Вы не зарегистрированы

Авторизация



Личная страница Пономаревой Е.А.

Фото пользователя Елена Александровна Пономарева
Размещено: Елена Александровна Пономарева - чт, 20/09/2012 - 21:06

Страница создана для участия в Межрегиональном конкурсе исследований, творческих работ, методических разработок "Репрессированные народы".

Визитная карточка проекта

Общие сведения
Название проекта "Победившие ад"
Тема проекта Репрессии против Русской Православной Церкви в первой половине ХХ века
Автор проекта Пономарева Елена Александровна, учитель химии МБОУ гимназия № 9 города Воронежа
Учебное заведение Проект реализуется на базе Воскресной школы при храме Архистратига Михаила, г. Воронеж
Сайт проекта https://sites.google.com/site/pobedivsiead/
Актуальность темы обусловлена ее воспитательным потециалом, остающимся значимым для общества в любое время.
Идея проекта

Несмотря на жестокие гонения, в условии которых оказались священнослужители Православной Церкви и просто верующие после Октябрьского переворота и в в годы "безбожных пятилеток", они смогли остаться людьми, сохранить человеческое достоинство, не предать своих  убеждений. Они остались несломленными и даже оказывали духовное сопротивление. Многие в конце ХХ века были причислены к лику святых, образовав целый сонм Новомучеников и исповедников Российских.

Знакомство с этой страницей Российской истории поможет обучающимся осознать духовно-нравственные идеалы Православия, понять безусловную ценность человеческой жизни, будет способствовать воспитанию терпимости.

Возраст участников 7-11 классы (разновозрастность участников обусловлена спецификой работы Воскресной школы, где дети этого возраста находятся в одной группе)
Цели и результаты

Образовательные стандарты

знание истории, языка, культуры своего народа; усвоение гуманистических и демократических ценностей  российского общества; 

формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,...  учебно-исследовательской, творческой деятельности.

 

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 

владение навыками познавательной и проектной деятельности; 

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

 

обогащение активного и потенциального словарного запаса , расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; 

формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов Православия;

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Цель проекта Воспитание личности на духовно-нравственных идеалах Православия на основе знакомства со страницами истории репрессий против РПЦ и подвигом Новомучеников Воронежского края.
Задачи проекта

Образовательные:

узнать о периоде Сталинских репрессий и гонениях на Русскую Православную Церковь в СССР;

научиться объяснять суть подвига новомучеников и исповедников Российских, знать наиболее известные имена Воронежских святых, канонизированных в этом чине, понимать духовные идеалы Православия;

Воспитательные:

осознать ценность и уникальность человеческой жизни, необходимость уважительного отношения к человеку любой культуры;

сформировать ценностно-смысловое отношение к деятельности поисковиков на территории поселка Дубовка, созданию аллеи памяти, заинтересовать в личном участии в подобного рода деятельности;

Развивающие:

развивать информационно-коммуникационную компетентность обучающихся, их творческие способности, формировать умение взаимодействовать в группе, планировать деятельность, находить способы решения задачи, осуществлять самоконтроль.

Планируемые результаты
Личностные:
Понимание ценности и уникальности человеческой жизни; формирование потребности саморазвития и самовоспитания; формирование готовности и способности к самостоятельной творческой деятельности; развитие навыков сотрудничества; принятие гуманистических общечеловеческих ценностей.
 
Метапредметные:
Формирование компетентности целеполагания, самоконтроля, самооценки; формирование коммуникативной компетентности: развитие навыков работы в группе, инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации; развитие информационной компетентности: сбора, обработки, представления информации; развитие творческих способностей.
 
