Официальный сайт fresher 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



доклад "Психолого- педагогическое сопровождение образовательного процесса начальной школы в условиях перехода на ФГОС"

Submitted by Надежда Валентиновна Астолопова on чт, 13/09/2012 - 11:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Астолопова Н.В.
Место работы, должность: 

МБОУ Токарёвская СОШ №1, педагог - психолог

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
1 класс
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p> Выровнять стартовые возможности детей, создать условия для получения универсальных учебных действий в соответствии ФГОС реально при организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения. Качественное обеспечение такого сопровождения - основная задача ОУ.<br /> <br /> <strong>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;<em>Цель</em></strong><em>&nbsp;<strong>программы</strong></em>&nbsp;-&nbsp;обеспечение психологического сопровождения образовательного процесса начальной школы в условиях внедрения ФГОС.<br /> <br /> <strong><em>Задачи:</em></strong><br /> <br /> -&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;Проведение комплексной диагностики, поддерживающей процесс обучения в ходе введения ФГОС.&nbsp;<br /> <br /> -&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;Организация коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в обучении и поведении.&nbsp;<br /> <br /> -&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;Повышение уровня психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса (родитель, педагог).<br /> &nbsp;</p>

 

МБОУ Токарёвская СОШ №1

 

 

 

 

 

Доклад:

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС»

 

 

подготовила:

педагог-психолог

Астолопова Н.В.

 

 

 

Токаревка

2012 г.

            Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования. На первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности и развития компетентностей. Наряду с общей грамотностью становятся важными такие качества ребенка как способность к саморазвитию, формирование целенаправленной познавательной деятельности и мотивации, а также социальные и межличностные отношения, т.е., можно сказать, что происходит построение индивидуальной траектории развития. Развитие этих качеств, как никаких других, нуждается в  психолого-педагогической поддержке и участие в образовательном процессе, как педагогов, так и других специалистов (психологов, логопедов).
Выровнять стартовые возможности детей, создать условия для получения универсальных учебных действий в соответствии ФГОС реально при организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения. Качественное обеспечение такого сопровождения - основная задача ОУ.

            Цель программы - обеспечение психологического сопровождения образовательного процесса начальной школы в условиях внедрения ФГОС.

Задачи:

-       Проведение комплексной диагностики, поддерживающей процесс обучения в ходе введения ФГОС. 

-    Организация коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в обучении и поведении. 

-        Повышение уровня психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса (родитель, педагог).

 Адресат программы: Работа по реализации программы строится в трех направлениях.
pf.png
   
        Цель психолого-педагогического сопровождения учащихся: формирование личностных и надпредметных характеристик, через проведение комплексных диагностик отвечающих требованиям новых стандартов. Выстраивание коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в обучении и поведении. 

     Программа сопровождения педагоговнацелена на снижение тревожности и на обучение методам и приемам формирования 

         Программа сопровождения родителейпомогает повысить их психолого-педагогическую компетентность, выстроить эмоционально-благоприятные детско-родительские отношения.

Реализация программы осуществляется в четыре этапа.
  
1 этап (апрель - май) подготовительный или вводный.

Диагностика на 1 этапе определит уровень развития будущих первоклассников, высветит их проблемные места, что поможет учителю выделить основные направления урочной и внеурочной деятельности с будущими первоклассниками. Форма диагностики - скрининг-тестирование, обследование  ПМПК (по заявке родителей или ОУ). 

Родителям необходимо знать требования и условия обучения по стандартам нового поколения, выявить уровень подготовленности ребенка к школе. Для этого проводятся родительские собрания в ОУ «Ваш ребенок к школе готов?». 

Внедрение стандартов нового поколения есть инновационный процесс. С целью преодоления психологических барьеров у педагогов  мы предлагаем тренинг «Снятие тревожности» и семинар-практикум «Путь к ученику лежит через учителя».

2 этап (сентябрь - октябрь) адаптационный.

Проводится диагностика на определение уровня познавательной деятельности, ведущего канала восприятия информации, темперамента, школьной мотивации. На основе диагностик учитель составляет полный психологический портрет класса, что поможет определить соответствующие педагогические технологии для работы с данным классом.

Для родителей предлагаются практикумы специалистов: психолога, детского врача. Программа «Внимание! Первоклассник!» - для детей  с целью развития способности к самоорганизации, поможет создать благоприятный психологический микроклимат в классе, что приведет к успешной адаптации к школе.

3 этап (ноябрь - май) формирующий. 

Проводится диагностика степени социально-психологической адаптации детей к школе, определяется эмоциональное отношение к учебным предметам, проводится социометрия. Выявленные структуры межличностных отношений дополнят психологический портрет класса.

По результатам диагностики проводится психолого-педагогический консилиум,   цель которого - выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.

Специалисты  ОУ  на данном этапе  работают в рамках внеурочной деятельности с детьми, испытывающими трудности в формировании универсальных учебных действий.
Для педагогов предлагается практикум «Индивидуализация как условие качественного обучения».

Для родителей - практикум «Учимся слышать и понимать друг друга». В течение всего учебного года идет консультирование специалистами  ОУ всех участников образовательного процесса по заявленным проблемам.

4 этап (май) итоговый или аналитический.

Итоговая диагностика познавательной деятельности, учебной мотивации  и социально-психологической адаптации покажет  уровень сформированности универсальных учебных действий по окончании первого класса.

Для родителей проводится  собрание  по результатам полученных данных и выстраиванию дальнейшего сотрудничества, для педагогов - круглый стол по результатам всей проделанной работы.
  
Ожидаемые результаты реализации программы:

1.     Построение образовательного процесса первоклассников на основе комплексной диагностики.

2.     Снижение уровня стрессового состояния  педагогов.

3.     Создание положительной информационной среды для родителей и выстраивание эмоционально-благоприятных детско-родительских отношений.

 

В рамках внеурочной деятельности педагогом – психологом реализуется кружок «Учимся мыслить».

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ  КРУЖКА «УЧИМСЯ МЫСЛИТЬ» 

 

для учащихся 1 класса


 Актуальность программыОбучение ребенка в школе - это новый виток его жизни, в этот период меняется социальная ситуация развития. Необходимо начало школьного обучения, как нового этапа развития ребенка, максимально насытить формами эффективного сотрудничества с педагогом и взаимосотрудничества со сверстниками в доступной игровой форме. Неподготовленность ребенка к школе часто выявляется в ходе первого года обучения; она выражается в повышенной тревожности, страхах, перерастающих в школьные неврозы и, соответственно, проявляющихся в неуспеваемости. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения. Чаще дети адаптируются к этой среде в первый год обучения, но некоторые сохраняют эту тревожность на протяжении всей начальной школы. 

ФГОС второго поколения устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным и предметным. В основе новых образовательных стандартов лежит системно - деятельностный подход, который включает в себя: учет индивидуальных психологических, личностных, возрастных, физиологических особенностей обучающихся и разнообразие организационных форм обучения.

Данная программа направлена на развитие универсальных познавательных и регулятивных действий и адресована детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер. Так же способствует реализации эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности с педагогами и сверстниками.

Цель программы: развитие школьно-значимых функций детей (УУД) и доведение их уровня до возрастной нормы.

Задачи.

1.     Развитие познавательной деятельности на основе формирования ВПФ  (внимания, восприятия, мышления, памяти, речи). (П)

2.      Развитие сенсорно-двигательной координации и графических навыков. (П)

3.      Формирование саморегуляции, мотивации, произвольности. (Р)

4.     Сохранение и укрепление психофизического  здоровья ребенка. (Л)

5.      Развитие коммуникативных  действий, посредством взаимодействия с одноклассниками и учителем. (К)
  
Адресат программы: учащиеся 1 класса.

Продолжительность программы: программа рассчитана на 36 часов.

Условия реализации программы:

Занятия по программе проводятся в рамках внеурочной деятельности с детьми, испытывающими трудности в формировании универсальных учебных действий, в групповой форме (4-6 человек) на базе ОУ 1-2 раза в неделю (по 35-45 минут).

Предполагаемый результат реализации программы:

1.      Соответствие развития познавательной деятельности возрастным нормам.

2.      Развитие самоконтроля деятельности.

3.      Повышение учебной мотивации.

Реализация программы осуществляется в три этапа.

1 этап - диагностический, включает:

-      групповую диагностику всего класса, через посещение уроков, анализ продуктов деятельности школьников по критериям оценки школьных ЗУН (срок проведения 1 - 2 недели), по результату диагностики учащиеся зачисляются на коррекционные занятия; 

-     индивидуальную диагностику, через обследование ВПФ, умений и навыков пространственного ориентирования и графических навыков, по заданным критериям (срок проведения 1 - 2 недели, продолжительность диагностики 1 час на каждого учащегося.
2 этап - проведение коррекционных занятий в соответствии с тематическим планированием.
3 этап - итоговый, включает:
-      групповую диагностику всего класса, через написание контрольных работ по математике и русскому языку;

-       индивидуальную диагностику, через обследование ВПФ, умений и навыков пространственного ориентирования и графических навыков, по заданным критериям (срок проведения 1 - 2 недели, продолжительность диагностики 1 час на каждого учащегося

-     итоговое занятие в активной форме (праздник, игра «Самый умный», «Турнир знатоков» и т.п.).

Занятия имеют три четко определенные цели: образовательную,  коррекционно-развивающую, воспитательную. 

·         Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание занятия.

·         Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.

·         Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на занятии. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в занятие специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.

Структура занятия. Каждое занятие состоит из нескольких блоков, этапов, в ходе которых педагог – психолог решает коррекционную, учебную и воспитательную задачи, подчиненные общей теме занятия: ввести в тему, активизировать прошлый опыт, закрепить умения через задания развивающие ВПФ. Задания по развитию ВПФ строятся на учебном материале, соответствующем классу в котором обучается ребенок. В занятие включаются задания по математике, письму, знакомству с окружающим миром, чтению. 

Кроме того, в плане занятия  должен быть отдельно выделен блок заданий для ребенка с проблемным развитием, учитывающий индивидуальные особенности, соответствующий его физическим возможностям и интеллектуальным способностям. Инструкции, которые использует педагог – психолог на уроке, должны быть четко сформулированы. Многоступенчатые инструкции следует дробить на отдельные звенья, доступные для понимания детей.

В начале занятия учитель-дефектолог доводит до детей тему занятия и нацеливает на  конкретную работу. Каждый фрагмент занятия желательно как-то фиксировать: ориентируя учащихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать. Подведение итогов и похвала должны служить стимулом, побуждающим ребенка к включению во все более усложняющуюся работу. Особенно этот аспект важен для ребенка, который не успешен в общем коллективе класса. 

Психолого-педагогическое воздействие конструируется путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций. Организуя общение с детьми, педагог – психолог интегрирует коррекционно-развивающую и игровую деятельность, включает в процесс обучения проблемные ситуации. 

Для развития мотивации учитывается соотношение побуждения воспитанников к деятельности (комментарии, высказывание положительной эмоции, установки, стимулирующей интерес, волевое усилие к решению задачи и т.п.).
  

Становится очевидным, что для реализации требований Стандарта необходима активная и содержательная работа психологической службы образовательного учреждения. Основой системы психологического сопровождения является единство требований, предъявляемых к ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения зависит от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном.

Прикрепленный файл Size
психол сопровожд ФГОС.docx 27.54 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн