Официальный сайт filipoc 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Женщины-математики

Размещено: Ольга Валентиновна Смурыгина - чт, 20/09/2012 - 15:29
Данные об авторе
Автор(ы): 
Смурыгина Ольга Валентиновна
Место работы, должность: 
МБОУ "Екатерининская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района РТ"
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Математика
Цель урока: 

развивать творческие способности;

расширять знания по предмету;

прививать познавательный интерес к предмету;

расширять кругозор;

учить работе в группе;

активировать память,

способствовать приобретению опыта думать,

воспитывать внимание,

учить умению сосредоточиться.

Краткое описание: 
Защита проекта приурочена к Международному женскому дню 8 Марта и происходит в рамках внеклассного мероприятия среди учащихся 5-6 классов.

Подготовка:

В школе подготовить стенд  «Выдающиеся математики» ( разместить фотографии ученых - математиков )

Домашнее задание учащимся 6 класса  - провести опрос  среди школьников, преподавателей, студентов, родителей, кого они  знают  выдающихся математиках.

Учащимся  дать задание подготовить две команды, название, девиз, песню о математике.

 

Ход мероприятия:

Организационный момент.

Представление команды участников мероприятия(5 человек) и жюри.

Сообщение правил проведения мероприятия.

Сообщение критериев оценок.

 

Учитель:

Добрый день дорогие женщины!

Здравствуйте ребята!

В преддверии большого праздника мне хочется всех женщин, девушек, девочек поздравить с Международным женским днем 8 марта. И пожелать всего наилучшего, здоровья, счастья, благополучия.

И сегодня мы посвятим наше мероприятие женщинам.

Женщины – математики (слайд 1)

 

История праздника

1-й чтец. В этом году исполняется 102 года со дня рождения замечательного праздника весны — дня 8 Марта.

2-й чтец. Уже в  Древнем Риме существовал женский день. В этот день женщины получали от своих мужей подарки, были окружены любовью и вниманием. Женщины-рабыни тоже получали подарки; хозяйка дома, позволяла невольницам в этот день отдыхать. Облаченные в лучшие одежды, с благоухающими венками на головах, римлянки приходили в храм богини Весты - хранительницы домашнего очага.Замечательный день любви, красоты, весны, посвященный женщинам, считался у них праздничным много веков.

1-й чтец.  В 1908 году 8 марта американки  требовали запрета детского труда, улучшения условий на фабриках и предоставления женщинам права голоса. На следующий год социалистическая партия Америки провозгласила последнее воскресенье февраля Национальным женским днем.    

2- чтец. Международный женский день был установлен в 1910 году, (!) на 2-й Международной конференции женщин, которая была проведена в Дании.

1-й чтец. На этой конференции, по предложению Клары Цеткин, решено было ежегодно отмечать восьмой день весны как День международной солидарности женщин.  Это предложение  прозвучало, как призыв ко всем женщинам мира включиться в борьбу за равноправие. Женщины многих стран включились в борьбу против нищеты, за право на труд, уважение своего достоинства, за мир.

2-й чтец.В  1911 году этот день был отмечен  в Австрии, Германии, Дании и Швейцарии.Тогда более миллиона мужчин и женщин приняли участие в манифестациях. Кроме права избирать и занимать руководящие посты, женщины добивались равных производственных прав с мужчинами.

1-й чтец. В России Международный женский день впервые отмечался в 1913 году.Привезла этот праздник в Россию  Александра Коллонтай. Российские женщины обеими руками ухватились за возможность наконец уравняться в правах с мужчинами.

2-й чтец.С 1918 г. Международный женский день 8 марта стал государственным праздником.

1-й чтец. В трудные годы Великой Отечественной войны свыше 150 тысяч женщин были награждены за боевые заслуги орденами и медалями, 91 женщина удостоена высокого звания Героя Советского Союза.

2-й чтец. В 1965 году, в год 20-летия Великой Победы, было решено считать 8 Марта красным днем календаря, всенародным праздником.

1-й чтец. Сейчас в нашей стране более половины всех специалистов с высшим образованием — женщины.

2-й чтец. Родина высоко оценила заслуги женщин.

1-й чтец. 2 миллиона женщин были награждены орденами и медалями.

2-й чтец. Около тысячи женщин — лауреаты Государственных премий.

1-й чтец. Международный женский день проходит у нас как большой праздник, прославляющий Женщину-труженицу, Женщину-мать, хранительницу домашнего очага.

2-й чтец. В других странах 8 Марта отмечают так:

1-й чтец. Италия. Итальянки совместно с мужчинами 8 Марта не отмечают. Они собираются женскими компаниями и идут в ресторан или кафе.

2-й чтец.Швеция. В этой стране 8 Марта женщинам принято дарить книги.

1-й чтец.В Колумбии 8 марта мужчинам запрещено показываться на улицах, дабы не портить праздник слабому полу.

2-й чтец.Китай. В этой стране мужчины в доказательство своей любви должны проявить себя как изысканные кулинары. 8 марта у всех китайских дам законный выходной. Когда их мужья утром уходят на работу, они отправляются в городские парки и развлекаются там без мужчин.

1-й чтец.Польша и страны, где 8 Марта государственный праздник, как и в России, традиционно женщин, девушек и мам  поздравляют  Восьмого  марта.

