Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



ЭНЕРГОТРАТЫ И ПИЩЕВОЙ РАЦИОН.

Submitted by Ирина Евгеньевна Рысляева on Wed, 19/09/2012 - 21:44
Данные об авторе
Автор(ы): 
Рысляева Ирина Евгеньевна.
Место работы, должность: 
МБОУ СОШ №17, учитель биологии.
Регион: 
Тульская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

сформировать представление о питании, как одном из важнейших компонентов здорового образа жизни.

 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

1.      Биология.Человек.Учебник для 8 классаАвтор: Колесов Д.В. Издательство: Дрофа, Год: 2006.

2.      Зверев И.Д.Книга для чтения по анатомии,физиологии и гигиене

человека:Пособие для учащихся 9 класса средних школ.М.:Просвещение,1989.

3.      Хрипкова А.Г. Гигиена и здоровье / А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. – М.: Просвещение, 1984;

4.      Большая советская энциклопедия. Том 15. /Под ред. Б.А. Введенского, второе издание. – Изд-во «Большая советская энциклопедия»

 

Используемое оборудование: 

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, таблицы  (на каждый стол) «Энергетические затраты человека», Энергетическая ценность продуктов», «Суточный набор продуктов для питания детей школьного возраста», «Калорийность готовых блюд»,  инструкционные карты для практической работы

Используемые ЦОР: 

    Интернет – ресурсы: http://900igr.net/prezentatsii/fizkultura/Pravila-pitanija/Ratsionalnoe-pitanie.html,       gymn15-i-zdorov.ucoz.ru›load…racionalnoe_pitanie…6

Краткое описание: 
Данная тема вызывает у учащихся повышенный интерес, создает устойчивую мотивацию, т.к она: недалека от действительности; затрагивает интересы каждого, кто задумывается о здоровье и полученных результатов тестирования ; содержит элементы здоровьесбережения ; имеет практическую направленность с элементами профориентации и экономики; позволяет интегрировать предметы; способствует использованию различных видов деятельности на уроке.

Рациональное питание.

Цель:  сформировать представление о питании, как одном из важнейших компонентов здорового образа жизни.

 

Задачи.

1.      Образовательная: показать влияние пищи на нормальную   жизнедеятельность  человека; сформировать у учащихся понятие «рациональное питание»; раскрыть связь между рациональным питанием и здоровьем человека.

2.      Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

3.      Развивающая: продолжить развитие навыков по применению биологических знаний на практике; умение делать выводы, анализировать; развивать речь учащихся, вырабатывать свое мнение в ходе дискуссии.

 

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, таблицы  (на каждый стол) «Энергетические затраты человека», Энергетическая ценность продуктов», «Суточный набор продуктов для питания детей школьного возраста», «Калорийность готовых блюд»,  инструкционные карты для практической работы

Ход урока.

1.      Организационный момент.

2.      Проверка изученного материала.

·         Фронтальный опрос по определениям темы. (2 человека)

 

1 вариант.

2 вариант.

1.       

Обмен веществ.

Подготовительная фаза О.В.

2.

Витамины.

Гиповитаминоз.

3.

Пластический обмен.

  Энергетический обмен.

4.

Авитаминоз.

Гипервитаминоз.

5.

Аминокислоты.

Микроэлементы.

6.

Жирорастворимые витамины.

Водорастворимые витамины.

7.

Макроэлементы.

Рахит.

 

·         «Найди пару»: разделить слова на 2 столбика, сгруппировав их попарно, и дать названия каждому  ( 1 человек.)

Белки, жиры, углеводы, витамин А, витамин В, витамин С, витамин D.

Картофель, хлеб, сливочное масло, мясо, лимон, морковь, гречка, чёрная смородина, плоды шиповника, рыбий жир.

Дополнительный вопрос:почему диетологи рекомендуют салат из моркови заправлять растительным маслом или сметаной?

·         Индивидуальная работа с карточкой на местах. ( Тестовая работа.).

3.      Переход к новому материалу.