Предметные:
Знание о периоде Сталинских репрессий и гонениях на Русскую Православную Церковь в ХХ веке; понимание нравственных идеалов Православия; умение анализировать историческую информацию из различных источников, аргументированно высказывать свое отношение к ней.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос проекта Почему, практически уничтожив Церковь, большевики не смогли победить ее?
Проблемные вопросы проекта
Дубовка: большевики прятали здесь следы злодеяний, поисковики ищут их. Для чего?
Почему Советская власть физически уничтожала церковнослужителей и верующих?
В чем нравственный подвиг новомучеников?
Чем похожи и отличаются мученики раннехристианской Церкви и ХХ века?
Для чего молодежи знать о новомучениках и исповедниках?
Учебные вопросы проекта
Какие факты говорят об "успешности" "безбожной пятилетки"?
Когда и как возникло мемориальное кладбище в Дубовке?
Что означают чины святости - новомученики и исповедники?
Какие новомученики и исповедники Воронежские наиболее известны?
Что мы знаем о людях, которым посвящена часовня в Алексеево-Акатовом монастыре?
Планирование проекта
Продолжительность проекта 1 месяц
Этапы проекта

1. Подготовительный

Знакомство с проектом, выбор формы участия (продукт проекта, индивидуальная, парная или групповая работа), выбор подтемы внутри темы проекта. Формирование групп.

 

2. Основной
Поиск и отбор информации (в сети Интернет, в библиотеке - в источниках на печатной основе).
Посещение мемориального кладбища в поселке Дубовка под Воронежем.
Посещение краеведческого музея в МБОУ СОШ 52 (материалы Воронежского поискового отряда "Дон").
Оформление результатов исследования (текстовый файл, презентация).
Оформление творческих работ, возможное представление их с помощью сервисов сети интернет.
Самооценивание. Знакомство с работами других участников на сайте проекта.
 
3. Презентация результатов проекта.
Оформление выставки творческих работ в библиотеке № 5 ЦБС г. Воронежа и на сайте проекта..
Конференция. Оценивание экспертной группой, зрительское голосование.
Подведение итогов. Награждение участников и победителей.
Методы оценивания
Формирующее оценивание

Карта ЗИУ

Анкета (выбор формы участия)

Самооценка (тест)

Итоговое оценивание

Оценка экспертной группы

Голосование (приз зрительских симпатий)

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
Оборудование Компьютеры с подключением к сети Интернет, проектор
Программное обеспечение Word, Power Point
Материалы на печатной основе

1. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Тверь: Булат, 1992 - 2002. Кн. 1. - 237 с.; Кн. 2. - 527 с.; Кн. 3. - 623 с.; Кн. 4. - 479 с.; Кн. 5. - 479 с.; Кн. 6. - 479 с.; Кн. 7. - 542 с.

2. Прославленные святые. Святители, новомученики, преподобные. Кн. 1. – Воронеж, 2003. – с. 32-95.

3. Политические репрессии в Воронеже. Путеводитель. Составители: Акиньшин А.Н., Битюцкий В.И., Ласунский О.Г., Николаев К.Б. - Красноярск, 2011

4. Спасо-Преображенский Толшевский женский монастырь. – Воронеж: изд. Воронежской Епархии, 2002.

5. Воронежский заповедник. / Сост. Л.Л. Семаго. – М.: Советская Россия, 1981. – с. 5-10. 

6. Толшевский монастырь. Забвение. // Православный паломник, № 4.- Июнь 2000. – с. 6-7.
Интернет-ресурсы 1.  http://www.goldentime.ru/nbk_22.htm  Игумен Дамаскин (Орловский)  Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период
ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. Календарь.
3. http://www.vob.ru/saints/index.htm Собор святых земли Воронежской
4. http://www.vob.ru/saints/sobor/saints.htm  Новомученики земли Воронежской
5. http://www.vob.ru/saints/sobor/vsv/main.htm К установлению праздника всех святых, в земле Воронежской просиявших 
6. http://kir-7.livejournal.com/33048.html Рева К.А. Очерки по истории Воронежской епархии Русской Православной Церкви 1917 – 1945. - Воронеж: Редколлегия Студенческого совета ВПДС, 2009. - С.40. 

 

Вводное занятие

Технологическая карта

Этап занятия Время Деятельность педагога Деятельность учеников
Оргмомент 1 мин Проверяет готовность, настраивает учеников Настраиваются, приветствуют.
Актуализация опорных знаний 3 мин

Предлагает ученикам ответить на вопросы:

Кто такие святые?

Какие чины святых вы знаете?

Есть ли святые в наше время? Почему?

В какие исторические эпохи святых бывает больше всего?

Были ли такие периоды в ХХ веке?

Размышляют, обсуждают, отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы:

Святые - это люди, прославленные Церковью, чей жизненный путь принят за образец.

Существует 9 чинов святых. Пророки и праотцы – ветхозаветные святые.  Апостолы – ученики Иисуса Христа – и равноапостольные (просветители). Святители – святые из епископов. Мученики – святые, пострадавшие за веру. Страстотерпцы - святые, пострадавшие от своих единоверцев. Преподобные – святые из монахов. Блаженные, или Христа ради юродивые, - святые, отвергшие законы и обычаи мира, показывая из неправедность. Праведные – святые, бывшие обычными людьми. Благоверные князья – святые, носившие княжеский титул и являвшие собою образец  добродетели. 

Есть. Но узнать о них мы  можем только после их смерти, когда они будут канонизированы Церковью.

Больше всего святых в самое трудное время, когда общество испытывает высшее напряжение духовных сил. В ХХ веке это период после октябрьского переворота, годы гонения на Церковь.

Знакомство с периодом Сталинских репрессий, меморильным кладбищем в поселке Дубовка 6 мин Рассказ педагога (материал на сайте проекта) Слушают.
Просмотр презентации о новомучениках и исповедниках Воронежского края 6 мин Установка: "После просмотра мы узаем, кто самый внимательный" Знакомятся с презентацией.
Беседа по презентации 4 мин Каким двум Воронежским святым посвящена презентация? Какое отношение имеет Петр Зверев к нашему городу? А Сергий Сребрянский? В каком чине прославлен каждый из них? Где окончилась земная жизнь архиепископа Петра? В каком монастыре  находится часовня, посвященная новомученикам Воронежским? Духовником какой обители был Сергий Сребрянский?

Каждый из учеников после задания вопроса отмечает в тетради "+" или "-" - знает ли он ответ. Потом кто-то из тех, кто отметил "+", называет правильный ответ. Самый внимательный выбирается по количеству плюсов.

Ответы: Петру Звереву и Сергию Сребрянскому. Петр Зверев был архиепископом Воронежским, Сергий Сребрянский родился здесь и окончил Воронежскую семинарию. Петр Зверев - новомученик, Сергий Сребрянский - преподобноисповедник. На Соловках. В Алексеево-Акатовом монастыре. Духовником Марфо-Мариинской обители в Москве.

Работа с картой ЗИУ 5 мин Объясняет суть, приводит пример Каждый ученик вписывает в соответствующие графы карты свои выводы о том, что знал, уже узнал и хочет узнать.
Обобщение результатов по карте ЗИУ 2 мин Направляет работу. После предъявления материала всеми участниками делает вывод о вопросах и проблемах, ответы на которые желательно найти в ходе проекта (в идеале это триада вопросов, направляющих проект).  Кто-то из учеников зачитывают записанное в первой колонке карты, остальные добавляют свое. Потом также по 2 колонке. Потом по 3-ей.
Чтение рассказа В. Дегтева "Аморальный приказ" 1 6 мин "Рассказ ведется от лица капитана. Представьте себя на его месте. Как поступили бы вы в этой ситуации?" Читает рассказ. Слушают рассказ. Ищут ответ на вопрос, как поступили бы они.
Обсуждение рассказа. 6 мин

Задает вопросы, направляет обсуждение.

Почему рассказ называется "Аморальный приказ"? Даже военные имеют право не выполнять приказ, если он аморален, был ли выбор у капитана? Как бы вы поступили на его месте? Как вели себя заключенные во время погружения парохода? Можем ли мы осудить капитана за выполнение приказа? Как он сам оценивает свой поступок?