 

Учитель:

Как же нам связать математику и весну, математику и женщину. А оказывается были, есть и будут  женщины -  математики. И вот сегодня мы о них и поговорим. (слайд 2)

И чтобы нам не было скучно, мы еще и поиграем, порешаем, посоревнуемся.

Представляю вам наши команды:

- Название

- Девиз

- Капитан

Учитель:  Чтобы узнать о женщинах – математиках мы с учащимися 6 класса проделали небольшую работу, цель и задачи  были поставлены и достигнуты. (слайд 4)

Цель: изучить роль женщин в сфере математики

Задачи:

•        Определить роль женщин в истории математики

•        Познакомиться с историческими и биографическими материалами по теме.

•        Рассмотреть проблему формирования математических способностей у мужчин и женщин.

•        Изучить восприятие выдающихся математиков нашими современниками.

•        Остановиться на вопросе обучения математике в современной школе.

(слайд 5)

·       Объект исследования: роль женщин в науке.

·       Предмет исследования: женщины - математики.

·       Гипотеза: роль и место, которые занимают женщины в науке (в частности в математике) определяется их положением в обществе и системой образования.

·       Методы исследования: опрос, сравнительный анализ, теоретический анализ.

(слайд 6,7,8)

        Математика - наука о величинах, их свойствах и законах их соединения; математику разделяется на чистую и прикладную. Чистая математика заключает в себе: арифметику, алгебру, высший анализ (учение о функциях, бесконечно малых. дифференциальное, интегральное и вариационное исчисления), теорию чисел, геометрию с тригонометрией. В прикладную математику входят: механика с приложением ее к архитектуре, машиностроению, гидродинамике и гидравлике, начертательная геометрия, геодезия и оптика, астрономия.

       Развитие математики началось с создания практических способов счета и измерения. Знакомством с первоначальными истинами обладали уже древние индусы, халдеи и египтяне, причем первые два народа преимущественно занимались алгеброй и арифметикой, последние – геометрией.

Геометрия получила вполне научный характер у греков и была доведена до высокого совершенства. Время римского владычества и средние века - время упадка математики. Сохранить и отчасти восполнить математику древних выпало на долю арабов, у которых южная Европа начала заимствовать математические науки с XIII в.

(слайд 9)

Математика - это не только формулы и теоремы, а еще и те люди, которые ей занимаются, те люди, которые всю душу вкладывают в ее развитие. И никак нельзя, говоря о математике, не упомянуть о тех, кто ей посвятил всю жизнь и донес ее до нас.

Их имена нельзя забывать. Эти люди отдали свою жизнь науке. Ради нас, ради своих потомков … Так что наш долг - помнить их и продолжать их дело.

Особенно это касается женщин математиков.

(слайд10,11)

Было просмотрено  много книг, энциклопедий, словарей и справочников, русско- и англо – язычных сайтов в поисках известных женщин математиков.

Сначала мне казалось, что я найду в истории не более десятка известных женщин математиков. Но мой список рос и, наконец, составил 176 человек. (Список)

Для сравнения – самый большой список (который я нашла) известных мужчин математиков составляет 84 человека.

Кто же они, известные математики?

Кого из них назовет человек, не занимающийся математикой

(слайд 12)

Для того, чтобы узнать, кто из великих математиков сегодня наиболее узнаваем, было решено провести опрос. Нужно было назвать математиков мужчин и математиков женщин.  Учащимся 6 класса было дано задание - провести опрос  среди школьников, преподавателей, студентов, родителей, кого они  знают  выдающихся математиках.

В опросе приняли участие:

•        Школьники – 58 чел.

•        Студенты – 8 чел.

•        Преподаватели – 14 чел.

•        Случайные прохожие – 24 чел.

Всего:  104чел.

 Предлагаю ознакомиться с результатами исследования.

(слайд 13,14,15,16,17)

(Слайд 18)А есть ли великие женщины - математики?

         Ситуация с женщинами математиками при опросе оказалась гораздо более сложной. Кроме Софьи Ковалевской школьники и прохожие не смогли вспомнить никого. Студенты добавили к списку Софию Пиккард, а учителя: Гипатию и Софи Жермен. На этом список закончился…

(Слайд 19,20)Степень узнаваемости математиков – женщин

 

 

Сколько лет женщины занимаются математикой?

        Исторические данные неопровержимо свидетельствуют: женщины-ученые существовали в каждой культуре на протяжении всей истории развития общества, однако определенных успехов они могли добиваться только в той среде, где имелось позитивное отношение к научным занятиям и система образования, доступная для  женщин.

(Слайд 21) Динамика появления женщин математиков

(Слайд 22)Этапы развития женского образования

•        1405 Франция Писательница Кристина Пизанская сделала предположение, что в результате хорошего образования женщины могли бы стать равными мужчинам.

•        1619 Англия Мэри Уорд открывает первые школы для девочек

•        1678 Италия В университете Падуи ученому Елене Лукреции Корнаро Пископии присваивается звание доктора философских наук.

•        1764 Россия В Петербурге открыт Смольный институт благородных девиц - первое в России привилегированное среднее общеобразовательное учебное заведение для женщин.

•        1826 США Открыты первые государственные школы для девочек.

•        1850 Франция Начальное школьное образование распространяется теперь и на  девочек.

•        1851 США Открывается первый в мире женский медицинский колледж.

•        1857 Россия Открываются первые женские училища.

•        1876 В России открылись Бестужевские высшие женские курсы.