В качестве перехода к новой теме  мне хочется познакомить вас с произведением древнего восточного анатома ИБН   СИНА   (Авиценна).

                                    В еде не будь до всякой пищи падок.

Знай точно время, место и порядок.

Питайся, если голод ощутил –

Еда нужна для поддержанья сил.

Зубами пищу измельчай всегда,

Полезней будет, впрок пойдет еда.

В  компании приятной честь по чести

Есть следует в уютном чистом месте.

Тому на пользу мой совет пойдет,

Кто ест и пьет достойно, в свой черед.   

О чём говорится в строках этого стихотворения? 

Какова тема нашего урока? (Правила питания. Учитель корректирует предложенную учащимися тему урока.)

Знакомство  планом и домашним заданием.

Тема. Рациональное питание.

                        Учитель предлагает план работы на уроке а учащиеся формулируют цели.

 

1)      Теоретическое изучение материала по данной проблеме.

Цель: узнать какое питание считается рациональным, установить взаимосвязь между рациональным питанием и здоровьем человека, определить самый главный принцип рационального питания.

2)      Практическая работа «Мой суточный пищевой рацион».

Цель: определить соответствии полученной энергии с пищей  энергозатратам.

4.      Изучение нового материала.

1)      Обмен веществ.

Процессы ОВ в организме сопровождаются освобождением энергии. Этот процесс непостоянный. От чего он зависит?

Решение биологических задач. ( задания выполняются парами по рядам)

Ответив на вопрос вы можете прийти к правильному выводу.

Задание: обсудить вопрос, сделать вывод, записать в тетрадь.

Вопросы проецирую на экран.

1)      Почему в меню механизатора обязательно входит борщ или суп, котлета, сметана, компот, а в меню служащего – отварная курица, салат, чай?

2)      Почему жители северных областей употребляют больше жирной пищи, чем жители юга?

3)      Почему, когда получаешь «2» или случается что – то неприятное, тогда пропадает аппетит?

4)      После завтрака солдаты совершили марш – бросок на 8 км, после чего стреляли по мишеням и чистили оружие. Почему учения были проведены именно в таком порядке?

Предполагаемые ответы и выводы.

1)      Механизатор выполняет тяжёлую работу, затрачивает много сил, а труд служащего не требует больших физических затрат.

Вывод: ОВ зависит от интенсивности мышечной работы.

2)      На Севере очень холодно и много энергии уходит в виде тепла в окружающую среду. Жиры являются богатыми источниками энергии.

Вывод: на обмен веществ влияют климатические условия.

3)      Когда получаешь «2», то появляется плохое настроение.

Вывод: ОВ зависит от эмоционального состояния.

4)      После завтрака  сил  солдат было достаточно для бега, а стрельба, чистка оружия требует меньших затрат энергии.

Вывод: ОВ и энергии зависит от времени приёма пищи и от рода деятельности.

                        Учитель обобщает выводы.: обмен веществ постоянно меняется.

Вопрос. Как определить постоянный уровень ОВ, позволяющий судить о какой – то физической норме?

Для этой цели было принято измерять наименьшие энерготраты человека в определённых стандартных условиях.

Какие же это условия? Ответ найти в учебнике с.193 и прочитать.

 

 

Основной обмен – энергетические затраты на поддержание жизни организма в покое.      (Найти ключевые слова, которые помогут запомнить определение данного понятия)

                                                                                                              Основной обмен.

Зависит от пола: у мужчин выше, чем у женщин.                                                              Зависит от возраста: у детей больше, чем у взрослых.

                                                                                   Зависит от генетических особенностей организма.

       
   
 

Объяснить почему?

Общий обмен – это энергетичесие затраты при активной деятельности организма.

Вопрос: при каком обмене основном или общем энергозатраты организма будут больше? Почему?     (При общем обмене будет больше энергозатрат, т.к. мы активны: бегаем, ходим, работаем и т.д.)

Чтобы представить себе реальный расход энергии при общем обмене, проанализируйте таблицу на с.194 «Затрата энергии на 1 кг массы тела в час» и сделайте вывод.

Чем выше интенсивность физического труда, тем больше энерготраты.

Как компенсировать энерготраты организма? ( За счёт продуктов питания)

Продукты питания обладают различной калорийностью = энергоёмкостью. Она рассчитывается в лабораторных условиях путём сжигания одного грамма органического вещества.

Вещество. (1г.)

Калорийность. Ккал.

Энергия.кДЖ.

Белок.

4,1

17,8

Углеводы.

4,1

17,8

Жиры.

9,3

38,96

Исходя из энерготрат человека, состояния его здоровья, возраста, пола, характера выполняемых работ составляют нормы питания.

5.      Закрепление нового материала.

Практическая работа «Мой суточный пищевой рацион».

Задания выполняются парой учеников или мини группой.

Задания практической работы по составлению суточного пищевого рациона.

Задание №1.

Известно, что для восполнения энергозатрат в сутки 14-17-летние юноши должны потреблять с пищей в среднем 2900 ккал, девушки - 2600 ккал. Пользуясь данными табл.1, подсчитайте, сколько вы расходуете килокалории в сутки. Какой вывод можно сделать, опираясь на полученные данные?

Таблица №1. Расходы энергии на различные виды деятельности.

Вид деятельности.

Энергозатраты, ккал/ч

Сон и отдых лежа

65-77

Уборка постели, умывание

102-144

Чтение, просмотр телевизионных передач

90-100

Мытьё посуды, глажение белья

130-144

Вытирание пыли, подметание полов

167-180

Стирка белья, мытьё полов

200-270

Чтение учебника

100-110

Объяснение учителя, ответ на уроке, контрольная работа.

100-120

Выполнение лабораторной работы

120-150

Занятие спортом

200-600

Езда в транспорте

200-600

 

Задание №2.

Рассчитать: сколько необходимо кКал получить с пищей на завтрак, чтобы обеспечить организм энергией, необходимой для школьных занятий, активного отдыха, общения в первой половине дня. (Использовать табл. №1.)

 

 

Задание №3.

Составить меню своего завтрака. Выявить соответствие потребляемой пищи энергозатратам.

Таблица №2. Энергетическая ценность некоторых продуктов и блюд.

Наименование продукта.

Масса, г.

Калорийность, кКал.

Наименование продукта.

Масса, г.

Калорийность, кКал.

Хлеб ржаной

50

109

Треска жареная

100

162

Хлеб пшеничный

50

123

Говядина отварная

90

134

Масло

20

76

Котлета говяжья

100

168

Яйцо

1 шт.

133

Овощи тушеные

225

140

Чай с сахаром

200

86

Картофель отварной с маслом

250

280

Кофе с молоком

200

139

Зелёный горошек

100

40

Какао с сахаром и молоком

200

218

Сельдь слабой соли   

100

120

Сыр российский           

50

104

Макароны отварные с маслом

200

364

Колбаса вареная

50

103

Орехи грецкие

100

565

Каша гречневая

200

102

Мороженое пломбир

100

226

Каша геркулесовая молочная с маслом.

200

200

Шоколад молочный

50

233

Йогурт

200

100

Печенье

100

298

Творог полужирный

100

174

Огурец свежий           

100

30

Молоко

180

111

Салат из свежей капусты с растительным маслом

155

100

Кефир

180

109

Отвар шиповника с сахаром

200

161

Бульон куриный с вермишелью

200

260

Яблоко, груша, апельсин       

100

42

Борщ со сметаной

300

169

Сок фруктовый

200

90

 

Сделайте вывод о соответствии полученной энергии с пищей вашим энергозатратам.

Каковы будут ваши действия для устранения несоответствия?

6.      Итог урока. Рефлексия.

Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?:

Достигли мы ее?  Как бы вы оценили свою работу на уроке? На каком этапе урока у вас возникли затруднения? Сумели ли вы их преодолеть? Каким образом?

Сегодня активно работали : ….  …… Я хочу сказать им спасибо за работу на уроке. И ставлю им такие оцен


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн