дополнениями; приказы от 16.03.2001 № 1022, от 25.06.2002 № 2398, от 21.01.2003 № 135;
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре составлена учителем физической культуры МАОУ «Лицей № 36» Ленинского района г. Саратова Храповым Олегом Евгеньевичем для 1-х классов на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. Работа составлена на основе комплексной программы физического воспитания обучающихся 1-4 классов. Автор: Матвеев А.П. (М.: Просвещение, 2008 г.- Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации).
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Программа для 1-х классов рассчитана на 99 часов при 3-х разовых занятиях в неделю, из которых 66 часов - проводит учитель физической культуры и 33 часа проводит основной учитель начальной школы.
Согласно СанПиН 1178-02 обучение в 1-м классе проводится без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся.
В связи со спецификой преподавания уроков физкультуры, с недооснащением общеобразовательной школы согласно требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебной программы федерального компонента государственного стандарта общего образования невозможна реализация стандарта общего образования и программы в полном объёме по разделам:
- лыжная подготовка;
- плавание.
В связи с перечисленными причинами, время, отведенное на изучение (радел лыжная подготовка, плавание) равномерно перераспределено на изучение других разделов учебной программы (легкая атлетика, подвижные игры).
Концепция(основная идея) программы – формирование физической культуры личности школьника посредством освоение знаний физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.
При изучении физической культуры реализуются следующие цели:
· укреплениездоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности;
· развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;
· овладениеобщеразвивающимии корригирующими физическими упражнениями, умениями их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;
· воспитаниепознавательнойактивности и интереса к занятиям физическими упражнениями, культуры общения и взаимодействия в учебной и игровой деятельности.
Учитывая эти особенности, предлагаемая программа по физической
культуре для учащихся начальной школы ориентируется на решение следующих образовательных задач:
— совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках;
— обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;
— развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
— формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
— развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми;
— обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Разработанная в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы по физической культуре, предлагаемая рабочая программа характеризуется направленностью:
— на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), регионально климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
— на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности учащихся;
— на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапно го его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
— на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, все стороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
— на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, умений и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Рабочая программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент); «Способы физкультурной деятельности» (операциональный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Сроки реализации рабочей программы с 01.09.11 по 30.05.12 года. В I классе, на этапе начального образования, учащиеся должны изучать отдельные упражнения и движения, и элементы и фрагменты двигательной деятельности.
Так, по разделу «Гимнастика с основами акробатики» — это освоение целостных (соревновательных) комбинаций, по разделам «Подвижные игры» — игра по упрощенным правилам. В содержание других разделов программы вводятся новые упражнения, требующие относительно высокого уровня технического исполнения.
Освоение учебного материала практических разделов программы сочетается с усвоением основ знаний и способов двигательной деятельности.
Теоретический материал тесно связан с практическим материалом, который школьники осваивают в динамике от I четверти до IV четверти.
Программный материал, касающийся способов двигательной деятельности, предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельного контроля за своим физическим развитием и физической подготовленностью, оказания доврачебной помощи при легких травмах. Эти умения соотносятся в программе с соответствующими темами практического раздела и раздела учебных знаний.
Для полной реализации содержания настоящей программы по физической культуре руководству школы необходимо постоянно укреплять материально-техническую и учебно-спортивную базу, создавать внутришкольные зоны рекреации и пришкольные комплексные спортивные площадки, регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления для каждой возрастной группы учащихся.
Содержание первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а также общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью.
Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ по видам спорта, в настоящей программе жизненно важные навыки и умения распределяются по соответствующим темам программы: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Спортивные игры». При этом подвижные игры, исходя из предметности содержания и направленности, также соотносятся с этими видами спорта. В отличие от прежних программ по физическому воспитанию, в настоящей программе предлагаемые общеразвивающие упражнения согласуются с базовыми видами спорта и сгруппированы внутри их предметного содержания по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Эти упражнения объединены в самостоятельную тему, которая завершает изложение учебного материала каждого класса. Такая структура раздела «Физическое совершенствование» позволяет учителю отбирать физические упражнения и разрабатывать на их основе различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из возрастно-половых особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана
№
|
Перечень
предметов
|
Основные темы
по предметам
|
Содержание рабочий программы
|
1.
|
Изобразительное
искусство
|
1. Правильные пропорции тела
|
Упражнения на осанку, упражнения на развитие силы, упражнение утренней гигиенической гимнастики
|
2.
|
Музыка
|
1.Вальс, марши и др. танцевальные мелодии, нотная грамота
|
Упражнения утренней гимнастики, ритмическая гимнастика, хореография
|
3.
|
Математика
|
Порядковые числа
|
Бег на различные дистанции, циклические упражнения, спортивные игры. Метания. Строевые упражнения (построение в шеренгу, колонну). Пересчет по порядку.
|
4.
|
Родная речь
|
Устное народное творчество
|
Пословицы, загадки. Былины и их герои, отличающиеся крепким телосложением, речёвки.
|
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам 1 класс
В результате освоения образовательного минимума содержание учебного предмета «Физическая культура» учащиеся должны
знать и иметь представление
- об особенностях зарождения физической культуры;
- о способах и особенностях движений и передвижений человека;
- о правильной осанке и упражнениях для ее формирования;
- правила личной гигиены и подборе одежды для занятий физической культуры.
уметь
-составлять и правильно выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики , выполнять комплексы упражнений на формирование правильной осанки;
- самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры в спортивном зале и на свежем воздухе;
- использовать разученные физические упражнения и двигательные действия во время проведения «удлиненных перемен», «спортивного часа», прогулок на свежем воздухе.
демонстрировать
Физические упражнения
|
Уровень подготовленности
|
Мальчики
|
Девочки
|
высокий
|
средний
|
низкий
|
высокий
|
средний
|
низкий
|
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз
|
11-12
|
9-10
|
7-8
|
9-10
|
7-8
|
5-6
|
Прыжок в длину с места, см
|
118-120
|
115-117
|
105-114
|
116-118
|
113-115
|
95-112
|
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях
|
Коснуться лбом коленей
|
Коснуться ладонями пола
|
Коснуться пальцами пола
|
Коснуться лбом коленей
|
Коснуться ладонями пола
|
Коснуться пальцами пола
|
Бег 30 м с высокого старта, с
|
6,2-6,0
|
6,7-6,3
|
7,2-7,0
|
6,3-6,1
|
6,9-6,5
|
7,2-7,0
|
Бег 1000 м
|
Без учета времени
|
23 февраля, 8 марта – праздничные дни.
Уплотнение программы: 38-39, 40-41, 44-45.