•        1881 США Гарвардский университет открывает прием девушек на общих основаниях.

•        1882 Япония Открывается первая Высшая женская школа.

•        1884 Великобритания Оксфордский университет начал принимать женщин в качестве студенток, но дипломы выпускницам не выдавались до 1920 г.

•        1886 Индия Медицинский колледж в Бомбее начал принимать женщин-студенток.

•        1903 Франция Физик Мари Кюри стала первой женщиной-ученым, получившей Нобелевскую премию.

•        1905 Германия Гейдельбергский и Фрайбургский университеты начинают принимать женщин.

(Слайд 23)Доля женщин-математиков по странам

(Слайд 24,25)

Учитель:

Здесь мы с вами остановимся поподробнее.

Командам дается задание

1 командаузнает при решении примеров  - фамилию ученицы и жены древнегреческого философа, великого математика и мудреца – Пифагора, жившую в VI – V вв. до н.э.

1.    -1,4+0,8 =

2.    0,7 –(-0,9)=

3.    -3,2-5,3=

4.    4,21-10,9=

5.    9    __   11

24         24

 (ФЕАНО)(слайд26)

     Феано прониклась идеями мужа с такой полнотой, что после его смерти она стала центром пифагорейского ордена, и один из греческих авторов приводит, как авторитет, ее мнение относительно учения Чисел.

Феано дала Пифагору двух сыновей и дочь, все они были верными последователями своего Великого отца.

2 команда узнает фамилию  женщины, которая  была самой известной женщиной – математиком в первой половине XXвека. Мировую известность и славу принесли ей работы по алгебре

1.    -3,1 – 5,7 =

2.    -0,8+1,4 =

3.    2,7 –(-1,3) =

4.    6,4-7,1 =

5.     3    _   7

25        25

(НЕТЕР) (слайд 27,28)

     Она является создателем нового направления в математической науке, известного под названием абстрактной алгебры. Большой вклад она внесла в математическую физику, где её именем называется фундаментальная теорема теоретической физики.Нетер была обаятельной женщиной, общительной и доброжелательной.

В 1933 г. с приходом гитлеровцев к власти Нетер была изгнана из университета и вынуждена была уехать за границу.

Последние полтора года жизни она прожила в США, где и умерла 14 апреля 1935 г.

Работы Эмми Нетер по абстрактной алгебре принесли ей мировую славу. Но всю свою жизнь она прожила на довольно скромные доходы, а до 1919 она не могла вообще получить работу.

       Родилась в семье математика Макса Нётера в Эрлангене. Обучалась в Эрлангенском университете, защитила в 1907 году диссертацию по теории инвариантов.

Современники описывают Нётер как не чрезмерно красивую, но на редкость умную, обаятельную и приветливую женщину. Её женственность проявлялась  в трогательной заботе об учениках, в готовности поддержать их и коллег.

В числе ее преданных друзей были ученые с мировым именем: Гильберт, Герман Вейль, Эдмунд Ландау, нидерландский математик Л. Брауэр, советские математики П. С. Александров, П. С. Урысон и многие другие.

Учитель:

Пока команды соревнуются мы поиграем, порешаем с болельщиками

Игра «Считалочка»(Слайд12,13)

Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается…(6)

Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно…(4)

Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается…(3)

Говорил учитель Ире, что два больше, чем…(1)

Меньше в десять раз, чем метр, всем известно…(10)

Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно …(2)

У меня собачка есть, у нее хвостов аж…(1)

У доски ты говори, что концов у палки…(2)

Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит…(5)

На уроках будешь спать, за ответ получишь…(2)

Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось -…(4)

Мышь считает дырки в сыре: три плюс две – всего…(5)

 

Учитель:

Следующее задание. Вам нужно расставить числа в порядке возрастания

1 команда     3;     -1,1;    5,3;    - 8,7;    9,6;    0;    -6,5

                        Т        П       И         Г         Я      А       И

 

2 команда   - 2,5;     1,3;    8,2;       -9,8;     0;      7,1;     -4,3

                         В         Е       С            Л      Л         Й          А     

1 команда узнает имя

•        женщины  необыкновенной красоты и большого ума.  Образование она получила под руководством  своего отца, принадлежавшего к числу ученых  Александрийской школы

Слайд 29,30)

Дочь известного греческого математика Теона. Она родилась и жила в Александрии с 370-го по 415 г. Была первой женщиной математиком, философом, астрономом и врачом. Она была настолько всесторонне образованна, что с ее мнением считались многие ученые того времени. Прожила короткую жизнь. Как и ее предки, была язычницей. В то время распространялось и усиливалось христианство. Язычество подвергалось гонению. Натравленная фанатичная толпа растерзала знаменитого ученого.

«Она достигла таких высот познания, что превзошла всех философов своего времени» Сократ .

Период ее жизни характеризовался распространением и усилением христианства. Язычники стали подвергаться гонениям, поэтому, несмотря на то, что у Гипатии было много друзей христиан, руководители христианской общины Александрии направили фанатичную толпу на Гипатию. Ее забросали камнями, разорвали ее тело на куски и сожгли.

Греческий поэт Паллас написал в честь Гипатии следующие строки:

Когда ты предо мной, я слышу речь твою,
Благоговейно взор в обитель чистых звезд
Я возвожу, так все в тебе, Гипатия,
Небесно - и дела, и красота речей,
И чистый, как звезда, науки мудрой свет.