Вопросы морально-этического плана, поэтому предполагаемых ответов нет. Конечно, приказ затопить пароход, на борту которого более 1000 человек не соответствует никаким моральным нормам. Но, как правило, учащиеся отмечают, что реально выбора у капитана не было. Он мог вернуться в порт, но защиты искать было негде. Право на жизнь не признавалось в масштабах государства. Пострадали бы не только узники, но и команда, и члены их семей были объявлены врагами народа. Искать политического убежища в других странах - но все равно остаются семьи. Старшеклассники обращают внимание, что хотя команда и осудила капитана ("никто не подал мне руки", "А какие глаза были у моряков!"), по существу они предпочли остаться в стороне, никто из них не предложил помощи, поддержки, не дал совета. Они переложили ответственность, как когда-то Понтий Пилат. Поэтому в вину капитану школьники ставят только то, что в этот момент его мысли были заняты думой не о людях, а о том, как он выглядит. А реальную  поддержку он мог, пожалуй, найти у узников, которые не осудили своих палачей, а молились за них. К ним надо было идти просить совета и прощения. Но и тут дети находят оправдание в том, что капитан раскаивается в своем поступке.
Заполнение анкеты 3 мин Дает необходимые пояснения Если есть возможность работать в режиме "1 ученик - у компьютер" - это оптимальный вариант. Но даже если есть только компьютер и проектор, работа возможна. Проецируем анкету на экран, и благодаря тому, что все вопросы одновременно умещаются на экране, каждый ученик делает выбор для себя. Те, кто выбрал сходную тему, по желанию объединяются в группу.
Рефлексия 2 мин Закончить фразу: "Я хочу участвовать в проекте, потому что..." Предлагают свои варианты окончания предложения.
Подведение итогов 1 мин Благодарит за работу, отмечает наиболее активных участников.  

1 Источник: Р. Янушкявичюс, О. Янушкявичене. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. - М.: ПРО-ПРЕСС, 1998 - с. 86-91

 

Пояснения к основному этапу

В течение основного этапа предусмотрена самостоятельная работа обучающихся по поиску, отбору, систематизации информации и представлению результатов для исследовательских работ, либо творческая работа для тех, кто выбрал эти формы.

Плюс в этот период времени интерес учащихся к теме поддерживается экскурсиями, которые дают не только новую информацию, но и формируют соответствующий настрой. Так предусмотрено пощение Мемориального кладбища в поселке Дубовка и музея в МБОУ СОШ № 52 города Воронежа, где собрана значительная подборка материалов поискового отряда "Дон".

Воскресная школа При храме Михаила Архангела размещается на базе библиотеки № 5 Централизованной библиотечной системы города Воронежа, поэтому школьники могут в любой удобный для них день недели прийти в библиотеку и воспользоваться книжным фондом или компьютерами для работы (если компьютера нет дома или нужна площадка для работы группы).

Если у учеников возникнут вопросы по отбору или оформлению материала в бумажном или электронном виде, педагоги смогут им помочь. Для осуществления самоконтроля в помощь обучающимся разработан тест на сервисе Pro Profs. Для размещения материала создан сайт.  

 

Итоговая конференция

 

Подведение итогов проектной деятельности осуществляется во время итоговой конференции. Для конференции каждый участник (группа) готовит семиминутное выступление для исследовательского проекта или краткий рассказ (2-4 минуты) о своей творческой работе. Работы заранее выкладываются на сайте проекта, и с ними есть возможность познакомиться до конференции.

После выступления группы остальные участники могут задавать ей вопросы.

В течение конференции работает группа экспертов, предпочтительно из старших учащихся, по какой-либо причине не принявших участие в проекте. Эксперты оценивают исследовательские работы. Для работы экспертная группа получает листы оценивания. Творческие работы оцениваются в результате зрительского голосования.

Голосование проводится таким образом. В начале конференции каждый участник получает жетон "Приз зрительских симпатий", который он должен будет вручить автору самой понравившейся работы. По количеству жетонов определяется лучшая работа.

По итогам участники проекта награждаются грамотами, благодарственными письмами.


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Елена Александровна Годунова

На: Личная страница Пономаревой Е.А.


 

№пп

Название критерия

Градация критериев

Количество%

Примечания

1

Тема  проекта

Тема проекта актуальна для обучающихся; ей присуща новизна; проблема, лежащая в основе проекта, связана с реальной жизнью

5

 

Частичное соответствие критерию

3

Тема проекта не актуальна для обучающихся, она не нова; проблема, лежащая в основе проекта не связана с реальной жизнью

0

2

Название проекта

Название полностью отражает суть и содержание проекта 

5

 

Название частично отражает суть и содержание проекта 

3

Название не отражает суть и содержание проекта 

0

3

Планирование
проекта

Цели конкретны, достижимы, измеримы;
Спрогнозированы практические, метапредметные, предметные и личностные результаты;
Этапы проекта четко спланированы и определен хронометраж действий обучаемых на каждом этапе

15

 

Цели проекта не совсем конкретны, достижимы, измеримы; частично определены практические, метапредметные, предметные и личностные результаты, не четко спланированы этапы проекта; хронометраж действий обучаемых на каждом этапе определен, но он не соответствует реальности

10

Цели проекта неконкретны, недостижимы, неизмеримы, не определены практические, метапредметные, предметные и личностные результаты, не спланированы этапы проекта ; не определен хронометраж действий обучаемых на каждом этапе

0

4

Содержание проекта

Полностью соответствует поставленным целям и задачам проекта; в ходе проекта достигаются ожидаемые результаты

15

 

Частично соответствует поставленным целям и задачам проекта; в ходе проекта ожидаемые результаты достигаются частично

10

Не соответствует поставленным целям и задачам проекта,ожидаемые результаты не достигнуты

0

5

Учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
соответствие нормам СанПин

Полностью соответствует возрастным и психологическим особенностям обучаемых , а именно: материал доступен, понятен; соответствует возрасту обучающихся; не наносит вред психическому здоровью ребенка. 
Полностью соответствует нормам СанПин

10

 

частично соответствует возрастным и психологическим особенностям обучаемых , а именно:содержание проекта неудобно для восприятия.
не весь материал доступен и понятен обучающимся:
Частично соответствует нормам СанПин

5

Не соответствует возрастным и психологическим особенностям обучаемых ; не соответствует нормам СанПин

0

6

Организация деятельности обучающихся

Создан механизм для формирования заинтересованности учеников, включения их в активную деятельность;
предусмотрены индивидуальные, групповые и коллективные формы работы учащихся,  представлен исчерпывающий список необходимых материалов и Интернет-ресурсов ,даны инструкции по их использованию

10

 

частичное соответствие критерию

5

полное несоответствие критерию

0

7

Оценивание работы обучающихся

Даны критерии оценивания результатов, представленных обучающимися,  предлагаемые формы и методы оценки учебных достижений школьников (текущей/формирующей, итоговой/результирующей) разнообразны и эффективны  
 

10

 

Даны нечеткие критерии оценивания результатов, представленых обучающимися ; предлагаемые формы и методы оценки учебных достижений школьников неразнообразны или/и малоэффективны

3

Критерии оценивания результатов работы обучщающихся в проекте отсутствуют

0

8

Использование в проекте сервисов 

web 2.0

 Целесообразно применяются разнообразные сервисы  на всех этапах проекта

10

сбились настройки встроенных материалов

на сайте проекта

  Сервисы  применяются не на всех этапах проекта, либо их применение нецелесообразно

5

Сервисы не используются

0

9

Итоговый продукт,
оформление
проекта

Проект имеет практико-ориентированных характер.
Материалы оформлены качественно и эргономично;
Отсутствуют содержательные и грамматические ошибки

10

 