После убийства Гипатии фанатики набросились на Александрийский Музей и сожгли его вместе с хранившейся в нем библиотекой. Хотя, в некоторых источниках говорится, что это произошло за 20 лет до смерти Гипатии.

Взметнувшийся над зданием Музея огонь не просто сжег свитки папируса. В нем сгорали человеческая мысль, бесчисленные познания, накопленные за многие столетия. Трудно представить себе каких богатств духовной культуры лишил человечество этот пожар. После смерти Гипатии в течение более тысячи лет мы не встречаем в истории женщин-математиков.

В XVI–XVII вв. выделяются своим образованием несколько женщин, учителями которых были знаменитые математики, такие как Виет, Декарт, Эйлер.

2 команда узнает имя

 Первой в мире женщины – программиста. Ввела в употребление термины «цикл» и «рабочая ячейка».  В честь нее назван универсальный язык программирования «Ада».

 

Слайд 38,39)

Ада Августа Байрон родилась 10 декабря 1815 года.

 Этот день считается Днём программиста в честь родившейся также в этот день первой представительницы этой не слишком древней профессии Ады Августы Лавлейс, единственной дочери прославленного английского поэта Джорджа Гордона Байрона и его супруги Аннабеллы Милбэнк

Учитель:

Пока ребята думают, я снова обращаюсь к болельщикам (Слайд 23,24,25)

Это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба (размер локтя колебался в пределах от 38 см до 46 см и соответствовал двум пядям).

Ответ: локоть, сохранилась поговорка: «Сам с ноготок, а борода с локоток».

Английский король однажды много-много лет назад вытянул вперед правую руку и заявил: «Расстояние от кончика моего носа до большого пальца руки будет служить для всего моего народа мерой длины и называться…

Ответ: ярд

 

(Слайд 31)

Елена Лукреция Корнаро Пископиа

Первая женщина в мире, получившая степень доктора философии (Ph.D.) в университете Падуи. Она была первой в мире женщиной студенткой.

В Падуанском университете стоит ее скульптурный памятник

(Слайд 32)

     В 1706 году 17 декабря родилась Габриэль-Эмилия ле Тоннелье де Бретей, позднее ставшая маркизой дю Шатле. Занимаясь самообразованием, маркиза дю Шатле сделалась выдающимся математиком. Это был один из блистательнейших женских интеллектов XVIII века.

Эмили де Шатле была одной из тех женщин, чей вклад способствовал формированию курса математики. И хотя она не создала собственного оригинального учения, ее работа внесла значительный вклад в развитие математической науки.

«Она была великим человеком, чья единственная вина состояла в том, что она -  женщина».   Вольте

 

 

Учитель:

А сейчас мы с вами  решив уравнения узнаемв чью честь плоскую кривую, выраженную уравнением Y=a3/(x2+a2) назвали “локон Аньези”.

 

И кто  в 1816 г. вывела дифференциальное уравнение изгиба пластины

 

1.    12,3 – х = 3,75

2.    Х – 1,7 = 2,83

3.    Х + 0,3 =6,7

4.    4,7 +х = 8

5.    Х – 7,2 = 3

6.    8,2 +х =15,6

 

1 команда                                                     2 команда

З

Н

И

Ь

А

Е

 

Е

М

Е

Н

Р

Ж

10,2

4,53

7,4

6,4

8,55

3,3

 

10,2

3,3

4,53

7,4

6,4

8,55

АНЬЕЗИ                                                                     ЖЕРМЕН

Учитель:

И я снова обращаюсь к болельщикам (Слайд 26,27,28,29)

1. На гробнице египетской пирамиды начертано число, которое делится на все числа от 1 до 10 включительно без остатка. Найдите это число из предложенных ниже:

1) 5050

2) 1045

3) 2520

4) 5255 

     Ответ: 2520

 

2.    Как называется картина Перова В.Г.?

Ответ Тройка

 

3.    Попрыгунья – Стрекоза

половину времени каждых

суток красного лета спала,

третью часть времени

каждых суток – танцевала,

шестую часть – пела. Остальное время она решила посвятить подготовке к зиме. Сколько часов в сутки Стрекоза готовилась к зиме?

 Ответ: нисколько

 

(Слайд33,34)

Аньези Мария Гаэтана(16.5.1718–9.1.1799) –итальянский математик. Родилась в Милане.  Она происходит из зажиточной купеческой семьи, в которой был 21 ребёнок. Её отец был профессором математики, он с детства поддерживал математические способности дочери и позаботился о хорошем образовании Марии Гаэтаны. Под руководством отца, профессора Болонского университета, изучала математику, древние и восточные языки. В 1750г. заняла кафедру математики в Болонье. В книге “Основания анализа” (1748г.) Аньези, в частности, доказала, что любое куб. уравнение имеет три корня.

 В 1748 году она опубликовала свою работу Instituzioni analitiche («Основы анализа»). Кривая Верзиера названа именем Марии Гаэтаны, которая исследовала эту кривую. Она имела также достижения в дифференциальном исчислении.

Когда Марии Гаэтане было 34 года, умер её отец. С этого времени она занялась филантропической деятельностью и начала изучать теологию. Она помогала бедным и больным и давала приют бездомным в своем доме.

 

 

(Слайд36)

София Жермен(1776-1831)

Стала выдающимся математиком и добилась важных результатов в теории чисел и теории упругости. Для того чтобы прочитать книгу И.Ньютона «Математические начала натуральной философии», она изучила латинский язык. Занималась теорией чисел. Вывела несколько формул, которым присвоено ее имя. При некоторых условиях доказала теорему Ферма.          

        Родители Софьи Жермен не разрешали ей заниматься математикой, которой она увлекалась с детства. Она писала свои труды по ночам, “под одеялом”. Однажды Софья написала письмо всемирно известному немецкому математику Гауссу. Письмо она подписала мужским именем, так как опасалась, что знаменитый ученый не будет уделять внимание женщине, занимающейся математикой. Тем не менее Гаусс по достоинству оценил своего талантливого “незнакомца” и выразил желание встретиться с ним.

И случай не заставил себя ждать. В 1807 г французские войска заняли часть Германии, а в одном из захваченных городов жил Гаусс. Софья просила французского генерала за жизнь Гаусса. Гаусс до конца жизни хранил глубокое уважение и дружбу к этой необыкновенной женщине. В 1816 г Жермен была присуждена премия Парижской Академии наук.

Софья Жермен умерла в 1831 году в возрасте 55 лет.

 

(Слайд 35)

Каролина Лукреция Гершельбританский астроном, сестра и помощница Вильяма Гершеля. Родилась 16 марта 1750 в Ганновере. Первая женщина – астроном, открывшая 8 комет и несколько туманностей.. В 1828 Лондонское королевское астрономическое общество наградило ее Золотой медалью, и избрало своим почетным членом. Ее имя занесено на карту Луны.

(Слайд 37)

Ферфакс Мэри Сомервиллбыла одной из самых замечательных женщин - ученых. Она начала свою жизнь как типичная девушка из шотландского высшего общества. Но ее отличали выдающиеся математические интересы и способности.

Несмотря на отсутствие у нее формального обучения, ей удалось подготовить интересные математические и физические работы.

Она занималась математикой вплоть до самой смерти. Умерла она в возрасте 98 лет.

(Слайд 40)

А вот список русских женщин – математиков

1.    Елизавета Федоровна Литвинова (1845-1919)

2.    Софья Васильевна Ковалевская (1850-1891)

3.    Надежда Николаевна Гернет    (1877- 1943)

4.    Софья Александровна Яновская (1896-1966)

5.    Клавдия Яковлевна Латышева (1897 - 1956)

6.    Пелагея Яковлевна Полубаринова Кочина  (1899-1999)

7.    Нина Карловна Бари   (1901-1961)

8.    Людмила Всеволодовна Келдыш                        (1904 -  )

9.    Ольга Александровна Ладыжевская  (1922-2004)

10.Ольга Арсентьевна Олейник  (1925-2001)

 

 

 

Учитель:

- Математика начала

По обоям изучала

И влюбилась в ту науку.

Только вот какая штука.

Ведь в России в это время

Не пускали в вузы женщин.

Чтоб в математике достичь вершин,

Пришлось уехать девушке в Берлин,

И стать для этого фальшивою невестою,

Такой мы знаем Софью…….  (Ковалевскую).

 

И о ней нам немного расскажет Грязнова Настя (доклад) Оимпиада

Софья Васильевна Ковалевская

Она родилась в Москве 15 января 1850 г. в семье артиллерийского генерала В. Корвин-Круковского. С раннего детства Софья пристрастилась к чтению литературы и научных книг.

Математические способности проявились у неё в возрасте 13 лет.

С.В. Ковалевская была выдающейся женщиной-математиком.

Увлечение математикой у Софьи было настолько сильным, что она забыла обо всем остальном. В те времена в России, и в большинстве стран Запада, женщинам не был доступен путь в высшие учебные заведения. Даже для того, чтобы женщина выехала за границу, необходимо было обстоятельство ее замужества. Софья в возрасте 18 лет вышла замуж за Ковалевского и выехала в Германию. С большим трудом, но, ей удалось поступить в  университет. Но Софье хотелось учиться в Берлинском университете, где одним из профессоров был выдающийся математик Карл Вейерштрасс. Т.к. в Берлинский университет женщины доступа не имели, Софья отправилась к Вейерштрассу на дом и просила его, чтобы он занимался ею частным образом.

Чтобы отвязаться от необычной посетительницы, Вейерштрасс предложил решить ей несколько очень трудных задач. Оказалось, что гостья с ними справилась довольно быстро. Убедившись в исключительных способностях юной леди, Вейерштрасс согласился заниматься с нею. Занятия длились 4 года. Софья написала несколько работ. Ей присудили степень доктора с высшей похвалой.

Затем Софья вернулась в Россию, в Петербург. Но научная карьера женщины не состоялась. В конце 1883г. после смерти мужа с 5-летней дочерью Софья заняла должность доцента, а потом профессора в университете Стокгольма.

В 1888 г. ей была присуждена премия швейцарской академии наук.

Софья Васильевна стала знаменитой. Но она была одинока на чужбине и тосковала по родине. Софья знала много языков: французский, немецкий, английский, шведский, но мечтала, что самые сокровенные свои мечты, может воплотить только на своем родном языке – русском.

В конце января 1891 г. по дороге из Франции в Швецию она простудилась, а 10 февраля того же года умерла от воспаления легких.

Имя самой крупной женщины-математика, когда-либо существовавшей. Она была одним из крупнейших математиков ХХ века.

Учитель: (Слайд 41)

Кто более способен к математике: мужчины или женщины?

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определённой деятельности».

«Под способностями к изучению математики мы понимаем индивидуально-психологические особенности (прежде всего особенности умственной деятельности), отвечающие требованиям учебной математической деятельности и обусловливающие на прочих равных условиях успешность творческого овладения математикой как учебным предметом, в частности относительно быстрое, легкое и глубокое овладение знаниями, умениями и навыками в области математики».

                                                 В. А. Крутецкий

 (Слайд 42)

       Недавно президент Гарвардского университета произвел фурор, заявив, что из-за генетических факторов женщины обладают меньшими, по сравнению с мужчинами, способностями к математике и естественным наукам, а дискриминация больше не препятствует карьере женщин-ученых.         Женщины занимаются наукой более 4 000 лет. Для того, чтобы найти их имена и их достижения потребовалось не малое количество времени, но как говорится, «кто ищет - тот всегда найдёт». О многих ли вы слышали из этого списка, о двух, трёх? Как видите упоминания о научных трудах женщины, простираются ещё до рождества Христова, но если примерно представить появление на свет УМНЫХ и ПОЛЕЗНЫХ, то получится; что такого рода женщина рождалась раз в 300 лет!  

 (Слайд 43)

Стереотип о том, что женщины на генетическом уровне менее способны к математике.

В канадском Ванкувере проводился эксперимент над группой из 220 девушек, чтобы понять влияние этого стереотипа на женское сознание.Благодаря исследованию, проведенному группой психологов во главе со Стивеном Гейном в University of British Columbia, оказалось, что чем больше рассказывать девушке о том, насколько она генетически неспособна к математике и женственна, тем менее она способна к техническим наукам.

Четыре группы – каждая из 55 девушек - должны были выполнять тесты по математике и письменности. Девушки, которым ничего не говорили про мужское превосходство в математике, писали математический тест лучше тех, для кого рассказывали, что исторически мальчикам преподаватели уделяют больше внимания на уроках математики. Хуже всех писали тесты те, кому настойчиво говорили, что женщина и математика – две вещи несовместные.

Более того – между двумя математическими тестами девушки выполняли задание по данному им тексту. Когда текст был о неспособности женщин к техническим наукам или о том, как прекрасно быть женственной и домашней (без упоминания наук), баллы за последующий математический тест значительно снижались. «Незамутненные» стереотипами девушки писали тесты практически в два раза лучше остальных. Исследователи также выяснили, что когда ссылаешься на «генетическую предрасположенность», люди автоматически верят информации.

(Слайд 44)

Женщины-математики предпочитают обходиться без макияжа

Женщины, решившие сделать карьеру в типично мужских областях знаний, подвергаются давлению огромного количества стереотипов и предрассудков. Это диктует им правила поведения даже в таких мелочах, как использование косметики.

Результаты недавно проведенного исследования свидетельствуют, что в областях знаний, где доминируют мужчины, слабый пол стремится завуалировать типично женские качества, чтобы выглядеть более убедительно. Например, женщины-математики предпочитают обходиться без макияжа.

«Использование косметики не означает, что вы полный ноль в математике», — говорит Эмили Пронин (Emily Pronin), психолог, чья работа «Раздвоение личности как ответ на угрозу стереотипного мышления: женщины и математика» опубликована недавно в журнале Экспериментальной Социальной Психологии. — «Но макияж несовместим со стереотипом о том, как должен выглядеть серьезный математик».

(Слайд 45)

Вес при рождении определяет способности к математике

В ноябрьском выпуске газеты Times  в 2006 году опубликованы результаты научной работы, проведенной Лондонским институтом здоровья ребенка. Оказывается, что вес ребенка при рождении имеет прямое отношение к его математическим способностям.

Каждый лишний килограмм улучшает результаты тестов по математике в среднем почти на 5%. Как выяснили ученые, дети, родившиеся с весом менее двух с половиной килограммов, успевали по математике и другим школьным предметам значительно хуже, чем более упитанные при рождении младенцы.

Кроме того, ученые установили, что на развитие способностей заметное влияние оказывают условия жизни - чем лучше социальная обстановка, в которой растет ребенок, тем больших успехов он добивается в математике. Выводы были сделаны в результате наблюдения за 11 тысячами человек.

Это - первое детальное изучение взаимосвязи веса ребенка при рождении и его социального положения с достижениями человека в последующие годы.

(слайд46)

Мужчины и женщины равны в своих математических способностях, но женщины, если и выбирают научную карьеру, то почти никогда не связывают жизнь с математикой, говорят исследователи из университета Мичигана.   Зайдите на математический факультет любого университета, и вы увидите, как мало там девушек. А, между тем, способности женщин в математических науках не ниже, чем у мужчин! Жаклин Эккле (Jacquelynne Eccles), профессор психологии из Мичиганского университета, провела шесть широкомасштабных опросов студентов и школьников, выявляя их способности, склонности и интересы.

Она показала, что ученики старших классов (как юноши, так и девушки) с личностной ориентацией в качестве профильных предметов выбирали естественные либо социальные науки, избегая физики, математики, астрономии. "У девочек прослеживается тенденция преуменьшать свои математические способности, несмотря на хорошую успеваемость", — говорит Эккле. — "Но не оценка математических способностей влияет на выбор профессии, а стремление работать с людьми и представление о математике как теоретической, а не прикладной области знаний".

Мужчины и женщины равны в своих математических способностях

(слайд47)

(слайд48)Зачем в школе нужна математика?

В последнее время во многих странах наблюдается значительный рост интереса к проблемам математического образования. Это связано с тем, чтозначение математики в жизни человеческого общества возрастает с каждым днём.

Высокий уровень развития математики является необходимым условием подъёма и эффективности целого ряда важнейших областей знаний. Математические методы и математический стиль мышления проникают всюду.

С каждым годом математика будет находить всё более широкое применение в разнообразных областях человеческой деятельности.

Всё это ставит задачу развития в школе математических способностей, склонностей и интересов.

(слайд49)Кто в школе учит математике

В России среди учителей математики 95% женщин и 5% мужчин.

 Это плохо или хорошо?

В других странах в школах соотношение другое:

          Страна        женщин      мужчин

•        Сингапур    67%   33%

•        Гонконг      53%   47%

•        Япония       32%   68%

Мне кажется, что большое количество женщин в школе не отрицательный, а положительный фактор. У них есть психологические особенности, которые помогают им лучше понимать учеников и передавать им знания. Кроме того, в нашей стране это устойчивая культурная традиция.

Ведь именно женщины - учителя уже много лет в наших школах учат и развивают те математические способности и у мальчиков, и у девочек, которые сегодня так нужны.

(слайд50)Проблемы математики в школе

•        отсутствие интереса к математике;

•        неумение применять полученные знания на практике;

•        отсутствие самостоятельной и творческой математической работы.

(слайд51)Выпускники нашей школы – учителя математики

•        Смурыгин Николай Петрович

•        Кораблев Михаил Степанович

•        Завьялова Валентина Павловна

•        Ермолаев Василий Платонович

•        Семенова Раиса Ильинична

•        Воронцова Вера Григорьевна

•        Осягина Вера Григорьевна

•        Кузнецова Надежда Михайловна

•        Ерашова Наталья Михайловна

•        Самсонова Валентина Сергеевна

•        Бадяева Любовь Валентиновна

•        Гладкова Ирина Васильевна

•        Смурыгина Ольга Валентиновна

•        Фомина Екатерина Павловна

•        Бадяева Татьяна Валентиновна

 

Музыкальная пауза. Песни команд

(Слайд 53)

В ходе работы над проектом я пришла к выводу, что мы мало знаем математиков (как женщин, так и мужчин).

Поэтому мы решили провести:

•        праздник к 8 марта «Великие женщины-математики»

Также проведем:

•        Математическифй шоу – ринг

•        Поле чудес о великих математиках

(Слайд 54,55)  Заключение

•        Извечный спор, кто умнее - мужчины или женщины, до сих пор не решен и ведется с переменным успехом. Тема «Женщины математики» неизбежно оказалась в контексте этого спора.

•        К сожалению, имен женщин, внесших существенный вклад в математику и двигавших ее вперед, встречается очень мало. Чаще всего доступные нам о них исторические сведения состоят из имени и даты рождения и смерти. Сведений о жизни и научной деятельности практически нет и найти их сложно. Не удивительно, в такой ситуации, что знают только Ковалевскую. Причем не о ней, а ее имя.

•        В последние годы мировое сообщество стало понимать, что роль женщин в будущем должна кардинально измениться. Это касается и роли женщины в науке, в том числе и в математике.

Проведенное исследование позволило решить поставленные задачи и сделать несколько выводов:

•        В истории математики женщины занимают существенное и достойное место. Они внесли большой вклад в развитие этой науки. К сожалению, информации о них мало. Никто и нигде (школа, институт, СМИ) не ставит задачу рассказать о них.

•        Собран большой библиографический материал по теме. Составлен список из 176 имен женщин математиков. Составлено 20 библиографических справок о женщинах математиках и определена география их проживания.

•        В результате анализа литературы и результатов психологических исследований сделан вывод о том, что мужчины и женщины равны в своих математических способностях.

•        В результате опроса выяснено, что математиков мужчин знают лучше, чем математиков женщин. Но и тех, и других знают плохо. Если же и знают, то только имя.

•        Роль развития математических способностей принадлежит школе. Она же может развить и интерес к математике, в том числе и с использованием исторических сведений о женщинах математиках.

 

 

И в завершении хочется сказать, что женщины- математики не только занимались наукой, они все были просто женщинами и именем одной известной вычислительницы француженки Гортензии Лекон (1723-1788) назван цветок гортензия, привезенный ею из Индии.

 

На этом наше с вами мероприятие закончено.

Спасибо всем!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 1% метра

       Ответ: 1 см

2. Единица измерения скорости на море.

       Ответ: узел

3. Что больше: 1 пуд железа или 1 пуд ваты?

       Ответ: масса одинаковая

4. Чему равно наибольшее отрицательное целое число?

       Ответ: -1

5. Чему равен результат деления 100 на половину?

       Ответ: 200

6. В квартире есть стенные часы с боем. Они отбивают полные часы и одним ударом каждые полчаса. Сколько ударов отобьют часы за сутки?

      Ответ: (1+2+3+…+11+12)·2+24=78·2+24=180

7. В шахматном турнире участвовало 7 человек. Каждый с другими сыграл по одной партии. Сколько партий состоялось в турнире?