частичное соответствие критерию

5

полное несоотвествие критерию

0

10

Тиражируемость проекта

Методические комментарии достаточны и доступны для работы с проектом, его тиражирования и использования в других образовательных учреждениях 

10

 

Методические комментарии не достаточны и ограничивают возможность  работы с проектом, его тиражирования и использования в других образовательных учреждениях 

5

Методические комментарии к проекту отсутствуют 

0

 

ИТОГО

Проект представляет собой законченный методико-дидактичес кий продукт, полностью готовый к тиражированию ,имеющий практико-ориентированный характер, активно  и осознанно с их стороны вовлекающий учащихся в деятельность по изучению трагических событий и сохранению памяти о репрессированных в Воронежской области.

Проект носит личностно-ориентированный характер, в нем учтено мнение и желание участников при выборе подтемы и способа работы в проекте и само содержание направлено на изучение судеб конкретных людей, подвергшихся репрессиям.

Автором предусмотрены разнообразные формы деятельности учащихся, применены методы их мотивирования, самооценки, определения готовности результата работы,что помогало  уч-ся успешно приянть участие в проекте, стимулировало к продолжению исследования.

Содержание проекта предусматривает воздействие и на эмоциональную сферу воспитанников,что придает проекту большой воспитательный потенциал

Проект имеет в качестве результата ученические работы, представленые в различной форме на итоговой конференции, что, безусловно, дает возможность подвести итоги работы в проекте, оценить вклад каждого участника.увидеть сильные и слабые стороны деятельности участников проекта.

Хочется пожелать продолжения начатой работы по сохранению памяти о трагических страницах истории , установления контактов с организациями,которые проводят свои исследования в этом направлении и консолидации сил.

Спасибо за ваш огромный труд!

Небольшие замечания:  вводная презентация представляет материал в звуковом ,текстовом и  зрительной виде, что не позволяет одновременно воспринимать всю предлагаемую информацию.Презентация не сопровождена предворяющими вопросами,вследствии вышеуказанных недостатков уч-ся трудно было запомнить предлагаемую информацию и ответить на последующие вопросы, установка -быть внимательными -неконкретна, т.к. учитель не сформулировал, на что именно обратить внимание при просмотре.

Текст рассказа "Аморальный приказ" требует , на мой взгляд, более продолжительной работы, на нем можно выстроить целое занятие, начав с заголовка и его обсуждения, предваряя содержание, более детально можно было бы обсуждать происходящее в рассказе, возможно, с предложениями практической работы с текстом и его содержанием, мне немножко жаль,что такой текст и его потенциал не были использованы в полной мере.

100%

 

 

Елена Годунова,Новосибирская область, админ сообщества "Право имеет каждый!" http://www.openclass.ru/community/186743



Фото пользователя Елена Александровна Пономарева

На: Личная страница Пономаревой Е.А.


Низкий поклон организатору конкурса, что сподвигла привлечь детей к участию в проекте, тема которого, действительно, носит огромный воспитательный потенциал.

 

Елена Александровна, спасибо Вам за искреннюю заинтересованность, за тщательное изучение наших работ,  за подробный анализ и подсказки, как всегда, полезные и правильные.

 

Что презентация перегружена в плане задействованности одновременно нескольких каналов воприятия, я уже поняла на практике. Даже взрослому трудно читать текст на фоне слов песни. Постараюсь больше подобных ошибок не совершать.

 

Попытка отвести на рассказ минимальный временной промежуток объясняется желанием успеть больше. Понадеялась, что рассказ даже без подробного обсуждения задевает глубинные струнки души. Это, конечно, так и есть. И все же часть возможностей оказались упущенными, согласна с Вами.

 

Спасибо Вам за высокую оценку работы, но, конечно, Вы переоценили ее: идеал - вещь недостижимая, а значит, всегда остается возможность сделать лучше, ближе подойти к 100%.

Дорогу осилит идущий!



Поиск

Loading
Право имеет каждый!