      Ответ: 6+5+4+3+2+1=21 партия

8. Ослица и конь шли вместе, нагруженные

    мешками равной массы. Ослица

    жаловалась на тяжесть ноши. «Чего ты  

    жалуешься, - сказал конь, - если ты мне

    дашь один свой мешок, то моя ноша

    станет вдвое тяжелее твоей, а если я тебе

    отдам один свой мешок, то наши ноши

    сравняются». Сколько мешков было у

    каждого?

      Ответ: конь -7 мешков, ослица - 5 мешков

9. По столбу высотой 10 метров взбирается 

    улитка. За день она поднимется по столбу

    на 5 метров, а за ночь опускается на 4

    метра. Сколько дней понадобится, чтобы

    улитка поднялась на высоту столба?

        Ответ: 1+1+1+1+1+5=10(м), 6 дней

10. Написаны подряд все натуральные числа

    от 1 до 99. Сколько раз в записи всех чисел

    встречается цифра 5?

        Ответ: 10+9=19 раз

4.      Два в квадрате - четыре, три в квадрате - девять, чему равен угол в квадрате?

        Ответ: 90º

2. В году сколько месяцев содержит 30 дней?

        Ответ: 11

3. Горело 5 свечей, две погасли. Сколько свечей  

    осталось?

         Ответ: 2

4. Сколько корней имеет уравнение x²=-2?

         Ответ: ни одного

5. Чему равно произведение 13· 25· 0,1· 100· 0· 400?

         Ответ: 0

6. На озере росли лилии. Каждый день их число 

    удваивалось и на 20-ый день заросло все озеро. На

    какой день заросла половина озера?   Ответ: на 19-ый день

7. Масса бидона с молоком 32 кг, а без молока – 2 кг.

    Какова масса бидона, заполненного наполовину?

         Ответ: 15+2=17 кг

8. У Нины на 25 рублей больше, чем у Оли. Девочки

    сложили свои деньги и на эту сумму купили

    книгу. Цена книги 83 рубля. Сколько денег было у

     каждой девочки?

         Ответ: (83-25):2=58:2=29 р., 29+25=54 р

9. В саду 14 яблонь. С первой яблони сорвали 1

    яблоко, со второй – 2 яблока, с третьей – 3 яблока

    и т.д., а с последней яблони сорвали 14 яблок.      

    Сколько яблок сорвали со всех яблонь?

         Ответ: 1+2+3+…+14=15·7=105 яблок

10. Один путешественник уверял другого, что он

     видел книгу, имеющую 1 000 000 страниц. Какова

     толщина такой книги, если известно, что 100

     листов бумаги имеют толщину 9 мм?

          Ответ: 1000000 : 2=500000 листов,

                       500000 : 100· 9=45000 (мм)=45 метров

1. На гробнице египетской пирамиды начертано число, которое делится на все числа от 1 до 10 включительно без остатка. Найдите это число из предложенных ниже:

1) 5050

2) 1045

3) 2520

4) 5255                 Ответ: 2520

5.      Как называется картина Перова В.Г.(тройка)

6.      Попрыгунья – Стрекоза

половину времени каждых

суток красного лета спала,

третью часть времени

каждых суток – танцевала,

шестую часть – пела. Остальное время она решила посвятить подготовке к зиме. Сколько часов в сутки Стрекоза готовилась к зиме?                          Ответ: нисколько

7.      Ребята со своими собаками пошли гулять. Один дед говорит им: «Смотрите, ребята, голов не растеряйте и ног не поломайте».

Один мальчик сказал:

«А у нас всего 36 ног и 13 голов,

так  что не потеряемся».

Сколько же собак и

сколько мальчишек?                       Ответ: 5 собак и 8 мальчишек

8.      У причала стоит корабль, с которого свисает веревочная лестница. От воды до нижней ступеньки 15 см и между ступеньками по 15 см. Начался прилив. Через сколько минут вода достигнет третьей ступеньки, если за минуту она поднимается на 15 см?

Ответ: никогда, лестница поднимается  вместе с кораблем

9.      Три брата поймали 29 карасей. Когда один брат отложил для ухи 6 штук, другой – 2,

а третий – 3, то у каждого осталось равное количество рыб. Сколько карасей поймал каждый из них?

Ответ: первый - 12,

             второй - 8,

             третий – 9

10.   Сколько неодушевлённых предметов было у дамы в стихотворении «Дама сдавала в багаж»?

Ответ:6 (Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку)

11.   Портос бежал за Арамисом, а Арамис бежал за Атосом. Арамис увидел прекрасную даму и «сошёл с дистанции». За кем стал бежать Портос?                                  Ответ: за Атосом

12.   Аня, Женя и Нина за контрольную работу получили разные оценки, но двоек у них не было. Какую оценку получила каждая из девочек, если у Ани – не «3», у Нины – не «3» и не «5».

    Ответ: у Ани – 5,

                 у Нины – 4,

                 у Жени – 3.

 

 

 

Текст песни “О математике”.

1. Нам без математики нельзя,
Математика для нас важна –
Делает нас сильными и мудрыми она.
Снова всех сплотила нас она,
В этом зале вместе собрала.
Рады всех приветствовать мы
И пропеть друзьям.

Припев. Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом.
Как солнце по утрам пусть оно приходит в дом.
Мы желаем счастья вам, и оно должно быть таким –
Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим.

2. Математика везде нужна,
Помогает в жизни нам она,
Корабли водить на море, строить города.
Будем с математикой дружить,
Интересней будет в жизни жить.
Рады всех приветствовать мы
И пропеть друзьям.

 


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн